Статья
статья (подготовительная группа)
ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В ДОО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В ДОО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Самофалова Ю.Н., инструктор по ф/к,
Качур А.А., музыкальный руководитель,
МАДОУ д/с № 2, Россия, г. Белгород
Аннотация: данная статья показывает важность создания организованной предметно – пространственной среды в ДОО для развития физических и музыкальных способностей дошкольников. Также авторы статьи делятся своим опытом организации среды в дошкольном учреждении.
Ключевые слова: предметно-пространственная развивающая среда, физические способности, спортивный центр, двигательная активность, двигательные задачи, «зона актуального развития», «зоне ближайшего развития», музыкальное сопровождение.
Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.
Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.
Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. С целью обучения движениям, укреплению здоровья ребёнка и совершенствования организма средствами физической культуры в нашем детском саду особое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования [4].
Физическое развитие, по ФГОС, нацелено на приобретение опыта в двигательной деятельности, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [5].
Физические способности - это задатки человека. Они заложены природой в каждом, но проявляются в конкретном двигательном действии, у каждого человека по-разному. Одна физическая способность может выражаться в разных физических качествах. И наоборот, одно физическое качество может выражаться в разных физических способностях.
Развитие физических способностей достигается через выполнение двигательных задач. Формой проявления физических способностей являются двигательные умения и навыки.
На развитие физических способностей оказывают влияние два основных фактора:
- наследственная программа индивидуального развития организма;
- социально-экологическая адаптация организма (приспособление к внешним воздействиям).
В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.
По мнению учёных, представления о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить, что:
- в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач;
- развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях;
- воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей - через выполнение двигательных заданий.
Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитании физических качеств.
Особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по мнению Л.С. Выготского, должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе.
Предметная развивающая среда - система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Предметно-пространственная развивающая среда - среда, насыщенная различными играми, игрушками, инструментами, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Одно из требований к развивающей предметно-пространственной развивающей среде, согласно ФГОС ДО, звучит так: «Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» [5].
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Исходя из вышесказанного следует, что для обеспечения эффективной работы по физическому развитию в дошкольном образовательном учреждении необходимо формирование предметно-пространственной развивающей среды.
МАДОУ д/с № 2 г. Белгорода осуществляет свою работу по физическому развитию на основе проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, а также парциальной программы Л.Н. Волошиной, Т.В. Куриловой «Играйте на здоровье!».
Предметно-пространственная развивающая среда в МАДОУ создана с учётом требований ФГОС и регулярно пополняется.
В детском саду оборудованы спортивный зал и спортивная площадка, в каждой возрастной группе детского сада организованы спортивные центры. Цель спортивного центра в группе – создание условий для привлечения внимания детей к занятиям физической культурой и спортом. Наполняемость в таких центрах соответствует возрасту детей и программным требованиям, способствует полноценному и всестороннему развитию двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие дошкольников.
В МАДОУ имеется достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.
Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей.
Оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствуют возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности.
Одним из важных требований к отбору оборудования в МАДОУ является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре имеются хорошие крепления и гимнастические маты. Материалы, из которых изготовлено оборудование, отвечает гигиеническим требованиям, экологически чистое и прочное.
Оборудование скомплектовано в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий обеспечивается правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).
Большинство физкультурных пособий в МАДОУ используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр, поэтому в комплекты оборудования входят самые разнообразные предметы:
- крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.);
- переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.);
- мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.).
Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).
Используемая в МАДОУ парциальная программа «Играйте на здоровье!» ориентирует педагогов осуществлять работу по освоению элементов спортивных игр с учётом смены времени года. Ребята, начиная со второй младшей группы, на занятиях по физическому развитию постепенно начинают осваивать элементы спортивных игр, поэтому, смена оборудования в групповых спортивных центрах происходит посезонно, чтобы дать возможность дошкольникам закреплять двигательные умения и навыки в свободной деятельности.
Таким образом, каждый ребёнок имеет возможность проявить свои физические способности в разных видах спорта. Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель, наблюдая за интересами детей и видя их способности, имеют возможность помочь родителям дошкольников определиться в выборе того или иного вида спорта.
В детском саду закладываются основы всестороннего развития ребенка, которое включает в себя художественно-эстетическое, музыкальное, физическое развитие. В свою очередь мы рассматриваем взаимосвязь физического развития с помощью музыки. И таким помощником является музыкальный руководитель ДОО, главной задачей которого, является осуществление целенаправленного музыкального развития дошкольников в разных формах детской деятельности - развитие и совершенствование движений, музыкальности и основных ее компонентов (эмоциональной отзывчивости, слуха). Ребенок учится слушать, слышать и воспринимать музыку, двигаться в соответствии с характером.
Задача музыкального руководителя ДОО - обеспечить музыкальное сопровождение двигательной деятельности. Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику, музыкальные и физкультурные занятия, правздники и развлечения активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, способствует организации детского коллектива. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус - все это создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом, подготавливает к различным видам деятельности.
Как разновидность игровой деятельности в детском саду можно отметить музыкально-ритмические общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики с применением гимнастических лент, фитнес мячей, обручей и т. д., которые используются в таких спортивно - патриотических мероприятиях как «День Флага», «День Победы», «День защитника Отечества».
Таким образом, благодаря музыке, музыкально-ритмические движения, занимают одно из первых мест в физическом развитии детей. Организация совместной работы по музыкальному и физическому воспитанию является приоритетной задачей музыкального руководителя. К совместной деятельности относятся: занятия, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность, построенные на активном взаимодействии взрослых с детьми и поэтому музыка должна звучать во всех мероприятиях физкультурного, музыкального и развлекательного цикла.
В нашем детском саду организация музыкальных и физкультурных занятий с использованием всех вышеперечисленных видов деятельности помогает обеспечить более бережное отношение к физическому здоровью наших воспитанников, выявить и развить музыкальные, физические и творческие способности каждого ребенка.
Таким образом, правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда в ДОО способствует развитию физических способностей детей дошкольного возраста, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки, а также стимулирует развитие независимости, инициативы, в которой дети реализуют свои способности.
ЛИТЕРАТУРА
- Губа, В.П. «Спортивная диагностика». - 2016.
- Жилина, Е.А. Образовательная среда как условие эффективности физического воспитания и развития ребенка-дошкольника / Е. А. Жилина, Г. В. Маркова, Н. Г. Кошель, С. В. Иванова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2017.
- Колидзей, Э.А. Личностно-ориентированное физическое развитие ребенка: учебное пособие / Э.А. Колидзей. – М.: Московский психологосоциальный институт. – 2006.
- Моргунова, О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель» - 2007.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/ll/25/doshk-standart-dok.htnil.
- Щербакова, Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений / Т. Н. Щербакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...