Сообщение для педагогов «Что значит способности»
консультация (подготовительная группа)
Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей ребёнка, способствующих достижению им успехов в той или иной сфере его деятельности — любых видах творчества, учёбы, спорта и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_dlya_pedagogov_chto_znachit_sposobnosti.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение для педагогов «Что значит способности?»
31.01.2019
Сообщение для педагогов «Что значит способности?»
Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей ребёнка, способствующих достижению им успехов в той или иной сфере его деятельности — любых видах творчества, учёбы, спорта и т.д.
Ещё совсем недавно среди педагогов преобладало мнение, что большая часть способностей маленьких детей являются врождёнными, и обусловлены именно генетикой.
Наследственность, конечно же, играет определённую роль в наличии у детей выдающихся способностей, но ученые доказали, что большее значение имеет правильное и своевременное выявление индивидуально-психологических особенностей ребёнка, а также создание благоприятного фона для их полноценного и всестороннего развития.
Каким образом можно выявить способности ребёнка?
Основная работа по выявлению способностей детей в учебных заведениях детей лежит на педагогах. Однако традиции и методы нашего школьного и дошкольного воспитания таковы, что не предусматривают специальных мероприятий по выявлению индивидуальных склонностей и интересов детей.
Организация процесса обучения сводится в основном к достижению успехов в усвоении знаний, причём обучении, заключённом в рамки обычной программы. Вопросы самопознания, специальные методы работы с индивидуальностью детей в государственных учебных заведениях сведены к минимуму.
Это приводит к тому, что педагог, анализируя успехи ребёнка, может сказать только о его достижениях в изучении предметов общеобразовательной программы. Зацикленность на отличных оценках, как показателе успеха, приводит к тому, что самооценка детей существенно снижается. Это также накладывает отпечаток на развитие личности ребенка, способствует образованию у него комплекса неполноценности, низкой самооценки.
Также, выявить индивидуальные способности ребёнка лучше всего могут члены его семьи. Ведь только они, в ходе повседневного общения, могут анализировать его интересы, проводить занятия и игры, помогающие определить наличие у него тех или иных наклонностей.
Методы и способы выявления наклонностей детей
Наблюдение и анализ – позволяет понять, чем больше всего интересуется ребёнок, какие творческие занятия доставляют ему удовольствия, а к чему он остаётся равнодушен. Здесь нужно быть внимательным к познавательной деятельности детей: как правило, они задают больше всего вопросов о том, что интересует их больше всего.
Игра. Этот способ определения индивидуальных склонностей больше используется на ранней стадии воспитания и обучения – в дошкольных учреждениях. Именно в игре можно увидеть насколько развиты коммуникативные навыки ребёнка, доставляет ли ему общение со сверстниками удовольствие, какую роль отводит он себе в детском коллективе, есть ли у него задатки лидера?
Консультация специалистов. Если самостоятельные наблюдения и анализ родителей не дали им возможности определить, сферу интересов и способностей детей, то можно обратиться к специалистам. Существует специальные методы (тесты, опросы), которые обеспечивают выявление интеллектуального и творческого потенциала школьников.
Основные разновидности способностей, их определение и диагностика
Интеллектуальные способности
Выявить их помогут следующие признаки:
-Ребёнок ставит опыты.
-Усвоение большого объёма информации (например, чтение от начала до конца длинных литературных произведений, запоминание их содержания, развития сюжета, деталей повествования).
-Богатый словарный запас с минимальным количеством пассивных, неиспользуемых слов. Быстрое пополнение словаря, анализ и правильное применение новых слов.
-Склонность к проактивности (умение просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд и принимать меры необходимые, для её благополучного исхода).
-Умение работать с информацией (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, находить различия, классифицировать).
-Желание упорядочить информацию (создавать календари природных явлений, коллажи, распорядки дня и т.д.).
-Наличие элементов критического мышления (недоверие к одному источнику информации, поиск и изучение альтернативных источников, построение гипотез, изучение и проверка их на практике).
Творческие способности.
-Выражаются в активном использовании воображения.
-Очевиден интуитивный, иррациональный подход к решению тех или иных задач. Интуиция определяет способы действий ребёнка, ему трудно объяснить, почему он решил сделать что-либо, так, а не иначе, тем не менее, интуитивное решение проблемы очень часто оказывается верным.
-Гибкость и быстрота мышления, умение оперативно ориентироваться в ситуации.
-Создание оригинальных идей, постоянный поиск и изобретение чего-то нового.
-Влечение к прекрасному, определение собственной системы эстетических ценностей (любимые художники и поэты, писатели, музыканты и т.д.).
-Развитая эмоциональная сфера: способность к эмпатии (сопереживание, умение поставить себя на место другого), терпимость, склонность к рефлексии и самоанализу, чувство юмора.
-Ребёнок рисует. Сенсорные способности. Отвечают за правильное восприятие ребёнком качественных характеристик предметов и явлений, помогают найти этим знаниям практическое применение в жизни.
-Свободное владение разнообразными практическими навыками (умение шить, вязать, изготовить полезную вещь для дома или игрушку для младших членов семьи).
-Любовь к процедурам ухода: за маленькими детьми, заболевшими членами семьи. Интерес к медицинским манипуляциям, овладение практическим навыками по оказанию первой помощи.
-Желание работать с материалами и инструментами.
-Практическая сноровка в походных условиях (умение разжечь костёр, установить палатку, правильно и быстро сложить вещи в рюкзак).
-Интерес к манипуляциям, связанным с уходом за внешностью: изучение навыков парикмахеров и визажистов; желание создавать и демонстрировать собственные варианты макияжа и причёсок.
Перечисленные виды способностей относятся к общим способностям, то есть показывают успехи ребёнка, которые могут проявляться в универсальных сферах его деятельности (обучение в школе, и спортивных секциях, работа по дому, изучение ремёсел).
Специальные способности.
-Способности к точным наукам (математика, физика, химия) Склонность к вычислениям, измерениям, анализу и упорядочиванию, свободное оперирование символьной системой, выявление логических связей в рассматриваемых процессах.
-Музыкальные Любовь к различным видам музыкального искусства: вокалу, игре на музыкальных инструментах, способность запоминать и воспроизводить мелодии, попытки сочинять песни и мелодии самостоятельно.
-Литературные Интерес к художественной литературе, самостоятельное чтение книг внешкольной программы, попытки написать собственное литературное произведение, способности к декламации.
-Театрально-художественные Любовь к подражанию, исполнению пантомим, придумыванию и образному воплощению ролевых игр.
-Способности в сфере изобразительного искусства Умение рисовать, лепить, чертить, создавать поделки собственными руками.
-Технические Интерес к устройству различных агрегатов, навыки работы с механизмами и сложными аппаратами.
-Спортивные Хорошо развитая координация движений, ловкость, сноровка. Физические нагрузки переносятся легко, тренировки посещаются с удовольствием.
-Социальные, коммуникативные Определяют уровень свободного взаимодействия ребёнка в коллективе: умение договариваться, способность вовлечь в игру остальных, влиять на других детей во время игр и занятий.
Развитие детских способностей
В наше время развить у ребенка те или иные способности не представляет больших трудностей. Обилие развивающих методик, секций, кружков предоставляет родителям массу возможностей для многостороннего развития своих детей.
Однако педагоги часто наблюдают следующее противоречие: родители готовы способствовать развитию тех детских наклонностей, которые в будущем, по их мнению, смогут обеспечить ребёнку престижную профессию и позволят достичь определённого жизненного успеха.
Так, например, усиленно развивая математические способности у ребёнка-сенсорика, родители желают со временем увидеть в нём успешного программиста или финансового аналитика. Но вероятность того, что в будущем они окажутся разочарованы, достаточно велика.
А вот если родители будут ориентироваться на развитие истинных потребностей ребёнка, и в случае ярко выраженных у него сенсорных способностей будут стимулировать их совершенствование, то вероятность того, что ребёнок оправдает их надежды, став врачом, ветеринаром, популярным парикмахером или известным шеф-поваром окажется достаточно большой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение для педагогов "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализ...
Статья " Я-педагог, и значит я - артист"
Я - педагог, и значит я – артист.Быть педагогом – это не просто,Это ответственно, порой даже сложно.Я педагог, а значит артист!И пусть порой будет костюм неказист,Но в сказку я могу детей ...
Консультация для педагогов: "Что значит быть воспитателем?"
Еще в 19 веке немецкий педагог Фридрих Адольф Дистервег писал: «Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт».Врачи и учителя всегда были элитой общества. Если кто...
Занятие с педагогами «Предупрежден, значит вооружен!» или «Что я знаю о выгорании».
Занятие по профилактике выгорания...
Участие в конкурсе Номинация: «Стоп - кадр» Название работы: Я – педагог, и значит я – артист.
Пояснение к работе:Я – педагог, и значит я – артист. Быть педагогом – это не просто, Это ответственно, порой даже сложно.Я педагог, а значит артист! И пусть порой будет костюм н...
Сообщение для педагогов "Развитие коммуникативных способностей детей".
В наш век экстремально быстрого движения технического прогресса, масштабного объема информации, глобальной компьютеризации навык простого общения, умения слышать и слушать друг друга становится особен...