Рабочая программа среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
рабочая программа (средняя группа)

Антонова Анна Николаевна

Рабочая программа средней группы является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов, определяет ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г.             № 1155 и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,                                М. А. Васильевой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr_moya_sr_gr.docx74.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 18 «Красная шапочка» с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития воспитанников» города Невинномысска

Принята:                                                       Утверждаю:

на педагогическом совете                                      Заведующий МБДОУ № 18 Левченко С. Н.

протокол № ___________                                       приказ №_________________

от «____»_________2021г.                                      от «____»___________2021г.

Рабочая программа

группы среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

срок реализации программы 2021 – 2022 учебный год

Воспитатель: Антонова А. Н.

Невинномысск, 2021 год

Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи реализации Программы

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1.4. Характеристика образовательной программы

1.5. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей

1.6. Планируемые результаты освоения Программы

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях

              - социально-коммуникативное развитие

              - познавательное развитие

              - речевое развитие

              - художественно-эстетическое развитие

              - физическое развитие

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 4-5 лет

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

3. Организационный раздел

3.1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

3.2. Непосредственно образовательная деятельность

3.3. Двигательный режим

3.4. Комплексно-тематическое планирование

3.5. Перспективный план по региональному компоненту

Список используемой литературы и пособий к Программе

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа средней группы является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов, определяет ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г.             № 1155 и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,                                М. А. Васильевой.

Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:

  • Федеральный закон 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от30.08. 2013г.№1014)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

Программа сформирована как программ психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

1.2. Цели и задачи реализации Программы:

Ведущими целями примерной образовательной программы дошкольного образования определение содержания и организации образовательной деятельности в средней группе и создание:

1) условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности;

2) развивающей образовательной среды для позитивной социализации и индивидуализации детей.

Программа рассчитана сроком на 1 год и корректируется педагогами в соответствии с реальными условиями, дополняется комплексно-тематическим, перспективным и ежедневным планированием работы.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеет решение следующих задач:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

Программа строится на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

Реализуемая Программа строится на принципах:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.4. Характеристика образовательной Программы

Средний дошкольный возраст является важным этапом в развитии детей. Любознательность, активность дошколят, их желание совместно действовать со взрослыми и сверстниками – все это хорошие предпосылки для успешного развития и обучения детей 5-го года жизни. Педагоги средних групп понимают, как важно именно в этот период дошкольного детства привить детям любовь к знаниям, научить не только воспринимать и запоминать информацию, получаемую от взрослых, но и находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности, важно воспитать умение действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Гармоничное развитие детей среднего возраста может быть обеспечено лишь при единстве воспитательно-образовательной и оздоровительной работы. В дошкольной организации осуществляется взаимозависимость физического и психического развития дошкольников, поэтому необходимо все гигиенические, оздоровительные и воспитательно-образовательные мероприятия объединить в согласованную систему. В связи с этим дошкольные образовательные организации меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами (ФГОС ДО, Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), являющимися основой для разработки образовательной программы дошкольного образования. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Одним из самых главных ответственных лиц за осуществление эффективной педагогической работы в соответствии с ФГОС ДО является воспитатель. Именно его деятельность должна быть четко спрогнозирована и скоординирована.

Авторы-составители пособия предлагают ежедневное планирование педагогической деятельности воспитателя по Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,           М. А. Васильевой для средней группы.

Согласно Программе, планирование образовательного процесса подразделяется:

 - на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной деятельности, восприятия художественной литературы и фольклора, конструирования из различных материалов;

- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной организации, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольной организации, от опыта и творческого подхода педагога.

Реализовать программные требования педагогам поможет четкая структура пособия, включающая в себя: паспорт группы; организацию предметно-пространственной развивающей среды; мониторинг; организацию жизни и воспитания детей (примерные режим дня и перечень основных видов организованной образовательной деятельности; планирование культурно-досуговой деятельности); планирование совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности детей; план взаимодействия с семьями воспитанников; самообразование профессиональной деятельности воспитателя.

Примерное описание образовательной деятельности построено на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей. Образовательный процесс подразделен на темы, которые охватывают определенный временной промежуток (от одной недели до месяца). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольной организации.

Каждая таблица построена так, чтобы педагог мог ориентироваться в работе на основную часть программы, дополнив ее при заполнении пустографок, и вариативную (национально-культурный, региональный компонент, компонент ДОО), для которой предусмотрены дополнительные колонки.

Такая организация образовательного процесса помогает добиться положительной динамики в развитии ребенка на основе социально-нормативных возрастных характеристик, возможных достижений в виде следующих целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности (прежде всего в игре); владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих чувств; строит речевые высказывания в ситуации общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

При составлении примерного комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности использовались следующие образовательные области:

- Физическое развитие;

- Социально-коммуникативное развитие.

- Познавательное развитие.

- Речевое развитие.

- Художественно-эстетическое развитие.

Творческий подход, мастерство и желание педагогов осуществить комплексный подход в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста помогают реализовать программные цели и задачи таким образом, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познавать многогранность мира, что позволит с дошкольного детства заложить основы мотивированного обучения.

Очень важно в этот период дошкольного детства не дать ребенку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребностях в движении, смене деятельности в рамках занятия. Организация занятий в дошкольных учреждениях часто не дает ребенку возможности отвлечься, поиграть, перейти от сложного задания к более легкому, что влечет за собой потерю интереса к учебной деятельности и нежелание выполнять требования педагога. Как следствие, ребенок 4-5 лет в самый пик своей любознательности не хочет ничему учиться, теряет интерес ко всему.

Средний дошкольный возраст является самым важным этапом в развитии детей. Любознательность, активность дошколят, их желание совместно действовать со взрослыми и сверстниками – все это хорошие предпосылки для успешного развития и обучения детей 5-го года жизни. Педагоги средних групп понимают, как важно именно в этот период дошкольного детства привить детям любовь к знаниям, научить не только воспринимать и запоминать информацию, получаемую от взрослых, но и находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности, важно воспитать умение действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

1.5. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей

Среднюю группу посещают 18 человек в возрасте от 4 до 5 лет.

В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении с педагогами.

В группе 5 девочек и 13 мальчиков.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности. Появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

1.6. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые отражают социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам для детей средней группы следует отнести социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры используются педагогами для:

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) решения задач:

- формирования Программы;

- анализа профессиональной деятельности;

- взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей 4-5 лет;

г) информирования родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

В ходе мониторинга педагог заполняет диагностический материал. Планируемые результаты освоения Программы детьми, указанные в ФГОС ДО конкретизируются планируемыми результатами примерной и парциальных программ.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях

Содержание Программы определяется в соответствии с направлениями развития ребёнка. Соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей.

Основу организации образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Цели и задачи:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательном учреждении;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Работа по реализации задач социально-коммуникативного развития планируется календарно в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы».

Непосредственно образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию не проводится. Задачи социально-коммуникативного развития реализуются интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

Направления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

- игровая деятельность

- культурно-нравственное и этическое воспитание;

- гендерное, семейное, гражданское воспитание;

- трудовое воспитание;

- основы безопасной жизнедеятельности.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане.

К социально-коммуникативному направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация» (подраздел «Развитие свободного общения со взрослыми и детьми»)

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Цели и задачи:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Направления образовательной области «Познавательное развитие»:

- сенсорное развитие;

- познавательно-исследовательская деятельность;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора (предметное окружение, социальное окружение, ознакомление с природой).

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане.

К познавательному направлению следует относить представленную в Программе «От рождения до школы» образовательную область «Познание» (за исключением конструктивной деятельности).

Задачи познавательного развития реализуются также интегрировано с другими образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Цели и задачи:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Направления образовательной области «Речевое развитие»:

- формирование словаря;

- звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- связная речь;

- подготовка к обучению грамоте;

- знакомство с детской литературой.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане.

Задачи речевого развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно.

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Цели и задачи:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Направления образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

- продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование);

- приобщение к искусству;

- музыкально-художественная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах).

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане.

К художественно-эстетическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание» (подраздел «Конструктивная деятельность»), «Труд» (подраздел «Ручной труд»).

Непосредственно образовательную деятельность по музыке планирует и осуществляет музыкальный руководитель в музыкальном зале ДОУ. Воспитатели присутствуют на занятии, оказывают помощь музыкальному руководителю в проведении музыкально-дидактических игр, разучивании танцевальных движений и песенного репертуара, инсценировках.

Задачи художественно-эстетического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, культурно-досуговой деятельности. Работа в данном направлении планируется календарно.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Цели и задачи:

- способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

- формировать начальные представления о некоторых видах спорта;

- способствовать овладению подвижными играми с правилами;

- способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Направления образовательной области «Физическое развитие»:

- двигательная активность (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, спортивные игры, подвижные игры);

- воспитание культурно-гигиенических навыков (питание, одевание-раздевание, умывание, содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати);

- формирование основ культуры здоровья.

Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию планируется в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методические пособия.

Задачи физического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, досуговой деятельности. Работа в данном направлении планируется календарно.

Воспитание культурно-гигиенических навыков планируется перспективно на каждый месяц в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое пособие.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане.

К физическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье».

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 4-5 лет

Формы реализации образовательной программы

Игровая деятельность: игры с правилами, дидактические игры, творческие игры (сюжетно-ролевые и театрализованные), подвижные игры, игровые упражнения, путешествия, пальчиковые игры.

Самообслуживание, элементарный труд: тренировка культурно-гигиенических навыков в режимных моментах, дежурства, выполнение поручений, труд на групповом участке.

Двигательная деятельность: утренняя гимнастика, физкультминутки согласно режиму дня, занятия по физической культуре, подвижные и малоподвижные игры (на прогулке и в группе), пальчиковая, дыхательная гимнастики, выполнение игровых упражнений.

Коммуникативная деятельность: беседы и ситуации, ситуативные разговоры, разучивание пословиц, считалок, поговорок, стихов, песен, викторины, интеллектуальные игры, составление рассказов (по картинкам, игрушкам, из личного опыта).

Изобразительная деятельность и конструирование: НОД и творческие мастерские, игра с конструкторами, изготовление подарков, оформление выставок и мероприятий, знакомство с произведениями известных художников, скульпторов.

Восприятие произведений художественной литературы: чтение, беседы, разучивание стихотворений, викторины, драматизации.

Познавательно-исследовательская деятельность: наблюдение за природой, проведение опытов и экспериментов, культурно-смысловые контексты (Путешествие по карте, Путешествие по реке времени), ситуации, моделирование, просмотр (альбомов, книг, видео), встречи с интересными людьми, экскурсии, коллекционирование.

Проектная деятельность: создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.

Формы работы с детьми делятся на 3 группы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Непосредственно организованная деятельность (НОД) – это элементарная структурообразующая единица учебного процесса, с реализацией определенной части образовательной программы. Это организационная форма.

В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности необходимо использовать проблемные ситуации, интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления). Методы и приемы, формы работы с детьми, должны способствовать развитию у детей инициативы, самостоятельности, обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации, осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.

Методы реализации образовательной программы

Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования. 
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы: 

  • методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);
  • методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);
  • методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
  • информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение); 
  • репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
  • метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений; 
  • эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)
  • исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование). 

Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:

  • демонстрационные и раздаточные;
  • визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
  • естественные и искусственные;
  • реальные и виртуальные;

Средства, направленные на развитие деятельности детей:

  • двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
  • игровой (игры, игрушки);
  • коммуникативной (дидактический материал);
  • чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
  • познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
  • трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
  • продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
  • музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены поддержка родителей в воспитании детей и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность.

При планировании работы с семьями воспитанников группы учитывается социальный статус родителей, уровень материального состояния, образование, социальное положение.

Основные направления работы с семьёй

Важнейшим условием необходимым для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Цель взаимодействия детского сада с семьёй: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.

Принципы работы с родителями:

- Целенаправленность, систематичность, плановость;

- Сотрудничество с родителями в воспитании детей;

- Возрастной характер работы с родителями;

- Создание активной развивающей среды, обеспечивающее единые подходы к развитию

- Личности в семье и детском коллективе

- Доброжелательность.

Задачи взаимодействия детского сада с семьёй:

  • Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;
  • Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ;

Формы и методы общения педагогов с родителями.

Система взаимодействия с родителями включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы группы на родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни группы;
  • ознакомление родителей с содержанием работы группы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях

В проведении мониторинговых исследований

-Анкетирование (3-4 раза в год);

- Социологический опрос (по мере необходимости);

В создании условий

- Участие в субботниках по благоустройству территории (2 раза в год);

-помощь в создании предметно-развивающей среды (постоянно);

-оказание помощи в ремонтных работах (ежегодно);

В управлении группы

- участие в работе родительского комитета (по плану)

В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей

-наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим» (1 раз в квартал);

-памятки (обновление постоянно);

-консультации по интересующим вопросам (1 раз в месяц);

- распространение опыта семейного воспитания (1 раз в квартал);

-родительские собрания (по годовому плану);

В воспитательно - образовательном процессе группы, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений

с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство

-Дни открытых дверей (2 раза в год);

- Дни здоровья (1 раз в квартал);

- Совместные праздники, развлечения (2 раза в год);

-Встречи с интересными людьми (1 раз в квартал);

- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах (постоянно по годовому плану);

- Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности (1 раз в год);

Консультации (папки передвижки):

1. «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей»

2. «Детские вопросы и как на них отвечать»

3. «Обувь для детского сада»

4. «Поговори со мною, мама»

5. «Бережём здоровье с детства или 10 заповедей здоровья»

6. «Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей»

7. «Правила поведения за столом»

Родительские собрания:

  1. «Будем знакомы»
  2. «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»
  3. «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Пересказ как одна из форм развития речи и памяти».
  4. «Наши достижения» Итоговое собрание, анкетирование.

План работы с родителями в средней группе на 2021 – 2022 учебный год

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

1.Обзорная экскурсия по детскому саду. 

2. Экскурсия в библиотеку «В гости к книгам».

Знакомить обучающихся с профессиями работников детского сада.

Знакомить детей с библиотекой.

Привлечь родителей к мероприятию.

Октябрь

1.Развлечение «Что нам осень подарила?»

2.Фотовыставка «Я и моя семья».

3.Выставка рисунков

«Все профессии нужны…»

Расширить знания детей об осени, о времени сбора урожая.

Выставка работ из овощей и фруктов.

Обогащать представления о своей семье.

Знакомить детей с профессиями родителей.

Ноябрь

1.Сжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения «По дороге не ходи».

2.Конкурс стихов о Родине.

Знакомить с видами транспорта, с правилами ДД, знакомить «городскими» профессиями.

Расширять и активизировать словарный запас детей. Знакомить с понятием «страна», «Родина».

Декабрь

1.Настольный театр «Заюшкина избушка»

2.Выставка-конкурс новогодних игрушек «Снеговичок»

Активизировать творческо-игровую деятельность обучающихся.

Создать радостную атмосферу праздника.

Привлечение родителей к выставке работ.

Январь

1. Развлечение с водой «Лейся, Лейся-перелейся»

Формирование у детей исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой0

Февраль

1.Выставка фотографий «Мой папа военный»

2.Спортивные соревнования с папами «Кто быстрее"

 

Воспитывать у обучающихся любовь к Родине, знакомить с военными профессиями.

Воспитывать любовь к родным.

Вызывать у детей и родителей желание активно участвовать в соревнованиях.

Март

1.Выставка рисунков «Букет для мамочки».

2.Посиделки с мамами.

Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке.

Создать радостную атмосферу торжества.

Апрель

1.Кукольный театр «Волк и семеро козлят».

2. День космонавтики. Конкурс рисунков.

Активизировать творческо-игровую деятельность обучающихся.

 Знакомство с правилами безопасного поведения в природе и на участке детского сада.

Май

1.Экскурсия к Вечному огню.

2. Выставка рисунков «День победы».

 

 

 

Воспитывать чувство уважения к ветеранам. Активизировать игровую деятельность.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Ведущим фактором укрепления здоровья является выполнение режима дня. Физиологически правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей; создаёт предпосылки для нормального протекания всех жизненно-значимых процессов в организме.

Режим дня в группе соответствует возрастным психофизиологическим особенностям ребёнка, представляет собой оптимальное сочетание режимов бодрствования и сна в течение дня при реализации принципа рационального чередования различных видов деятельности и активного отдыха.

Основные физиологические принципы построения режима дня соблюдаются в рамках медико-педагогических требований, определяющих регламентацию умственных и физических нагрузок, своевременный отдых, сон, пребывание детей на воздухе, регулярный приём пищи, достаточный объём двигательной активности.

В построении ежедневной организации жизни и деятельности детей учитываются возрастные и индивидуальные особенностей дошкольников и социальный заказ родителей (законных представителей), предусматриваются личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.

Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое (07.00-19.00) пребывание ребенка в детском саду при пятидневной рабочей неделе.     

 Режим дня группы среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет             на 2021-2022 учебный год 

Холодный период

Режимные моменты

Время

Приём, осмотр, игры, утренняя гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дежурство, самостоятельная деятельность

07:00 – 08:25

Подготовка к завтраку, завтрак

08:25 – 08:55

Самостоятельная деятельность

08:55 – 09:00

Непосредственно образовательная деятельность

 09:00 – 09:50

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

09:50 - 11:50

Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность

11:50 -12:00

Подготовка к обеду, обед

12:00 –12:30

Подготовка ко сну, дневной сон

12:30 – 15:00

Постепенный подъём, упражнения после сна, игры,  самостоятельная деятельность

15:00 – 15:25

Подготовка к полднику, уплотненный полдник

15:25 – 15:55

Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке, прогулка

15:55 – 16:25

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

16:25 – 16:35

Подготовка к ужину, ужин

16:35 – 17:00

Чтение художественной литературы

17:00 – 17:15

Прогулка, игры, уход детей домой

17:15 - 19:00

Теплый период

Режимные моменты

Время

Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дежурство, самостоятельная деятельность

07:00 – 08:25

Подготовка к завтраку, завтрак

08:10 – 08:55

Самостоятельная деятельность

09:00 – 11:50

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

10:30 – 10:45

Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность

11:50 – 12:00

Подготовка к обеду, обед

12:00 – 12:30

Подготовка ко сну, дневной сон

12:30 – 15:00

Постепенный подъем, упражнения после сна, игры, самостоятельная деятельность

15:00 – 15:25

Подготовка к полднику, уплотненный полдник

15:25 – 15:55

Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке, прогулка

15:55 – 16:25

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

16:25 – 16:35

Подготовка к ужину, ужин

16:35 – 17:00

Чтение художественной литературы

17:00 – 17:15

Прогулка, игры, уход детей домой

17:15 – 19:00

3.2. Непрерывная образовательная деятельность.

Непрерывная образовательная деятельность в средней группе на 2021 – 2022 уч. г.

Распределение учебной нагрузки на неделю.

Понедельник

Художественно-эстетическое развитие (лепка/аппликация)

Физическое развитие

09:00 - 09:20

 

     09:30 - 09:50

Вторник

Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)

Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие)

09:00 - 09:20

     09:30 - 09:50

Среда

Речевое развитие (развитие речи / чтение художественной литературы)

Физическое развитие

09:00 - 09:20

     09:30 - 09:50

Четверг

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие)

09:00 - 09:20

    09:30 - 09:50

Пятница

Познавательное развитие (экологическое воспитание / ознакомление с окружающим миром / конструирование)

Физическая культура (Физическое развитие)

09:00 - 09:20

     09:30 - 09:50

3.3. Двигательный режим в группе среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет на 2021 2022 учебный год

Формы работы

Группа среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет

Подвижные игры во время утреннего приема детей

Ежедневно 5 – 7 минут

Утренняя гимнастика

Ежедневно 5 – 7 минут

Физкультминутки

В НОД 2 - 3 минуты

Релаксация

После НОД 2 - 3 минуты

Музыкально-ритмические движения

В НОД 8 - 10 минут

Физическая культура НОД

3 раза в неделю 15 – 20 минут

Подвижные игры:

- сюжетные;

- бессюжетные;

- игры-забавы;

- соревнования;

Ежедневно не менее двух игр по 7 – 8 минут

Игровые упражнения:

- метание;

- подлезание;

- перелезание;

- равновесие;

- прыжки;

Ежедневно 6 – 8 минут

Физические упражнения и игровые задания:

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

Ежедневно, сочетая по выбору 6 – 8 минут

Оздоровительные мероприятия:

- гимнастика пробуждения;

- дыхательная гимнастика;

Ежедневно 6 минут

Спортивный праздник

2 раза в год 15 – 20 минут

Самостоятельная двигательная деятельность детей в течении дня

Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. Проводится под руководством воспитателя.

3.4. Комплексно-тематическое планирование в средней группе

Тема

Развернутое содержание работы

Период

Варианты итоговых мероприятий

День знаний

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка, расширять представления о сотрудниках д/с

1 – 17 сентября

Развлечение для детей, подготовленное воспитателем (с участием родителей)

Мониторинг

Осень

Расширять представления о здоровом образе жизни. Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за лицом и телом. Развивать гендерные представления. Закреплять знания о своей семье: называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, знакомить с профессиями родителей

20 – 24 сентября

Спортивное развлечение

День здоровья

Я в мире человек

Расширять знания детей об осени. Знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Дать знания о правилах безопасного поведения в природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы, учить вести сезонные наблюдения. Формировать элементарные экологические представления

27 сентября – 29 октября

Праздник «Осень»

Выставка детского творчества

Мой город, моя страна

Знакомить с родным городом. Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю

Познакомить с несколькими выдающимися людьми прославившими Россию (писатели, художники)

8 ноября –  3 декабря

Ролевая игра «Дочки-матери», «Строим дом»

Выставка детского творчества

Новогодний праздник

Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника

6 декабря  –      31 декабря

Новогодний утренник

Зима

Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту природы. Знакомить с зимними видами спорта. Безопасное поведение людей зимой

Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики

10 января –        11 февраля

Тематическое развлечение

Выставка детского творчества

День защитника Отечества

Знакомить детей с «военными» профессиями, с военной техникой, с Флагом России. Воспитывать любовь к родине

Осуществлять гендерное воспитание. Приобщать к русской истории через знакомство с былинами

14 – 23 февраля

Создание в группе макета (с участием родителей)

8 Марта

Организовать все виды деятельности вокруг темы семьи любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям.

Расширять гендерные представления

23 февраля –      8 марта

Мамин праздник

Знакомство с народной культурой и традициями

Расширять представления о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности

9 – 25 марта

Фольклорный праздник

Выставка детского творчества

Весна

Расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения

Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать к ней бережное отношение. Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о работах, проводимых в саду и на огороде

28 марта –         22 апреля

Тематическое развлечение

Выставка детского творчества

День Победы

Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Формировать знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне

25 апреля –         6 мая

Тематическое развлечение

Выставка детского творчества

3.5. Перспективный план по региональному компоненту

Месяц

Форма работы

Цели

Сентябрь

Прогулка по ул. Бульвар Мира

Воспитывать потребность в познании окружающих условий. Полюбоваться красотой природы, созданной жителями.

Изготовление макета «Кубанское подворье»

Познакомить детей с понятием «подворье» и его обитателями.

Беседа «Кубанские казаки и казачки»

Познакомить детей с предметами быта, кухонной утварью, костюм казаков. Развивать познавательный интерес.

Разучивание подвижных игр «Ручеек», «Перетяжка», «Разбей кувшин»

Познакомить детей с кубанскими народными играми. Воспитывать желание играть в кубанские народные игры. Развивать ловкость, выносливость, смелость.

Октябрь

Изготовление фотоальбома «Мой город»

Помочь детям понять и ощутить свою принадлежность к «малой Родине».

Беседа о родном городе

Познакомить с достопримечательностями нашего города.

Беседа «Историческое прошлое Кубани» (история заселения, жизнь и быт казаков)

Познакомить детей с историческим прошлым Кубани. Развивать познавательный интерес.

Знакомство с символикой Ставропольского края (герб, гимн, флаг)

Познакомить детей с символикой Ставропольского края, вызвать чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Ноябрь

Беседа «Обрядовые праздники на Кубани»

Познакомить детей с обрядовыми праздниками на Ставрополье, развивать познавательный интерес.

Рассматривание фото с видами Ставрополя-столицы края

Познакомить детей со столицей края – Ставрополь. Развивать познавательный интерес. Обогащать словарный запас.

Экскурсия по территории детского сада

Формировать любовь к малой Родине через наблюдение природы родного края. Воспитывать чувство красоты, развивать радостные эмоции.

Чтение стихов и рассказов кубанских поэтов и писателей

Познакомить детей с произведениями Невинномысских авторов. Воспитывать любовь к художественному слову.

Декабрь

Прослушивание гимна России

Продолжать знакомить детей с символикой Ставрополья. Воспитывать патриотизм.

Разучивание народной кубанской игры «Шапка атамана»

Познакомить детей с новой народной игрой. Воспитывать желание играть в народные игры. Развивать ловкость, выносливость, смелость.

Знакомство с «Казачьи музыкальные инструменты» (гармонь, щетки, бубен)

Познакомить детей с казачьими музыкальными инструментами. Расширять словарный запас детей.

Прослушивание кубанских казачьих песен («Я в казаки пойду», «Казачата» А. Попов, «Хлеб всему голова»), песен в исполнении кубанского казачьего хора под руководством В. Захарченко

Продолжать знакомить детей с кубанскими казачьими песнями. Воспитывать любовь к культуре своего народа.

Январь

Заучивание кубанской песни «Казачата»

Продолжать знакомить детей с кубанскими казачьими песнями. Воспитывать любовь к культуре своего народа.

Развлечение «Рождественские колядки»

Знакомить детей с малыми фольклорными формами.

Заучивание потешек, колыбельных песен, считалок, скороговорок

Формировать представления о жанровых особенностях скороговорок, считалок, потешек.

Беседа «Зимние забавы на Кубани»

Продолжать знакомить с народными традициями.

Февраль

Беседа «Родной дом»

Формировать понятие «родной дом», воспитывать чувство привязанности, любви, бережного отношения к родному дому, родным людям.

Беседа «Моя родная улица»

Закрепить понятие «моя родная улица», «мой родной дом». Воспитывать в детях любовь к малой родине.

Познавательный рассказ о городе

Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

Чтение кубанских народных сказок, пословиц и поговорок

Продолжать знакомить детей с фольклором народа. Воспитывать желание познать культуру своего народа через сказки, пословицы, поговорки.

Март

Рассказ о празднике масленицы

Продолжать знакомить с культурой и традициями Ставропольского края.

Изготовление чучела масленицы

Привлечь детей к коллективной деятельности.

Развлечение «Широкая масленица»

Создать эмоционально-радостное настроение, удовольствие от праздника.

Беседа «Роль казачки в семье»

Познакомить с обязанностями женщины-казачки в семье, главной хранительницы очага.

Апрель

Познавательный рассказ «Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани»

Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду и людям труда.

Беседа «Национальная одежда кубанского казака и казачки»

Продолжать углублять знания детей о кубанской одежде, ее назначении, названии, разных ее частях. Развивать интерес у детей к национальным костюмам, кубанскому орнаменту. Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.

Беседа «Хлеб – всему голова»

Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.

Наблюдение – беседа «Перелетные и зимующие птицы Ставрополья»

Продолжать систематизировать знания детей о птицах, их характерных особенностях.

Май

Беседа «удивительный мир насекомых»

Познакомить детей с представителями животного мира – насекомыми, живущими на Ставрополье, как самыми многочисленными животными на Земле.

Познавательный рассказ «В мире лекарственных трав»

Учить детей узнавать и называть лекарственные растения ближайшего окружения.

Знакомство со сказкой-былью «Поет Земля»

Воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважение к воинам защитникам.

Экскурсия «Встреча на экологической тропе» на территории детского сада

Воспитывать культуру поведения в природе.

Июнь

Изготовление уголка на участке детского сада

Продолжать знакомить детей с понятием «подворье» и его обитателями.

Игры-забавы на территории ДОУ: «плетень», «перетягивание»

Прививать любовь к народным играм, развивать двигательную активность.

Июль

Просмотр мультфильмов: «Как казаки соль покупали», «Как казаки олимпийцами стали», «Как казаки на свадьбе гуляли».

Продолжать знакомить детей с жизнью казаков. Воспитывать любовь к своей Родине.

Прослушивание кубанских казачьих песен

Продолжать знакомить детей с казачьими песнями. Воспитывать любовь к культуре своего народа.

Август

Повторение пословиц и поговорок о Родине

Продолжать прививать интерес к фольклору.

Беседа «Мой край – Кубань моя родная»

Обобщать знания детей о развитии сегодня нашего края, прививать любовь к родному городу, обращать внимание детей на его красоту, учить радоваться новому облику нашей малой родины.

Список используемой литературы и пособий к Программе

1. О. А. Скоролупова «Осень. Овощи и фрукты. Грибы. Хлеб», «Тематические недели в детском саду», Москва «Скрипторий 2003», 2016 год

2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Мозаика-Синтез, Москва, 2016

3. Гербова В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе М: Мозаика- Синтез 2016

4. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.М: Мозаика-синтез 2016

5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа (4-5лет), М: Мозаика-синтез 2016

6. Комарова Т. С. Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. М: Мозаика-Синтез, 2014

7. Комарова Т. С.Художественное творчество. Система работы в средней группе детского сада. М.Мозаика-Синтез, 2014

8. Колдина Д. Н. Художественное творчество. (лепка, аппликация, рисование).

9. Пензулаева Л. И. Физические занятия в детском саду. Средняя группа: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

10. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера

11. Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

12. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений (4-5 лет)
13. М. Н. Сигимова «Формирование представлений о себе», Волгоград, 2009

14. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012

15. 1000 развивающих занятий с детьми 5-6 лет / под редакцией Парамоновой Л. А. - Ярославль: «Академия развития», 2001

16. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим. М:: ЦТЛ, 2004

17. Гризик Т.И. Ребенок познает мир. - М.: АРКТИ, 2009

18. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий с детьми по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: Издательство ГНОМ, 2011

19. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. - М.: Издательство ГНОМ, 2011

20. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М.: ТЦ Сфера, 2007

21. Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите играя. Игры и упражнения со звучащим словом. - М.:. Просвещение, 2006

22. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. - М.: АРКТИ, 2009

23. Развитие речи и творчества дошкольников. Под ред. О.С. Ушаковой. - М. ТЦ Сфера, 2002

24. Савельева Е.А. Тематические загадки и веселые игры для пальчиков - Волгоград: ИТД «Корифей», 2010

25. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе средней дошкольного возраста.

Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических к...

Рабочая программа среднего дошкольного возраста

Настоящая рабочая программа группы «Гномики» среднего дошкольного возраста (4-5 лет) разработана на основании следующих нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование си...

Рабочая программа среднего дошкольного возраста

Рабочая программа среднего дошкольного возраста...

Рабочая программа (средний дошкольный возраст 4 - 5 лет)

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом Основной образовательной программы дошкольного образования &laq...

Рабочая программа среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) составлена на основе примерной образовательной программы "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Рабочая программа среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) составлена на основе примерной образовательной программы "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 201...

Рабочая программа младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) составлена на основе примерной образовательной программы "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Рабочая программа младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) составлена на основе примерной образовательной программы "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 201...