Конспект мастер-класса для родителей и детей. Тема "Лекарство от злости"
план-конспект занятия
Повышение психологической компетенции родителей в вопросе агрессии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klass_agressiya.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса для родителей и детей.
Тема "Лекарство от злости"
Цели:
- Повышение психологической компетенции родителей в вопросе агрессии
Ход мероприятия
1. Приветствие
Упражнение «Настроение»
Инструкция: Все стоят в кругу и каждый по очереди говорят: «Сегодня я такая... (мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)». Группа отвечает: «Здравствуй, ... Сегодня ... такая (отображают действия участника)».
2. Мини лекция (дети рисуют злость, пока родители слушают лекцию)
ОСТОРОЖНО! АГРЕССИЯ!
«Агрессия» - (лат. Aggressio — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности) А. А. Реан предлагает различать понятия «агрессия» и «агрессивность». «Агрессия — это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. ... Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» Таким образом, агрессия — это действие, а агрессивность — готовность к совершению таких действий.
Виды агрессии
Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная».
Доброкачественная агрессия появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии.
«Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность, она бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
Басе и А. Дарки выделяют семь видов агрессии:
Скажите, пожалуйста, какие виды агрессии вы знаете? (запись на доске)
1) физическая агрессия (физические действия против кого- либо);
2) раздражение (вспыльчивость, грубость);
3) косвенная агрессия;
4) вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. Д.);
5) направленная (сплетни, злобные шутки);
6) ненаправленная (крики в толпе, топанье ногами и т. Д.);
7) негативизм (оппозиционная манера поведения).
Как вы думаете, какие из них могут проявляться у детей? (ответы родителей).
Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.
Смирнова Е.О. считают, что в «агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни». Это — настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий, присущие лидерам. В целом для развития личности ребенка и подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. В случае, когда насилие дает внимание, власть, признание, деньги, другие привилегии, у детей с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы, которое может составлять основу социального функционирования и взрослых людей (например, в криминальных группировках). Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.
Специалисты рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как «адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги».
Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.
3. Причины детской агрессии. Ответы родителей.
- Неумение управлять своим поведением,
- Недостаточное усвоение общественных норм поведения и общения
- Неблагополучная семейная обстановка (отчуждение, стрессы, ссоры родителей)
- Нет единых требований к ребенку
- Физическое наказание
- Асоциальное поведение родителей
4. Работа с плакатом "Эффективные способы работы с гневом".
Дети выбирают способы выплеска гнева, которым ониникому не навредят. Наклеивают их на плакат.
5.Игры: “Два барана” (Кряжево Н.Л., 1997)
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: ^Рано-рано два барана повстречались на мосту”. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”.
Необходимо соблюдать “технику безопасности”, внимательно следить, чтобы “бараны” не расшибли себе лбы.
“Тух-тиби-дух” (Фопель К., 1998)
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
“Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.
В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово “Тух-тиби-дух” сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
“Попроси игрушку” — вербальный вариант (Карпова 6.В., Лютово Е.К., 1999)
Цель: обучить детей эффективным способам общения. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:” Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать”. Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”. Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
Рекомендации родителям:
Эффективные образцы взаимодействия:
• ждать пока ребенок успокоится;
• выслушать доводы ребенка с должным вниманием, даже если взрослый с ними не согласен;
• выразить свои чувства ясно и спокойно;
• предложить ребенку готовое решение более эффективного выхода из сложившейся ситуации.
Неэффективные образцы взаимодействия:
• обвинять ребенка;
• унижать его и высмеивать его доводы;
• переходить в оппозицию;
• преувеличивать то, что произошло.
В качестве рекомендаций для родителей по профилактике агрессивного поведения, по установлению доверительных отношений в семье можно отметить:
- совместная деятельность дома, на дачном участке;
- совместные игры, прогулки;
- семейное чтение;
- легализация двигательной подвижности;
- канализация негативной энергии ребенка;
- релаксационные упражнения,
- игры (песок, вода, крупа);
- работа родителей с собственным гневом, информирование ребенка о его принятии и любви к нему,
- а также демонстрация неагрессивного поведения в семье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»
Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...
Конспект мастер-класса с участием родителей «Новогодняя открытка»
Знакомство родителей с нетрадиционной техникой работы с пластилином. Обучение участников мастер-класса технике "пластилинография"....
1.Мастер-класс совместной деятельности родителей и детей ""Изготовлению новогоднего календаря". 2. презентация "Новогодняя сказка"
1.Вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность по изготовлению новогоднего календаря, познакомить с технологией изготовления новогоднего календаря, создать предновогоднее настроен...
Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Поздравляем наших родных и любимых».
Цель: развитиe художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста и родителей через использование нетрадиционных техник рисования. ...
Информационно-практико-ориентированные мастер-классы логопеда с родителями группы детей с ЗПР
Данная формы работы с родителями связана с накопленным опытом и потребностями родителей. Информационно-практико-ориентированные мастер-классы логопеда с родителями группы детей с ЗПР ...
Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Поздравляем наших родных и любимых».
Цель: Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.Задачи:1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческу...
/Мастер – класс предназначен для родителей и детей/ Аппликация и весенний досуг (младшая группа) на тему: «Весеннее солнышко».
/Мастер – класс предназначен для родителей и детей/ Аппликация и весенний досуг (младшая группа) на тему: «Весеннее солнышко»....