Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности «Я рисую мир» ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 лет
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ города Нижневартовска
ДС№49 «Родничок»
__________________В.Н.Смирнова
Приказ №________от_________________
Дополнительная образовательная
программа
художественно – эстетической направленности
«Я рисую мир»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Воспитатель: Илышева В.Д.
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ города Нижневартовска
ДС№49 «Родничок»
__________________В.Н.Смирнова
Приказ №________от_________________
График проведения занятий
по дополнительной образовательной программе
«Я рисую мир»
(на бесплатной основе)
№ | День недели | Группа | Время | Кол-во воспитанников |
1 | Понедельник Среда | 2-3 | 16.00 | 1 группа 8-10 человек |
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Паспорт программы | |
2. 3. | Пояснительная записка Учебно – тематический план | |
4. | Содержание программы | |
5. | Календарно-тематическое планирование | |
6. | Требования к результатам освоения программы | |
7. | Требования к уровню подготовки воспитанников | |
8. | Контроль за реализацией программы | |
9. | Механизм реализации программы | |
Список литературы |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Я рисую мир» |
Основание для разработки Программы |
|
Заказчик Программы | Родители (законные представители) воспитанников МАДОУ ДС№49 «Родничок» |
Составитель Программы | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №49 «Родничок» |
Целевая группа | 3-4 года |
Составитель программы | Воспитатель Илышева В.Д. |
Цель Программы | Формирование творческих способностей детей к рисования |
Задачи Программы |
|
Ожидаемые результаты | Реализация программы предполагает получение следующих результатов:
|
Срок реализации программы | 1 год |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне….»
Э. Успенский
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что–то красивое, необычное. ФГОС выделяют художественно-эстетическое развитие в отдельную образовательную область, одной из задач которой стоит формирование элементарных представлений о видах искусства, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога – воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный процесс можно включить размывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники.
Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушить правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие возможности.
Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также определенные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Программа разработана на основе программы Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной «Красота, радость, творчество» и технологии Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
Цель учебной программы – формирование творческих способностей детей к рисования.
Задачи программы:
- Формировать технические умения и навыки рисования.
- Развивать эстетический вкус, творчество, фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
- Учить создавать узоры на любой форме (одежда, мебель и т.п.)
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
- Учить выделять средства художественной выразительности: элементы узора, их цвет – видеть связь узоров с назначением предмета, его формой, материалом изделия.
Методические рекомендации по обучению детей изобразительной деятельности
- быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими
- знакомить с новыми приемами работы
- развивать ручную умелость
- соответствовать санитарно-гигиеническим нормам
Реализации Программы предполагает следующие результаты:
- повышение уровня творческих способностей детей на 15%;
- повышение уровня моторных навыков на 20%;
- сформированность представлений о рисование повысится на 15%;
- повышение уровня удовлетворенности родителей на 10%.
Программа рассчитана на 1 год 72 занятия для детей младшего дошкольного возраста. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, 2 раз в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 15 минут. Занятия проводятся с сентября по май месяц.
3. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Месяц Количество занятий |
1. | Рисование пальчиком | Сентябрь /8 |
2. | Рисование ладошкой | Октябрь/8 |
3. | Оттиск поролоном | Ноябрь/8 |
4. | Оттиск мятой бумагой | Декабрь/ 8 |
5. | Тычкование жесткой кистью | Январь/ 8 |
6. | Восковой мелок + акварель | Февраль/ 8 |
7. | Смешанные техники | Март/ 8 |
8. | Кляксография | Апрель /8 |
9. | Рисование по - сырому | Май /8 |
итог | 72 занятия |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Продуктивная изобразительная деятельность, в частности рисование, эффективно влияет на процесс развития ребенка, она выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка и творческих направлений. Рисование – одно из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
- Календарно-тематическое планирование
Месяц / № недели | № занятия/ тема | Программное содержание | Методические приемы | Оборудование |
Сентябрь 1-2 | 1,2, 3, 4 | 1-2 неделя знакомство с техникой рисования | Выявление уровня художественных навыков | |
Сентябрь / 3 неделя | 5. «Веселый дождик» ( Рисование пальчиком) | Познакомить детей с техникой рисования пальчиком, закрепить знание основных цветов, воспитывать аккуратность Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цвета восприятие, ориентировку на листе бумаги |
| Листы бумаги с нарисованным силуэтом тучки, гуашь, иллюстрации с изображением дождя, салфетки |
6. «Цветы, которые я видел летом» (Рисование пальчиком) | Продолжать знакомить детей с техникой рисования пальчиком, расширять знания детей о цветах, учить рисовать цветы с помощью своих пальчиков, воспитывать самостоятельность, эстетический вкус. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Альбомный лист белой бумаги, гуашь, иллюстрации с изображением цветов, салфетки. | |
Сентябрь / 4 неделя | 7. «Божья коровка» (Рисование пальчиком) | Продолжать знакомить детей с техникой рисования пальчиком, закрепить знания основных цветов, воспитывать аккуратность. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме. |
| Силуэт божьей коровки, гуашь, иллюстрации с изображением божьей коровки, салфетки. |
8. «Мухоморы» (Рисование пальчиком) | Продолжать знакомить детей с техникой рисования пальчиком, закрепить знания основных цветов, воспитывать интерес к рисованию. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме. |
| Силуэты мухоморов, гуашь, иллюстрации с изображением мухоморов, салфетки. | |
Октябрь / 5 неделя | 9. «Осень на опушке краски разводила» (Рисование пальчиком) | Закрепить с детьми технику рисования пальчиком, учить рисовать деревья с осенними листьями, воспитывать наблюдательность и интерес к рисованию. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Листы бумаги, гуашь, стихи об осени, салфетки. |
10. «Осенние деревья» (Печать листьями) | Познакомить детей с техникой печати листьями, закрепить знание основных цветов, развивать внимание, воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Лист бумаги, гуашь, засушенные листья различных деревьев, салфетки. | |
Октябрь / 6 неделя | 11. «Ягоды и яблочки» ( Рисование пальчиком, оттиск поролоном) | Продолжать работу в технике рисования пальчиками и оттисками из поролона, развивать воображение, фантазию, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Иллюстрации яблок, ягод, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки. |
12. «Моя любимая чашка» (Рисование пальчиком, оттиск поролоном) | Закрепить умение работать в технике рисования пальчиками и оттисками из поролона, развивать воображение, фантазию, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме. |
| Иллюстрации с изображением различных чашек, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки. | |
Октябрь / 7 неделя | 13. «Рябинка» (Рисование пальчиками) | Продолжать учить детей рисовать знакомые предметы при помощи пальчиков, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать интерес к рисованию в нетрадиционных формах. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Альбомный лист, гуашь, салфетки, иллюстрации с изображением рябины. |
14. «Воздушные шарики» ( Рисование пальчиком, оттиск поролоном) | Продолжать учить детей комбинировать разнообразные техники, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое отношение к своей работе. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Иллюстрации с изображением воздушных шариков, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки. | |
Октябрь / 8 неделя | 15. «Мои игрушки» (Рисование пальчиком, оттиски поролоном) | Учить детей рисовать нетрадиционными способами. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке, развивать воображение, фантазию, воспитывать у детей стремление к достижению результата. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Иллюстрации с изображением игрушек, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки |
16. «Платье для куклы» (Рисование пальчиками) | Закрепить технику рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знания цветов, учить составлять композицию, развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме. |
| Силуэты платья, иллюстрации платьев, гуашь, салфетки. | |
Октябрь / 9 неделя | 17. «Орешки для белочки» (Оттиск поролоном) | Закреплять у детей умение рисовать при помощи оттисков из поролона, развивать представления об окружающем мире, воспитывать интерес к рисованию. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Иллюстрации с изображением белки, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки. |
18. «Бусы» (Рисование пальчиком) | Продолжать учить детей рисовать знакомые предметы при помощи пальчиков, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать интерес к рисованию в нетрадиционных формах Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Лист бумаги с нарисованной нитью для бус, гуашь, салфетки. | |
Ноябрь / 10 неделя | 19. «Птичий двор» Первое занятие (Рисование пальчиком) | Продолжать знакомить детей с техникой рисования пальчиком, закрепить знания основных цветов, воспитывать самостоятель-ность, эстетический вкус. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Лист бумаги с нарисованным силуэтом курицы, гуашь, салфетки. |
20. «Птичий двор» Второе занятие (Рисование пальчиком, оттиск мятой бумагой) | Познакомить детей с новой техникой рисования при помощи смятой в комочек бумаги, учить их рисовать в этой технике, воспитывать аккуратность. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Сутеева и Е. Чару-шина с изображением домашних птиц, листы бумаги с нарисованным силуэтом утенка, гуашь, смятая в комочки бумага, салфетки. | |
Ноябрь / 11 неделя | 21. «Зайчик» (Рисование пальчиком, оттиск мятой бумагой) | Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой, дать представления о фактурах, которых можно передать, используя эту технику, воспитывать интерес к рисованию. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Лист бумаги с нарисованным силуэтом зайчика, гуашь, смятая в комочки бумага, салфетки. |
22. «Угостим ежика яблоками» (Оттиск поролоном) | Закрепить умение работать в технике рисования оттисками из поролона, развивать воображение, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Лист бумаги с силуэтом ежика, гуашь, мисочки для печати, салфетки. | |
Ноябрь / 12 неделя | 23. «Укрась чайник» (Оттиск поролоном, рисование пальчиком) | Продолжать учить детей комбинировать разнообразные техники, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое отношение к своей работе. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме. |
| Силуэт чайника, гуашь, салфетки, иллюстрации различных чайников. |
24. «Белый снег пушистый» (Рисование пальчиком, оттиск мятой бумагой, поролоном) | Учить детей комбинировать в рисунке различные техники изображения, передавать в рисунке характерные признаки изображаемого предмета, развивать представления об окружающем, воспитывать интерес к рисованию.
Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Тонированная бумага голубого цвета, гуашь, скомканная бумага, поролон, салфетки, стихи о снеге. | |
Ноябрь / 13 неделя | 25. «Снежинки» (Рисование пальчиками) | Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать самостоятельность, эстетичес-кий вкус. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Голубая бумага, белая гуашь, салфетки. |
26. «Укрась рукавичку» (Рисование пальчиком, оттиск поролоном) | Продолжать учить детей комбинировать разнообразные техники, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое отношение к своей работе. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме |
| Силуэт рукавички, гуашь, салфетки, иллюстрации рукавиц. | |
Декабрь / 14 неделя | 27. «Зимний лес» (Рисование пальчиком, оттиски) | Учить рисовать зимний лес, используя метод рисования пальчиком и оттисков из поролона, развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа, обогащать словарь образной лексикой, развивать воображение, воспитывать самостоятельность, эстетический вкус Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, стихи о зимнем лесе. |
28. «Снеговик» (Оттиск мятой бумагой) | Учить рисовать снеговиков разных размеров; закрепить приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях; совершенствовать технику рисования мятой бумагой, развивать воображение, фантазию, воспитывать самостоятельность, эстетический вкус. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Репродукции зимы, снеговиков, гуашь, стихи о снеговике, гуашь ,смятая бумага, мисочки для печати, салфетки. | |
Декабрь / 15 неделя | 29. «Мишка спит в берлоге» (Рисование пальчиками, оттиски) | Закрепить умение работать в технике изображения рисования пальчиками и оттисками из поролона, развивать воображение, фантазию, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Лист бумаги с нарисованным силуэтом медведя в берлоге, гуашь, поролон, смятая бумага, мисочки для печати, салфетки, иллюстрации с изображением медведя в берлоге. |
30. «Елочка пушистая» (Тычок жесткой кистью) | Познакомить детей с новой техникой рисования тычком жесткой кистью, дать представления о предметах и фактурах которые можно передать при ее помощи, воспитывать интерес к рисованию в нетрадиционных формах. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Лист бумаги с нарисованным стволом и ветками, гуашь, жесткая кисть, салфетки, стихи о елке. | |
Декабрь / 16 неделя | 31. «Новогодняя игрушка» (Рисование пальчиком, оттиски) | Продолжать учить детей комбинировать разнообразные техники, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое отношение к своей работе. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме. |
| Силуэт новогодней игрушки, гуашь, поролон, салфетки, иллюстрации новогодних игрушек. |
32. «Веселые кляксы» (Кляксография) | Познакомить детей с новым видом рисования нетрадиционным способом «кляксографией», развивать внимание, воображение. Воспиты-вать аккуратность, интерес к рисованию. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги |
| Лист бумаги, кисть №6, гуашь, салфетки. | |
Декабрь / 17 неделя | 33. «Морозные узоры на окне» ( Акварель + восковой мелок) | Познакомить детей с новой техникой изображения - восковой мелок и акварель, закреплять умение правильно держать кисть, аккуратно ее промывать, развивать воображение, воспитывать аккуратность. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме. |
| Листы бумаги, акварельные краски, восковые мелки, кисти № 6, иллюстрации с изображением морозных узоров. |
34. «Снежная семья» (Оттиски поролоном) | Учить рисовать снеговиков, используя технику оттисков поролоном, развивать воображение, фантазию, воспитывать самостоятельность, эстетический вкус. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги |
| Лист бумаги голубого цвета, белая гуашь, мисочки для печати, салфетки. | |
Январь / 18 неделя | 35. «Елочка» (Рисование ладошкой) | Продолжать знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, Учить рисовать при помощи ладошки, развивать воображение, воспитывать эстетический вкус Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги |
| Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации с изображением елок. |
36. «Деревья зимой» (Печать листьями) | Продолжать знакомить детей с техникой печати листьями, развивать внимание, воображение, воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги |
| Лист голубой бумаги, белая гуашь, засушенные листья различных деревьев, салфетки. | |
Январь / 19 неделя | 37. «Рыбки в аквариуме» (Акварель + восковые мелки) | Закреплять навыки рисования в технике восковой мелок и акварель, учить располагать изображение по всей поверхности предложенной формы, создавая простейшую композицию, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Силуэт аквариума из бумаги, кисть №6, акварель, восковые мелки, иллюстрации подводного мира |
38. «Укрась платочек» (Рисование пальчиком, оттиски поролоном) | Продолжать учить детей рисовать в технике выполнения оттисков из поролона, развивать чувство ритма, закрепить знания основных цветов, воспитывать эстетический вкус. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме. |
| Бумага квадратной формы, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки. | |
Январь / 20 неделя | 39. «Рыбка» (Рисование ладошкой) | Продолжать знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, Учить рисовать при помощи ладошки, развивать воображение, воспитывать эстетический вкус. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации рыбок. |
Февраль/ 21 неделя | 41. «Укрась тарелочку» (Рисование пальчиком) | Продолжать учить выполнять декорирование используя технику рисования пальчиком, закреплять знание основных цветов, развивать воображение, воспитывать эстетический вкус. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме. |
| Круглый силуэт из бумаги, гуашь, иллюстрации с изображение различных тарелок, салфетки. |
42. «Петушок» (Рисование ладошкой) | Продолжать учить детей рисовать знакомые образы при помощи своей ладошки, дополнять полученные отпечатки деталями, развивать воображение, воспитывать интерес к рисованию в нетрадиционных формах. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации петухов. | |
Февраль / 22 неделя | 43. «Сказочные животные» (Тычок жесткой кистью) | Продолжать знакомить детей с техникой выполнения рисунка способом тычкования жесткой кистью, развивать представления о предметах и фактурах, которые можно рисовать в этой технике, воспитывать аккуратность, самостоятельность. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме. |
| Иллюстрации с изображением животных, силуэты животных, гуашь, кисть с жестким ворсом, салфетки. |
44. «Цветок» (Оттиск поролоном) | Закреплять умение выполнять оттиски поролоном разного размера, умение выполнять простейшее композиционное расположение на листе бумаги, развивать воображение, воспитывть умение доводить начатое дело до конца. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, иллюстрации с изображениями цветов. | |
Февраль / 23 неделя | 45. «Открытка для папы» (Восковой мелок + акварель) | Закреплять навыки рисования в технике восковой мелок и акварель, учить располагать изображение по всей поверхности предложенной формы, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Бумага, кисть №6, акварель, восковые мелки. |
46. «Зимняя сказка» (Рисование, пальчиком, оттиски) | Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках, развивать фантазию, воображение, воспитывать самостоятельность, эстетический вкус. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, иллюстрации зимнего леса. | |
Февраль / 24 неделя | 47. «Укрась свитер» ( Рисование пальчиком, оттиски) | Продолжать учить детей комбинировать разнообразные техники, развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое отношение к своей работе. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме. |
| Силуэт свитера, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки, иллюстрации свитеров. |
48. «Ежик» (Оттиск смятой бумагой) | Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой, дать представления о фактурах, которые можно изобразить используя эту технику, воспитывать интерес к рисованию. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме. |
| Силуэт ежика, гуашь, смятая бумага, мисочки для оттисков, салфетки, иллюстрации ежей. | |
Март / 25 неделя | 49. «Мимоза» (Рисование пальчиком) | Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках, развивать фантазию, воображение, воспитывать самостоятельность, эстетический вкус. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме. |
| Альбомный лист, гуашь, салфетки, иллюстрации с изображением мимозы. |
50. «Тюльпаны для мамы» (Рисование ладошкой) | Продолжать знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, учить рисовать при помощи ладошки, развивать воображение, воспитывать эстетический вкус. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации тюльпанов. | |
Март / 26 неделя | 51. «Мой пушистый друг» (Тычок жесткой кистью) | Продолжать учит детей рисовать животных, передавая при помощи жесткой кисти фактуру шерсти, используя технику тычка, развивать представления об окружающем мире, воспитывать интерес к рисованию. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме. |
| Иллюстрации с изображением животных, силуэты животных, гуашь, кисть с жестким ворсом, салфетки. |
52. «Кораблик» (Оттиск смятой бумагой) | Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой, дать представления о фактурах, которых можно передать используя эту техник, воспитывать интерес к рисованию. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Бумага с силуэтом кораблика, гуашь, гуашь, мятая бумага, мисочки для печати, салфетки, стихи о кораблике. | |
Март / 27 неделя | 53. «Звездочки на небе» (Восковой мелок +акварель) | Упражнять в рисовании в технике восковой мелок и акварель, Учить располагать изображение по всей поверхности листа, создавая простейшую композицию, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Листы бумаги, кисть №6, акварель, восковые мелки, иллюстрации звездного неба. |
54. «Укрась вазу»» (Рисование пальчиком, оттиск поролоном) | Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать самостоятельность, эстетический вкус. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме |
| Силуэт вазы, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки, иллюстрации вазочек. | |
Март / 28 неделя | 55. «Неваляшка» (Оттиски поролоном) | Закрепить умение работать в технике рисования оттисками из поролона, развивать воображение, воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, иллюстрации с изображением неваляшки, стихи. |
56. «К нам весна шагает» (Рисование пальчиком, оттиски) | Закрепить умение детей рисовать пальчиком, выполнять оттиски, расширять знания детей о временах года, развивать воображение, воспитывать самостоятельность, эстетический вкус. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Лист бумаги, гуашь, мисочки для печати, салфетки, иллюстрации о весне. | |
Апрель / 29 неделя | 57. «Лебеди» (Рисование ладошкой) | Продолжать учить рисовать знакомые образы при помощи своих ладошек, развивать воображение, воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации лебедя. |
58. «Ракета в космосе» (Восковой мелок +акварель) | Закреплять навыки рисования в технике восковой мелок и акварель, Учить располагать изображение по всей поверхности листа, создавая простейшую композицию, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Листы бумаги, кисть №6, акварель, восковые мелки, иллюстрации на тему космоса. | |
Апрель / 30 неделя | 59. «Цыплята » (Тычок жесткой кистью) | Продолжать знакомить детей с техникой выполнения рисунка способом тычкования жесткой кистью, развивать представления о предметах и фактурах, которые можно рисовать в этой технике, воспитывать аккуратность, самостоятельность. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Иллюстрации с изображением цыплят, гуашь, кисть с жестким ворсом, салфетки. |
60. «Гусеница» ( Оттиск поролоном) | Закреплять у детей умение рисовать при помощи оттисков из поролона, развивать представления об окружающем мире, воспитывать интерес к рисованию. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, иллюстрации с изображениями гусениц. | |
Апрель / 31 неделя | 61. «Укрась коврик» (Рисование пальчиком, оттиски) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках, закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему, воспитывать самостоятель-ность, эстетический вкус. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме. |
| Силуэт коврика, гуашь, поролоновые печатки, мисочки для печати, салфетки, иллюстрации ковриков. |
62. «Красивые цветы на лугу» (Восковой мелок +акварель) | Упражнять в рисовании в технике восковой мелок и акварель, учить располагать изображение по всей поверхности листа, создавая простейшую композицию, развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Листы бумаги, кисть №6, акварель, восковые мелки, иллюстрации цветов. | |
Апрель / 32 неделя | 63. «Облака» ( Оттиск смятой бумагой) | Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой, дать представления о фактурах, которых можно передать, используя данную технику, воспитывать интерес к рисованию. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Иллюстрации облаков, гуашь, смятая бумага, мисочки для печати, салфетки. |
64. «Осьминожки» (Рисование ладошкой) | Продолжать учить рисовать образы при помощи своих ладошек, развивать мелкую моторику руки, воображение, воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Бумага, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации осьминога. | |
Май / 33 неделя | 65. «Праздничный салют» (Рисование по сырому листу) | Познакомить детей с техникой рисования по мокрому листу бумаги, закреплять навыки рисования пальчиком, развивать воображение, воспитывать аккуратность. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Бумага, гуашь, иллюстрации с изображениями салюта. |
66. «Весна» (Рисование пальчиком, оттиски, тычкование) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках, воспитывать самостоятельность, эстетический вкус. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Листы бумаги, гуашь, мисочки для печати, салфетки, стихи о весне. | |
Май / 34 неделя | 67. «Солнышко» (Рисование ладошкой) | Продолжать учить рисовать знакомые образы при помощи своих ладошек, развивать воображение, воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Листы бумаги, гуашь, ванночки для гуаши, салфетки, иллюстрации солнца. |
68. «Одуванчики в траве» (Рисование пальчиком, оттиски поролоном) | Учить детей передавать образ цветка в соответствии с его описанием в стихотворениях, закрепить навык рисования пальчиком, выполнять оттиски поролоном, развивать творческие способности детей, воспитывать самостоятельность, эстетический вкус. Корр. работа: Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. |
| Листы бумаги, гуашь, салфетки, поролон, мисочки для печати, иллюстрации с изображением одуванчиков. | |
Май / 35, 36 недели | 69. | Рисование по смыслу | Итоговая выставка рисунков за год. | |
70. | ||||
71 - 72 |
- Требования к результатам освоения программы.
Показатели степени овладения рисованием
- Какие линии и формы может уверенно и легко воспроизвести ребенок.
- Какие элементы в мотиве запоминает и точно воспроизводит.
- Какие цвета и их место запоминает и воспроизводит.
Показатели степени овладения ребенком самостоятельностью решения и творчеством
- В отношении, каких сторон орнамента (подлинника) может дать вариант – один или несколько.
- Может ли предложить свои варианты, соблюдает ли целостность орнаментального мотива с помощью входящих в него элементов.
- Соблюдает ли величинные отношения.
- Соблюдает ли эстетические отношения цветов в мотиве или в целом орнаменте.
- Заполняет ли пространство листа, предмета узорами.
- Вносит ли новое в свой узор, не применяя элементы подлинника.
- Как создает узор при выполнении творческого задания, когда в наличии имеется только предмет для украшения, что и как использует из ранее усвоенного, что создает по-новому.
Результаты выполнения детских работ оценивается по 3-х балльной системе.
Оценка 3 (высокий уровень) ставится тем детям, которые достаточно полно раскрылись по данному показателю.
Оценка 2 (средний уровень) ставиться тем детям, у кого недостаточно отвечает требованию показателя.
Оценка 1 (низкий уровень) ставится тем, кто имел затруднения по данному показателю.
серия заданий проводится в виде индивидуальной беседы и направлена на выявление интереса ребенка к рисованию.
Беседа:
- Любишь ли ты рисовать?
- Где тебе больше нравиться рисовать: дома или в детском саду?
- Что тебе больше всего нравиться рисовать?
- Какие материалы при этом любишь использовать?
серия заданий направлена на передачу образа предмета средствами нетрадиционных техник:
Задание 1. «Мой маленький друг»
Цель: определить передачу эмоциональной выразительности.
Задание 2. «Выставка животных»
Цель: определить выразительность образа.
Задание 3. «Пейзаж»
Цель: определить владение детьми нетрадиционными техниками.
Задание 4. «Времена года»
Цель: определить отношение к создаваемому образу в рисунке.
- Требования к уровню подготовки воспитанников.
- Соблюдение целостности орнаментального мотива с помощью входящих в него элементов.
- Умение соблюдать величинные отношения.
- Умение заполнять пространство листа или предмета.
- Уметь анализировать свои и сверстников работы, рассказывая об их содержании, композиции, указывая на недочеты.
К концу года ребенок должен уметь:
- Рисовать разной техникой.
- Создавать свой узор, не применяя элементы подлинника.
- Заполнять пространство листа или предмета.
- Пользоваться материалами, инструмента.
- Проявлять в рисунке фантазию, изобретательность, художественное творчество.
8.Контроль реализации программы.
Контроль за реализацией программы: тематический, осуществляет заведующий, зам. зав по ВМР, старший воспитатель.
9.Механизм реализации программы:
В начале обучающего периода проводится педагогическая диагностика, с целью выявления навыков и способностей детей младшего дошкольного возраста, в конце периода обучения проводится итоговая педагогическая диагностика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 80 с.
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2, - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 72 с.
- Красота. Радость. Творчество: программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / Под ред.Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и родителей. – СПб.: КАРО, 2007.- 96с. +с. цв. вкл.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
- Утробина, К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 -7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 64
- Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С. Швайко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.- 175 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности «Я рисую мир» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Дополнительная образовательнаяпрограмма художественно – эстетической направленности «Я рисую мир»ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...
Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность) «СКАЗОЧКА» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
Дополнительная образовательная программахудожественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность) «СКАЗОЧКА»для детей старшего дошкольного возраста(от 5 до 7 лет)...
Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (с изменениями и дополнениями)
Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (далее &ndash...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Золотой ключик" группы компенсирующей направленности для детей от 2 до 7 лет
Художественно-эстетическая направленность воспитания занимает, пожалуй, одно из центральных мест в структуре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетны...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Умелые ручки» для детей дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год (срок реализации – 1 год)
Дополнительная образовательная программахудожественно-эстетического направления«Умелые ручки»для детей дошкольного возраста (4-5 лет)на 2021-2022 учебный год(срок реализации – 1 год)...