Волонтёрское движение в детском саду
проект (старшая группа)
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volontyorskoe_dvizhenie_v_detskom_sadu.docx | 26.99 КБ |
volonter_5.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Волонтёрское движение»
Исполнители: Юсупова С.В,
Михалькова Н.Ю.
г. Новая Ляля
2021 г.
Актуальность проекта
В настоящее время особое значение приобретает вопрос социализации детей дошкольного возраста. ФГОС ДО в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет, как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «...ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6.)
Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовал опыт работы волонтерского движения в дошкольном образовании –это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Форма общения от сверстника к сверстнику наиболее важная черта общения дошкольников и состоит в большом разнообразии коммуникативных действий, ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво. Волонтеры (от англ. Volunteer -доброволец) –это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации -это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много волонтерских объединений. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого –добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для развития личности, чем деятельность навязанная извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Включение в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста волонтерства, значительно расширит сферы их социального общения, будет способствовать усвоению социальных ценностей и нравственных качеств личности, формированию позитивной социализации детей дошкольного возраста. В национальном проекте «Образование» на 2018-2024 гг. одной из целей стоит: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально культурных традиций (численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений, в т.ч. волонтерских и добровольческих).
Исходя из этого, мы приняли решение о создании волонтерского движения в старшей группе «Ромашка» МАДОУ НГО «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Сказка».
«Волонтерское движение в детском саду» — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.
Цель проекта: воспитание духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Гипотеза: если изучить историю волонтёрства, а также деятельность волонтёрского движения, то мы сможем стать полезными для нуждающихся людей и будем иметь активную жизненную позицию.
Тема: Волонтёрское движение
Объект исследования: волонтёрство
Предмет исследования: деятельность волонтёров
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «волонтёр», «волонтёрская деятельность».
- Дать представление о традиционных формах гражданского участия и взаимопомощи людей друг другу.
- Учить детей правильно вести себя в природе и обществе, учитывая просьбы, желания, потребности других людей, живых организмов.
- Формировать у дошкольников такие социально – значимые качества личности, как активность, отзывчивость, милосердие, трудолюбие, умение сочувствовать и сострадать.
Этапы проекта:
Первый этап – подготовительный: изучение теоретических аспектов детского волонтёрства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.
Второй этап – организационный, задачи которого заключаются в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды.
Третий этап – практический: на этом этапе реализуются конкретные дела волонтерской команды.
Участники проекта: дети, родители, педагоги, социум.
Вид проекта: долгосрочный.
Срок реализации проекта: Сентябрь 2021 года – август 2022года.
Предполагаемый результат:
- Активизация интереса к добровольчеству в нашей стране.
- Создание клуба с детьми старшей группы «Юные волонтеры».
- Умение строить взаимоотношения с младшими детьми в рамках межвозрастного сотрудничества.
- Развитие у дошкольников активной жизненной позиции.
- Деятельная помощь людям, нуждающимся в ней.
- Организация работы клуба «Юные волонтеры» благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений – дети-родители.
Работа в данном направлении будет продолжается в дальнейшем.
Перспективный план волонтерского движения «Юные волонтёры».
№ | Название и цель мероприятия | Сроки |
1 | ✓ Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры». Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами. ✓ Беседа «Мы – маленькие волонтеры». Цель: формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
✓ Изготовление эмблемы. | Октябрь- Ноябрь |
2 | ✓ Акция «Помогите птицам зимой!». Создание птичьей столовой на территории детского сада. Цель: вовлечь детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц; пропагандировать среди дошкольников и родителей знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам. ✓ Беседа «Что такое добро?» Цель: закрепить понятие «добро», воспитывать желание помогать. ✓ Изготовление поделок для пап и дедушек ко Дню защитника отечества. ✓ Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М. ✓ Консультация «Как воспитать добровольца» | Декабрь-Январь |
3 | ✓ Акция «Давай помогу» Цель: Оказание помощи младшим дошкольникам в одевании, раздевании на прогулку и с прогулки. Научить брать ответственность на себя, делать добрые дела безвозмездно. | В течении года |
4 | ✓ Беседа «Как поделиться добротой?» ✓ Изготовление поделок к Международному женскому дню 8 Марта! Цель: доставить радость близкому человеку. ✓ Показ сказки - драматизации для малышей «Репка», «Колобок». Цель: оказание шефской помощи. ✓ Практикум для родителей «Самообслуживание в условиях семьи». ✓ Родительское собрание: «Растим волонтера, патриота Родины» | Февраль-Март |
5 | ✓ Беседа «Почему добро побеждает зло? ✓ Акция «Давай поиграем» Цель: учить малышей правилам игры, дружеским отношениям. Оказание помощи в организации игр с детьми младшей группы на прогулке. ✓ Консультация для родителей «Растите детей заботливыми» | Апрель |
6 | ✓ Акция «Помоги братьям нашим меньшим!». Сбор корма для животных экологобиологической станции. Цель: помощь животным. ✓ Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!» Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. | В течении года |
7 | ✓ Ситуативный разговор «Что такое самостоятельность?». ✓ Дидактическая игра «Чем я могу помочь?!» ✓ Акция «Создадим красоту своими руками» ( посадка семян цветов, рассады овощей), Цель: оказание помощи в озеленение территории детского сада; воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира, ответственность за посаженные растения, трудолюбие и опрятность. ✓ Акция «С праздником, ветераны!». Изготовление подарков своими руками ветеранам ВОВ, ветеранам труда. ✓ Консультация для родителей «Секреты воспитания вежливого человека». | Май |
8 | ✓ Конкурс рисунков на асфальте «Береги свою планету, ведь другой такой же нету!» Цель: формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. ✓ Чтение художественной литературы: В. Осеева «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон – «Друг», Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья», Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын». ✓ Консультация для родителей «Научите детей делать добро!» | Июнь- август |
Предварительный просмотр:
Проект
«Волонтерское движение как способ воспитания нравственных и моральных качеств личности с дошкольного детства»
Исполнители: Юсупова С.В,
Михалькова Н.Ю.
г. Новая Ляля
2021 г.
Актуальность проекта
В настоящее время особое значение приобретает вопрос социализации детей дошкольного возраста. ФГОС ДО в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет, как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «...ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6.)
Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовал опыт работы волонтерского движения в дошкольном образовании – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Форма общения от сверстника к сверстнику наиболее важная черта общения дошкольников и состоит в большом разнообразии коммуникативных действий, ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво. Волонтеры (от англ. Volunteer -доброволец) –это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много волонтерских объединений. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для развития личности, чем деятельность навязанная извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Включение в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста волонтерства, значительно расширит сферы их социального общения, будет способствовать усвоению социальных ценностей и нравственных качеств личности, формированию позитивной социализации детей дошкольного возраста. В национальном проекте «Образование» на 2018-2024 гг. одной из целей стоит: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально культурных традиций (численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений, в т.ч. волонтерских и добровольческих).
Исходя из этого, мы приняли решение о создании волонтерского движения в старшей группе «Ромашка» МАДОУ НГО «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Сказка».
«Волонтерское движение в детском саду» — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.
Цель проекта: воспитание духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Гипотеза: если изучить историю волонтёрства, а также деятельность волонтёрского движения, то мы сможем стать полезными для нуждающихся людей и будем иметь активную жизненную позицию.
Тема: «Волонтерское движение как способ воспитания нравственных и моральных качеств личности с дошкольного детства»
Объект исследования: волонтерство
Предмет исследования: деятельность волонтёров
Задачи:
- Сформировать желание совершать нравственные поступки, в том числе оказывать помощь слабым и.т.д.
- Определить уровень сформированности у детей дошкольного возраста социально - значимых личностных качеств, как коммуникативной личности, сопереживание, сочувствие; закрепить понятие о доброте, сформировать понятие слова «заботливость».
- Разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий работы с детьми по организации волонтерского движения «Добрые сердца»
Этапы проекта:
Первый этап – подготовительный: изучение теоретических аспектов детского волонтёрства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.
Второй этап – организационный, задачи которого заключаются в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды.
Третий этап – практический: на этом этапе реализуются конкретные дела волонтерской команды.
Принципы волонтерской работы:
- Желание помогать людям добровольно;
- Желание делиться своим опытом;
- Учиться самому;
- Добросовестность;
- Законность.
Участники проекта: дети, родители, педагоги, социум.
Вид проекта: долгосрочный.
Срок реализации проекта: Сентябрь 2021 года – август 2022года.
Предполагаемый результат:
- Активизация интереса к добровольчеству в нашей стране.
- Создание клуба с детьми старшей группы «Добрые сердца»
- Умение строить взаимоотношения с младшими детьми в рамках межвозрастного сотрудничества.
- Развитие у дошкольников активной жизненной позиции.
- Деятельная помощь людям, нуждающимся в ней.
В плане работы выделили несколько направлений:
1. Волонтеры – друзья малышей
2. Мы память бережно храним
3. Береги свою планету
Работа в данном направлении будет, продолжается в дальнейшем.
Перспективный план волонтерского движения «Добрые сердца»
Подготовительные мероприятия | |||||||||
Название мероприятия | Цель мероприятия | Срок | |||||||
Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры». | познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами. | Октябрь- Ноябрь | |||||||
Беседа «Мы – маленькие волонтеры». | формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. | ||||||||
Консультация для родителей «История возникновения волонтерского движения». | Развитие духовно-нравственных качеств ребенка, формирование адекватной самооценки, личностных качеств, таких как ответственность, милосердие, самостоятельность, инициативность, умение работать в команде. | ||||||||
Развлечение «Мы волонтёры». | Создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтёрском движении. | ||||||||
Создание клуба с детьми старшей группы «Добрые сердца». | сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его основных направлениях, о его значении в жизни социума | ||||||||
Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!» | Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. | ||||||||
Изготовление эмблемы | |||||||||
Направление: Волонтеры друзья малышей | |||||||||
Название мероприятия | Цель мероприятия | Срок | |||||||
Акция «Давай помогу» | Оказание помощи младшим дошкольникам в одевании, раздевании на прогулку и с прогулки. Научить брать ответственность на себя, делать добрые дела безвозмездно. | В течении года | |||||||
Показ сказки - драматизации для малышей «Репка», «Колобок». | Развитие эмоциональной сферы у детей, формирование доверительных отношений. | Сентябрь | |||||||
Акция «Давай поиграем» | Учить малышей правилам игры, дружеским отношениям. Оказание помощи в организации игр с детьми младшей группы на прогулке. | В течении года | |||||||
Помощь малышам в уборке территории участка. | В течении года | ||||||||
Направление : «Мы память бережно храним» | |||||||||
Беседа «Что такое добро? | Закрепить понятие «добро», воспитывать желание помогать. | Сентябрь | |||||||
День России. | Июнь | ||||||||
Акция «День пожилых людей» | Проявлять заботу и внимание к людям старшего поколения. | Октябрь | |||||||
Изготовление поделок для пап и дедушек ко Дню Защитника Отечества. | Вызвать у детей желание сделать своими руками поделку в подарок папе или дедушке. | Февраль | |||||||
Акция «Подарок любимой маме». | Формировать любовь к маме, желание доставить ей радость. | Ноябрь | |||||||
Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М. | Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброты, гуманности, представлений о доброте через музыкальное восприятие. | В течении года | |||||||
Родительское собрание: «Растим волонтера, патриота Родины» | Привлечь внимание родителей к социально-значимой деятельности волонтеров. | Октябрь | |||||||
Акция «Блокадный хлеб». | Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. | Январь | |||||||
Беседа «Почему добро побеждает зло? | Формирование представлений о добре, зле и нравственной ответственности человека . | Декабрь | |||||||
Изготовление поделок к Международному женскому дню 8 Марта! | Поставить радость близкому человеку. | Март | |||||||
Акция «С праздником, ветераны!». Изготовление подарков своими руками ветеранам ВОВ, ветеранам труда. | Доставить радость радость ветеранам ВОВ и ветеранам труда. | Май | |||||||
Акция «Ветеран живет рядом». | Оказание социальной помощи по дому. | Май | |||||||
Акция «Пионерский галстук» | Познакомились с историей пионерии, ее символами и атрибутами | Май | |||||||
Акция «Письмо солдату» | Моральная и эмоциональная поддержка военнослужащих, защитников Родины; развитие нравственности и патриотических чувств детей. | Декабрь | |||||||
Акция «Окопная свеча» | помощь бойцам военной спецоперации. | Январь | |||||||
Консультация для родителей «Научите детей делать добро!» | Апрель | ||||||||
Акция «День любви, семьи и верности». | Формирование интереса к истории и традициям русского народа, расширить представление о семье. | Июль | |||||||
Чтение художественной литературы: В. Осеева «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон – «Друг», Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья», Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын». | Понимать эмоциональное состояние других людей, через прочтение художественной литературы. | В течении года | |||||||
Направление : «Береги свою планету» | |||||||||
Акция «Помогите птицам зимой!». Создание птичьей столовой на территории детского сада. | Вовлечь детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц; пропагандировать среди дошкольников и родителей знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам. | Ноябрь | |||||||
Беседа «Как поделиться добротой?» | Формирование добрых взаимоотношений между детьми в группе. | Апрель | |||||||
Акция «Помоги братьям нашим меньшим!». Сбор корма для животных экологобиологической станции. | Помощь животным. | декабрь | |||||||
Акция «Создадим красоту своими руками» ( посадка семян цветов, рассады овощей). | Оказание помощи в озеленение территории детского сада; воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира, ответственность за посаженные растения, трудолюбие и опрятность. | Март | |||||||
Конкурс рисунков на асфальте «Береги свою планету, ведь другой такой же нету!» | Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. | Июнь | |||||||
Акция «Не рубите ёлки». | Привлечь внимание воспитанников, их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период Новогодних праздников, сформировать активную позицию по вопросам защиты окружающей среды. | Декабрь | |||||||
Акция «Посади дерево» | Развитие у детей интереса к изучению природы родного края. Воспитание в детях заботливого отношения к природе, любви у своей Родине . | Май | |||||||
Экологическая акция «Родники» | Формировать ценностное отношение детей к природному и культурному наследию своего родного края, способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма . | Сентябрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Волонтёрское движение в детском саду"
Воспитание духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и взаимодействию с другими людьми, воспитание нравственных качеств детей ( доброты, взаимопомощи, отзы...
«Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через волонтёрское движение в детском саду».
Цель волонтерского движения «Кто, если не я»:- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничн...
Волонтёрское движение в детском саду
Все начинается с детства, потому что душа ребенка распахнута навстречу добру и любви, и так важно посеять в ней имена любви к ближнему, великодушия, милосердия. ...
Волонтёрское движение в детском саду.
Статья рассказывает о формах волонтерского движения в старшей группе ....
Консультация для родителей "Волонтёрское движение в детском саду"
В наше время нелегко привить идеи добровольчества, так как у многих людей существует стереотип, что человек, занимающийся честным трудом на благо обществу и безвозмездно, он или странный или вовсе неу...
Волонтёрское движение в детском саду
Волонтерство в ДОУ – это одна из новых форм общения в детской среде - от сверстника к сверстнику. Ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчи...
Проектная деятельность "Волонтёрское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников".
Целью внедрения волонтерского движения в детском саду является-развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, а также становление ...