Волонтёрское движение в детском саду
проект (старшая группа)

Михалькова Наталья Юрьевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volontyorskoe_dvizhenie_v_detskom_sadu.docx26.99 КБ
Файл volonter_5.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Проект

                                  «Волонтёрское движение»

                                                                                     Исполнители: Юсупова С.В,

                                                                                                              Михалькова Н.Ю.

                                         

                                         

                                                г. Новая Ляля

                                                                2021 г.

Актуальность проекта

В настоящее время особое значение приобретает вопрос социализации детей дошкольного возраста. ФГОС ДО в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет, как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «...ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6.)

Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовал опыт работы волонтерского движения в дошкольном образовании –это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Форма общения от сверстника к сверстнику наиболее важная черта общения дошкольников и состоит в большом разнообразии коммуникативных действий, ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво. Волонтеры (от англ. Volunteer -доброволец) –это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации -это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много волонтерских объединений. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого –добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для развития личности, чем деятельность навязанная извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Включение в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста волонтерства, значительно расширит сферы их социального общения, будет способствовать усвоению социальных ценностей и нравственных качеств личности, формированию позитивной социализации детей дошкольного возраста. В национальном проекте «Образование» на 2018-2024 гг. одной из целей стоит: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально культурных традиций (численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений, в т.ч. волонтерских и добровольческих).

Исходя из этого, мы приняли решение о создании волонтерского движения в старшей группе «Ромашка» МАДОУ НГО «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Сказка».

 «Волонтерское движение в детском саду» — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.

Цель проекта: воспитание духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Гипотеза: если изучить историю волонтёрства, а также деятельность волонтёрского движения, то мы сможем  стать полезными для нуждающихся людей и будем иметь активную жизненную позицию.

Тема: Волонтёрское движение

Объект исследования: волонтёрство

Предмет исследования: деятельность волонтёров

Задачи:

  •  Познакомить детей с понятием «волонтёр», «волонтёрская деятельность».
  • Дать представление о традиционных формах гражданского участия и взаимопомощи людей друг другу.
  • Учить детей правильно вести себя в природе и обществе, учитывая просьбы, желания, потребности других людей, живых организмов.
  • Формировать у дошкольников такие социально – значимые качества личности, как активность, отзывчивость, милосердие, трудолюбие, умение сочувствовать и сострадать.

Этапы проекта:

Первый этап – подготовительный: изучение теоретических аспектов детского волонтёрства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.

Второй этап – организационный, задачи которого заключаются в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды.

Третий этап – практический: на этом этапе реализуются конкретные дела волонтерской команды.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, социум.

Вид проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: Сентябрь 2021 года – август 2022года.

Предполагаемый результат:

  • Активизация интереса к добровольчеству в нашей стране.
  •  Создание клуба с детьми старшей группы «Юные волонтеры».
  • Умение строить взаимоотношения с младшими детьми в рамках межвозрастного сотрудничества.
  • Развитие у дошкольников активной жизненной позиции.
  • Деятельная помощь людям, нуждающимся в ней.
  • Организация работы клуба «Юные волонтеры» благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений – дети-родители.

Работа в данном направлении будет продолжается в дальнейшем.

Перспективный план волонтерского движения «Юные волонтёры».

                                    Название и цель мероприятия

Сроки

1

 Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».

Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.

 Беседа «Мы – маленькие волонтеры». Цель: формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

  • Консультация для родителей «История возникновения волонтерского движения».
  • Развлечение «Мы  волонтёры».
  • Создание клуба с детьми старшей группы «Юные волонтеры».

  Изготовление эмблемы.

Октябрь- Ноябрь

2

 Акция «Помогите птицам зимой!». Создание птичьей столовой на территории детского сада. Цель: вовлечь детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц; пропагандировать среди дошкольников и родителей знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам.

 Беседа «Что такое добро?» Цель: закрепить понятие «добро», воспитывать желание помогать.

 Изготовление поделок для пап и дедушек ко Дню защитника отечества.

 Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.  Консультация «Как воспитать добровольца»

Декабрь-Январь

3

 Акция «Давай помогу» Цель: Оказание помощи младшим дошкольникам в одевании, раздевании на прогулку и с прогулки. Научить брать ответственность на себя, делать добрые дела безвозмездно.

В течении года

4

 Беседа «Как поделиться добротой?»

 Изготовление поделок к Международному женскому дню 8 Марта! Цель: доставить радость близкому человеку.

 Показ сказки - драматизации для малышей «Репка», «Колобок». Цель: оказание шефской помощи.

 Практикум для родителей «Самообслуживание в условиях семьи».

 Родительское собрание: «Растим волонтера, патриота Родины»

Февраль-Март

5

 Беседа «Почему добро побеждает зло?

 Акция «Давай поиграем» Цель: учить малышей правилам игры, дружеским отношениям. Оказание помощи в организации игр с детьми младшей группы на прогулке.

 Консультация для родителей «Растите детей заботливыми»

Апрель

6

 Акция «Помоги братьям нашим меньшим!». Сбор корма для животных экологобиологической станции. Цель: помощь животным.

  Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!» Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

В течении года

7

 Ситуативный разговор «Что такое самостоятельность?».

  Дидактическая игра «Чем я могу помочь?!»

 Акция «Создадим красоту своими руками» ( посадка семян цветов, рассады овощей), Цель: оказание помощи в озеленение территории детского сада; воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира, ответственность за посаженные растения, трудолюбие и опрятность.

  Акция «С праздником, ветераны!». Изготовление подарков своими руками ветеранам ВОВ, ветеранам труда.

 Консультация для родителей «Секреты воспитания вежливого человека».

Май

8

 Конкурс рисунков на асфальте «Береги свою планету, ведь другой такой же нету!» Цель: формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

  Чтение художественной литературы: В. Осеева «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон – «Друг», Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья», Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын».

  Консультация для родителей «Научите детей делать добро!»

Июнь- август



Предварительный просмотр:

Проект

«Волонтерское движение как способ воспитания нравственных и моральных качеств личности с дошкольного детства»

                                                                                       

                                                                                     Исполнители: Юсупова С.В,

                                                                                                              Михалькова Н.Ю.

г. Новая Ляля

2021 г.

Актуальность проекта

В настоящее время особое значение приобретает вопрос социализации детей дошкольного возраста. ФГОС ДО в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет, как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «...ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6.)

Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовал опыт работы волонтерского движения в дошкольном образовании – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Форма общения от сверстника к сверстнику наиболее важная черта общения дошкольников и состоит в большом разнообразии коммуникативных действий, ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво. Волонтеры (от англ. Volunteer -доброволец) –это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много волонтерских объединений. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для развития личности, чем деятельность навязанная извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Включение в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста волонтерства, значительно расширит сферы их социального общения, будет способствовать усвоению социальных ценностей и нравственных качеств личности, формированию позитивной социализации детей дошкольного возраста. В национальном проекте «Образование» на 2018-2024 гг. одной из целей стоит: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально культурных традиций (численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений, в т.ч. волонтерских и добровольческих).

Исходя из этого, мы приняли решение о создании волонтерского движения в старшей группе «Ромашка» МАДОУ НГО «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Сказка».

«Волонтерское движение в детском саду» — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.

Цель проекта: воспитание духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Гипотеза: если изучить историю волонтёрства, а также деятельность волонтёрского движения, то мы сможем  стать полезными для нуждающихся людей и будем иметь активную жизненную позицию.

Тема: «Волонтерское движение как способ воспитания нравственных и моральных качеств личности с дошкольного детства»

Объект исследования: волонтерство

Предмет исследования: деятельность волонтёров

Задачи:

  •  Сформировать желание совершать нравственные поступки, в том числе оказывать помощь слабым и.т.д.
  •  Определить уровень сформированности у детей  дошкольного возраста социально - значимых личностных качеств, как коммуникативной личности, сопереживание, сочувствие; закрепить понятие о доброте, сформировать понятие слова «заботливость».
  • Разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий работы с детьми по организации волонтерского движения «Добрые сердца»

Этапы проекта:

Первый этап – подготовительный: изучение теоретических аспектов детского волонтёрства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.

Второй этап – организационный, задачи которого заключаются в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды.

Третий этап – практический: на этом этапе реализуются конкретные дела волонтерской команды.

Принципы волонтерской работы:

  • Желание помогать людям добровольно;
  • Желание делиться своим опытом;
  • Учиться самому;
  • Добросовестность;
  • Законность.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, социум.

Вид проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: Сентябрь 2021 года – август 2022года.

Предполагаемый результат:

  • Активизация интереса к добровольчеству в нашей стране.
  • Создание клуба с детьми старшей группы «Добрые сердца»
  • Умение строить взаимоотношения с младшими детьми в рамках межвозрастного сотрудничества.
  • Развитие у дошкольников активной жизненной позиции.
  • Деятельная помощь людям, нуждающимся в ней.

В плане работы выделили несколько направлений:

1. Волонтеры – друзья малышей

2. Мы память бережно храним

3. Береги свою планету

Работа в данном направлении будет, продолжается в дальнейшем.

Перспективный план волонтерского движения «Добрые сердца»

Подготовительные мероприятия

Название мероприятия

Цель мероприятия

          Срок

Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».

познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.

Октябрь- Ноябрь

Беседа «Мы – маленькие волонтеры».

 формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Консультация для родителей «История возникновения волонтерского движения».

Развитие духовно-нравственных качеств ребенка, формирование адекватной самооценки, личностных качеств, таких как ответственность, милосердие, самостоятельность, инициативность, умение работать в команде.

Развлечение «Мы  волонтёры».

Создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтёрском движении.

Создание клуба с детьми старшей группы «Добрые сердца».

 сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его основных направлениях, о его значении в жизни социума

Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!»

Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Изготовление эмблемы

                                  Направление:  Волонтеры друзья малышей

Название мероприятия

Цель мероприятия

Срок

Акция «Давай помогу»

Оказание помощи младшим дошкольникам в одевании, раздевании на прогулку и с прогулки. Научить брать ответственность на себя, делать добрые дела безвозмездно.

В течении года

Показ сказки - драматизации для малышей «Репка», «Колобок».

Развитие эмоциональной сферы у детей, формирование доверительных отношений.

Сентябрь

Акция «Давай поиграем»

Учить малышей правилам игры, дружеским отношениям. Оказание помощи в организации игр с детьми младшей группы на прогулке.

В течении года

Помощь малышам в уборке территории участка.

В течении года

                                  Направление : «Мы память бережно храним»

Беседа «Что такое добро?

Закрепить понятие «добро», воспитывать желание помогать.

Сентябрь

День России.

Июнь

Акция «День пожилых людей»

Проявлять заботу и внимание к людям старшего поколения.

Октябрь

Изготовление поделок для пап и дедушек ко Дню Защитника Отечества.

Вызвать у детей желание сделать своими руками поделку в подарок папе или дедушке.

Февраль

Акция «Подарок любимой маме».

Формировать любовь к маме, желание доставить ей радость.

Ноябрь

Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.

Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброты, гуманности, представлений о доброте через музыкальное восприятие. 

В течении года

Родительское собрание: «Растим волонтера, патриота Родины»

Привлечь внимание родителей  к социально-значимой деятельности волонтеров.

Октябрь

Акция «Блокадный хлеб».

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Январь

Беседа «Почему добро побеждает зло?

Формирование представлений  о добре, зле и нравственной ответственности человека .

Декабрь

Изготовление поделок к Международному женскому дню 8 Марта!

Поставить радость близкому человеку.

Март

Акция «С праздником, ветераны!». Изготовление подарков своими руками ветеранам ВОВ, ветеранам труда.

Доставить радость радость ветеранам ВОВ и ветеранам труда.

Май

Акция «Ветеран живет рядом».

Оказание социальной помощи по дому.

Май

Акция «Пионерский галстук»

Познакомились  с историей пионерии, ее символами и атрибутами

Май

Акция «Письмо солдату»

Моральная и эмоциональная поддержка военнослужащих, защитников Родины; развитие нравственности и патриотических чувств детей.

Декабрь

Акция «Окопная свеча»

помощь бойцам военной спецоперации.

Январь

Консультация для родителей «Научите детей делать добро!»

Апрель

Акция «День любви, семьи и верности».

Формирование интереса к истории и традициям русского народа,  расширить представление о семье.

Июль

Чтение художественной литературы: В. Осеева «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон – «Друг», Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья», Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын».

Понимать эмоциональное состояние других людей, через прочтение художественной литературы.

В течении года

Направление : «Береги свою планету»

Акция «Помогите птицам зимой!». Создание птичьей столовой на территории детского сада.

Вовлечь детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц; пропагандировать среди дошкольников и родителей знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам.

Ноябрь

Беседа «Как поделиться добротой?»

Формирование добрых взаимоотношений между детьми в группе.

Апрель

Акция «Помоги братьям нашим меньшим!». Сбор корма для животных экологобиологической станции.

Помощь животным.

декабрь

Акция «Создадим красоту своими руками» ( посадка семян цветов, рассады овощей).

Оказание помощи в озеленение территории детского сада; воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира, ответственность за посаженные растения, трудолюбие и опрятность.

Март

Конкурс рисунков на асфальте «Береги свою планету, ведь другой такой же нету!»

Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Июнь

Акция «Не рубите ёлки».

Привлечь внимание воспитанников, их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период Новогодних праздников, сформировать активную позицию по вопросам защиты окружающей среды.

Декабрь

Акция «Посади дерево»

Развитие у детей интереса к изучению природы родного края. Воспитание в детях заботливого отношения к природе, любви у своей Родине .

Май

Экологическая акция «Родники»

Формировать ценностное отношение детей к природному и культурному наследию своего родного края, способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма .

Сентябрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Волонтёрское движение в детском саду"

Воспитание духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и взаимодействию с другими людьми, воспитание нравственных качеств детей ( доброты, взаимопомощи, отзы...

«Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через волонтёрское движение в детском саду».

Цель волонтерского движения «Кто, если не я»:- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничн...

Волонтёрское движение в детском саду

Все начинается с детства, потому что душа ребенка распахнута навстречу добру и любви, и так важно посеять в ней имена любви к ближнему, великодушия, милосердия.          ...

Волонтёрское движение в детском саду.

Статья рассказывает о формах волонтерского движения в старшей группе ....

Консультация для родителей "Волонтёрское движение в детском саду"

В наше время нелегко привить идеи добровольчества, так как у многих людей существует стереотип, что человек, занимающийся честным трудом на благо обществу и безвозмездно, он или странный или вовсе неу...

Волонтёрское движение в детском саду

Волонтерство в ДОУ – это одна из новых форм общения в детской среде - от сверстника к сверстнику. Ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчи...

Проектная деятельность "Волонтёрское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников".

Целью внедрения волонтерского движения в детском саду является-развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, а также становление ...