Памятка для родителей «Когда игрушка развивает»
методическая разработка (младшая группа)
В период от рождения и до 7 лет весь мир для ребенка — игра, а игра — его собственный мир. Какие игрушки должны быть в мире ребенка, чтобы «сообщить» через них самые важные сведения и развить необходимые для полноценной жизни навыки? Данная разработка позволит обратиться к списку, который рекомендуют психологи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №59»
Памятка для родителей
«Когда игрушка развивает»
г. Оренбург
Вариант №1
В период от рождения и до 7 лет весь мир для ребенка — игра, а игра — его собственный мир. Какие игрушки должны быть в мире ребенка, чтобы «сообщить» через них самые важные сведения и развить необходимые для полноценной жизни навыки? Обратимся к списку, который рекомендуют психологи.
1.Книги.
Самые полезные, а часто и самые любимые игрушки. Книга помогает ребенку научиться фантазировать и визуализировать мысли, развивает абстрактное мышление. Кроме того, когда вы читаете малышу, у него развивается правильная связная речь и пополняется словарный запас.
2. Кукла или мишка.
«Одушевленные» игрушки просто необходимы ребенку, в первую очередь чтобы научится общаться. Даже мальчикам надо играть куклами: психологи утверждают, что это помогает им легче адаптироваться в обществе. Кукол и зверушек надо высаживать на горшок, кормить, укладывать спать — словом, отрабатывать бытовые навыки.
3. Развивающие игрушки.
Коврики, сортеры, вкладыши и пирамидки — игрушки для общего развития, развития моторики, восприятия цвета, их существует множество. Покупайте развивающие игрушки лучше немного заранее и периодически предлагайте их ребенку — наступит время, когда он заинтересуется.
4. Конструктор.
Игрушки-конструкторы тоже относятся к развивающим, но стоят отдельным номером. Всё потому, что они наиболее универсальные: игра с конструктором развивает трехмерное мышление, фантазию, моторику, чувство симметрии, математические навыки и эстетическое восприятие мира.
5. Набор для ролевых игр.
Такие игрушки помогают детям понять, какие роли есть у взрослых и помогут ему адаптироваться в обществе. Поэтому непременно купите то, что позволит ребенку чувствовать себя большим: посуда, утюг, игрушечный телефон, набор инструментов, инструменты для врача. Помните, что в первую очередь малыш берет пример с родителей.
6. Мелочи.
Маленькие игрушки необходимы для развития мелкой моторики. Бусинки, гайки, шурупы, пуговицы, игрушки из "киндера" - полезны, но могут быть опасными для маленького ребенка. С ними нужно играть вместе со взрослыми, которые будут следить за безопасностью.
7. Радиоуправляемые игрушки.
Хотя бы одна игрушка на радиоуправлении у ребенка быть должна. Это первое знакомство малыша с техникой и легкий способ научиться различать лево и право, верх и низ, понять, что такое быстро и медленно. Такой игрушкой малыш будет играть до 8 лет минимум и все это время будет в восторге.
8. Краски, карандаши, глина или пластилин.
Ребенок должен рисовать, лепить и раскрашивать — это прекрасная психологическая разрядка и отличное развивающее занятие: полезно для фантазии, умения мыслить абстрактно и моторики.
9. Военные игрушки.
Многие родители считают, что игры в войну сделают ребенка агрессивным и не покупают ему танки, солдатиков и оружия. Однако психологи считают, что внутренняя агрессия, которая есть в каждом человеке, должна иметь выход. В детстве для этого подходят военные игры, а если у ребенка нет пистолета, он сделает его из палки или собственного пальца.
10. Игрушки для улицы.
Совочки, формы, лопатка с ведерком, сито для песка, грузовики, санки, мяч, мел всё, что делает прогулки долгими и интересными это необходимые игрушки. И здесь уже польза и для здоровья, и для развития очевидна.
Важно помнить, что даже весь ассортимент детского магазина не заменит ребенку общения с родителями: с малышом нужно играть. Своими действиями и примером мамы и папы активируют фантазию крохи для самостоятельных игр. Возможно, научить ребенка играть — одна из важнейших задач родителя, ведь именно игры развивают интеллект и чувственность маленького человечка.
Вариант №2
Какие игрушки необходимы детям.
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.
В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство, может быть и семья зверюшек, кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.
Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.
Вариант №3
Какие игрушки развивают?
— Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта).
Центральное место среди этой группы игрушек отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверия ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. Сюда же относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных, среди них — любимый детьми плюшевый мишка.
Среди этой группы игрушек выделяют - театральные игрушки.
Они по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо (игрушка-перчатка, которую надевают на руку так, чтобы один палец держал головку, а два других -руки).
— Двигательные (каталки, коляски, спортивные игрушки).
Это особый тип игрушки, способствующие повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
— Строительные (различного вида конструкторы).
Эту группу представляют строительные игрушки, состоящие из геометрических тел. Сидя за столом, ребенок захочет играть маленькими, устойчивыми игрушками. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя, стоя.
— Дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные, мозаика).
С их помощью детей знакомят с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.
— Игрушки-забавы.
Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
— Игрушки-полуфабрикаты, которые может доделать сам ребенок.
Эти игрушки, которые все больше входят в жизнь, развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
— Маскарадно-елочные игрушки (связаны с празднованием Нового года).
Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети играли — жили в образе.
— Музыкальные игрушки: погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др.
Консультация для родителей.
«Влияние игрушки на развитие ребенка 3-4 лет».
Сегодня на нашей консультации поговорим о влиянии игрушки на развитие ребенка.
Какое детство может быть без игрушек? В сегодняшнем мире это невозможно. Ребенку просто необходимы игрушки! Дети с удовольствием играют на протяжении всего дошкольного возраста, т.к. именно с помощью игры ребенок полноценно развивается. Когда ребенок берет брусок из конструктора и начинает водить им по голове , представляя, что это расческа , он осваивает идею символа- понимает, что одно ( брусок) может заменять другое.
От игрушки зависит детское развитие, игрушки служат той средой , которая позволяет детям выражать свои чувства , исследовать окружающий мир. К тому же игрушки учат ребенка общаться и познавать себя!
Как дети выбирают игрушки? У каждого ребенка должна быть своя особенная игрушка-друг. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители уходят, страх темноты , когда выключается свет и надо уснуть. Такая игрушка будет болеть с Вашим ребенком и пить вместе с ним горькие невкусные лекарства. На любимые игрушки дети порой сердятся, наказывают их и даже ломают, забрасывая в дальний угол, и это нормально. Потому что эти игрушки дети вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, ремонтируют, просят пришить ушки, хвостик, сшить новое платье. По совету психологов нельзя заставлять ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки. Для ребенка этот символы его развития, с каждой игрушкой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья.
Психика и мышление ребенка кардинальным образом отличаются от взрослого человека. Ребенку нужно учиться естественной для нас способности к воображению. В то время как взрослый постоянно мысленно создает какие-то ситуации, ребенок постепенно учится фантазировать. Без фантазии мы не можем не только мечтать, но и совершить в уме простейшую операцию, например, сложить один и два. Игра в этом – главный помощник. Поэтому, чтобы в 7 лет ребенок нормально учился, в 4 года он должен полноценно играть.
Ребенок ежедневно сталкивается с непонятным. Мир, в который он попал, его волнует, захватывает, удивляет и пугает. Ребенок видит, как кто-то поругался, кто-то улыбнулся, кто-то пошел на работу. Он находится в бесконечном потоке событий, пока лишенных для него смысла и никак от него не зависящих. Когда ребенок играет, примеряя на себя различные роли, воспроизводя или придумывая те или иные ситуации и способы поведения в них, этот процесс проходит для него наиболее естественно и успешно. С помощью игры он может контролировать ситуацию и найти подходящие решения.
-Помните, что для развития ребенка 3-7 лет игра более полезна, чем занятия. Позаботьтесь о том, чтобы ежедневно у дошкольника было время и место для свободных игр. Ни игры должно уходить больше времени , чем на занятия.
-Пусть ребенок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть. Участвуя в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным- пусть ребенок проявит фантазию.
В период от 2 до 5 лет дети , как правило, начинают подражать поведению взрослых или играть в кого- либо. Сказки и сюжеты из повседневной жизни дают ребенку материал для освоения новых ролей, а реакция взрослых помогает ребенку выяснить их отношение к его различным поступкам. Поэтому необходимо обогащать постоянно ребенка новыми впечатлениями и новыми знаниями об окружающем мире.
В начале прошлого века появились первые квалификации детских игрушек. Ученые стали выделять основные параметры, которыми должна обладать хорошая игрушка. По их мнению игрушка должна:
-соответствовать развитию ребенка, его возрасту;
-предоставлять возможность изучать окружающий мир;
-иметь прототип в реальной жизни, т.е. соответствовать какому-нибудь существующему предмету;
-по возможности изготавливаться самим ребенком;
-способствовать развитию специальных навыков и умений. Психологи выделяют ряд «игрушечных» групп ,вот некоторые из них:
-игрушки из реальной жизни. Это кукольное семейство, игрушечный домик, утварь и т.д.
-игрушки для выплеска агрессии. (солдатики, оружие, спортивный инвентарь)
- игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Это конструкторы, кубики, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия.
Сейчас, как никогда , становится очень ответственным и важным вопрос выбора игрушек. Новые игрушки в этот период для ребенка обязательны. Для развития знаний о социальных ролях будут полезны игрушки, имитирующие инструменты врача, шофера, портнихи, парикмахера и представителей других профессий. Пользу принесут различные движущиеся игрушки (автомобили, поезда). Для подготовки ребенка к школе ( развитие мелкой моторики рук) и развития творческих способностей приобретите ребенку цветную и белую бумагу (пусть учится пользоваться ножницами под вашим наблюдением), мелки, карандаши, краски, фломастеры, клей.
Доступные для его восприятия настольные игры помогут обрести первые познания в логике и научат мыслить. Домино, игры с фишками, часы с вашей помощью обучат ребенка счету.
Для эстетического развития , развития речи , воображения –служат театральные игрушки. К 4-5 годам особое значение имеют предметы дополняющие игру ( шапочки, сумочки, халат, накидки). В этом возрасте развитие игры идет уже не от игрушки, а от смысла.
И еще ,немаловажная игрушка-это так называемые отрицательные игрушки То, что ребят привлекает отрицательная игрушка, по мнению психологов , связано с эмоциональной агрессивностью. Случается, что склонность к сверхвооруженности обусловлена с обостренной потребностью в защите от внешнего мира. Ребенок, владеющий чудовищами , получает шанс в игре ( но не в жизни) ощутить себя могущественным. Такие игрушки, по мнению педагогов, оказывают сильное влияние на формирование личности, эмоциональную и нравственную сферу детей. В роли военного или бандита ребенок идентифицирует себя с героем , приписывает себе его характеристики, что может не всегда хорошо отразиться на детской психике. К положительным свойствам и характеристикам военных игрушек относили их направленность на развитие моторики, двигательную активность. Список игрушек можно продолжать до бесконечности.
Но самое главное , мы должны понять , что ребенка нужно учить играть, нужно обогащать его детский игровой опыт(купив ему новую игрушку, поиграйте с ней вместе с ребенком: покажите , как надо играть, придумайте сюжет игры и т.д.) ,
давать ему возможность играть с другими детьми. Какими бы замечательными не были игрушки у вашего ребенка, помните, что ничто не сможет заменить ему маму и папу – самых главных людей в жизни каждого человека. А из последних исследований известно, что современные родители тратят в среднем на воспитание ребенка 17 минут в день, так пусть же эти минуты ,проведенные вами вместе с ребенком, будут насыщенными и интересными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим ...
Памятка для родителей. Когда пора к логопеду?
В памятке указаны нормы речевого развития и появления звуков в речи а также даны рекомендации по занятиям с детьми дома. ...
Памятка для родителей "Когда идти за помощью к логопеду"
Памятка для родителей "Когда идти за помощью к логопеду"...
Памятка для родителей "Когда родители ссорятся"
В данной памятке даются советы специалистами, как сохранять благоприятную и комфортную для ребёнка психологическую атмосферу в скмье....
Памятка для родителей. Когда идти к психологу?
Советы родителям...
Памятка для родителей «Когда родителям нужно обратиться к педагогу-психологу».
В памятке даны рекомендации, когда родителям необходимо обратиться с ребенком к педагогу-психологу....