Беседа "ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКА"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
«Здоровье-это вершина, которую каждый должен покорить сам» (восточная мудрость)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda.docx | 44.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа « В здоровом теле – здоровый дух»
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о здоровье. Кто хочет быть здоровым?
Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым. Даже в старину говорили: « В здоровом теле – здоровый дух». Немало пословиц и поговорок сложено о здоровье. Например:
«Здоровье дороже всего», «Здоровье за деньги не купишь », «Где здоровье, там и красота», «Лекарств тысяча, а здоровье одно».
- Ребята, кто может ответить, что такое здоровье? (ответы детей)
-А что такое здоровый образ жизни? (ответы детей)
Ребята, а вы знаете, что каждый человек может сам себе укрепить здоровье. Недаром говорится:
Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу.
А как можно укрепить своё здоровье?
Давайте подумаем, может ли быть здоровым человек, который ведёт неподвижный образ жизни и большую часть времени сидит в кресле, или лежит на
диване? Как вы думаете, что ещё помогает нам быть здоровыми? (ответы детей)
- А ещё есть один друг здоровья – это утренняя зарядка. После утренней гимнастики повышается настроение, появляется аппетит, ведь зарядка, ре гулируя работу всех органов, помогает нашему организму проснуться и включиться в дневную работу.
Я хочу здоровым быть – Буду с лыжами дружить. Подружусь с закалкой, с обручем, скакалкой,
С теннисной ракеткой буду сильным, крепким!
Ребята, и самое главное – это улыбка на ваших лицах. Ведь улыбка – это залог хорошего настроения. Когда у нас хорошее настроение мы улыбаемся и дарим друг другу здоровье и радость.
Беседа: «Приятного аппетита!»
-Ребята, мы сегодня с вами поговорим о здоровой пищи.
Послушайте загадки, отгадайте их, и скажите, какая еда полезна, а кака я нет.
- Станут дырявыми зубы у Нельки
Если сосать целый день (карамельки)
- К чаю мама подаёт
Нам пчелиный. майский (мёд)
- Я расти быстрее стану, если буду есть (сметану )
- Продаются всевозможные, в кондитерской (пирожные).
- Должен есть и стар и млад, овощной всегда (салат)
- Я на завтрак с малых лет, пышный, нежный ем (омлет)
- Ребята, как вы думаете, зачем человеку кушать?
(ответы: чтобы расти, быть здоровым, быть сильным, чтобы нам жить и т.д.)
- Ребята, чем питаются животные?
Правильно, одни из них едят только растительную пищу, и называются они травоядными. Даже огромный слон питается травой и ветками деревьев. Другие животные питаются мясом. Это хищники. И только некоторые животные едят и мясо, и растительную пищу их называют всеядными (например: медведи, как видите, животные едят только то, что им полезно). И поэт ому врачи советуют, чтобы правильно питаться, надо выполнять два условия:питаться умеренно и разнообразно.
- Ребята, как вы думаете, что означает кушать умеренно.
Правильно, это значит не переедать, потому что это вредно, а наш желудок и кишечник не успевает всё переваривать.
Ещё древние люди говорили мудрые слова: «Мы едим для того, чтоб ы жить, а не живём для того, чтобы есть».
- Ребята, а как вы думаете, что означает кушать разнообразно? (ответы детей)
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты, такие как мёд, гречка, изюм, овсяная каша, масло, дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать..
Другие продукты, такие как творог, рыба, мясо, орехи помогают строить организм и делать его более сильным. А третьи - фрукты и овощи - содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться (смородина, малина, клубника, петрушка, капуста, морковь, абрикос, бананы).
- Ребята, как вы думаете, какие органы нашего организма помогают нам питаться? (ответы)
Пища попадает в рот, во рту смачивается слюной, мы жуём её зубам и. Дальше, с помощью глотательных движений по пищеводу она попад ает в желудок. Здесь пища перерабатывается. Из желудка попадает в то нкий кишечник, где с помощью пищеварительных соков и желчи пища окончательно переваривается. Переваренная пища через стенки кишечник а попадает в кровь и поступает ко всему органам. Некоторые продукты, которыми питается человек, очень вредн ы для здоровья.
Правильное питание - это здоровье, неправильное питание - приводит к болезням.
Сейчас поиграем в игру: «Полезные и вредные продукты». (дети отвечают какой продукт вреден)
Рыба - Чипсы Кефир - Фанта Морковь - Сало Яблоко - Торт
Орехи - Конфеты
-Молодцы ребята, а теперь советы для вас:
- Старайтесь поменьше есть жирной пищи.
- Остерегайтесь острого и солёного.
- Сладостей тысячи, а здоровье одно.
- Помните: овощи и фрукты - полезные продукты.
- Главное - не переедать.
- Кушайте свежеприготовленную пищу.
- Важно тщательно пережёвывать пищу.
- Когда ваша мама готовит еду, посоветуйте ей, делать это с любо вью, чтоб она положила в готовое блюдо чуть- чуть добра, капельку радости, кусочек нежности и тогда блюдо б удет вкусным, полезным и здоровым.
Беседа: «Полезные и вредные привычки»
- Ребята, послушайте стихотворение:
Есть у лисички хорошие привычки:
Собираясь в гости, холить пышный хвостик, Приучать лисяток соблюдать порядок.
Есть у лисички дурные привычки:
В курятник - шасть, и курочку украсть.
Мы сегодня с вами поговорим о привычках. Как вы думаете, что такое привычка? Привычка, - это действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить.
Полезные, хорошие привычки делают человека добрым, и он совершает свои действия, не задумываясь над ними потому что, они совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь. Что это за привычки? Правильно. Почаще мыть руки с мылом, каждое утро чистить зубы, умываться и закаляться холодной водой по утрам, делать зарядку.
А еще? Кто вспомнит? Верно! Приходя с улицы, переобуваемся в домашнюю обувь, надеваем домашнюю одежду. А ту, что сняли, аккуратно вешать в шкаф. Ребята, как вы думаете, хорошо ли всюду разбрасывать книжки, игрушки? Конечно, плохо. А почему? Да потому, что потом на поиски нужной вещи вы потратите, много времени. У каждой вещи должно быть свое место! Класть вещи на место – полезная привычка!
Ребята, а еще о каких полезных привычках мы забыли? Это соблюдение чистоты и порядка в доме, уборка комнаты, мытье посуды – это тоже хорошие привычки. Вот еще хорошая привычка – всегда быть чисто и опрятно одетыми, аккуратно причесанными.
Но, существуют, к сожалению, и вредные привычки. Мы поговорим о них. Вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят нам жизнь. Это не соблюдение режима дня, постоянное лежание на диване, привычка ковырять в носу.
Ребята, кто вспомнит и расскажет о плохих привычках. Правильно! Не вмешиваться в разговоры взрослых, не держать руки в карманах, не размахивать руками во время разговора, не чесать уши, нос, голову. Еще плохая привычка грызть ногти, ведь под ногтями много микробов. Ребята, еще очень плохо чавкать во время еды, крутиться за столом, сидеть, развалившись на стуле.
Ребята, а курение это плохая привычка? Правильно! Многие дети, видя, что взрослые курят, хотят подражать им, чтобы казаться взрослее. В чем же состоит вред курения? В табачном дыме, который человек вдыхает, содержится много вредных веществ. Курящие люди часто болеют. И если
ребенок начинает курить, то он плохо растет, становиться очень слабым, у него болит голова, снижается сила, выносливость, ухудшается здоровье. Ребята, запомните! Курение и здоровье не совместимы. Я хочу вам сказать, что у каждого человека есть хорошие привычки и плохие. Но с вредными привычками надо бороться: избавляться от них и воспитывать в себе только хорошие.
А теперь давайте отгадаем, какие привычки полезные, а какие вредные.
- Разбросал я книги, вещи и искал их целый вечер
- Мою грязную посуду, пол помыть я не забуду
- Пылесосом убираю, пыли я не оставляю
- Ногти очень грызть люблю, всех микробов я ловлю
- Чисто с мылом я умоюсь, у меня опрятный вид
Беседа: «Мой режим дня»
Ребята, мы сегодня с вами будем говорить о режиме дня. Как вы ду маете, что такое режим дня? (ответы детей)
Ребята режим дня - это определённый распорядок дня, который составляется взрослыми. Ре жим дня нам говорит о том, в какое время суток мы должны завтракать, обедать, ужинать, выходить на прогулку, ложится спасть, заниматься и играть. Все чем вы занимаетесь в детском саду расписано по часам.
Ребята, правильно составленный режим и его каждодневное выполнение его укрепляет здоровье, вы не чувствуете усталости, ваш организм пол
он сил, бодр, хорошо работает, вам хочется играть, бегать, прыгать.
Есть Режим дня для взрослых и для детей. Особенно важно соблюдать его детям, так как детский организм ещё растёт, а для роста ему нужны силы.
Вы внимательно послушайте, что расскажет о своём режиме дня девочка по имени Катя, а потом расскажите нам о своем режиме дня»
«Обычно я просыпаюсь в семь утра от нежного поцелуя моей мамы, от её нежного шепота мне на ушко: «С добрым утром, дочка!». Я открываю глаза и также нежно отвечаю маме: «С добрым утром, мамочка!». После чего, иду в ванную комнату умываюсь и чищу зубы. Я одеваюсь и с мамой иду в детский сад, где ждут мои друзья. Воспитательница Ирина Ивановна проводит утреннюю гимнастику. Затем мы вымываем руки с мылом и садимся завтракать. После завтрака мы занимаемся. Занятия проходят строго по расписанию. Нас учат рисовать, лепить, выполнять аппликацию. На музыкальном занятии мы разучиваем новые песни и танцы. Нас учат любить природу. Мы участвуем в спортивных играх. Нас обучают грамоте и математики. Эти занятия очень интересны.
Когда время занятий проходит, мы выходим на прогулку. Во время прогулки мы играем, наблюдаем за природными явлениями. В 12 часов дня мы возвращаемся с прогулки. Вымываем руки и помогаем накрывать на стол, готовимся к обеду. После обеда мы отправляемся спать. Днём мы спим 2 часа. После сна воспитатель проводит зарядку и закаливающие процедуры, а затем мы приступаем к полднику.
После полдника мы играем. Затем одеваемся и выходим на вечернюю прогулку. Потом за мной приходят родители, и мы идём домой. Вечером дома за ужином я рассказываю о том, как прошёл день в детском саду, какие у нас были занятия, в какие игры играли, что ели, чем занимались на прогулке.
После ужина я играю с куклами и своей любимой собачкой Тотошкой
. Перед сном смотрю передачу «Спокойной ночи малыши», умываюсь и в девять часов вечера ложусь спать».
- Ребята, а вы соблюдаете режим дня? Расскажите о нём. (ответы детей)
Давайте повторим, что выключает Здоровый образ жизни дошкольника включает:
- правильное питание
- занятие физическими упражнениями
- закаливание
- соблюдение режима дня
- соблюдение норм гигиены
- отказ от вредных привычек
Ребята, я знаю, что многие дети думают, что соблюдать режим дня со всем не обязательно. Они долго засиживаются перед телевизором или компьютером и поэтому поздно ложатся спать. По утрам они долго лежат в постели им очень трудно проснуться. Они не высыпаются и поэтому чувствуют себя уставшими, поздно завтракают, обедают, ужинают и тем самым наносят вред своему здоровью.
Как вы считаете, правильно ли они поступают?
Я хочу прочитать вам стих о мальчике, который не хотел соблюдать режим дня. Называется он «Зачем соблюдать режим дня?»
Я режим не соблюдаю, очень нужен мне режим! Целый день я мяч гоняю, то с друзьями, то один. Ранним утром на зарядку я, конечно, не встаю.
Нет обеда? Всухомятку, бутерброд я пожую.
Поздно спать люблю ложиться, после всех телепрограмм, И не может добудиться, меня мама по утрам.
- «Ты сыночек, бледный, вялый, и совсем больной на вид. Ты с утра уже уставший, может, что-нибудь болит?».
А отец сказал с досадой: Вот твоя ошибка, сын!
Соблюдать, конечно, надо в жизни правильный режим».
- Ребята, я думаю, что вы поняли, как важно соблюдать режим дня, и в дальнейшем вы будете его соблюдать.
Беседа о сердце
Воспитатель: А вы знаете, что такое наше сердце? Воспитатель: - это орган нашего тела.
Сердце как будто насос, день и ночь без передышки перекачивает нашу кровь.
Одна половина красная – это кровь с кислородом. она несёт по трубочкам сосудам кислород и полезные вещества которые питают наш организм.
А вторая половина тёмно красного цветa потому что в ней нет кислорода
А может быть, вы знаете, сколько сосудов у нас? Много или мало?(ответы детей)
Воспитатель: - сосудов у нас столько, что если выложить друг за другом они дотянутся почти до луны.
Воспитатель: - а вы знаете, какой величины у нас сердце? У каждого разное сожмите кулачок – вот такое у вас примерно сердечко. А как вы думаете, оно растёт? Сердце мы увидеть не можем ,а услышать можем? А как?ушком .А ещё можно пощупать пульс и ещё есть такой аппарат у доктора он называется фонендоскоп. Воспитатель когда двигаемся наше сердце бьётся быстрее, а когда отдыхаем, спим и оно работает тихо.(беседа сопровождается показом слайдов) .А теперь давайте проведем эксперимент, мы с вами сейчас спокойно сидели давайте приложим руку к сердечку чувствуете как бьётся сердечко? А теперь давайте под музыку подвигаемся .А теперь приложите руку ну как что то изменилось? Давайте потихоньку успокоим наше сердце Упражнение на дыхание «Насос»
Воспитатель: Когда так говорят:
- Каменное сердце
- Золотое сердце
- Бессердечный человек
- Заячье сердце
- Сердце в пятки упрыгало Ответы детей
Беседа «Сердце и система кровообращения»
Познакомить детей с работой сердца и органов кровообращения. Добиваться общего понимания целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Побуждать детей прислушиваться в работе своего организма, почувствовать и понять его устройство, осознать значение активного образа жизни.
В одной сказочной стране жил-был Страшила (показ изображения Страшилы). Но был он совсем не страшный. Его сделали, чтобы он отпугивал ворон в огороде, но это занятие ему скоро наскучило и он решил идти к Великому волшебнику Гудвину с большой просьбой. А больше всего на свете ему хотелось иметь мозги. По пути Страшила познакомился с очень необычным человеком по имени Железный Дровосек (изображение Железного Дровосека из книги Волкова «Волшебник изумрудного города», который поведал ему свою печальную историю.
Когда-то он был обычным веселым человеком – очень добрым и помогал всем на свете. За это одна злая волшебница решила его погубить, превратив в железного человека. Но больше всего огорчало Железного Дровосека то, что у него больше не было сердца. И он признался Страшиле: «Мне так нужно сердце! Сердце делает человека добрым и счастливым. Я снова смогу всех любить! Мне так хочется увидеть Великого Гудвина. Ведь только он смог бы исполнить мое самое заветное желание – иметь настоящее живое сердце. »
А у вас, ребята, у всех есть сердце? (Выслушать ответы) . Почему вы так думаете? Где оно у вас находится?
Попробуйте нащупать у себя грудную клетку (ребра, чувствуете какая она прочная? Она защищает сердце. Приложите ладошку к левой стороне груди. Слышите как стучит ваше сердце? Вы чувствуете его? (предложить детям послушать биение сердца друг у друга) .
Как вы представляете себе ваше сердце, какое оно? (предложить 2 - 3 детям нарисовать его). Оно совсем не такое, какое обычно нарисовано на открытках, игрушках. Оно похоже на ваш сжатый кулачок, только чуть-чуть побольше.
А для чего же сердце так необходимо человеку? (рассмотреть схему на которой изображена система кровообращения человека) .
Наше тело пронизано множеством кровеносных сосудов – трубочек. Они проложены повсюду. Некоторые из них широкие, некоторые узкие и тонкие.
По этим сосудам течет кровь. Она разносит по всему организму, по всему нашему телу полезные вещества, которые необходимы для жизни человека.
Почему же сердце стучит? Что за удары вы слышали в вашей груди?
На столе несколько красных вагончиков, сцепленных друг с другом. Представьте себе, что это ваша кровь в сосудах. Почему же она не двигается? Конечно, необходимо, чтобы кто-то подтолкнул ее. Эту работу и выполняет наше сердце. Представьте себе, что ваш кулачок – ваше сердце. Сожмите кулачок – сжалось ваше сердце и вытолкнуло кровь. И пошла она путешествовать по всем сосудам, до самых дальних добегает, по всему нашему телу разносит питательные вещества.
Закончила кровь свою работу, очистилась, набрала в легких воздуха («набух» кулачок) и снова вернулась в сердце. Опять надо сердцу сделать толчок, чтобы пустить кровь в новое путешествие по нашему организму.
Так сердце все время сжимается и разжимается, ни на минуту не останавливается. А может ли наше сердце «отдыхать»? Ведь когда мы спим отдыхают наши руки, ноги, рот, глаза. Что произойдет, если остановится сердце? (остановится кровообращение и человек погибнет) .
А теперь давайте поработаем нашими кулачками-сердечками (дети некоторое время сжимают и разжимают кулачки). Что вы чувствуете? (Руки устали) Также устает и наше сердце, когда оно перегружено – когда мы долго бегаем, прыгаем или выполняем тяжелую работу. Оно начинает биться чаще и сильнее. Необходимо, чтобы оно «отдохнуло». Что можно сделать для этого? (Заняться спокойной игрой, отдохнуть, полежать)
Детям предлагается рассмотреть три картинки с различными действиями детей (спит, играет с кубиками, бегает) .
Предложить послушать работу сердца в различных ситуациях при помощи фонендоскопа.
Подвести детей к выводу, что плохо, когда сердце все время перегружено и когда нагрузки совсем нет – тоже плохо. Сердце человека – важный орган. Его нужно беречь и укреплять. Игра, прогулка, работа на свежем воздухе, занятия физкультурой и бег укрепляют сердце. Перегружать его нельзя. Следить за частотой сердцебиения! Сильное сердцебиение говорит о том, что сердце устало и пора отдохнуть!
Ну, а пока мы с вами, ребята, вели нашу беседу, наши герои – Страшила и Железный Дровосек, преодолев множество препятствий и приключений, добрались таки до Великого Гудвина, и он исполнил их самые заветные желания. Страшила получил мозги, а Железный Дровосек – яркое красное сердце (прикрепляем к фигурке Железного Дровосека сердечко). Радости не было предела. «Как я счастлив – воскликнул Железный Дровосек – горячее сердце бьется в моей груди как прежде! Меня переполняют любовь и нежность! »
Предложить детям дать определения понятиям «бессердечный человек» и «добрый сердечный человек». Что, какие чувства хочет выразить человек, когда предлагает свое сердце (любовь, дружбу, верность).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни у дошкольников
Консультация для воспитателей ДОУ - как организовать в группе здоровьеукрепляющий режим дня....
«НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ» - активная форма работы ДОУ по привитию здорового образа жизни у дошкольников
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно воспитатели в состоянии многое сделать для здоровья своих воспитанников.Мы должны р...
«Расту здоровым!» Технология ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У дошкольников в условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Цель экологического образования дошкольников – формирование начал экологической культуры - становление заботливого, бережного отношения непосредственно к окружающей среде во всем ее многообразии: к лю...
Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников "Быть здоровыми хотим!"
В современном мире такие понятия как "здоровьесберегающие технологии" и "формирование здорового и безопасного образа жизни" прочно входят в жизнь каждого человека, а также в образовательный проц...
Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников «Быть здоровыми хотим!»
Советы воспитателям. Самомоссаж,динамическме паузы, психогимнатика, этюды, релаксирующие упражнениея....
Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровье и Я».
Здоровье это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие ...