Программа кружка по ФГОС
рабочая программа
Программа рачитана для детей средние, старшие и подготовительной к школей групп. Опубликована на сайте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Эрудиты" | 65.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Смоленска
«Детский сад № 64» Солнечный зайчик»
Принята на заседании Педагогического Совета от «___» ________20___ год Протокол № ___ | Утверждаю: Заведующий Горовая А.С. «____»________20____год
|
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Эрудиты»
«Познавательное развитие»
Направленность: естественнонаучная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 4 - 7 лет
Срок реализации: 3 года
Автор - составитель
Сечкова Светлана Юрьевна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
2018 - 2022
Содержание:
1. Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Цели и задачи реализации программы
- Принципы и подходы к реализации программы
- Характеристика особенностей развития детей
- Целевые ориентиры реализации программы
Содержательный раздел
- Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»
«Формирование элементарных математических представлений»
- Учебно – тематический план
- Мониторинг результатов реализации программы
Организационный раздел
- Материально – техническое обеспечение реализации программы
- Регламент образовательной деятельности:
- расписание
- учебный план
- Региональный компонент
- Взаимодействие с родителями
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Эрудиты» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.
- СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года.
- Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Устав образовательной организации.
- Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной программы.
- Другие локальные акты образовательной организации.
В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задаётся множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида. Задачи умственного воспитания понимают порой упрощённо, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем.
Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребёнка общие способности познавательной деятельности – умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового поискового и учебного взаимодействия. Сегодня на смену жёсткой учебно – дисциплинарной модели воспитания пришла личностно ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребёнку и его развитию.
Внедрение в практику дидактических развивающих игр, развивающих методов позволяет разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными понятиями в доступной малышам форме. Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное. Особая роль при этом отводиться нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это кубики и квадраты Никитина, рамки и вкладыши Монтессори, игры на составление плоскостных изображений предметов, животных: «Танграм», «Головоломка Пифагора», «Вьетнамская игра» и др.
Развивающие игры важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребёнка в моторной активности. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
Развивающие игры представляют собой наборы задач возрастающей сложности очень широкого диапазона, от элементарных, доступных трёх летнему малышу, до таких, с которыми трудно справляются даже взрослые. Взрослому остаётся лишь использовать естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их решения указанной проблемы умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа дополнительного образования, кружка «Эрудиты», рассчитанная на детей от 4-х до 7 лет. В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.
- Цели и задачи реализации программы.
Цель программы - развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие личностного потенциала ребёнка.
Основными задачами являются:
- Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
- Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).
- Развитие у детей основ конструирования и моделирования.
- Развитие у детей интереса к логическим играм;
- Принципы и подходы к реализации рабочей программы.
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности ребёнка;
- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип гуманности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Обучение детей происходит поэтапно: 1 этап – 4-5 лет,
- этап – 5-6 лет,
- этап – 6-7 лет.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определённых требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
Непосредственная образовательная деятельность детей организуется по трёхгодичной программе с 4-х летнего возраста в форме кружковой работы.
Длительность непосредственной образовательной деятельности один раз в неделю в группе составляет:
4– 5 лет - 15-20 минут
5– 6 лет - 20-25 минут
6– 7 лет - 25-30 минут
Непосредственная образовательная деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
В группе создана развивающая среда: математический уголок с различными математическими развивающими играми, играми головоломками, изготовлен индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления.
- Характеристика особенностей развития детей
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделять такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких - либо действий несложное условие.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
У детей шестого года жизни игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей по содержанию. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства.
Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования.
Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно – логического мышления, развивается устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
- Целевые ориентиры реализации рабочей программы
К 4 годам ребёнок:
- проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх;
- ребёнок выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам сравнивает и обобщает;
- самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства путём практического сравнения, зрительного восприятия.
- инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составлению силуэтов;
- моделирует по цветным расчленённым схемам заданных узоров методом наложения из 4 кубиков и затем без наложения.
К 5 годам ребёнок:
- в дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам;
- ребёнок интересуется предметами и активно действует с ними, умеет группировать объекты по цвету, форме, величине;
- стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своей деятельности;
- моделирует заданные фигуры из 2-4 частей, конструирует новые;
- моделирует из всех фигур игры по расчленённым образцам, без использования наложения;
- моделирует цветные узоры из 9 кубиков по цветным расчленённым схемам;
- проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности;
- способен сосредоточенно действовать в течение 15- 20 минут.
К 6 годам ребёнок:
-у ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;
-в дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш;
-знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон: равенство, неравенство сторон);
-самостоятельно осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи;
-проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику;
-моделирует заданные фигуры из всех частей игры по контурным образцам;
-моделирует цветные узоры из 16 кубиков по расчленённым схемам.
К 7 годам ребёнок:
-ребёнок активен, любознателен;
-проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх;
-имеет обобщённое представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов;
-владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов;
-моделирует цветные узоры из 16 кубиков по нерасчленённым схемам в порядке возрастания сложности с учётом фактора скорости;
-моделирование новых заданий из различного числа кубиков;
-ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Режим занятий
- на 1-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут (включает 5 минутный перерыв: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутка);
- на 2-м году обучения занятия проводятся 2 раз в неделю по 25 минут (во время занятий -5 минутный перерыв: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутка).
- на 3-м году обучения занятия проводятся 2 раз в неделю по 30 минут (во время занятий -5 минутный перерыв: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутка).
Результаты освоения программы:
Мониторинг
Педагогический мониторинг | Мониторинг образовательной деятельности детей |
контрольные задания и тесты | самооценка обучающихся |
диагностика личностного роста и продвижения | оформление фотоотчётов, портфолио |
ведение журнала учета |
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программ в форме сводной таблицы мониторинга, во время проведения игровых заданий. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение уровня сложности задания. В конце года проводится открытое занятие по кружковой работе, в которой участвуют: дети – педагог, педагогический состав детского сада.
- Содержательный раздел
- Описание образовательной деятельности по освоению детьми Образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений»
План работы кружка «Эрудиты»
Средняя группа
2019 - 2020учебный год.
Месяц | Тема | Программное содержание | Лит - ра |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Диагностика знаний детей. 1. «Сложи узор». 2. «Сложи узор» СУб №2,4. 3. «Составь картинку». 4.«Счётные палочки».\ 5.«Танграм». 6.«Сложи листик». 7.«Сложи узор». СУб. № 5,7. 8.«Сложи квадрат». 9.«Счётные палочки».
11. «Сложи узор». СУб. №9-10. 12. «Пифагор». 13. «Вкладыши Монтессори». 14. «Что изменилось?» 15. «Сложи узор». СУб. №12,14. 16. «Танграм». 17. «Вьетнамская игра». 18. «Составь квадрат». 19. «Сложи узор». СУб. №11, 15. 20. «Пифагор». 21. «Выложи орнамент». 22. «Монгольская игра». 23. «Счётные палочки». 24. «Сложи узор». СУб. №17-18. 25 «Сложи квадрат». 26. «Геометрическая мозайка». 27. «Танграм». 28. «Сложи листик». 29. «Сложи узор». СУб. №20-21. 30. «Вьетнамская игра». 31. «Счётные палочки». 32. «Игра с обручами». 33. «Сложи узор». (по замыслу). | Продолжать знакомить детей кубиками «Никитина». Продолжать развивать интерес к этой игре. Освоение детьми умений составлять узоры путём комбинирования цвета и формы из 9 кубиков. Развивать воображение. Развитии умения анализировать, сравнивать, развитие творческого воображения . Развитие комбинаторских способностей, воображения. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, упражнять в умении составлять новые из имею- щихся по образцу и замыслу. Учить составлять предмет из частей. Учить детей пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части предмета. Продолжать учить детей составлять простой узор. Развивать воображение, твор- ческие способности. Развивать цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого. Учить составлять квадрат из 4-х частей. Развивать творческое воображение, смекалку, комбинаторские способ- ности, мелкую моторику. Развивать умения составлять квадраты из 4-5 частей, развивать мышление, воображение. Продолжать учить детей составлять простой узор путём комбинирования цвета и формы. Развитие воображения. Познакомить детей с новой игрой. Развивать воображение, комбинаторские способности, мыслительную деятельность пространственное воображение. Развитие умения узнавать и различать форму плоских геометрических фигур и их положение на плоскости. Учить детей запоминать взаимное расположение геометрических фигур в сложном целом узоре. Продолжать учить детей составлять узор из кубиков. Развивать комбинаторские способности. Учить анализировать изображения фигур - силуэтов, продолжать развивать комбинаторские способности. Развивать логическое мышление и творческое воображение. Продолжать развивать умения составлять целое из частей. Развивать цветоощущения, сообразительность. Продолжать учить составлять узор путём комбинирования цвета и формы. Развивать воображение. Продолжать развивать комбинаторские способности. воображение. Развивать восприятие формы. Учить выкладывать орнамент из геометрических фигур на листе. Развивать усвоение детьми способов присоединения одной фигуры к другой с целью получения фигур - силуэтов. Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур. Развивать логическое мышление. Продолжать учить детей составлять простой узор путём комбинирования цвета и формы. Продолжать развивать умения составлять целое из частей. Развивать сообразительность. Развивать сенсорные умения и способности аналитического восприятия., комбинаторские способности, воображение. Закреплять знания о простейших геометрических фигурах. Развивать комбинаторские способности, воображение. Развивать воображение. комбинаторские способности. Продолжать учить составлять простой узор, путём комбинирования цвета и формы. Развивать творческое мышление, воображение Продолжать упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур, развивать логическое мышление. Освоение детьми умения классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма; размер и форма). Развивать воображение логическое мышление, комбинаторские способности. | 1; 45. 1; 45. 2; 59. 4; 13. 4; 44 2; 21. 1; 45. 1; 89. 2; 74. 1; 92. 1; 45. 4; 52. 1; 53. 3; 65. 1; 45. 4; 47. 4; 74. 1; 93. 1; 45. 4; 52. 3; 61. 4; 63. 5; 11. 1; 45. 1; 93. 2; 44. 4; 47. 2; 22. 1; 44. 4; 52. 5; 13. 1; 45. 2; 43. |
Занятий в неделю – 1
Занятий в месяц - 4
Занятий в год - 33
Продолжительность занятий 15 – 20 минут
План работы кружка «Эрудиты»
Старшая группа
2020-2021 учебный год
Месяц | Тема | Программное содержание | Лит - ра |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Диагностика знаний детей. 1. «Сложи узор». СУв№1. 2. «Сложи узор» СУв №2. 3. «Составь картинку». 4. «Счётные палочки». 5. «Танграм». 6. «Сложи листик». 7. «Сложи узор». СУв. № 3. 8. «Сложи квадрат». 9. «Счётные палочки». 10. «Сложи квадрат». 11. «Сложи узор». СУв. №4. 12. «Пифагор». 13. «Вкладыши Монтессори». 14. «Что изменилось?» 15. «Сложи узор». СУв. №5. 16. «Танграм». 17. «Вьетнамская игра». 18. «Сложи квадрат». 19. «Сложи узор». СУв. №6. 20. «Пифагор». 21. «Выложи орнамент». 22. «Монгольская игра». 23. «Счётные палочки». 24. «Сложи узор». СУв. №8. 25. «Сложи квадрат». 26. «Геометрическая мозайка». 27. «Танграм». 28. «Сложи листик». 29. «Сложи узор». СУв. №10. 30. «Вьетнамская игра». 31. «Счётные палочки». 32. «Лабиринты». 31. «Сложи узор». (по замыслу). | Продолжать знакомить детей с кубиками «Никитина». Учить составлять узор из 16-ти кубиков. Освоение детьми умений составлять узоры путём комбинирования цвета и формы. Развивать воображение. Развивать умения анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия. Развивать комбинаторские способности, воображение. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, упражнять в умении составлять новые из имеющихся по образцу и замыслу. Учить составлять предмет из частей. Учить детей пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части предмета. Продолжать учить детей составлять простой узор. Развивать воображение, творческие способности. Развивать цветоощущение и сообразительность при решении проблемных частей целого. Развитие творческого воображения, смекалки комбинаторских способностей, мелкой моторики. Развитие умения составлять квадраты из 4-5 частей, развивать мышление, воображение. Продолжать учить детей составлять простой узор путём комбинирования цвета и формы. Развитие воображения. Развивать воображение, комбинаторские способности, мыслительную деятельность , пространственное воображение. Развивать умения узнавать и различать форму плоских геометрических фигур и их положение на плоскости. Учить детей запоминать взаимное расположение геометрических фигур в сложном целом узоре. Продолжать учить детей составлять узор из кубиков. Развивать комбинаторские способности. Учить анализировать изоб- ражения фигур - силуэтов, продолжать развивать комбинаторские способности. Развивать логическое мышление и творческое воображение. Продолжать развивать умения составлять целое из частей. Развивать цветоощущения и сообразительность. Продолжать учить составлять узор путём комбинирования цвета и формы. Развивать воображение. Продолжать развивать комбинаторские способности, воображение. Развивать восприятие формы. Учить выкладывать орнамент из геометрических фигур на листе. Развивать усвоение детьми способов присоединения одной фигуры к другой с целью получения фигур - силуэтов. Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур. Развивать логическое мышление. Продолжать учить детей составлять простой узор путём комбинирования цвета и формы. Продолжать развивать умения составлять целое из частей. Развивать сообразительность. Развивать сенсорные умения и способности аналитического восприятия, комбинаторские способности, воображение. Закреплять знания о простейших геометрических фигурах. Развивать комбинаторские способности, воображение. Развивать воображение. комбинаторские способности. Продолжать учить составлять простой узор путём комбинирования цвета и формы. Развивать творческое мышление, воображение Продолжать развивать творческое воображение, смекалки. Развивать пространственные представления, настойчивость, умение сосредоточиться. Развивать воображение логическое мышление, комбинаторские способности. | 1; 46. 1; 46. 2; 69. 5; 17. 4; 44 2; 21. 1; 46. 1; 93. 2; 74. 1; 94. 1; 46. 4; 52. 1; 53. 3; 65. 1; 46. 4; 47. 4; 74. 1; 94. 1; 46. 4; 52. 3; 60. 4; 63. 4; 14. 1; 46. 1; 94. 2; 44. 4; 47. 2; 22. 1; 46. 4; 52. 2; 74. 2. 83. 1; 46. |
Занятий в неделю – 1 -
Занятий в месяц - 4 -
Занятий в год - 31 -
Продолжительность занятий 20 – 25 минут
План работы кружка «Эрудиты»
Подготовительная группа
2021-2022 учебный год
Месяц | Тема | Программное содержание | Лит -ра |
Сентябрь Октябрь
Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
| Диагностика знаний детей.
СУв №11. 2. «Сложи квадрат».
СУв №12. 4. «Танграм». 5. «Три обруча». .
палочки». 7.«Сложи узор». СУв №18. 8. «Пифагор».
СУв №17.
палочки».
игра».
квадрат».
14. «Сложи узор». СУв. №15. 15. «Пифагор». 16. «Вьетнамская игра». 17. «Лист Мёбиуса».
18. «Сложи узор». СУв. №21. 19. «Танграм».
20. «Вьетнамская игра».
21. «Сложи квадрат». 22. «Сложи узор». СУв. №13. 23. «Пифагор». 24. «Монгольская игра». 25. «Счётные палочки». 26. «Сложи узор». СУв. №14. 27. «Сложи квадрат». 28. «Лабиринты». 29. «Пентамино». 30.«Сложи узор». СУв. №19.
31. «Вьетнамская игра».
32. «Пентамино».
33. «Сложи узор». (по замыслу). | Продолжать учить детей моделированию цветных узоров из 16 кубиков. Продолжать развивать смекалку, сообразительность при решении проблемы час- тей целого. Продолжать развивать воображение, комбинаторские способности. Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец. Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать.
Развитие комбинаторских способностей, воображения, умения решения задач на преобразование фигур. Развитие логического мышления и творческого воображения. Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец. Продолжать учить детей составлять узор. Развивать воображение, творческие способности. Развивать цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого. Развитие творческого воображения, смекалки, комбинаторских способностей, мелкой моторики. Учить детей рассказывать о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планировать ход действий. Развитие умения составлять квадраты из 4-5 частей, развивать мышление, воображение.
Продолжать учить детей составлять узор путём комбинирования цвета и формы. Учить зарисовывать узор в тетрадке. Развитие воображения, комбинаторских способнос- тей, мыслительной деятель- ности , пространственного воображения. Учить составлению силуэтов по образцам с указанием составляющих силуэт частей, развивать смекалку, сообразительность. Познакомить детей с новой геометрической фигурой – листом Мёбиуса и технологией игры с ним. Продолжать учить детей составлять узор из кубиков. Развивать комбинаторские способности. Учить анализировать изображения фигур - силуэтов, продолжать развивать комбинаторские способности. Развивать логическое мышление и творческое воображение. Продолжать развивать умения составлять целое из частей. Развивать цветоощущения и сообразительность. Продолжать учить составлять узор путём комбинирования цвета и формы. Развивать воображение. Продолжать развивать комбинаторские способности, воображен Развивать усвоение детьми способов присоединения одной фигуры к другой с целью получения фигур - силуэтов. Упражнять детей в самостоятельных поисках составления цифр. Развивать логическое мышление. Продолжать учить детей составлять простой узор путём комбинирования цвета и формы. Продолжать развивать умения составлять целое из частей. Развивать сообразительность. Развивать у детей настойчивость, умение сосредоточиваться, логическое мышление, ловкость. Развивать комбинаторские способности, усвоение общих способов присоединения одной части к другой, ориентируясь на образ составляемого предмета. Развивать воображение. комбинаторские способности. Развивать творческое мышление, воображение
Развивать элементарное пространственное видение, комбинаторские способнос- ти. Развивать воображение логическое мышление, комбинаторские способности. | 1. 46.
1. 93.
1. 46.
5. 109. 2. 108.
4. 23.
1. 46. 5. 131.
1. 46.
1. 94.
5. 24.
4. 63.
1. 94.
1. 46. 5. 101. 5. 104. 6. 90. 1. 46. 5. 109.
5. 104. 1. 94.
1. 46. 5. 131. 4. 64.
5. 26. 1. 46. 1. 94. 4. 68. 5. 180.
1. 46.
5. 171. 5. 181. |
Занятий в неделю -1
Занятий в месяц -4
Занятий в год -33
Продолжительность занятия – 25-30 минут
Занятий в неделю - 2
Занятий в месяц - 8 -
Занятий в год - 72
Продолжительность занятия – 25-30 минут
- Учебно – тематический план
Средняя группа (от 4 до 5 лет).
Тема | Кол-во занятий |
«Сложи узор» | 8 занятий |
«Сложи квадрат» | 4 занятия |
«Сложи листик» | 2 занятия |
«Геометрические фигуры» | 5 занятий |
«Счётные палочки» | 3 занятия |
«Танграм» | 3 занятия |
«Головоломка Пифагора» | 2 занятия |
«Вкладыши Монтессори» | 1 занятие |
«Вьетнамская игра» | 2 занятия |
«Монгольская игра» | 1 занятие |
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Тема | Кол-во занятий |
«Сложи узор» | 9 занятий |
«Сложи квадрат» | 4 занятия |
«Сложи листик» | 2 занятия |
«Геометрические фигуры» | 5 занятия |
«Счётные палочки» | 3 занятия |
«Танграм» | 3 занятия |
«Головоломка Пифагора» | 2 занятия |
«Вкладыши Монтессори» | 1 занятие |
«Вьетнамская игра» | 2 занятия |
«Монгольская игра» | 1 занятие |
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Тема | Кол-во занятий |
«Сложи узор» | 10 занятий |
«Сложи квадрат» | 5 занятия |
«Танграм» | 2 занятия |
«Геометрические фигуры» | 2 занятия |
«Счётные палочки» | 2 занятия |
«Головоломка Пифагора» | 3 занятия |
«Монгольская игра» | 2 занятия |
«Вьетнамская игра» | 3 занятия |
«Лабиринты» | 1 занятие |
«Пентамино» | 2 занятия |
2.3. Мониторинг результатов реализации программы
Для мониторинга результатов реализации программы используются простые и доступные методы диагностики. Используются диагностические задания, на дидактическом материале «Сложи узор», «Сложи квадрат» (авторская версия Б.П. Никитина, адаптация Г.А. Репиной), «Рамки и вкладыши Монтессори» (интепритация Г.А. Репиной), для выявления уровня логико-математических способностей у детей.
Для достижения планируемых результатов проводится мониторинг два раза в год, в сентябре и апреле месяце. Приложение.
3. Организационный раздел
- Материально – техническое обеспечение реализации программы.
- Наборы кубиков Никитина «Сложи квадрат»
- Наборы игры «Сложи квадрат»
- Наборы игры «Сложи листик»
- Наборы игры «Танграм»
- Наборы игры «Монгольская игра»
- Наборы игры «Головоломка Пифагора»
- Наборы игры «Вьетнамская игра»
- Наборы игры «Пентамино»
- Наборы счётных палочек
- Наборы геометрических фигур
- Наборы игры «Волшебные фигуры»
- Логические таблицы
- Лабиринты
- Методическая литература:
- Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» М., 1990.
- З.А. Михайлова «Математика от трёх до семи». С.П., 1998.
- Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» М., 1978.
- З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
М. 1990.
- А.А. Смоленцева «Математика до школы» С.П. 1998.
- Г.А. Репина «Математическое развитие дошкольников» М. 2008.
3.2 Регламент образовательной деятельности.
Программа рассчитана на 3года.
Занятия проводятся с сентября по май следующего года.
Неделя: 1 занятие.
Месяц: 4 занятия.
Год: 1-33 занятия.
Расписание занятий кружка:
Занятия проводятся по средам во второй половине дня.
Средняя группа 16.00 – 16.20
Старшая группа 16.00 – 16.25
Подготовительная группа 16.00 – 16.30
3.3 Взаимодействие с родителями.
Основными участниками образовательного процесса в рамках программы дополнительного образования «Весёлая математика» являются дети, родители и воспитатель. Отношения участников образовательного процесса строятся на основе сотрудничества и взаимоуважения.
Формы работы с родителями:
- Через «Уголки для родителей» родителям даются рекомендации, какие игры можно изготовить своими руками дома, как организовать игры с занимательным материалом, какую литературу можно использовать для занятий с ребёнком.
- Родительское собрание с показом фрагментов образовательной деятельности.
- Индивидуальные беседы с рекомендациями.
Работая в тесном контакте с родителями и детьми, можно достигнуть хороших результатов в интеллектуальном развитии детей и в подготовке их к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС НОО и подготовка к введению ФГОС ООО
Видео: http://youtu.be/LEyYKS-JAh8...
О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.
О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...
ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности.
ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт вк...
ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится ...
Презентация ФГОС дошкольного образования. Сравнительный анализ принципов традиционной программы и ФГОС.
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Из-за того, что курсы по по ФГОС прослушали пока не все воспитатели, а знакомиться с ...
Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО
Представлены методические рекомендации по проведению методического объединения по теме «Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ...
Все о ФГОС: Что это такое; причины ввода ФГОС; отличие ФГОС и ФГТ; требования; структура; предметная среда по ФГОС и др. Материал в слайдах.
Все о ФГОС - материал в слайдах....