Проектная деятельность в ДОУ
консультация
Консультация с презентацией для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей | 36.03 КБ |
презентация к консультации | 770.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» (консультация для педагогов)
(Слайд 1)
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.
В детских садах педагоги используют различные виды методов, среди которых выделяется интегрированный метод обучения, который является для дошкольных учреждений достаточно инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия непосредственно-образовательной деятельностей (занятий) объединена основной проблемой. Особый интерес представляет собой интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.
Родоначальником метода проектов принято считать Джона Дьюи (1859-1952), американского философа и педагога. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания». Обучение должно проходить как преимущественно игровая и трудовая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Педагог же будет только помогать в познании того, что заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того. Однако, учитывая возраст воспитанников дошкольных учреждений, эта технология не универсальна. Поэтому проектная деятельность используется не вместо систематически организованной регламентированной деятельности, а наряду с ней, как компонент системы образования, вариант организации совместной и самостоятельной деятельности.
Идеи проектного обучения в России возникли в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г, Кагарова, М.В. Крупениной.
(Слайд 2)
Метод проектов - это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.
Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.
Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.
(Слайд 3)
Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.
Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.
(Слайд 4)
Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности:
- Учёт интересов ребёнка.
- Деятельность без принуждения.
- Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
- Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
- Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
- Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
- Совместное с педагогом достижение цели.
Проектная деятельность создает условия для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагог стимулирует самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность.
В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
(Слайд 5)
Метод проектов:
- позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности;
- способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам;
- способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели;
- способствует повышению профессионального уровня педагога или творческой группы, которые участвуют в разработке проекта;
- способствует формированию у воспитанников ряда значимых компетенций, наращиванию универсальных умений детей (формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира);
- способствует развитию способности дошкольников к элементарной научной деятельности;
- способствует развитию креативности;
- способствует повышению качества образовательного процесса;
- способствует формированию сообществ «дети - родители» через преемственность работы ДОУ и семьи.
(Слайд 6)
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
-развитие познавательных способностей;
-развитие творческого воображения;
-развитие творческого мышления;
-развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте это:
-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте это:
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
(Слайд 7)
В настоящее время проекты, используемые в ДОУ, классифицируют по следующим признакам:
- По тематике: творческие, информационные, игровые или исследовательские).
- По составу участников: групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный.
- По целевой установке (развитие оздоровительной системы в ДОУ, развитие коммуникативных навыков и.т.п.).
- По срокам реализации: краткосрочный, проект средней продолжительности, долгосрочный.
(Слайд 8)
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- Исследовательские.
Цель - организация исследования детей по определенной проблеме, сбор информации об объекте, явлении, образе.
Особенности:
- четкая структура;
- обозначенность целей;
- наличие гипотезы;
- актуальность и социальная значимость содержания для всех участников;
- комплекс методов получения и обработки информации.
Эффективный способ разработки этих проектов – модель «трех вопросов»:
- Что мы знаем? Проводится обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о предмете или явлении по теме проекта (можно записать ответы детей);
- Что мы хотим узнать? Ответы детей на этот вопрос – основа постановки задач проекта (так же можно записать) Когда дети выскажутся, воспитатель уточняет способы сбора информации – Как нам найти ответы на вопросы?
- Что мы узнали? Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети.
- Информационно - практико-ориентированные.
Цель: сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
Особенности:
- Четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы результат деятельности участников;
- Продуманная структура и организация работы на отдельных этапах «Украшение елки», «Оформление зала (группы)», «Создание экспозиции музея».
(Слайд 9)
- Творческие.
Цель: развитие творческих способностей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, детского праздника);
Особенности данных проектов:
- Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников, подчиняясь конечному результату;
- Педагог и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, праздник, концерт, панно и т.д.);
- Четко продуманную структуру имеет только оформление результата (программа концерта, сценарий постановки или фильма и т.д.);
- В этих проектах может доминировать определенный вид творчества (изобразительное, музыкальное, художественно-речевое, театральное), а все остальные виды деятельности его обогащают, или все виды творческой деятельности равноправны.
- Ролевые, игровые.
Цель: имитация социальных или деловых отношений в различных ситуациях (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
Особенности:
- Структура только намечается;
- Участники берут на себя определенные роли: литературных персонажей, выдуманных героев в придуманных ситуациях;
- Проекты строятся по принципу развивающейся интриги: дети строят догадки, предположения, прогнозируют результат;
- Высокая степень творчества;
- Ведущий вид деятельности – ролево-игровая.
(Слайд 10-11)
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1.Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- В каких источниках можно найти информацию;
- Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);
- С какими предметами научиться работать для достижения цели.
3.Выполнение проекта - практическая часть
4.Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап | 1. Формирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формирует задачу (нежёстко). | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
II этап | 4. Помогает в решение задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
III этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
IV этап | 9. Подготовка к презентации. Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
(Слайд 12)
Роль педагога при использовании метода проектов:
- учет возрастных особенностей детей, создание условий для стимулирования интересов детей,
- строить свои отношения с ребенком на соучастии и сотворчестве,
- мотивирует деятельность детей, использует игровые методы и приемы
(Слайд 13)
Роль дошкольника:
- является активным участника проекта, преодолевает трудности в решении проблем (ведущая дидактическая цель методов проекта).
- План проекта разрабатывается совместно с детьми и родителями.
(Слайд 14)
Важно:
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
Литература:
- Битютская Н.П. система педагогического проектирования: опыт работы, проекты.- Волгоград, Учитель,2012.-212с.
- Близнецова В.С." Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ"
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
- Виноградова О.В. "Исследовательская проектная деятельность в ДОУ"
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с детьми. - Сфера М, 2012.
- Ильина Т.Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. [Текст]/ Т.Н. Ильина // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно – практический журнал. – 2008. № 1. – С. 75–77.
- Майер, А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. [Текст]/ А.А.Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. № 3, – С. 8–12.
- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
- Сыпченко Е.А.: Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 97с.
- Тебенева, Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ. [Текст] / Т.Н. Тебенева // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2007. № 1. – С. 64–73.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. - 2004, № 4.
- Материалы журнала «Дошкольное воспитание»: № 4-2006 г., № 10-2007 г.
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/
- http://kyzyl8.tuvasadik.ru/2014/06/06/proektnaya-deyatelnost-v-dou/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод проектов - это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка. Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели. «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно» (А. Дистервег)
Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Шестое «П» проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Проект - это «пять П»:
Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности: • Учёт интересов ребёнка. • Деятельность без принуждения. • Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания. • Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы. • Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества. • Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом. • Совместное с педагогом достижение цели.
Зачем нужны проекты? Поддержка и развитие самостоятельной и познавательной деятельность детей. Развитие познавательной сферы, расширение кругозора. Развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка. Развитие умения наблюдать, слушать. Развитие мышления, навыков обобщать и анализировать, внимания, воображения, памяти, речи. Развитие умения увидеть проблему комплексно с разных сторон. Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).
Основная цель применения проектного метода: развитие свободной творческой личности , которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
по тематике; по составу участников; по целевой установке; по срокам РЕАЛИЗАЦИИ ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ
ВИДЫ ПРОЕКТОВ Исследовательские. Особенности: четкая структура; обозначенность целей; наличие гипотезы; актуальность и социальная значимость содержания для всех участников; комплекс методов получения и обработки информации. Информационно - практико-ориентированные. Особенности: Четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы результат деятельности участников; Продуманная структура и организация работы на отдельных этапах «Украшение елки», «Оформление зала (группы)», «Создание экспозиции музея».
Творческие. Особенности: Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников, подчиняясь конечному результату; Педагог и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, праздник, концерт, панно и т.д.); Четко продуманную структуру имеет только оформление результата (программа концерта, сценарий постановки или фильма и т.д.); В этих проектах может доминировать определенный вид творчества (изобразительное, музыкальное, художественно-речевое, театральное), а все остальные виды деятельности его обогащают, или все виды творческой деятельности равноправны. Ролевые, игровые. Особенности: Структура только намечается; Участники берут на себя определенные роли: литературных персонажей, выдуманных героев в придуманных ситуациях; Проекты строятся по принципу развивающейся интриги: дети строят догадки, предположения, прогнозируют результат; Высокая степень творчества; Ведущий вид деятельности – ролево-игровая.
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Целеполагание Деятельность педагога Деятельность детей формирует проблему (цель); вводит в игровую (сюжетную) ситуацию; формирует задачу вхождение в проблему; вхождение в игровую ситуацию; принятие задачи; дополнение задач проекта 2. Разработка совместного плана Деятельность педагога Деятельность детей помогает в решение задач; помогает спланировать деятельность; организует деятельность объединение детей в рабочие группы; распределение амплуа
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3. Практический Деятельность педагога Деятельность детей практическая помощь (по необходимости); направляет и контролирует осуществление проекта формирование специфических знаний, умений и навыков 4. Заключительный Деятельность педагога Деятельность детей подготовка к презентации; презентация продукт деятельности готовят к презентации; Представляют продукт деятельности
1. Учитывает возрастные особенности детей, создаёт условия для стимулирования интересов детей, 2. строит свои отношения с ребенком на соучастии и сотворчестве, 3. мотивирует деятельность детей, использует игровые методы и приемы Роль педагога при использовании методов проекта
Роль дошкольника 1) является активным участника проекта, преодолевает трудности в решении проблем (ведущая дидактическая цель методов проекта). 2) план проекта разрабатывается совместно с детьми и родителями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...