Статья на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Раппо Елена Рудольфовна
воспитатель ГБДОУ № 2 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Экология — это наука о связях между живыми организмами и окружающей средой. Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: экос — «дом» и логос — «наука».
Экология исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Например, экология изучает, как животные связаны с воздухом, водой, растениями, другими животными и, конечно, с человеком.
Экология изучает и то, как люди связаны с окружающей их природой. Всё живое в природе тесно взаимосвязано между собой, а человек - это часть природы.
Ещё несколько десятков лет назад экологическая проблема названа одной из мировых проблем современности. Экологическими проблемами называют опасные нарушения окружающей среды, происходящие из-за необдуманных действий людей. Это и загрязнение мирового океана, вырубка лесов, а также проблема утилизации и переработки мусора и др.
В современном мире важно формирование экологического мировоззрения потому, что экологически безграмотное поведение является причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. Будущее страны создаётся сегодня и зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Дошкольники – это те люди, которые через двадцать лет будут управлять страной. Поэтому их мировоззрение будет определять основные перспективы развития нашего общества. Ведь только правильный ход мысли и глубокое понимание необходимости жить в согласии с природой, позволит сохранить наш «дом», не нанести ему вред.
Дошкольный возраст – это начальная ступень экологического образования, формирования личности с новым мышлением.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи понятия экологии.
Цель экологического воспитания – это формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи экологического воспитания и образования:
-Формирование основ природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе.
-Расширение и углубление представлений о взаимосвязях в природе и месте человека в них.
-Воспитание бережного отношения ко всему живому на земле, любви к природе.
-Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и её охране.
-Формирование навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие первоначальных географических представлений.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте ребенок получает яркие, эмоциональные впечатления, первые представления о природе, закладывается основа правильного отношения к окружающему миру.
В этом возрасте нужно формировать элементарные экологические представления. Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой. Объяснять, что в природе все взаимосвязано. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые - опылители растений, то растения не дадут семян и др.). Подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. Воспитывать желание и умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред), учить самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды. Знакомить с Красной книгой: что это такое, зачем она нужна.
В работе с дошкольниками можно использовать различные формы и методы по экологическому воспитанию: экскурсии, конкурсы, акции, мини-лаборатории, выставки, экологические сказки, экологические занятия, обсуждение и проигрывание ситуаций, трудовой десант, экологические игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры), а также квест и игру по станциям. Для осознания людьми важности охраны природы ежегодно отмечаются международные экологические дни.
Для достижения результатов эффективны современные технологии:
-игровые,
-ИКТ технологии,
-технологии исследовательской деятельности,
-технологии проектирования в экологическом воспитании.
Ниже хочу представить пример экологического проекта.
Пример проекта для детей старшей группы.
Название проекта | «Сохраним природу вместе» |
Участники проекта | дети старшей группы, родители группы, воспитатели группы |
Паспорт проекта | -тип проекта: познавательно-исследовательский -продолжительность: долгосрочный -форма представления: видео сказки, выставка поделок из бросового материала, cоздание своей «Красной книги». |
Проблема | Одной из глобальных проблем человечества является – экологическая. С экологическими вопросами люди сталкиваются ежедневно, они могут как улучшать, так и ухудшать состояние планеты своими действиями. Поэтому с детства должны знать основы, которые позволят сохранить природу. Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания. |
Цель | формирование целенаправленного осознанного экологического поведения детей. Осознанное поведения детей в природе и повседневной жизни. Дети понимают причины необходимости бережного отношения к природе. Осваивают нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности. |
Предполагаемый результат | Осознанное поведения детей в природе и повседневной жизни. Дети понимают причины необходимости бережного отношения к природе. Осваивают нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности. |
Особенность оснащения предметно-развивающей среды | настольная игра «Мусорознайка», «Что из чего», «Где живет вода», презентация «Правила поведения в лесу», мимио «Поговорим о мусоре». |
Темы самостоятельных исследований | Посадка огорода, наблюдение и уход за посадками. Опыты с водой. |
Этапы и сроки: (подготовительный, основной, заключительный – расписать план, формы и методы работы с детьми и родителями) | Подготовительный. Беседа. Мастер класс с мамой. Открытки из природного материала. Основной. Акция «Спаси ежа», «Добрые крышечки», Игра по станциям «Весеннее путешествие», «Огород на подоконнике», дидактические игры, викторина, выставка поделок из бросового материала «Вторая жизнь мусора», чтение экологических сказок. Заключительный. Театрализация сказки по экологии «Теремок» на новый лад. Технологии используемые в проекте: Проектная деятельность, здоровьесберегающая , информационно-коммуникационные (мультимедийные презентации), игровая, проблемное обучение, экспериментирование. |
Форма представления результатов (продукт) | видео сказки, выставка поделок из природного материала, cоздание своей «Красной книги». |
Картотека различных видов игр, используемых в процессе реализации проекта | Картотека игр по экологии, картотека загадок, картотека физминуток. |
Список использованной литературы и интернет-ресурсов | -В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., Просвещение 1981 -Мимио «Поговорим о мусоре» http://mimio-edu.ru/projects/pogovorim-o-musore -Презентация «Правила поведения в лесу» -Экологические сказки https://sch924.mskobr.ru/files/%20сказки.pdf https://skazki.rustih.ru/ekologicheskie-skazki/ - Онлайн игра в LearningApps. «Природа Красной книги Ленинградской области» https://learningapps.org/display?v=pvfe4vbqa21 -Сценарий экологической сказки «Теремок» на новый лад https://www.vospitatelds.ru/categories/3/articles/2661 |
Список используемой литературы:
1. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
4. Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ"
Статья на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ"...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Статья на тему: "Экологическое воспитание детей раннего возраста в летний период"
Экологическое воспитание детей раннего возраста в летний период Выполнила:Скрипунова Т.Г. Воспитатель ГБДОУ №131Адмиралтейского районаСанкт-Петербурга Начало экологической культур...
Статья на тему "Экологическое воспитание младшего дошкольного возраста"
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности ...
Статья на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Экологические проблемы становятся все более и более важными. Дошкольное учреждение играет важную роль в обществе, поскольку раскрывает красоту природы подрастающему поколению, учить ценить ее и беречь...
статья для педагогов "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через сказку"
развитие логического мышления, развития речи, решение экологических задач...
Статья на тему: "Экологическое воспитание детей раннего возраста в летний период"
Экологическое воспитание детей заключается в формировании гуманного и бережного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, их труду, к себе, как части природы....