Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации и пути решение осуществляемые в дошкольных учреждениях.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Современное российское общество столкнулось с глобальной проблемой воспитания детей. Средства массовой информации захватило умы, сердца и души как детей, так и их родителей, и только малый процент населения игнорирует это влияние или осознанно борется с ним. На плечи педагогов дошкольного воспитания ложится большой груз ответственности за своих воспитанников. Благодаря инновационным методам дошкольной практики педагоги успешно решают вопросы социальной адаптации дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._sovremennyy_doshkolnik.problemy_vospitaniya.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.2
Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации и пути решение осуществляемые в дошкольных учреждениях.
Елецкова Яна Сергеевна
МБДОУ БГО Детский сад №20 комбинированного вида
Россия .Воронежская область
г. Борисоглебск
Аннотация: современное российское общество столкнулось с глобальной проблемой воспитания детей. Средства массовой информации захватило умы, сердца и души как детей, так и их родителей, и только малый процент населения игнорирует это влияние или осознанно борется с ним. На плечи педагогов дошкольного воспитания ложится большой груз ответственности за своих воспитанников. Благодаря инновационным методам дошкольной практики педагоги успешно решают вопросы социальной адаптации дошкольников.
Ключевые слова: современный дошкольник, проблемы воспитания детей, негативное влияние средств массовой информации, инновационные методы дошкольной практики, деловое общение, личностное общение утренний и вечерний круг.
Keywords: modern preschooler, problems of education of children, negative influence of mass media, innovative methods of preschool practice, business communication, personal communication morning and evening circle.
Мы живем в непростом мире, нас всесторонне окружает информационное пространство, которые насыщенно совершенно разной информацией. Люди со сложившимся мировоззрением, зрелые люди могут четко отфильтровывать эту информацию, воспринимать положительные и игнорировать отрицательные новости. У нас есть устойчивое представление о том, что должно быть в этом мире и чего не должно быть. Нередко, даже такие люди поддаются пагубному влиянию негативной информации, а что же говорить о детях, эти юные создания, пришедшие в этот мир, для того чтобы радоваться, учиться, получать добро, любовь, заботу, нежность и ласку, оказываются наедине со средствами массовой информации. И вот, через использование интернета и телевидения и других средств у дошкольника складывается свое искаженное восприятие мира. Он начинает познавать мир, не через мудрые сказки, не через веселые мультфильмы, не через детские фильмы, которые учат добру, он учится жизни на « отрицательных » героях нашего времени, которыми изобилует Интернет. Как следствие, наши дети имеют серьезные проблемы в общении со своими сверстниками. Они не умеют дружить, не знают, что такое взаимовыручка, не хотят помочь друг другу, считая это не популярным, не умеют мириться, то есть выходить из спорных ситуаций. Совершенно не знают норм светской этики, правил общения со старшими. У них нет положительного героя, к образцу поведения которого они могли бы стремиться, на которого они могли бы ровняться. В общении со старшими они совершенно не проявляют должного уважения, более того не понимают, зачем это надо. Все эти факторы сказываются на качестве и эффективности воспитания наших детей.
Социальное воспитание детей процесс достаточно сложный. Он включает в себя нравственное воспитание, эстетическое восприятие, умение владения своим интеллектом, воспитание здорового образа жизни, духовного развития. В современных программах дошкольного воспитания все эти задачи четко определены, но на практике осуществить их, представляется достаточно трудной задачей .
Основным видом обучающей программы для детей дошкольного возраста является игра. А игра это общение, умение действовать в коллективе, это способ взаимодействия с другими детьми, это поиск решения общими усилиями.
Сегодня в воспитательном процессе поставлена цель на образ успешного человека. Но способна ли такая «педагогика успеха» воспитать гражданина своей Родины, семьянина, патриота, специалиста или просто хорошего человека? Государственные документы последних лет требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании, в них всё чаще подчёркивается огромное значение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Традиционная отечественная образовательная система своей целью всегда видела воспитание, в первую очередь, как нравственное и духовное развитие маленького человека на приоритете духовного над материальным, без которого все накопленные знания могут оказаться бесполезными. Таким образом, проблема воспитания дошкольников в России может быть решена только путём возвращения России к своим традиционным ценностным установкам, к историческим корням.
Важнейшим фактором в воспитания ребенка является семья, в которой он усваивает культурные ценности, нормы и правила поведения, формирует свои представления о родственных отношениях, обязанностях, развивает чувство долга. В кругу своих самых близких людей маленький человек чувствует себя полностью защищенным. Это источник его моральных и духовных сил, это маленький мир, в который он стремится вернуться. В этот период родители для ребенка являются примером для подражания. Наблюдая за современными родителями, я сделала вывод о том, что детям не хватает любви, ласки, внимания со стороны родителей. Отсутствие других детей в семье (зачатую в семьях один, два ребенка) формирует в ребенке чувство одиночества, брошенности, оторванности от мира, как следствие он не умеет взаимодействовать с другими, чаще всего такие дети испытывают потребность во внимании окружающих, но проявляется это через негативные поступки, истерики. Все это негативно сказывается на ребенке. Современные родители вынуждены много работать, а вернувшись с работы, домой, у них просто не хватает сил на воспитание детей, многие родители, посвящают свое свободное время телевизору, или находятся в социальных сетях. Таким образом, родители перекладывают свои воспитательные функции на детский сад. Но современное общество постоянно "лихорадит". Одни требования сменяются другими и в это непростое время, нам, педагогам дошкольных учреждений приходится искать те формы и методы работы с родителями, которые помогли бы в решении проблем социальной адаптации детей.
Опираясь на требования ФГОС, воспитателю необходимо использовать такие инновационные методы дошкольной практики как:
– «деловое общение», в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо. В этом общении ребенок учится у взрослого планировать свой день, взаимодействовать в процессе работы, обсуждать полученные результаты. Причем ребенок в данном случае выступает в роли ведущего, он задает тему разговора, говорит о том, что хорошо получилось. А взрослый только направляет, подсказывает, задавая наводящие вопросы.
– «познавательное общение» с педагогом по поводу волнующих ребенка тем. Через интересные темы для ребенка, такие как популярные герои мультфильмов ( «Щенячий патруль», «Смешарики», «Маша и медведь», «Фиксики»), компьютерные игры, лего конструирование, педагог рассказывает познавательные истории. На примере мультфильма «Фиксики» , мы с воспитанниками обсуждали устройство бытовой техники, при этом говорили о правилах поведение с электрическими приборами, на примере интересующих игрушек мальчишки проявляли свои познания в популярных марках автомобилей, определяли типы машин, их назначение. Машины - кладезь познавательной деятельности. Если мы, будем говорит о стране производителя, мы затрагиваем темы по географии, на каком материке находятся, как называется столица, на каком языке говоря, какие известные достопримечательности, какие известные люди жили в той стране. Если возьмем специальную технику, мы поговорим о предназначении этих машин, где они используются, кто на них работает ( на тракторе - тракторист, на комбайне - комбайнер, на пожарной машине - пожарник). Машины из лего конструктора дают возможность почву для технического творчества.
– «личностное общение», в которое вступает ребенок, чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. На примере поучительных сказок и рассказов мы разбираем с воспитанниками различные ситуации, которые помогают воспитаннику понять, как правильно себя вести в ситуации, описанной в рассказе. Здесь затрагиваются и эмоциональные и духовные и нравственные стороны жизни. А педагог разъясняет положительные и отрицательные моменты в обсуждаемом произведении, и четко вытраивает правильную позицию.
–утренний и вечерний круг, на котором происходит обсуждение насущных дел. Воспитанники вместе с взрослым обмениваются информацией, учатся высказываться, выражать свое эмоциональное состояние и подводить итоги дня. Здесь мы обсуждаем правила этикета, нормы поведения, слушаем музыку и высказываем свое впечатление о ней. Например, разбираем такие темы, как "Волшебные слова", "Что такое советь?", "Над чужой бедой не смейся", "Всегда ли понятно, где добро, а где зло?", " Давайте говорить друг другу комплименты", "Радость или грусть", "Сержусь или радуюсь?", "Волшебные очки".
Это сложившаяся традиция в нашей группе, мы собираемся утром и вечером на 15-20 минут. Садимся на пол в тесный кружок, у каждого есть своя подушечка, слово передается каждому воспитаннику вместе игрушкой ((таким образом право голоса имеет тот, у кого она в руке). Данная игра дает возможность каждому ребенку высказать свое мнение по заданной теме, внимательно выслушать другого не перебивая. И является темой для обсуждения в течении дня, а на вечернем круге - подводим итоги. Воспитанники рассказывают, как они использовали полученную информацию.
Таким образом, данные методики позволяют осуществить социализацию детей дошкольного возраста. Положительный эффект можно достичь соблюдая основные принципы воспитания: уважительного отношения к воспитаннику; категорически исключить его унижение; предоставление ему свободы выбора; помощь детям в принятии самостоятельного решения в том, что касается дисциплины; подробное объяснение детям любого своего поступка и действия; постараться сделать так, чтобы дети были сами заинтересованы в собственном воспитании, принимали в нем активное участие; оставить право каждому ребенку быть таким, какой он есть.
Литература:
1. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»: msbook.ru
2. « Внимание: современный ребенок». Дискуссионный клуб. // Современное дошкольное образование , журнал 2009
3. Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч
4. Грэй Джон . Дети с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе/ перев. с англ./ Джон Грэй. М.: ООО Издательский дом «София», с. 4.
5. Смирнова, Е.О., Гударева, О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников: Электронная библиотека МГППУ: [Электронный ресурс].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный дошкольник. Проблемы воспитания и формирования социальной адаптации
Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкива...
Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»
. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....
Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации
Современный дошкольник. Каков он? Этот вопрос являются важнейшими для ученых и практиков, а ответ на него решающим для определения приоритетных задач воспитания и развития современного дошкольника. Сл...
современный дошкольник проблемы воспитания и формирования социальной адаптации
презентация на тему "Современный дошкольник проблемы воспитания и формирования социальной адаптации"...
ДОКЛАД на тему: «Современный дошкольник. Проблемы воспитания и формирования социальной адаптации».
laquo;Детство есть та великая пора жизни,когда кладётся основание всему будущемунравственному человеку».Н. Шелгунов...
Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации
Проблемы социализации современных дошкольниковСовременные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад.Чрезвычайная занятость родите...
Публикация статьи "Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации и пути решения осуществляемые в ДОУ" в сборнике "Дошкольное образование: опыт России" (Материалы Международной научно-методической конференции)
Современное российское общество столкнулось с глобальной проблемой воспитания детей. СМИ захватило умы, сердца и души как детей, так и родителей, и только малый процент населения игнорирует это влияни...