Стили педагогической деятельности
учебно-методический материал (младшая группа)
Понятие стиля педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие стиля педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности — это устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъектов.
Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль ее субъекта — преподавателя[1].
Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов:
а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности — преподавателя, включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности;
б) особенностей самой деятельности;
в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).
В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъективно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти особенности соотносятся также:
а) с характером взаимодействия;
б) с характером организации деятельности;
в) предметно-профессиональной компетентностью учителя;
г) характером общения[2].
Согласно В.А. Каи-Калику, под стилем общения понимаются индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся[3].
Индивидуального стиль педагогической деятельности проявляется:
- в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
- характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
- выборе методов обучения;
- подборе средств воспитания,
- стиле педагогического общения;
- реагировании на действия, на поступки студентов;
- манере поведения;
- предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
- применении средств психолого-педагогического воздействия на студентов.
С.И. Архангельский рассматривает три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности - 1) содержательные, 2) динамические и 3) результативные характеристики[4].
Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:
- преимущественная ориентация преподавателя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;
- адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;
- оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
- рефлексивность-интуитивность.
Аналогично выделяются динамические характеристики.
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.
[1] Григорян Л.А., Марциковская Т.Д. Педагокика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004. – С. 79.
[2] Бенедиктов Б.А. Психология обучения и воспитания в высшей школе. – Минск, 1986. – С. 84.
[3] См.: Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
[4] Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М., 1980. – С. 45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.
В данном реферате я разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....
Консультация для педагогов Стили педагогической деятельности.
Консультация для педагоговСтили педагогической деятельности.Разные педагогические стили, педагогам на заметку.Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/30/picture-638748-1432982119.jpg)
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...
Консультация педагогам «СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
laquo;СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогической деятельности мож...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/16/picture-657336-1678953233.jpg)
«Модель методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности педагога МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 175»
Проблема и актуальность проекта.Изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества и реформа системы образования требуют качественного преобразования деятельности педагогов в ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/02/picture-1364883-1733157425.jpg)
Педагогический совет на тему:«Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе».
Цитата известного советского педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко«Детское учреждение отличается от другого детского учреждения прежде всего своим общим стилем и тоном»....