Картотека пальчиковых игр для младшей группы
картотека (младшая группа)
Картотека пальчиковых игр для младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr.docx | 60.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка»
с. Печерск Смоленский район Смоленская область
Картотека пальчиковых игр
2 младшая группа
Воспитатель:
Тарасова М.Н.
2022г.
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
- «Семья»
Пальчики дружные гладить одной рукой кисть другой руки
Все такие нужные!
Этот пальчик – дедушка указательным пальцем левой руки дотронуться
до большого пальца правой руки.
Этот пальчик – бабушка дотронуться до указательного пальца.
Этот пальчик – папочка дотронуться до среднего пальца.
Этот пальчик – мамочка дотронуться до безымянного пальца.
А этот пальчик – я, дотронуться до мизинца.
А это вся моя семья! Выполнить движение «фонарики».
- «Мяч»
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
- «Одежда»
Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)
Курточку и шапку.
И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)
Натяну перчатку. (Смена рук.)
- «Яблочко.»
(Русская народная потешка)
Катилось яблочко по огороду -сложите руку в кулак и покрутитекулаком.
И упало прямо в воду – бульк!-уроните руку вниз.
- «Игрушки»
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
- «Ягоды»
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)
- «Дождик.»
(Русская народная потешка)
Дождик, дождик, посильней, -машем открытыми ладошкамивверх – вниз.
Будет травка зеленей, -ставим на стол открытые ладошкирастопыренными пальчиками вверх.
Вырастут цветочки на кругленьком лужочке! -свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.
- «Посуда»
Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)
Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец
придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)
Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)
- «Домашние животные»
Вот, убрав царапки, («Моем руки».)
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)
- «Жук, жук.»
(Русская народная потешка)
Жук, жук не жужжи!-изображаем жука с длинными усиками.
Где ты прячешься, скажи!-разводим руками в стороны и пожимаем плечами.
Мой дом под кустом,-изображаем ладонями крышу.
Под берёзовым листом!-опять одной рукой изображаем жука,а второй – листик, под который и залетает жук.
- «Овощи - фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
- «Наша бабушка»
Наша бабушка идёт хлопать ладонями по коленям поочередно правой, левой руками
И корзиночку несёт пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки
Села тихо в уголочек положить руки на колени,
Вяжет деточкам чулочек имитировать движения вязания на спицах.
Вдруг котята прибежали мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка»
И клубочки разбросали.
Где же, где ж мои клубочки, развести руки в стороны, выполнять движение
Как же мне вязать чулочки? «вязание на спицах»
- «Зима»
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим… (Рука за ухом.)
- «Муха строит дом.»
(Русская народная потешка)
Ох, ох, что за гром?- ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону.
Муха строит новый дом.- изображаем ладонями крышу.
Молоток: стук – стук, -изображаем рукой движения молотком.
Помогать идёт петух. -двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух –важно, вразвалочку.
- «Кораблик»
По реке плывёт кораблик, он плывет из далека, -сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.
На кораблике четыре очень храбрых моряка.- Показываем поднятые вверх четыре пальца.
У них ушки на макушке,- поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями.
У них длинные хвосты. -приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.
Не страшны им только кошки, только кошки да коты.
Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.
16.«Капуста»
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)
Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)
И останусь только я!
17. «Тетери».
(Русская народная потешка)
Как на нашем на лугу -разводим руки в стороны, изображая простор.
Стоит чашка творогу.-ладони вместе – горстью.
Прилетели две тетери, -машем пальчиками обеих рук,«слетаемся» с разных сторон в середину.
Наклевались, улетели.-указательный и средний палец – клюют ладошку другой руки
18. «Черепаха»
Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)
- «Обувь»
Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)
Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)
Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)
В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)
И на ножки надевают
Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)
Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)
- «Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять сжимать и разжимать пальцы
Вышли пальчики гулять выполнять «фонарики»
Раз, два, три, четыре, пять сжимать и разжимать пальцы
В домик спрятались опять сжать руки в кулаки.
- «Отличные пшеничные.»
(Из шведской народной поэзии)
Мы печём пшеничные пироги отличные. Одну ладонь кладём на другую,потом наоборот – лепим пирожки.
Кто придёт к нам пробовать пироги пшеничные? Две ладони рядом, изображаем поднос с пирожками.
Мама, папа, брат, сестра, пёс лохматый со двора. По очереди загибаем пальцы,
начиная с большого.
И другие, все, кто может, пусть приходят с ними тоже. Машем ладонями по направлению к себе – зазываем в гости.
Тесто замесили мы,- изображаем руками, как месят тесто.
Сахар не забыли мы, -сыпем «сахар» щепоткой.
Пироги пшеничные в печку посадили мы. Воображаемый пирог обхватили руками и ставим в печку – движение вперёд.
Печка весело горит, наша мама говорит:
- Крошки, что останутся, воробью достанутся. Изображаем, как воробей клюёт крошки –указательным пальцем одной руки с ладони другой руки.
- «Выпечка»
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)
А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)
Всё мы испечем в печи.
Очень вкусно! (Гладят животы.)
- «Осень»
Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
- Синий чиж.
(Русская народная потешка)
По дубочку постучишь- стучим кулачком по столу.
Прилетает синий чиж.- машем «крыльями».
У чижа, у чиженьки хохолочек рыженький. Поднимаем вверх четыре пальца и делаем пальцами волнообразные движения, пёрышки на хохолке «развеваются».
А на лапке маленькой сапожочек аленький. Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку.
Чиж под солнышком летал и головкою кивал. Машем «крыльями», киваем головой.
- «Тики-так»
Тики–так, тики-так, указательные пальцы подняты вверх и ритмично покачивать
Так часики стучат ими вправо-влево.
Туки-так, туки-так, пальцы обеих рук широко раздвинуты, ладони прижать друг
Так колёса стучат. к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя, к себе, не отрывая ладоней друг от друга.
Туки-ток, туки-ток сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.
Так стучит молоток.
- «Ах ты, радуга-дуга…»
(Русская народная потешка)
Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга! Соедините руки в замок, поднимите их над головой и покачайте из стороны в сторону.
Не дай дождичка, -машем открытыми от себя ладонями из стороны в сторону, изображая отказ.
Дай нам вёдрышко.-ладони горизонтально, как бы подставляем ладони под дождь.
Чтобы деткам погулять,чтоб теляткам поскакать, В такт стихам качаем головой из стороны в сторону, как бы напевая песенку.
Нужно солнышко – колоколнышко! Поднимаем руки вверх, растопырив пальцы, -изображаем солнышко.
- «Грибы»
Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
- Шла собака через мост…
(Русская народная потешка)
Шла собака через мост, -изображаем всеми пальцами шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова), остальные идут по столу.
Четыре лапы, пятый хвост.-показываем четыре пальца, поднятые вверх, большой прижат к ладони. На слово «пятый» зажимаем все пальцы,а большой поднимаем вверх.
Если мост обвалится, Две ладони оставьте вместе тыльной стороной вверх, ладони касаются кончиками пальцев – это будет мост. Изобразите, как мост обваливается.
То собака свалится. Разведите руки в стороны и пожмите плечами, как бы изображая удивление, недоумение.
- «Лимон»
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и«опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения «помешиваем чай».)
- «Новогодний праздник»
- Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)
Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)
- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)
Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)
- «Кот-мурлыка»
Вот кот Мурлыка ходит лёгкими кистями рук выполнять движение «кошечка»
Он всё за мышкой бродит.
Мышка, мышка, берегись погрозить пальчиком левой, затем правой руки.
Смотри коту не попадись. сделать резкое движение пальцами обеих рук,
Сказать «мяу» и сжать пальцы в кулаки.
- «Коза»
Идет коза рогатая средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты,
Идет коза бодатая большие их придерживают. Указательные пальцы и мизинцы
Выставлены вперед. Покачивать кистями рук.
Ножками топ-топ пальцы сжаты в кулаки. Постучать кулачком по кулачку
Глазками хлоп-хлоп. Большой палец внизу, остальные прижаты друг к другу.
Резкими движениями соединять большой палец с остальными.
Кто кашу не есть.
Кто молоко не пьёт погрозить указательным пальцем
Того забодаю, забодаю! Выполнить первое движение «коза».
- «Овечки»
На лугу стоят овечки, указательные пальцы приложить к голове в области виска
Сделать маленькие рожки, слегка покачать головой.
Шерсть закручена поочередно соединять с большим пальцем указательный,
в колечки средний, безымянный и мизинец (двумя руками)
А играет для овечек имитировать игру на дудочке.
На свирели человечек.
- «Алые цветки»
Наши алые цветки Ребенок соединяет ладони в форме тюльпана.
Ребенок медленно раскрывает пальцы.
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, Ребенок плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону.
Лепестки колышет.
Наши алые цветки Ребенок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка.
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают, Ребенок произвольно покачивает «головкой цветка».
Головой качают.
- Мы варили суп
Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп (потираем ладошки)
Получилась каша (потираем ладошки)
То-то горе наше (хватаемся за голову)
Замесили тесто (стучали кулачками по столу, если сидели за столом и по коленкам, если просто сидели)
А оно ни с места (удерживаем руки в покое)
Замесили на дрожжах (снова стучим)
Не удержишь на вожжах!!! (расставляем руки в стороны, как-будто хотим удержать)
- Колобок
Жил-был колобок (хлопки в ладоши)
Колобок печеный бок (показать ладони соединить в круг)
И от дедушки, и от бабушки(показать одну ладонь, затем другую ладонь)
Покатился колобок (круговое вращение руками)
Покатился колобок – видит заинька идет ( зайкины ушки)
И от заиньки косого, укатился колобок
Покатился колобок – видит волк, зубами щелк (краб)
И от злого, злого волка
Покатился колобок
Покатился колобок – видит Мишенька идет
(покачаться влево, вправо)
И от мишки косолапого
Укатился колобок
Покатился колобок -видит лисонька идет(лиса)
Но от злой и жадной лиски колобок уйти не смог.
Лиса его ам и съела.
- «Шли по лесу мы зимой»
Шли по лесу мы зимой(шагаем по кругу)
Волк на встречу, ой-ой-ой (краб руками)
Быстро прячемся в сугроб (присесть на корточки, руки вверх горкой)
В сугробе холодно, бр-бр-бр (обнять руками за плечи)
Из сугроба – скок
Быстро прячемся в дупло (руки над головой )
Там сова угу-угу
Из дупла на утек (бег)
Быстро прячемся в берлогу, там медведь
Ты нас не трогай(присесть на корточки изобразить)
А медведь тихонько спит (руки под щекой)
Нас не слышит, и сапит Тс-тс-тс(на улыбке с-с-с)
- «Рыбка»
Рыбка в озере живёт(ладошки соединены и делают плавные движения)
Рыбка в озере плывёт
Хвостиком ударит вдруг(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх! (ладошки соединить у основания и так похлопать)
- Солнышко
Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(хлопаем в ладоши)
40. «Тесто»
Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп,
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог! (разводим руки)
- «Апельсин»
Мы делили апельсин(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
- «Подарки»
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать:
хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.
по очереди массажируем каждый палец
- «Цветы»
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают.
- «Лодочка»
Две ладошки прижму две ладони соединить лодочкой и выполнять
И по морю поплыву. волнообразные движения руками.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму, поднять выпрямленные ладони вверх.
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам имитировать движения волн
Плывут рыбки тут и там. имитировать движения рыбок.
- «Прятки»
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
- «Пальчик-мальчик»
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
- «Улей»
Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.
Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззз!
- «Овощи»
У девчушки Зиночки Дети делают ладошки «корзиночкой».
Овощи в корзиночке:
Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с мизинца.
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец! Показывают большой палец.
- «Фрукты»
Как у нашей Зины Дети делают ладошки «корзиночкой».
Фрукты в корзине:
Яблоки и груши, Сгибают пальчики, начиная с мизинца.
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы –
До чего красивы!
Посмотрите на ранет!
Вкуснее наших фруктов нет! Гладят живот.
- «Фруктовая ладошка»
Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.
- «Соберу грибы»
Я корзину в лес беру, Дети делают ладошки «корзиночкой».
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг: Показывает удивление, разводят руки в стороны.
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Подосиновик, масленок, Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь –
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А мухомор не понесу. Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.
Пусть останется в лесу!
- «Ягоды»
Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.
Ягоды – это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит? Приподнимают плечи, удивляются.
Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.
- «Хлеб»
Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальчики.
А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят».
Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечем в печи.
Очень вкусно! Гладят живот.
- «Спортсмены»
Чтоб болезней не бояться, Поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны.
Надо спортом заниматься.
Играет в теннис теннисист, Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет футболист,
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол – волейболист,
В баскетбол – баскетболист.
- «Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Молоток бери, мой друг!
Мы построим новый дом, Ставят рядом ладошки – «стены»,
Есть окошко в доме том. Складывают руки полочкой,
Есть еще одно, повыше, другой рукой делают полочку повыше
Есть труба вверху на крыше. Указательный палец вверх.
Дом готов, зовем гостей: Делают приглашающий жест рукой.
«Приходите поскорей!»
Сколько в доме этажей?
Этот дом – одноэтажный. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трехэтажный.
Этот дом – он самый важный:
Он у нас пятиэтажный.
- «Мебель»
Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал –
Десять пальчиков зажал! Поднимают зажатые кулачки вверх.
- «Портняжки»
Руки сжаты в кулачки. На каждое слово поочередно разжимают пальцы, начиная с мизинца левой руки.
Привет, Николка!
Бери скорей иголку.
Будем шить Кате
Новое платье.
- «Обновки»
Показывают указательный палец правой руки – иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой.
Танечка, бери иголку,
Сошьем рубашку и футболку,
Брюки, кофточку и платье,
И оденем куклу Катю.
- «Стирка»
Делают движения кулачками, имитирующие стирку. Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. (При повторе то же с другой рукой.)
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки –
Устали мои руки! Встряхивают обе руки.
- «Посуда»
Девочка Иринка порядок наводила.
Показывают большой палец.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
Поочередно соединяют большой палец с остальными.
- «Помощник»
Потирают ладошки друг о друга – «моют посуду».
Посуду моет наш Антошка.
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран. Выполняют имитирующее движение.
- «Поздняя осень»
Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).
Солнышко греет уже еле-еле;
Перелетные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре – Руки сжимают в «замок».
Поздняя осень стоит на дворе. Разводят руками перед собой.
- «Белочка»
Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.
Прыгает по веточкам
Невеличка-белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Кто спит зимой?
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
Показывают большой палец, вращая им.
Только заиньке не спится –
Убегает от лисицы.
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков!
- «Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Поочередно соединяют большой палец с остальными.
- «Новогодние игрушки»
Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.
Праздник приближается,
Елка наряжается.
Мы развешали игрушки: Поочередно соединяют большой палец с остальными.
Бусы, шарики, хлопушки.
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят. Крутят ладошками в воздухе – «фонарики».
- «Игрушки»
У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.
- «Круглый год»
Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.
Круглый год, круглый год!
Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года).
За зимой весна идет,
А за весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим –
Идет за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима.
Повторяют другой рукой.
- «На заправке»
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку:
Обеими руками «крутят руль» перед собой.
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.
Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.
- «Транспорт»
Будем пальчики сгибать –
Сжимают и разжимают пальчики.
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.
- «Посчитаем»
Раз, два, три, четыре, пять –
Буду транспорт я считать.
Сжимают и разжимают пальчики.
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.
- «Животные жарких стран»
За мамой слонихой шагает слоненок,
За крокодилихой – крокодиленок,
За львицей шагает маленький львенок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебренок.
За кем же торопится каждый ребенок?
Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших.
Животные Севера
Тепы-тяпы, тепы-тяпы,
Это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.
Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).
- «Наша армия»
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой!
Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.
- «Наши мамы»
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.
Мамы разные нужны,
Сжимают обе ладошки в «замочек».
Мамы разные важны!
- «Книги»
Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.
Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.
- «В гостях у сказки»
Раз, два, три, четыре, пять –
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо –
Героев из сказок вспомнить мы рады!
Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.
- «Сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.
«Волк и семеро козлят» —
Этим сказкам каждый рад!
Показывают большой палец.
- «Дикие животные»
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Вращают большим пальцем.
- «Домашние птицы»
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
Показывают пальчики, играя ими.
- «Домашние животные»
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.
- «Веселая встреча»
Здравствуй, котенок!
Здравствуй, козленок!
Здравствуй, щенок!
И здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый, смешной поросенок!
Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.
- «Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.
Прилетел к нам скворушка –
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Все вернулись, прилетели,
Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.
Песни звонкие запели!
Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют».
- «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг!
Делают ладошку у лба «козырьком».
Что ты видишь, милый друг?
Приставляют пальцы колечками у глаз.
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
- «Какие бывают рыбы?»
Мы в подводном мире, друг,
Выполняют движения руками, как будто плывут.
Рыбы плавают вокруг:
Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.
Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила,
Рыба-удильщик и рыба-игла.
Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.
- «Комнатные растения»
На окно скорее глянь:
Здесь у нас цветет герань.
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония –
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Мы все названья помним!
Раскрывают ладошку.
Мы взрыхлим цветы, польем,
Пошевеливают опущенными вниз пальцами.
Пусть подрастают день за днем!
Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».
- «Насекомые»
Дружно пальчики считаем –
Насекомых называем.
Сжимают и разжимают пальцы.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Вращают мизинцем.
Прячьтесь! Прячут руки за спину.
- Летит муха вокруг уха
Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковой гимнастики 1 младшая группа
Упражнения для детей 1 младшей группы «Здравствуйте, пальчики» Здравствуй, большой пальчик,Здравствуй, указательный,Здравствуй, средний,Здравствуй, безымянный,Здравствуй, мизинчик,Здравствуй...
Картотека пальчиковой гимнастики 2 младшая группа
Упражнения для детей 2 младшей группы «Прилетели гули» русская народная потешка Прилетели гули, гули-голубочки.Сели на головку, на головку дочке.Ты, моя дочка, помаши ладошкой.Кыш-кыш-...
Картотека пальчиковых игр для младшей группы
в соответствии с Фгос До...
Картотека пальчиковых игр для младшей группы
Оформленная картотека пальчиковых игр для младшей группы на год и рекомендации по их проведению...
Картотека Пальчиковых игр для младшей группы
«Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогаю...
Картотека пальчиковых игр для младшей группе
у Лариски – две редиски. (по очереди разгибать пальчики) У Алешки – две картошки. У Сережки-сорванца – два зеленых огурца. А у Вовки – две морковки. Да еще у Петьки две хвостатых редьки. На баз...
Картотека пальчиковых игр для младшей группы
Картотека пальчиковых игр...