Картотека Пальчиковых игр для младшей группы
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему
«Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работаю пальцы и вся кисть в целом, тем лучше ребёнок говорит! Выполнение упражнений, ритмических движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Нервные окончания, отвечающие за работу руки человека, имеют самое большое «представительство» в коре головного мозга (в особенности её большой палец). Мало того они находятся рядом с органами речи и слуха и имеют самую тесную взаимосвязь. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr_dlya_mladshey_gruppy.docx | 186.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13» г. Канаш Чувашской Республики
Картотека пальчиковых игр
В младшей группе детского сада.
Выполнила: Воспитатель Фомина З.В.
Канаш -2016 год
«Листопад».
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят: Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна – кленовый,
Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.
С дуба – дубовый,
Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины – осиновый,
Указательный и большой соединить в виде колечка.
С рябины- рябиновый.
Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.
Полны листьев лес и сад
То-то радость для ребят! Хлопки в ладоши.
«Капустка».
Мы капусту рубим, рубим! Ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз
Мы капусту режем, режем! Ребром ладошки водим вперед и назад
Мы капусту солим, солим! Собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту
Мы капусту жмем, жмем! Энергично сжимаем и разжимаем кулачки.
Мы морковку трем, трем! Правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку.
«Печем пироги».
Тесто мнем, мнем, мнем! Поочередно «давит» кулачками воображаемое тесто
Тесто жмем, жмем, жмем! Резко сжимаем пальцы в кулаки и разжимаем их, сначала одновременно, потом поочередно.
Пироги мы испечем! Руками «лепим» пироги, как бы перекладывая из одной ладошки в другую) .
«Семья».
Пальчики дружные гладить одной рукой кисть другой руки
Все такие нужные!
Этот пальчик – дедушка указательным пальцем левой руки дотронуться
до большого пальца правой руки.
Этот пальчик – бабушка дотронуться до указательного пальца.
Этот пальчик – папочка дотронуться до среднего пальца.
Этот пальчик – мамочка дотронуться до безымянного пальца.
А этот пальчик – я, дотронуться до мизинца.
А это вся моя семья! Выполнить движение «фонарики».
«Замочек».
На двери висит замок Соединяем руки в замочек, переплетая пальцы
Кто его открыть бы мог?
Покрутили, Поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев
Потянули, Раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены
Постучали, Ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)
И открыли! Расцепляем пальцы.
«Мой веселый круглый мяч».
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
«Одежда».
Я надену сапоги, Показываем на ноги, туловище, голову.
Курточку и шапку.
И на руку каждую Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)
Натяну перчатку. (Смена рук.)
«Игрушки».
Я с игрушками играю: Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.
Мячик я тебе бросаю, Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».
Пирамидку собираю, Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.
Грузовик везде катаю. Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».
«Ягоды».
С ветки ягодки снимаю, Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
И в лукошко собираю. Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.
Будет полное лукошко, Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.
Я попробую немножко. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
«Посуда»
Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)
Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)
Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)
«Мальчик-пальчик».
Пальцы руки сжаты в кулачок. На каждую строчку стишка ребенок разгибает (при помощи другой руки) по одному пальчику
Пальчик-мальчик, где ты был? Поднимаем большой палец и обращаемся к нему
С этим братцем в лес ходил. Разгибаем указательный палец
С этим братцем щи варил. Разгибаем средний пальчик
С этим братцем кашу ел. Разгибаем безымянный пальчик
С этим братцем песни пел. Разгибаем мизинчик. Затем руки можно поменять.
«Домашние животные».
Вот, убрав царапки, («Моем руки».)
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)
«Овощи - фрукты».
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
«Наша Бабушка».
Наша бабушка идёт хлопать ладонями по коленям поочередно правой, левой руками
И корзиночку несёт пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки
Села тихо в уголочек положить руки на колени,
Вяжет деточкам чулочек имитировать движения вязания на спицах.
Вдруг котята прибежали мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка»
И клубочки разбросали.
Где же, где ж мои клубочки, развести руки в стороны, выполнять движение
Как же мне вязать чулочки? «вязание на спицах»
«Зима»
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим… (Рука за ухом.)
«Муха строит дом».
Ох, ох, что за гром? Ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону.
Муха строит новый дом. Изображаем ладонями крышу.
Молоток: стук – стук, Изображаем рукой движения молотком.
Помогать идёт петух. Двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух –важно, вразвалочку.
«Кораблик».
По реке плывёт кораблик, он плывет из далека, -сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.
На кораблике четыре очень храбрых моряка.- Показываем поднятые вверх четыре пальца.
У них ушки на макушке,- поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями.
У них длинные хвосты. -приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.
Не страшны им только кошки, только кошки да коты.
Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.
«Тики-Так».
Тики–так, тики-так, указательные пальцы подняты вверх и ритмично покачивать
Так часики стучат ими вправо-влево.
Туки-так, туки-так, пальцы обеих рук широко раздвинуты, ладони прижать друг
Так колёса стучат. к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя, к себе, не отрывая ладоней друг от друга.
Туки-ток, туки-ток сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.
Так стучит молоток.
«Новогодний праздник».
Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)
Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)
- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)
Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)
«Зимние забавы».
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться. Поочередно соединяют большой палец с остальными.
Новогодние игрушки
Праздник приближается,
Елка наряжается. Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки. Поочередно соединяют большой палец с остальными.
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят. Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».
«Лодочка».
Две ладошки прижму Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья,
- Это лодочка моя.
Паруса подниму, Поднять выпрямленные ладони вверх, затем имитировать движения волн и рыбок
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
«Сказки».
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть: Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.
Эта сказка - «Теремок».
Эта сказка - «Колобок».
Эта сказка - «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад! Показывают большой палец.
«Наша армия».
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота -
Рота за ротой! Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами
правой и левой руки.
«Наши мамы».
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети! Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают
себя за плечи.
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель - Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.
Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замочек».
Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики».
«Насекомые».
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем: Сжимаем и разжимаем пальцы
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом. Поочередно сгибаем пальцы в кулак
Это кто же тут звенит? Вращаем мизинцем
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! Прячем руки за спину
«Времена года».
Круглый год!
Круглый год, круглый год! Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают
большим пальцем.
За зимой весна идет,
А за весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим -
Идет за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима. Поочередно соединяют большой палец с остальными
(на каждое время года). Повторяют другой рукой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковой гимнастики 1 младшая группа
Упражнения для детей 1 младшей группы «Здравствуйте, пальчики» Здравствуй, большой пальчик,Здравствуй, указательный,Здравствуй, средний,Здравствуй, безымянный,Здравствуй, мизинчик,Здравствуй...
Картотека пальчиковой гимнастики 2 младшая группа
Упражнения для детей 2 младшей группы «Прилетели гули» русская народная потешка Прилетели гули, гули-голубочки.Сели на головку, на головку дочке.Ты, моя дочка, помаши ладошкой.Кыш-кыш-...
Картотека пальчиковых игр для младшей группы
в соответствии с Фгос До...
Картотека пальчиковых игр для младшей группы
Оформленная картотека пальчиковых игр для младшей группы на год и рекомендации по их проведению...
Картотека пальчиковых игр для младшей группе
у Лариски – две редиски. (по очереди разгибать пальчики) У Алешки – две картошки. У Сережки-сорванца – два зеленых огурца. А у Вовки – две морковки. Да еще у Петьки две хвостатых редьки. На баз...
Картотека пальчиковых игр для младшей группы
Картотека пальчиковых игр...
Картотека пальчиковые игры, первая младшая группа
Картотека пальчиковой гимнастики, первая младшая группа;По темам недели учебного года...