ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА, КАК ОДНА ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ ПЛАТФОРМ ФОРМИОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ И НРАВТСВЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА
статья

Рощупкина Татьяна Юрьевна

Вне зависимости от того, как давно и долго  отечественные и зарубежные ученные изучают такое вроде бы понятное определение «культура»,  какого-то четкого для  однозначного всеобщего понимания определения «культуры» так и не нашли. Иначе говоря, каждый вкладывает в это понятие свое видение, в зависимости от воспитания, менталитета, традиций и мн.др. Около 170 значений слова «культура» насчитали ученные из США такие как А.Кребер и К.Клакхон.

Чтобы подойти максимально близко к  сущности культуры необходимо углубиться в суть деятельности человека в общем, и в суть народных традиций и ценностей в частности, поскольку существование культуры и человека неразрывно связаны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_smi_duhovnost_nravsvtennost_kultura.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Рощупкина Т.Ю.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА, КАК ОДНА ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ ПЛАТФОРМ  ФОРМИОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ И НРАВТСВЕННОСТИ РОССИЙСКОГО  НАРОДА

Аннотация: в данной статье проведена попытка проанализировать функциональное значение информационных источников в становлении и развитии духовности и нравственности человека, а так же определить сущность и значение понятия «культура».

Для определения первооснов влияния СМИ на человеческую духовность и нравственность были рассмотрены этапы становления средств массовой информации в рамках потребностей аудитории с политической и духовной точки зрения.

Ключевые слова: СМИ,  духовность, культура, мораль, нравственность, ценность, информация.

Введение. Вне зависимости от того, как давно и долго  отечественные и зарубежные ученные изучают такое вроде бы понятное определение «культура»,  какого-то четкого для  однозначного всеобщего понимания определения «культуры» так и не нашли. Иначе говоря, каждый вкладывает в это понятие свое видение, в зависимости от воспитания, менталитета, традиций и мн.др. Около 170 значений слова «культура» насчитали ученные из США такие как А.Кребер и К.Клакхон [1].

Чтобы подойти максимально близко к  сущности культуры необходимо углубиться в суть деятельности человека в общем, и в суть народных традиций и ценностей в частности, поскольку существование культуры и человека неразрывно связаны.

Еще мыслители Средневековья в своих трудах излагали сведения, указывающие на  особые  симптомы и состояния различных культурных миров, а так же на то какую весомую роль на человеческую духовность и развитие оказывают музыка, поэзия и живопись.

Не осталась в стороне и религиозная составляющая, а именно церковь можно воспринимать как первооснову  культуры, веры и духовности человека. В многочисленных трактатах рядовых теологов и «церковных  дворян», можно обнаружить бесконечное множество размышлений  на тему того,  какое влияние имеет духовная музыка, гармония души и как это связано с проявлением веры человека. Что дозволительно, а что не очень, что побуждает человеческую душу развиваться и обретать более красивые очертания в духовном аспекте, а что является недопустимым смертным грехом [3].

В рамках культуры человека можно определить как Творца, поскольку культура включает в себя духовные и материальные  средства его  жизнедеятельности. То, что задумано и создано человеком называется реликвией, и поэтому человек - это начальная основа системообразования развития культуры и место его в этой системе - центральное. Поэтому можно с уверенностью сказать, что культуру необходимо рассматривать, как  живую ценностную систему, функционирующую, пока активно функционирует сам человек[4].

В материальную культуру входят разнообразные по своему содержанию, форме и типу артефакты. Сюда относятся сооружения, средства и орудия труда, техника, бытовые предметы. Именно Человеком организуется поток ценностей по каналу культуры, он занимается их распределением, обменом, сохранением, через продуцирование и потребление духовных и материальных культурных продуктов, параллельно созидая самого себя  как существа культурного и  социального субъекта [5].

Основная функция культуры - это сохранить и воспроизвести совокупный  духовный  человеческий опыт, обогатить его и передать как наследие будущим поколениям.

Отсюда можно сделать вывод, что культура имеет многокомпонентную структуру состоящую из различных материальных и нематериальных элементов, что делает  взаимосвязь духовности и материальности вполне очевидной.

Именно данный аспект подчеркивает актуальность темы и обозначает проблему, состоящую в том, что весь сформированный  культурный пласт наследия необходимо передать потомкам с сохранением всех ключевых элементов и индивидуализма. И если ранее ключевую роль в воспитании моральных ценностей и передаче культурного опыта играли традиции и книги, то сейчас эти функции перешли в информационно-цифровую плоскость.

Основным способом передачи культурного наследия еще со  стародавних времен были такие формы языка как: хроники,  летопись, анналы, описание странствий, различные  эпистолярные формы такие как назидания, наказы, рескрипты, прокламации. Когда появилась  печатная журналистика появилась возможность формирования системы журналистских жанров [7]. Типы журналистик выделяют такие как:

-15-16 века - религиозно-клерикальный тип,

-16-17 века - феодально-монархический,

-19-20 века - буржуазный тип,

- 20 век - социалистический тип и конец 20 века - общегуманистический тип журналистики.

Если рассматривать развитие средств массовой информации поэтапно, то можно выделить этап начала нашей эры - прагазетное явление; до 15 века был этап рукописных изданий; с 15 по 17 века стали изобретать и развивать книгопечатание, организацию журнального и газетного дела.

Далее  журналистика развивалась в виде общественного института, с одновременным образованием прессы как основы  демократии с параллельным совершенствованием полиграфической базы. Этот период пришелся на 18 и начало 20 века. С 19010-1945 печать стала приобретать функцию «четвертой власти»; в 1945-1955 средства массовой информации стали концентрировать и монополезировать, что привело в дальнейшем  к образованию и закреплению  электронных средств коммуникации. Данные события пришлись на 1955-1990 годы.

С 1990 годов и по настоящее время установлены новые мировые правила и можно с уверенностью заявить, что средства массовой информации - это мощнейшее средство оказывающее сильнейшее влияние на умы людей, и соответственно на их духовное развитие и понимание картины мира.

На сегодняшний день  основным целенаправлением СМИ является поиск целевой аудитории. С одной стороны это хорошо, что у людей появляется все больше и больше возможностей отыскивать, изучать информацию и делаться ею. Но, к великому сожалению монополизация СМИ привела к тому, что теперь эти средства направлены ни на развитие духовности и нравственности, а на ее разрушение. Если проанализировать тематику журналов, газет, большинства программ на ТВ, самые большие рейтинги у тех СМИ которые обнажают и смакуют человеческие пороки (программа «Окна», «Дом-2», газета «Спид-Инфо» и др).

Отсюда мы можем проследить однозначно четкую взаимосвязь культуры населения и уровня культуры СМИ  [12]. По-нашему мнению, сегодняшние СМИ - это некий «троянский конь» поскольку  деятельность СМИ  оказывает сильнейшее влияние на общество, на формирование общественного мнения, поскольку любая новая информация, которая поступает по каналам  средств массовой информации  имеет неотъемлемые стереотипы, и является носителем политических ориентаций и ценностных установок, прочно закрепляемые в людском сознании.

Поэтому основной и главной проблемой для изданий и  редакций, которые видят своим долгом сохранить культурное наследие,     являются  попытки  подачи информации населению отфильтрованную от такого обилия «информационного мусора» с сохранением права публикации таких жанров как: творческий портрет, рецензия на новое произведение искусства,  обозрение, аналитическая статья и др. Такие издания руководствуются не рейтингами, а эстетическим подходом к проблеме искусства, а так же рельефно выраженным интересом к творческим личностям. Проблема еще в том, что такие издания становятся малодоступны из-за своей дороговизны в сравнении с ценой на издания бульварной прессы.

Другая сложность заключается еще в том, что мы можем наблюдать непрерывную борьбу традиционных СМИ с глобальной сетью Интернет. С одной стороны возможности и доступ к различной информации, с  другой отсутствие контроля за контентом, а так же за тем, что интернет-литература старается вытеснить печатные издания. Цифровая эра так же «убеждает» в том, как это удобно - не засорять пространство книгами, газетами. Все и всегда можно прочитать в телефоне или планшете, в любое время. Все эти тенденции весьма привлекательны для молодежи. Если учесть бесконтрольность информационного пространства, монополизацию СМИ, то в голове всплывает одна восточная мудрость: «Хочешь победить врага - воспитай его детей». Все это обнажает очень глубокую проблему, а именно искоренение памяти о своих предках, родовых традициях, что и составляет основу основ культуры любого народа. Данную тему невозможно рассмотреть очень глубоко в рамках данной статьи, но абсолютно очевидно, что современный ритм жизни, нацелен на «бесконечную погоню»  за вычурностью, лоском, шиком, деньгами и в этой погоне практически не остается места для духовности  и культуры.  В таком ритме жизни, мало кто находит время остановится и подумать, а туда ли он движется, а в чем смысл всего этого, и главное, что он оставит своим детям? Какое наследие? Какое богатство? [14].

Тем не менее, существующие технологии можно использовать во благо. Именно такое направление выбрали некоторые издательства, которые поставили перед собой задачу расширить рынок просветительских журналов. Возрождаются журналы для семейного чтения, растет интерес к краеведению и  этнографии. Просветительские журналы расширяют культурные горизонты читателя, дают возможности самообразования.

В заключении мы приходим к выводу, что сегодня идет «борьба» за аудиторию и это не просто борьба за читателя, это борьба за отстаивание права на сохранение своего духовного наследия, своей культуры, своих традиций и своей самоопределенности.  Это очень актуально для России сегодня, потому что как известно народ России - это многонациональный народ, поэтому культура нашей страны очень многогранна и насыщенна. И  для того, чтобы такое богатое наследие было сохранено необходимо, чтобы все средства культуры были доступны для большинства людей, поскольку так или иначе многие  не могу реализовать свое право на творчество и  культурную деятельность, на достойное образование и  на  приобщение  к культурным ценностям в целом.

Список использованной литературы:

  1. Культурология. История мировой культуры : учеб.пособие для вузов. - М.: Академия, 2015. -  С. 607
  2. Огапов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: учеб.пособие для вузов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2015. -  С. 384
  3. Кравченко А.И. Культурология: учеб.пособие для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект, 2014. -  С. 496
  4. Флиер А.А. Культурология для культурологов:- М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. -  С. 492
  5. Гуревич П.С. Философия культуры: - М.: Аспект Пресс, 2016. -  С. 415
  6. Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск, ответственность”. М: Политиздат, 2014.- С.87
  7. Прохоров Е. П. "Введение в теорию журналистики". М.,2015.- С.90
  8. Назаров Б.Н. Массовая коммуникация и общество. М.,2014.- С.32
  9. Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. – М: Аспект Пресс,2014.- С.50
  10. Козлова М. М. История отечественных средств массовой информации. – Ульяновск, 2015.- С.60
  11. Ким М.Н. Основы теории журналистики: Учебное пособие. ООО Издательство «Питер»,2013.- С.98
  12. Резников М.Р. Радио и телевидение вчера, сегодня, завтра. М.: Связь, 2016.- С. 95.
  13. Корконосенко С. Г. "Основы теории журналистики". СПб. 2014.- С.40
  14. Головин Ю.А. Российские литературнго-художественные журналы  как форма реализации культурной политики: Монография.-М., 2010. С. 224


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Школа «Молодой родитель» - как одна из действенных форм работы с семьей»

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи всегда была актуальной.Рассмотрим нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей....

«Оформление информационных стендов как одна из форм работы с родителями в условиях ФГОС ДО»

Разработка поможет воспитателям в оформлении родительских уголков, какие критерии необходимо учитывать при составлении информационных стендов в связи с новыми требованиями ФГОС ДО, как в доступной фор...

Природоохранная акция – как одна из действенных форм работы с детьми по экологическому воспитанию

Jчень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, т...

Природоохранная акция – как одна из действенных форм работы с детьми по экологическому воспитанию

Jчень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, т...

Статья "Педагогическая поддержка нравственного самоопределения несовершеннолетнего - одно из условий его духовно-нравственного развития"

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...