Дидактические пособия для сенсорного развития дошкольников 4-5 лет.
учебно-методическое пособие (средняя группа)
Дидактические пособия для сенсорного развития дошкольников
4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_i_posobiya_dlya_sensornogo_razvitiya_doshkolnikov2.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические и пособия для сенсорного развития дошкольников
4-5 лет.
Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработками, которые использую в свободной игровой деятельности с детьми.
Как вы уже могли понять из названия публикации, разговор пойдет о методах и приемах развития сенсомоторных качеств ребенка.
Сенсомоторика – это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Задачи сенсомоторного развития:
- развивать мелкую моторику;
- развивать координацию движений кистей рук;
- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- активизировать сенсорное восприятие, стимулируя слух, зрение, осязание и др.
Значение сенсорного развития дошкольника трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Другими словами, сенсомоторика, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение для многих видов продуктивной и трудовой деятельности его в дальнейшей жизни.
В средней группе игры и упражнения, помогающие детям узнать о различных свойствах предметов, усложняются в нескольких направлениях. Дошкольников необходимо продолжать знакомить с цветами спектра и их оттенками по светлоте, формировать умение использовать полученные знания при определении цвета предмета. На пятом году жизни дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью.
Знакомство с формой в этом возрасте предполагает введение дополнительно к 5 уже известным фигурам двух новых фигур, усвоение представлений о разновидностях треугольников и овалов. Необходимо учить детей анализировать сложные формы, раскладывать их на элементы.
В средней группе, знакомя дошкольников с величиной, необходимо предлагать задания на выделение высоты, ширины, длинны предметов и других параметров величины.
Производители игрушек давно подхватили эту идею и воплотили её в жизнь, выпуская многочисленные развивающие игрушки. Но многие из них можно сделать своими руками. И с такой игрушкой дети играют с ещё большим удовольствием.
Предлагаю несколько игр по сенсорному воспитанию дошкольников 4 - 5 лет сделанных своими руками.
Дидактическое пособие по сенсорному развитию
«Весёлая гусеница»
С помощью данного пособия ребенок может реально ощутить такие абстрактные понятия как «размер», «цвет», «форма», «величина», даже «вес» - проанализировать и сравнить их.
Дидактические задачи: Развитие
- умения узнавать и называть цвета.
- мелкой моторики пальцев рук.
- положение в пространстве
Игровой материал:
Сшитые из фетра объемные круги с разным наполнителем (крупа: рис, фасоль, перловка; бусинки мелкие и крупные, макароны, синтепон или холлофайбер, кусочки ткани) – это будет туловище гусеницы, которое скрепляется липучками. На первом круге оформить мордочку. К каждому кругу туловища можно сделать лапки на липучке. Вырезанные из фетра сапожки оттенков туловища гусеницы (маленькие и большие), цветы из фетра, овощи, фрукты, ягоды. Схемы последовательности сборки туловища в зависимости от цветовой гаммы.
Рекомендации: Сделайте сразу круги для туловища основных цветов и их оттенков, что бы постепенно ввести в словарь детей их название. Для закрепления понятия «длиннее - короче», «больше – меньше» потребуется изготовить 2 гусеницы.
Варианты игр:
С неких пор у нас живёт
В огороде тихоход.
Удивительной раскраски,
У него есть рот и глазки.
Если очень повезёт,
Скоро бабочкой вспорхнёт! (гусеница)
- После того, как дети отгадали загадку, в гости пришла гусеница Как мы ее назовем? Мы назвали ее Глашей. Ой, шла она к нам далеко, было ей не легко, вот ее туловище и рассыпалось, давайте мы поможем ей.
Закрепление основных цветов и знакомых оттенков. Другие оттенки можно вводить или закреплять в процессе следующих вариантов игры. (Наша Глаша подросла, какой цвет еще появился в туловище?)
- «Который по счету?» Предложить ребенку назвать который по счету находиться круг определенного цвета, какого цвета первый, последний?
- «Что изменилось?»
Ребенок запоминает, из каких шаров – частей состоит гусеница, затем закрывает глаза, педагог убирает один из шаров. Ребенок должен назвать цвет недостающего шара.
- Воспитатель показывает детям гусеницу, а затем просит показывать что кушала наша гусеница на огороде: (овощи, фрукты, ягоды). Их заранее тоже изготовить из фетра этой же цветовой гаммы, на основу –липучку, что бы можно прикрепить к звеньям туловища. Можно дать задание: прикрепи овощи на правый бочек Глащи, а фрукты на левый.
В банке гусеницу маме
Принесла Олеся.
- Воспитаем её сами,
Хватит в доме места!
Что же кушает она
Я не знаю только.
Дам ей жёлтенький банан,
Апельсина дольку,
Дам ей муху, паука,
Дам ей хлебных крошек.
Подожди меня пока,
Наловлю и мошек.
И водою напою
Раскрасавицу мою!
Закрепляем цвет, название овощей, фруктов, ягод, геометрические формы.
- Глаша наелась. Собери туловище гусеницы от самой легкой части до самой тяжелой. Найди две одинаковые по весу части, с маленькими шариками, с крупными шариками, самую мягкую, самую тяжелую, заданного свойства (хрустит, шуршит, мягкий, твердый), предложить сравнить части гусеницы (найти сходства и различия).
- Глаша уже большая, у нее выросли ножки, прикрепи их к туловищу. Куда прикрепили? (внизу) Дать понятие «пара», закрепить цвет.
- Гусеницу Глашу пригласила на день рождения к ……и ей надо собирать цветы для букета. Прикрепить к туловищу гусеницы цветок соответствующего цвета и назвать его цвет. Где разместили цветы? (вверху, на спинке)
Здравствуйте, друзья!
Крошка Глашенька я!
Мне листочек - дом родной,
Вы не знали разве?
Стало скучно мне одной,
Я пошла на праздник!
8. Глаша пошла гулять. Что бы ножки не замерзли, оденем ей сапожки. Подбери сапожки по цвету. На маленькую гусеницу одень маленькие сапожки, а на большую – большие.
Что бы нашей Глаше
Из дома выйти в путь
Надо ей сапожки
На ножки натянуть.
Да, тут за две минуты
Попробуй-ка, надень,
И чтоб пойти обутым,
Провозишься весь день.
- Собери гусеницу по предложенной схеме. (карточки с кругами)
Попросить детей внимательно посмотреть на гусениц, и рассказать о них (какого они размера, попросить сравнить какая длиннее, какая короче). Как ты узнал? Вариантов много: можно собрать гусеницу из основного цвета и его оттенков, можно одну из основных цветов, другую – из оттенков. Тут уж ваша фантазия. Можно это задание совместить с заданием №7 Закрепляем понятия «длиннее – короче», название цвета, оттенков.
- Закрепляем цифры. Для старших дошкольников можно предложить схему сбора гусеницы по цифрам: 1- синий, 2 – оранжевый, 3 – розовый и т. д Одновременно закрепляем цвета, оттенки цветов, цифры, порядковый счет.
Вариантов игры много, все зависит от вашего творчества и желания!!!
Данную игру можно использовать в НОД, самостоятельной деятельности, индивидуальной работе.
Дидактическое пособие «Черепашка»
Дидактическое пособие «Черепашка» многофункциональное, направленное на решение одновременно нескольких задач предназначено для работы с детьми разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Вариации упражнений и игр не имеет пределов. Пособие постоянно пополняю новыми элементами.
Представленное дидактическое пособие «Черепашка» развивает мелкую моторику и координацию движений пальцев у детей разного возраста, с усложненными по необходимости содержанием и методическими приемами. Это пособие игрушка формирует и способствует развитию: сенсорного воспитания ребенка, ориентировки в пространстве.
Задачи данного методического пособия:
Развивать сенсорные навыки, мелкую моторику рук, творческое и логическое мышление, зрительное восприятия, память, внимание, пространственное представление, логическое и образное мышление, произвольного самоконтроля.
Ребенку или подгруппе детей предлагаются задания:
1.Зашнуруй.
Цель: закрепление понятий сверху вниз, снизу вверх; закрепление цвета, различных способов шнуровки, развитие мелкой моторики.
2.Завяжи бантик из ленточки.
Цель: закрепление цвета, счета, закрепление понятий выше, ниже, рядом, слева, справа, ориентировка в пространстве по отношению к себе.
3. «Застегни пуговицы».
Цель: закрепление счета, цвета, последовательности, развитие глазомера, развитие мелкой моторики.
4. «Потрогай, пощупай, сообрази»
Цель: развитие тактильных ощущений, активизация речи
Ход игры: предложить детям на ощупь определить поверхность, назвать какая она – мягкая или жесткая, гладкая или шершавая.
6.«Чудесные кармашки»
Цель: развитие тактильных ощущений, активизация речи.
Ход игры: ребёнку предлагается достать из кармашка 12 карточек; найти среди них: по три карточки на каждое время года. Задание определить и надеть на пуговицы карточки определенного времени года.
Игры и занятия с дидактической «Черепахой» формируют согласованность движений пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука», в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности.
Дидактическое игровое пособие для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный коврик»
Данное дидактическое пособие представляет собой коврик, оформленный с обеих сторон объёмными предметы разных форм и оттенков или аппликации из всевозможных материалов.
В пособии присутствуют: замки «молния», шнурки, застежки, застежки-«липучки», пуговицы, пряжки, бантики. Все элементы отстегиваются, застегиваются и т. д. Внутри окошечек-заплаток детей ждет сюрприз. (С кем подружилась лягушка? Или чем (кем) обедала?). Отстегивая пуговки или шнуровки, мотивируйте детей: кто же спрятался в колокольчике? В травке? Какого они цвета? Лягушка большая, а давай еще поищем, может кто-то за цветочком ждет нас… и т. д.) (слайд 6).
Закрепляя основные цвета и их оттенки, вы одновременно учите детей ориентироваться в пространстве, закрепляете понятия: вверху, внизу, справа, слева, большой - маленький, одинаковые - разные по размеру, столько же, сколько и….
С целью введения новых оттенков цветовой гаммы и знакомству с временами года на коврик пришло вот такое дерево.
На него прилетают птицы, бабочки, приползают гусеницы, жуки, на нем отдыхают стрекозы, с него облетают листья (разных оттенков), на ветки ложиться снег (все элементы на липучке, что позволяет быструю сменяемость)
Обратив внимание на тучку с дождиком, вы можете закрепить с ребенком понятие «широкий – узкий», «длинный-короткий».
При изучении понятий «день-ночь», закреплении ориентировки в пространстве и цветовой гаммы на нашем коврике появилось солнышко с ночным месяцем.
Мои воспитанники подрастают и происходит замена некоторым элементам нашего волшебного коврика. Вместо молний и кармашек появилась Маша, косы которой расплелись. А нас все ребята аккуратные, поэтому мы учимся заплетать и Машу.
Пособие получилось многофункциональным, предусматривающим различные дидактические игры и упражнения. С ковриком могут заниматься одновременно несколько детей.
Создавалась эта игра на основе следующих принципов:
• Вызывает у детей интерес и желание в нее играть.
• Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.
• Дети общаются со сверстниками, учатся устанавливать доброжелательные отношения, взаимодействовать согласно правилам игры.
•Совершенствуются все психические процессы: такие как речь, внимание, воображение, память, а также мелкая моторика.
• Формируется дифференцированное восприятие качества предметов.
• Предполагается последовательное введение в игру новых сенсорных эталонов.
• Содержит постепенное усложнение игровой задачи.
Дидактическое пособие «Животные»
А еще совсем недавно мы играли вот с таким кубиком.
С ним мы изучали не только цветовую гамму (лисичка –оранжевая, мышка – серая и т.д.), но узнали, какие животные дикие, а какие домашние, чем они питаются. Самое главное ваша фантазия и желание! Изготовьте куб из паралона или другого подручного материала, обтяните каждую грань куба материалом разных оттенков, изготовьте из фетра мордочки домашних и диких животных и, конечно же, надо сделать для них «угощение», которое будет крепиться на ленточках, вшитых в 3 верхние грани куба и 3 нижние! Если ваши дикие и домашние питомцы будут на липучке – меняйте их!!! Чем больше вы их сделаете, тем больше знаний вы дадите своим воспитанникам, тем легче они его усвоят! Ведь в игре всегда все легко и весело!!!
Надеюсь, что мой скромный опыт заинтересует вас и, применив его в своей работе, вы сможете оценить его пользу для развития тактильной чувствительности, как основы «ручного интеллекта».
Желаю вам, уважаемые коллеги, успехов, новых идей, желания и возможности совершенствовать свое педагогическое мастерство, а главное, чтобы у вас было время для проявления своего творческого потенциала и, конечно же, для своей семьи. Удачи ВСЕМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие по сенсорному развитию дошкольников
Дидактическое пособие по сенсорному развитию дошкольников...
Дидактическое пособие по сенсорному развитию
Данное дидактическое пособие по сенсорному развитию предназначено для детей с двух до четырех лет....
Презентация«Нетрадиционное, многофункциональное дидактическое пособие по сенсорному развитию детей»
В копилку педагогу...
Дидактическое пособие для сенсорного развития
quot;Сенсорный слоник" сделан своими руками.Материал:картонная коробка не больших размеров, я использовала из под настольной лампы,клей ПВА,цветная гафрированная бумага,цветная бархатная б...
Дидактическое пособие по сенсорному развитию
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ«СЕНСОРНЫЙ КУБ»для детей старшего дошкольного возраста....
дидактическое пособие по сенсорному развитию детей 2-3 лет
дидактическое пособие по сенсорному развитию своими руками...
Сенсорное развитие Дидактическое пособие по сенсорному развитию «Светофор»
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и...