ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Впервые мы можем увидеть закономерность того, что оно стало самостоятельным уровнем общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_kompitentsiyam.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Автор: старший воспитатель
первой квалификационной категории
ГБДОУ детский сад №44
Калининского района Санкт-Петербурга,
Студентка РГПУ им. А.И. Герцена
группы МТ-Мво-21
Мамлеева Ирина Владимировна
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Впервые мы можем увидеть закономерность того, что оно стало самостоятельным уровнем общего образования.
В первую очередь нужно отметить, что с этими введениями появились следующие факторы:
- повышение требований к дошкольному образованию;
- признание значимости дошкольного образования в развитии детей.
Далее необходимо разобраться, кто же является педагогом в ДОУ так как чаще можно услышать, определение педагог, которое предполагает в этом качестве только школьного учителя. В детском саду педагогами являются: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель – логопед, воспитатель и даже старший воспитатель. Это те лица у которых накапливается педагогический стаж и уровень взаимодействия с детьми можно назвать «постоянным». Надо отметить, что система образования была реформирована не единожды, но все изменения приводят к одному исполнителю – воспитателю детского сада. Именно практиктикующий педагог реализует нововведения и новации в образовании. Для эффективного введения в практику инноваций и реализации поставленных задач в новых условиях от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации в дошкольное образование, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Формирование и развитие профессиональной педагогической компетентности, повышение уровня мастерства воспитателей — это одно из приоритетных направлений деятельности методической работы детского сада, которая может занимать особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет значимое звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческих начал личности. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства, компетенции каждого воспитателя. В то же время методическая работа детского сада носит предупредительный характер и отвечает реагирует на совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми реалиями в педагогической и психологической науке. Поэтому согласиться с пониманием методической работы, как службы коррекции ошибок в деятельности воспитателя не возможно, хотя в ходе такой работы эти проблемы решаются. Самое важное в методической работе, для коллектива педагогов, является оказание реальной, действенной и своевременной помощи.
Однако, самая сложная проблема профессиональной компетентности – это повышение профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения. Всем известно, что на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача не всегда удовлетворяет основного клиента - родителя или законного представителя, да и педагог бывает не удовлетворён итоговым продуктом своей деятельности. Поэтому педагоги вносят новые, интерактивные формы работы с детьми, которым свойственно вовлечение опытных педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, например, для обогащения опыта молодых специалистов.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся
- информационная компетентность;
- интеллектуально-педагогическая компетентность;
- рефлексивная компетентность.
- коммуникативная компетентность;
На сегодняшний день педагогу необходимо обладать определенными набором компетенций. С позиции А.А. Майера, модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, деятельности, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она так же должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент.
Исходя их этого мы получаем набор качеств, которыми должен обладать современный педагог: стремится к личностному развитию и креативность, быть готовым к инновациям, понимать современные приоритеты дошкольного образования, быть способным к рефлексии.
Педагоги дошкольных организаций вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования и форм его реализации в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Как правило в организациях уделяют большее внимание теоретическим аспектам ФГОС,а практическим навыкам педагогам приходиться учиться самостоятельно при проведении открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами района, города (изучение передового опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению). Таким образом, можно с высокой степенью вероятности предположить, что постоянная готовность педагога, то есть его способность мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность, а следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования.
Достаточно вспомнить Болонскую декларацию в ходе Берлинской конференции в ходе которой, в 2003 году были выявлены дефициты, где в качестве одного из оснований обновления образования выступает компетентностный подход. Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования.
А. В. Хуторской пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».
Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным, в чем-либо; обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.
Компетентность человека связана с его деятельностью, а, следовательно, и с профессией. Для успешного выполнения профессиональной деятельности ее субъекту необходимо обладать совокупностью психофизиологических, психологических и личностных характеристик, которые определяются как профессионализм. Для формирования, которого необходимо владеть профессионально значимыми установками или личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками. А также уметь интегрировать знания, опыт и профессионально значимые личностные качества, которые отражают способность педагога выполнять эффективно профессиональную деятельность, что включает профессионализм и педагогическое мастерство педагога.
Каким образом педагоги ДОУ могут формировать профессиональные компетенции? Например, распространяя педагогический опыт в ДОУ или за его пределами в форме:
1)открытых занятий и мероприятий;
2)выступлений на семинарах, конференциях «Из опыта работы»;
3) организовывая вебинары и мастер – классы в сети интернет;
4)участвуя в районных, городских и всероссийских конкурсах;
6) посещая педагогические мастерские и тренинги по саморазвитию личности педагога;
7) осуществляя подготовку к тематическим смотрам – конкурсам в ДОУ.
Таким образом, формируя и развивая профессионально-педагогические компетентности педагогов ДОУ необходимо организовать методическую работу так, чтобы она способствовала формированию готовности педагога к профессиональному совершенствованию, развитию интереса к инновационной деятельности, потребности в профессиональном росте; формированию знания сути содержания коммуникативной компетенции; формированию практических умений проявления компетенции в разнообразных ситуациях.
Список литературных источников
1. Антипина, Л. Б. Компетентностный подход в реализации образовательного процесса [Текст] / Л. Б. Антипина // Методист. – 2010.
2. Бобиенко, О. М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / О. М. Бобиенко. – Казань, 2005.
3. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
4. Голикова О. Ю. Практикум по развитию общения педагогов [Текст] / О. Ю. Голикова, Н. К. Елизарова: Дошкольная педагогика. - 2008.
5. Майер А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации – как условие повышения эффективности работы организации, стимулирование качества.
Выступление на педагогическом совете ...
Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации
В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессиональной педагогической компетенци...
Профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзия на этапе дошкольного образования — это попытка придать уверенность в своих силах обучающимся с ограниченными возм...
ИТОГОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения через самообразование»
Одним из основных направлений современного дошкольного учреждения является качественная организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов. Руково...
Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации в условиях современных требований
Профессиональная компетентность современного педагога ДОО определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и...
Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»
В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....
Квест с педагогами по формированию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций
Компетентность в области построения вариативного развивающего образования;Компетентность в области поддержки детской индивидуальности и инициативы детей....