Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, Лучшая разработка НОД «Птицы Нижегородского края»
методическая разработка (подготовительная группа)
Актуальность: в современных условиях проблема духовно – нравственного, экологического воспитания старших дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.konspekt_zanyatiya_isaeva_nn_385.docx | 661.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация: Лучшая разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию
Название работы: Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию «Птицы Нижегородского края» для детей 6-7 лет.
Тематика: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Ф. И. О. автора разработки: воспитатель Исаева Надежда Николаевна
Название города, населенный пункт, учреждения, в котором разработана НОД; год разработки:
г. Нижний Новгород, МАДОУ «Детский сад № 385», 2021 г.
Пояснительная записка
Цель: Систематизация представлений детей о птицах Нижегородского края, об особенностях их внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания и сезону.
Задачи:
- Активизировать предметный и глагольный словарь по теме «Птицы зимой».
- Формировать лексико-грамматический строй речи: образовывать притяжательные прилагательные; подбирать сравнения и определения к заданному слову; образовывать названия деревень, поселков и фамилий людей от названия разных птиц.
- Развивать умение самостоятельно составлять мини - рассказ о птицах, вступать в диалог, отвечать на поставленные вопросы полным ответом.
- Воспитывать интерес и ценностное отношение к природным объектам родного края; стремление сохранять птиц родного края.
Состав группы: дети подготовительной к школе группы.
Актуальность: в современных условиях проблема духовно – нравственного, экологического воспитания старших дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Форма проведения занятия: занятие – диалог.
Виды деятельности: социально – коммуникативная, речевая, познавательная.
Предполагаемый результат: Дети имеют представления о птицах Нижегородского края, об особенностях их внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания и сезону. Умеют самостоятельно составлять мини - рассказ о птицах, образовывать притяжательные прилагательные; подбирать сравнения и определения к заданному слову; образовывать названия деревень, поселков и фамилий людей от названия разных птиц. Проявляют ценностное отношение к природным объектам родного края; стремление сохранять птиц родного края
Дидактическое оснащение и оборудование:
- Презентация «Птицы Нижегородской области»: Нижегородский кремль, дятел, клест, глухарь, поползень, филин, снегирь
- Схема - описания птиц
- Дидактическая игра «Собери картинку»
- Магнитофон (флеш – карта и бумбокс)
- Аудиозапись «Звуки птиц»
- Мяч
- Маски для подвижной игры «Совушка Сова»
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями Нижнего Новгорода, птиц Нижегородского края
Чтение и рассказывание легенд о Нижем Новгороде
Чтение рассказов В. Бианки, энциклопедий и научных данных о птицах Нижегородской области
Беседы о птицах, легендах Нижегородского края
Чтение и заучивание загадок, чистоговорок о птицах
Мотивационно – ориентировочная часть:
Дети сидят за столами. На интерактивной панели появляется изображение «Нижегородский кремль в зимнее время года» (рисунок 1)
Воспитатель: Дорогие ребята. Вам знакомо место, изображенное на этой фотографии?
Дети: Это стены Нижегородского кремля в зимнее время года.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, как красиво зима украсила главную достопримечательность нашего города. Сегодня я хочу показать вам красоту живой и неживой природы нашего города в зимнее время года.
А вы помните, как называлась местность, где возвышается кремль?
Организация детской деятельности:
Дети: Да. Это Дятловы горы. Место, где возвышается Нижегородский кремль.
Воспитатель: Что вы чувствуете, когда смотрите на эту фотографию?
Дети: чувство гордости, тепла, нежности, уюта, красоту зимнего снежного убранства.
Воспитатель: а почему Дятловы горы так назывались?
Дети: Раньше на этих горах, там в древности возвышались могучие дубы, которые служили жилищем для дятлов.
Воспитатель: а как их еще называют?
Дети: их называют лесными докторами. (на интерактивной панели изображение дятлов)
Воспитатель: верно, ребята, что вы знаете о них? Опиши их. (Если дети затрудняются показываем рисунок 10 «Схема - описания птиц»)
Предполагаемые ответы детей: Дятел – самый главный доктор наших лесов. у него красная шапочка, белый халат, черные штанишки!
У дятла острые коготочки, упругий хвост, своим клювом щелкает шишки или кору, извлекает вредителей.
Летают дятлы хорошо и быстро, лазают по деревьям. Гнездятся эти птицы в дуплах, которые выдалбливают сами же.
Воспитатель: Какие виды дятлов вы знаете? (если дети затрудняются, то просим прочитать название птиц на панели) (Рисунок 2 «Виды дятлов»)
Предполагаемые ответы детей: Желна, седой дятел, пестрый, вертишейка и др.
Воспитатель: правильно, ребята, в каких рассказах, сказках нам встречаются данные птицы? (на интерактивной панели появляются книги с рассказами В. Бианки)
Дети: В. Бианки «Первая охота», «Кто чем поет?»
Воспитатель: Какие загадки вы знаете об этих прекрасных птицах? (дети, которые загадывают загадки выходят к доске)
Дети: - Черный берет, черный жилет, нос, как топор, хвост, как упор.
- Чей чудесный, крепкий нос, нужен для постройки гнезд?
Воспитатель: Какие чистоговорки вам знакомы о дятле?
Дети: - Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Воспитатель: Ребята, со склонов дятловых гор раньше дети катались на чем?
Дети: на санях. (на интерактивной доске появляется изображение снежной горы с санями)
Воспитатель: Эх и весело там было, а теперь закроем глазки, представьте себе, что нет рядом с нами огромных современных дорог, машин. Кругом царит тишина, раздается только скрип снега под нашими ногами и звуки, спешащих за нами саней. И вот перед нами крутая гора и мы катимся на санях, огибая деревья. Но, кажется во что-то врезаемся. И перед нами начинают кружиться несколько прекрасных больших птиц. (на интерактивной доске появляется изображение глухарей)
Вы знаете, что это за птицы? Глухари сами по себе тихие птицы, зимой их и не слышно. А вот весной можно услышать в лесу их «Док, ток. Те - ке – те» (Рисунок 3 «Глухарь»)
Дети: это лесные куропатки и глухари. Они спят в снегу, укрываясь от холода.
Воспитатель: В каких сказках встречаются нам лесные курочки?
Дети: «Серая шейка» (Глухарь помогает уточке взлететь, притворяясь глухим), «Синичкин календарь» (Зинька спасает их, раздалбливая клювиком наст).
Воспитатель: Чем питаются данные птицы? (если дети затрудняются с ответом, то показываем рисунок 10 «Схема - описания птиц»)
Предполагаемые ответы детей: Зимой глухарь переходит на свою «диету», и поедает хвою деревьев.
Воспитатель: Верно, ребята. В течение всей зимы хвоя становится единственной едой для глухаря, поэтому рацион питания у него небольшой. Глухарь любит хвою сосны, изредка употребляет хвою ели. Иногда надоевшее зимнее меню глухари разбавляют рябиной, ягодами, которые замерзли с осени под снегом (Клюква и брусника).
Воспитатель: Ну а это что за шум, кто здесь ползает гурьбой? (на интерактивной доске появляется изображение поползней) (Рисунолк 4 «Поползень»)
Дети: Это поползни.
Воспитатель: что вам известно об этих интересных птахах? (Дети отвечают по очереди и желанию, если затрудняются, то опираются рисунок 10 «Схема - описания птиц»)
Предполагаемые ответы детей: Поползень - маленькая птичка. Она умеет ползать по стволам деревьев, висеть вниз головой
Для передвижения птаха использует острые коготки, которые впиваются в кору дерева.
Поползень свистит, издает повторяющиеся звуки «тью» («фью»), а также «цси» или «тси».
Пищу, насекомых, добывают под корой деревьев и в ее трещинах.
Некоторые из видов поползня делают запасы на зимний период, птицы прячут семена и другой корм в щели деревьев, под кору и мелкие камушки, и помнят месторасположение тайника около месяца.
Воспитатель: Все верно ребята, сейчас я предлагаю вам собрать пазл, и узнать что за птица будет следующей.
Д/И «Собери картинку» (на столы раздаются конверты с пазлами, дети парами собирают картинку)
Воспитатель: Ребята, что за птица у вас получилась, ночами любит веселиться? (на интерактивной доске появляется изображение совы)
Дети: это Филин.
Воспитатель: Кто не слышал характерный крик филина: «Ух-ух!»? Вообще восклицание «Ух!» выражает удивление. Но филин ничему не удивляется. Он просто кричит. (Рисунок 5 «Филин»)
Ребята, а что вы знаете об этих птицах? (если дети затрудняются показываем рисунок 10 «Схема - описания птиц»)
Предполагаемые ответы детей: Филин — это птица из рода совообразных.
Голова у этой птицы большая, клюв сильный, снабженный коротким крючком, ноги крепкие, высокие.
Пальцы толстые с кривыми когтями, крылья тупые, хвост короткий, усеченный, оперение очень густое и рыхлое.
Филин — это хищная птица. В разное время бывает то более полезной, то более вредной.
Зимой пища филина состоит из разных птиц – глухарей, тетеревов, рябчиков, куропаток, а также зайцев и мышей.
Филин считается символом мудрости, интуиции и ясновидения.
Воспитатель: в каких сказках нам встречается эта грозная птица?
Дети: «Винни пух», «Сказка об умном мышонке».
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Совушка сова».
Игра «Совушка сова».
Воспитатель: Следующая птица будет вам представлена с помощью загадки.
Воспитатель: что интересного вам известно о клестах?
Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым – Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. (Рисунок 6 «Клёст»)
Дети: Это клёст.
Воспитатель: Верно, ребята. Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.
Ребята, а из чего клесты строят свои гнезда?
Предполагаемые ответы детей: Они строят кл из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков, выстилают внутри шерстью и перышками.
Воспитатель: а для чего они добавляют шерсть и перышки в стенки гнезда?
Дети: Толстые стеночки должны быть у этого гнезда, чтобы малыши в нем не замерзли.
Воспитатель: Ребята, а чем питаются птицы?
Дети: Клесты питаются семенами хвойных деревьев.
Воспитатель: Правильно, этих птьиц называют очень смешно – «северные попугайчики». Догадались, почему? Чем они на попугаев похожи?
Дети: Они яркие как попугайчики, у них тоже есть крылья, лапки, голова, хвост, они тоже умеют летать.
Воспитатель: А еще клесты, как и попугаи могут лазать по веточкам даже висеть вниз головой! Посмотрите на фотографию. Они как настоящие ловкие гимнасты! Висят на ветке вниз головой и семена едят!
Ребята, почему клесты полезные птицы для леса?
Дети: Потому что клесты до конца семена из шишек никогда не выклевывают. Шишку после еды на землю роняют. И поэтому можно сказать, что клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают.
Воспитатель: Верно ребята, сегодня нам предстоит встретиться с «Живым фонариком». Попробуйте сами отгадать, с каким именно. Я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадаете их и узнаете, о ком мы будем говорить.
Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине он появиться опять. (Снегирь)
Воспитатель: что вы можете рассказать о них? (если дети затрудняются показываем рисунок 10 «Схема - описания птиц») (Рисунок 7 «Снегирь»)
Предполагаемые ответы детей: Снегирь выглядит нарядным, красногрудки – это самцы, а самочки с зеленовато-серой грудкой. (Рисунок 8 «Самка снегиря»)
Снегирь – маленькая птичка, плотная.
Природа наделила снегиря клювом толстым, широким. Это позволят ему расклёвывать замерзшие ягоды, доставать семена из - под снега.
Воспитатель: все верно. Помните ли вы из чего строят гнездо снегири?
Предполагаемые ответы детей: Снегирь свивает гнездо из веточек лиственных и хвойных деревьев, затем выстилает слоем тонких корешков, лишайников и шерсти.
Воспитатель: Ребята, а чем питаются птицы?
Дети: снегири питаются семенами и насекомыми, ягодами
Воспитатель: Ребята поиграем с вами в снегирей…вставайте
Пальчиковая гимнастика:
Сел на ветку снегирек, сел на ветку снегирек, («попрыгать» ладошками по плечам)
Брызнул дождик (потрясти кистями рук перед собой)
Он промок. (обхватить себя руками и «подрожать», как от холода)
Ветерок, подуй слегка, (поднять руки вверх и покачать ими)
Обсуши нам снегирька. (помахать руками – «крылышками»)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам услышать звуки других птиц и угадать их. (Звучит аудиозапись звуков свиристелей) (Рисунок 9 «Свиристель»)
Дети: Это свиристели.
Воспитатель: Правильно, ребята. Свиристели считаются самыми близкими родственниками воробьев. Это пернатые небольших размеров, но зато у них достаточно яркое по расцветке оперение. Свое необычное название птица получила благодаря своему уникальному пению, которое имеет сходство со звуками, издаваемыми свирелью.
А что особенно у этих птичек?
Дети: У птички на голове хохолок. Летают птицы быстро и по прямой линии. Зимой едят плоды рябины.
Воспитатель: Свиристели являются одними из таких ярких представителей мира природы. Это яркие и заметные издалека птицы, которых мы часто видим в зимний период, когда они в составе многочисленных стай объедают плоды рябины. К сожалению, особенно в последнее время все реже удается понаблюдать за такими пернатыми. Виной этому не кто иной, как человек, который бездумно вырубает посадки некоторых растений, без которых этим птицам трудно перезимовать, поскольку часть из них, остается зимовать, если зима не столь лютая.
Воспитатель: Ребята, каждый человек на земле имеет свою малую родину: село. деревню, город. И все они имеют названия. .
Давным-давно, когда на Земле людей еще было не очень много и жили они племенами или небольшими селениями. Они называли свои селения в зависимости от окружения. Давайте попробуем вместе отгадать как называлась деревня, где в леса славились огромным количеством дятлов и других птиц.
Игра с мячом «Придумай название деревни» (игра в кругу)
Воспитатель называет птицу – ребёнок придумывает название деревни: Дятлово, Глухарево, Воробьево, Синичкино, Снегирево, Свиристелево, Клестово и др.
Воспитатель: Люди имели имена, чтобы различать друг друга. Со временем людей стало больше, да и поселения их разрастались. Труднее стало различать людей. Думали… и придумали фамилии. Сначала их давали только знатным богатым людям. А потом уже появились фамилии у всех. Но где взять столько фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца или по месту жительства, или по профессии, которой занимался человек. Вот так появились ваши фамилии.
Давайте попробуем придумать различные фамилии, образованные от названий птиц.
Игра с мячом «Фамилия» (игра в кругу)
Дети придумывают свои варианты (Орлов, Коршунов, Глухорево и др.)
Рефлексивно – оценочная часть:
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы много говорили о каких птицах?
Дети: возможные ответы детей.
Воспитатель: Какую пользу приносят птицы людям?
Предполагаемые ответы детей: Птицы уничтожают вредителей - насекомых, гусениц, змей, мышей.
Воспитатель: Благодаря тому, что они поедают насекомых и растительность, они напрямую оказывают услугу живой природе, не давая мелким существам заполонить Землю. Например, без них вся планета была бы непроходимой из-за огромных туч насекомых. Также значение птиц в природе и жизни человека выражается в том, что они поедают мелких грызунов, контролируя их численность. Не будь этого, все урожайные поля постоянно подвергались бы атаке вредителей.
Воспитатель: Какое еще есть значение птиц в природе и жизни человека?
Предполагаемые ответы детей: Хищные птицы питаются мелкими грызунами, и сами являются пищей для животных.
Воспитатель: Правильно, важны хищные пернатые, они массово вылавливают мелких грызунов, которые переносят инфекционные болезни.
Воспитатель: Что еще приносят птицы людям?
Дети: Приносят удовольствие - пение, внешний вид.
Воспитатель: Верно, ребята, приходя в лес или выбираясь на речку, мы наслаждаемся звуками природы, которые по большей части создают именно птицы.
Ребята, а как мы можем помочь птицам?
Дети: Подкармливать птиц, не разрушать гнезда, не пугать их, строить для них кормушки и скворечники.
Воспитатель: Верно, ребята, главное беречь наших крылатых помощников. Можно делать новые насаждения, чтобы у птиц были места, где они смогут прятаться. А в зимний период можно помогать им, вывешивая кормушки с семенами и хлебом.
Ребята, на следующем занятии мы своими руками смастерим необычные кормушки для наших пернатых друзей. Свои съедобные кормушки мы сможем передать в лес через защитников леса: егерям, лесникам или просто людям, которые живут в деревнях и селах.
Список рекомендуемой литературы:
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. - М.: УЦ Перспектива, 2011г., 296 с.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.-208с. (Растим патриотов России)
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. (Растим патриотов России).
- Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Просвещение, 1990.
- Резанова Н. Нижний Новгород. Тайны, легенды, истории. - Издательство: Деком, 2019 г.
- Ануфриев В. М., Ануфриев Г. А. Портреты природы Нижегородской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...
Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Публикация "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с культурой родного края "
В статье рассматривается работа воспитателя с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию на основе использования разнообразных культурных средств. Обращается внимание на формирование у детей пр...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...