Как помочь агрессивному ребенку.
консультация (старшая, подготовительная группа)
В консультации даны рекомендации и игровой материал по взаимодействию с агрессивными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_agressivnomu_rebyonku.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь агрессивному ребёнку?
Признаки агрессивного ребёнка: нападает на остальных детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Его агрессия - отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную им ссору на других. Ребёнку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача воспитателей заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку. Если в течение не менее полугода в поведении ребёнка проявились хотя бы четыре из семи ниже перечисленных признаков, то можно предположить , что ребёнок агрессивен: ребёнок часто
- теряет контроль над собой;
- спорит, ругается со взрослыми;
- отказывается выполнять правила;
- сердится и отказывается сделать что-либо;
-специально раздражает людей;
- обвиняет других в своих ошибках;
- завистлив, мстителен, чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые раздражают его.
Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в трёх направлениях:
- работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева;
- обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева ;
- формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
Чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребёнку сделать что-то , что может быть, обычно и не приветствуется нами.
Например, в ситуации, когда ребёнок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика , изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорблённому». Если ребёнок умеет писать , можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет- сделать подпись под его диктовку.
Ещё один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию- поиграть с ними в игру «Обзывалки». У детей , получивших возможность
выплеснуть с разрешения воспитателя, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
Помочь детям доступным способом выразить гнев, а воспитателю – беспрепятственно провести занятие, может так называемый «Мешочек для криков» ( «Стаканчик для криков», «Волшебная труба», «Крик» и др.) Перед началом занятия каждый желающий ребёнок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом он «избавляется» от своего крика на время занятия.
Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.
Воспитатель , видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причём обидчики могут быть включены в одну команду или находятся в командах – соперницах.
Снижению эмоционального и мышечного напряжения могут способствовать подручные средства такие как: - лёгкие мячики, которые ребёнок может швырять в мишень;
- мягкие подушки, которые разгневанный ребёнок может пинать, колотить;
-резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и полу;
-газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить.
Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен прежде всего наладить контакт с семьёй. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологу. И надо всем помнить, что бороться с агрессивностью нужно только терпением, объяснением, поощрением.
Иры с агрессивным ребёнком
ВОРОБЬИНЫЕ ДРАКИ
Цель: снять физическую агрессию.
Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьёв». (Приседают, обхватив колени руками.) «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадёт или уберёт руки со своих коленей, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и «лапки» у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу воспитателя.
МИНУТА ШАЛОСТИ
Цель: провести психологическую разгрузку.
ВОСПИТАТЕЛЬ по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям пошалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал воспитателя через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.
ДОБРЫЕ - ЗЛЫЕ КОШКИ
Цель: снять общую агрессию.
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором совершаются «превращения». Ребёнок заходит внутрь обруча и по сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, звук колокольчика или свистка) превращается в злющую- презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за воспитателем: «Сильнее, сильнее, сильнее и т.д.)- и ребёнок, изображающий кошку, делает всё более «Злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребёнок, и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу воспитателя ( если кому-то не хватило пары, в игре может участвовать воспитатель). Правило: не дотрагиваться друг до друга!. Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры воспитатель предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых «кошек», которые ласкаются друг к другу.
АПЕЛЬСИН (ЛИМОН)
Цель: снять общую агрессию.
Дети лежат на спине, голова чуть на бок, руки и ноги слегка расставлены в стороны . Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается
апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Разожмите кулачок, откатите апельсин. (Некоторые дети представляют, что они выжали сок.) Ручка тёплая…мягкая… отдыхает…
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза ( при этом поменять фрукты). Если упражнение выполняется в комплексе с другими- достаточно одного раза (с левой и правой рукой).
КАРАТИСТ
Цель: снять физическую агрессию.
Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребёнка в каратиста( движение ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с воспитателем хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…»- помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.
УПРЯМАЯ ПОДУШКА
Цель: снять общую агрессию, негативизм, упрямство.
Воспитатель подготавливает «упрямую подушку»(в тёмной наволочке) и вводит ребёнка в игру-сказку.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. В ней живут детские «упрямки». Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним их.
Ребёнок бьёт кулаками в подушку изо всех сил, а воспитатель приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!». Когда движения ребёнка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Воспитатель предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли «упрямки» вылезли и что они делают?» Ребёнок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки» испугались и молчат в подушке».- отвечает он. Этот приём успокаивает ребёнка после возбуждения.
ЖУЖА
Цель: снять общую коллективную агрессию.
ВОСПИТАТЕЛЬ: выбирает пчёлку Жужу, которая садится на стул(в домик), остальные дети начинают дразнить Жужу, кривляясь перед ней.
Жужа, Жужа, выходи
Жужа, Жужа, догони!
Жужа смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит их.
Кого Жужа поймала, тот попадает в плен к ней- выбывает из игры.
БРЫКАНИЕ
Цель: снять общую коллективную агрессию.
Ребёнок ложится на спину на ковёр. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться, касаясь пола ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребёнок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
УХОДИ, ЗЛОСТЬ, УХОДИ!
Цель: обучать в приемлемой форме выплескивать накопившийся гнев.
Когда ребёнку удаётся выплеснуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ему выместить агрессию на какой-нибудь объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена.
Дети ложатся на ковёр по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, начинают со всей силы бить ногами по полу, а руками по подушке с криком: «Уходи, злость ,уходи! Упражнение продолжается 3 мин., затем участники по команде воспитателя ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и лежат, слушая спокойную музыку, 3 мин.
Примечание: Все игры должны заканчиваться позитивно, нужно помочь ребёнку(или группе детей) успокоиться. Особенно внимательно стоит отнестись к гиперактивным детям- им тяжело переключаться с одной эмоции на другую, переходить из возбуждённого состояния к спокойному.
ДВА БАРАНА
Цель: - снять невербальную агрессию, предоставить ребёнку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев;
- снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение
ВОСПИТАТЕЛЬ: (разбивает детей на пары и читает)
Рано-рано два барана, Повстречались на мосту.
Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперёд туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга.
Задача: противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «бе-е-е»
Примечание: Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить , чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ
Цели: - способствовать сплочению детского коллектива;
- научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
ВОСПИТАТЕЛЬ: (тихим, таинственным голосом) Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы- одно большое, доброе животное. Давйте послушаем, как оно дышит!. А теперь подышим вместе!. На вдох- делаем шаг вперёд, на выдох- шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох -два шага назад. Вдох- два шага вперёд. Выдох- два шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук-шаг вперёд. Стук- шаг назад и т.д. Мы все вбираем дыхание и стук сердца этого животного в себя.
ТУХ - ТИБИ – ДУХ
Цель: снять негативное настроение и восстановить силы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнёте ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды сердито-пресердито произнесите волшебное слово «тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало
необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.
Примечание: В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
ДРАКОН
Цель: помочь детям , испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Дети встают в шеренгу, держа друг друга за плечи. Первый ребёнок-«голова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватило «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побывает в двух ролях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как помочь агрессивному ребенку? (выдержка из род. собрания)
Как помочь агрессивному ребенку? Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термин...
Методическая разработка "Как помочь агрессивному ребенку"
Методическая разработка в помощь родителям, чьи дети имеют трудности в общении с детьми...
Как помочь агрессивному ребенку?
Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют? Причин такого поведения может быть много. Но часто де...
"Как помочь агрессивному ребенку?" Семинар-практикум для педагогов
Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родите...
Памятка для педагогов ДОУ "Как помочь агрессивному ребенку"
Рекомендации для педагогов ДОУ по взаимодействию с детьми, иеющими признаки агрессивности....
Как помочь агрессивному ребенку
Как помочь агрессивному ребенкуКак вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют?Причин такого поведения...
Консультация для родителей и педагогов "Как помочь агрессивному ребенку"
Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия – это мотивированное дест...