Рабочая программа группы раннего возраста
рабочая программа
По ФГОС ДО и ООП ДО «Мозаика» (В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progamma_drakunovoy_n.a._gruppa_rannaego_vozrasta.doc | 786 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа
по организации образовательной деятельности с воспитанниками во второй группе раннего возраста №1«Смешарики»
на 2020-2021 учебный год
Нютагай засагай бэеэ дааhан hургуулиин урдахи болбосоролой эмхи зургаан «Лесная сказка» «Каменское» гэhэн хотын нютагай засагай байгууламжа «Кабанский аймаг» гэhэн нютагай засагай байгууламжа Буряад Улас | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лесная сказка» п. Каменск МО «Кабанский район» Республики Бурятия |
Р/с 40703810900000000741 К/с 30101810200000000736
ОАО «БайкалБанк» БИК 048142736 ИНН 0309005156/030901001 ОГРН 1020300666528
671205, Республика Бурятия,Кабанский район, п.Каменск, мкр.Молодежный 18
телефон/факс:(8-30138)-77-6-34, 78-5-43, электронная почта: sad-lesnaya-skazka@mail.ru
УТВЕРЖДЕНО:
заведующий МАДОУ детский сад
«Лесная сказка» п. Каменск
______________ О.А. Белькова
Приказ от «___» ____________ 2020 г. № ___
Рабочая программа
по организации образовательной деятельности во второй группе раннего возраста
№1 «Смешарики»
на 2020-2021 учебный год
Воспитатель возрастной группы:
Н.А.Дракунова.
п. Каменск
2020г.
Содержание:
- Пояснительная записка …………………………………………………………………………….4
- Индивидуальные особенности контингента воспитанников, социальный паспорт группы…………………………………………………………,,8
- Содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей …..….,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,12
- Особенности организации образовательной деятельности в возрастной группе …….………,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,19
- Особенности традиционных праздников, событий, мероприятий с воспитанниками………,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.27
- Планируемые результаты освоения Программы.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,30
- Взаимодействие с семьями воспитанников …………………,,,,,,,,,,,,,.34
- Условия реализации Программы ……………………………………,,,37
1.Пояснительная записка
Рабочая программа организации образовательной деятельности во второй группе раннего возраста № 1 «Ромашки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москва, на основе основной образовательной программы «Мозаика +» МАДОУ детский сад «Лесная сказка» п. Каменск МО «Кабанский район» Республики Бурятия (утвержденной приказом заведующего МАДОУ от 00.00.0000 г. №00).
Программа включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития (далее — образовательные области) — социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Программа представляет собой стратегию психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей 2-3 лет.
Кроме того, Программа определяет планируемые результаты освоения основной образовательной программы МАДОУ «Мозаика +», содержание и организацию образовательного процесса для детей 2 до 3 лет, направлена на:
- создание условий полноценного развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам детской деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Целью Программы является создание условий для расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка 2-3 лет.
Программа направлена на реализацию следующих задач:
- обеспечить необходимые условия для формирования здорового образа жизни и безопасности детей дошкольного возраста;
- приобщить детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды детской деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;
- развивать интерес и мотивацию детей дошкольного возраста к познанию мира и творчеству;
- обеспечить вариативность и разнообразие содержания образования детей через использование дополнительных авторских и парциальных образовательных программ дошкольного образования для соответствующего возраста; возможность формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников 2-3 лет;
- соблюдать права ребёнка, родителей и других участников образовательных отношений;
- создать оптимальные условия для положительной социальной адаптации детей к социальной действительности в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями;
- формировать познавательную активность и познавательные интересы ребенка 2-3 лет в различных видах детской деятельности;
- расширять «зону ближайшего развития» путём включения ребёнка 2-3 лет в развивающие формы взаимодействия со значимыми взрослыми и сверстниками и т.д.
Принципы и подходы к формированию и реализации Программы
В соответствии с обновлёнными идеологическими положениями во ФГОС ДО содержание Программы учитывает следующие основные принципы дошкольной педагогики и возрастной психологии, а так же принципы, заложенные непосредственно во ФГОС ДО и ООП ДО «Мозаика» (В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева):
- Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
- Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.
- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
- Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
- Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
- Учёт специфики психофизиологического развития мальчиков и девочек.
- Поддержка познавательной и экспериментально-поисковой деятельности воспитанников.
- Сотрудничество семьи и детского сада в воспитании и образовании детей на основе партнёрства.
- Формирование событийного образовательного пространства, в котором событие рассматривается как объект реализации образовательной деятельности и как практика становления самостоятельности и инициативности, субъективности детей и взрослых в различных видах деятельности.
- Психолого-педагогическая поддержка устойчивого развития личности ребёнка в меняющемся мире, которая основывается на представлении о том, что образовательный процесс как основа педагогического взаимодействия рассматривается как инновационный ресурс для развития личности каждого ребёнка в период дошкольного детства.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности при котором ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования.
- Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
- Поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие содержания, условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка 2-3 лет).*
Возрастные особенности детей данной возрастной группы.
В раннем возрасте движения у детей несовершенные, неточные. У детей замедленная реакция, недостаточно развиты мышцы- разгибатели. Малыши быстро утомляются.
Дети раннего возраста любознательны, они продолжают осваивать окружающий предметный мир, начинают осваивать мир социальный.
Социальная ситуация развития.
Ребенок в системе отношений еще является центром своей семьи, однако наряду с близкими взрослыми в круг общения начинают включаться и другие взрослые. На этом фоне у детей развивается потребность в общении со взрослыми и сверстниками по поводу предметов, игрушек и действий с ними. Самооценка ярко и эмоционально окрашена, связана с стремлением быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получать их одобрение.
Предметная деятельность все еще остается ведущей и определяет основные изменения в жизнедеятельности ребенка. Действия ребенка с предметами становятся более разнообразными и ловкими, совершенствуются навыки самообслуживания.
К трем годам возникает система «Я» включающая представление о своей половой принадлежности, потребность в одобрении, признаний «Я хороший» и самостоятельности «Я сам».
Мышление.
Ранний возраст- период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Вещи, игрушки, животные, растения и многое другое вызывает исследовательский интерес. К концу раннего возраста у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их.
Восприятие.
Восприятие- фундаментальная психическая функция, она составляет центр сознания ребенка и обеспечивает ориентацию в окружающем.
Речь.
Речь развивается быстрыми темпами. Дети сопровождают речью почти все свои действия, повторяют все что слышат. Речь становится особым предметом деятельности, в котором они открывают все новые и новые стороны.
К трем годам ребенок обладает большим словарным запасом. В речи появляются предлоги, наречия, некоторые союзы. Усложняется структура речи.
Память.
У детей раннего возраста память образная, непроизвольная. Преобладает узнавание, а не запоминание. Ребенок быстро запоминает стишки, сказки, сопереживает их героям.
Внимание.
Произвольное внимание еще не развито, поэтому ребенку трудно делать то, что не вызывает интерес, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Воображение.
Достижение этого возраста- быстрое развитие воображения, для которого игра является благоприятной почвой. Это выражается в использовании замещающих действий и предметов. Дети способны придумывать действия с предметами самостоятельно.
Эмоциональная сфера.
Характерна эмоциональная лабильность- быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому- согласия и капризы, радости в обиду.
Отношения со взрослыми.
Взрослый является своеобразным проводником в мир людей, природы, вещей.
Отношения со сверстниками.
Складывается общение ребенка со сверстниками. Малыши любят бегать, прыгать друг перед другом, подражать звукам, заражая один другого весельем. Таким образом, дети примеривают друг к другу свои возможности и умения, опробуют разные способы взаимодействия. В ходе таких эмоционально окрашенных игр дети ощущают свое сходство, равенство возможностей, учатся договариваться на языке действий и сопрягать их с партнером.
Игровая деятельность.
Для ребенка привлекательны действия взрослых, у него появляется стремление жить общей жизнью с ними. Тенденция подражать взрослому лежит в основе появления процессуальной игры, в ходе которой ребенок в условном плане, «понарошку» может действовать как взрослый.
Ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то что с ним происходит. Становление процессуальной игры- одна из главных линий развития детей раннего возраста.
2.Индивидуальные особенности контингента воспитанников
второй группы раннего возраста №1 «Смешарики»
Фамилия, имя ребенка | Поведенческие особенности | Особенности здоровья | Особенности общения с близкими взрослыми | Особенности общения с другими детьми | Насколько ребенок владеет навыками самообслуживания | Особенности сна | Особенности питания | Чем ребенок любит заниматься | Есть ли у ребенка «вредные привычки» |
Голяков Максим | Спок. | Хор. | Хор. | Друж. | Хор. | Хор | Хор | Игры Рис | - |
Ермаков Матвей | Демонст | Уд | Хор. | Недружелюбен | Неуд. | Уд. | Неуд.. | Спок. Игры | Кусается- |
Ермаков Никита | Демонст | Хор. | Хор. | Недружелюбен | Неуд. | Удовл. | Неуд.. | Игры Рис. Аппл. | Кусается - |
Жилин Данила | Спок. | Хор. | Хор. | Друж. | Отл. | Уд. | Хор. | Игры. рис | - |
Зубова Уля | . | . | - | ||||||
Коваленко Саша | Спок. | Хор. | Хор. | Друж. | Хор. | Хор | Хор. | С.Р. Игры Ч.Х.Л Рис. Аппл. | - |
Кравцова Яна | . | - | |||||||
Кузьмина Доминика | . | . | - | ||||||
Ли-Зи-Чин София | .. | . | - | ||||||
Луковникова Дарья | Спокойное | Хор. | Хор. | Друж. | Хор. | Хор. | Хор. | Рис. Аппл. Игры | - |
Матвеева Виктория | Плаксивое | Хор. | Хор. | Друж. | Уд. | Уд. | Уд. | Игры | - |
Окладников Артем | Отлично | Хор. | Отлично | Друж. | Отлично. | Отлично | Отлично | Игры | - |
Петров Данил | Застенч. | Уд. | Уд.. | Друж. | Удовл.. | Уд. | Уд. | Спок занятия | - |
Петухова Даша | Гиперактивное | Хор. | Хор. | Друж. | Хор. | Хор. | Хор. | Игры | - |
Портнягина Даша | Демонст | Уд. | Хор. | Друж. | Удовл.. | Удовл.. | Удовл.. | Бег Игры | - |
Садриев Никита | Спок. | Уд. | Хор. | Друж. | Хор. | Хор. | Хор. | Игры Рис. Аппл | - |
Сахарова Софья | Отличное | Уд. | Хор. | Друж. | Хор.. | Хор. | Хор. | Игры | - |
Шабаев Егор | . | - | |||||||
. | - | ||||||||
. | . | - | |||||||
- | |||||||||
. | . |
Социальный паспорт второй группы раннего возраста №1 «Смешарики»
на 2020-2021 учебный год
1 | Общее количество детей в группе | 18 | |||
Из них мальчиков | 8 | ||||
Из них девочек | 10 | ||||
2 | Количество полных благополучных семей | 117 | |||
Количество полных неблагополучных семей (пьянство, наркотики, судимость, дебоширство, отсутствие контроля за детьми со стороны родителей и т. д.) | - | ||||
3 | Количество неполных благополучных семей 41 | ||||
Из них количество, где мать (отец) одиночка 1 | |||||
Из них количество семей разведенных родителей | |||||
Из них количество детей полусирот - | |||||
4 | Количество неполных неблагополучных семей - | ||||
Из них количество, где мать (отец) одиночка - | |||||
Из них количество семей разведенных родителей - | |||||
Из них количество детей полусирот - | |||||
5 | Количество детей с опекаемыми детьми - | ||||
6 | Количество многодетных семей 3 |
7. Уровень образованности родителей:
Имеют высшее образование - 8 | Имеют среднее профессиональное образование - 8 | Имеют среднее образование -2 | Учатся -0 |
8. Социальный статус родителей:
1 | Служащие | - |
Руководители (лица, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений – директора, управляющие, заведующие, главные специалисты и др.) | ||
Специалисты (лица, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности администраторы, бухгалтера, инженеры, экономисты, энергетики, юрисконсульты и др.) | ||
Другие работники, относящиеся к служащим (лица, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, в частности делопроизводители, кассиры, секретари, статистики и др.) | 2 | |
2 | Рабочие (лица, осуществляющие функции преимущественно физического труда, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, поддержание в рабочем состоянии машин и механизмов, производственных помещений и т. д.) | 16 |
3 | Предприниматели | - |
4 | Военнослужащие | - |
5 | Инвалиды | - |
6 | Пенсионеры | - |
7 | Вынужденные переселенцы (беженцы) | - |
9. Характеристика семей по материальному обеспечению:
Обеспеченны полностью -11 | Средне обеспеченны - 5 | Мало обеспеченны -2 |
10. Сведения об участии семей в жизни детского сада:
Постоянно участвуют - | Эпизодически участвуют - | Не участвуют - |
3.Содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ «Мозаика +»
Группа раннего возраста (третий год жизни)
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными
общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме
Задачи возраста:
- создавать условия для благоприятной адаптации к дошкольному учреждению;
- обеспечивать эмоциональную поддержку, доброжелательное внимание и заботу со стороны взрослых: родителей и воспитателей детского сада;
- развивать и поддерживать потребность ребёнка в общении и сотрудничестве со взрослым по поводу предметов, игрушек, действий с ними, стремление слушать и слышать взрослого, выполнять его просьбы;
- помогать вступать в контакт со сверстниками, побуждать играть рядом и вместе друг с другом, создавать условия для совместной с воспитателем и сверстниками деятельности;
- побуждать к сопереживанию другому человеку, поддерживать каждое проявление доброжелательности, поощрять общение, способствующее возникновению взаимной симпатии детей;
- учить элементарным способам общения, умению обратиться с просьбой, поменяться игрушкой с другим ребёнком;
- способствовать тому, чтобы ребёнок называл себя в первом лице («Я рисую»), по внешним признакам (одежде, причёске), своему имени, различал свою принадлежность («Я мальчик!», «Я девочка!»);
- поддерживать общую высокую самооценку ребёнка, которая ярко эмоционально окрашена и связана с его стремлением быть хорошим;
- положительно оценивать те или иные действия и поступки ребёнка; не допускать отрицательных оценок ребёнка;
- поддерживать стремление действовать самому, развивать потребность в самостоятельности («Я сам!»), уверенность в себе, своих силах («Я могу!», «Я сильный!»);
- обогащать реальный жизненный (бытовой) опыт;
- создавать условия для игры путём предоставления разнообразных игрушек;
- играть вместе с ребёнком, разыгрывая с помощью кукол знакомые ребёнку ситуации из жизни, способствовать возникновению цепочки игровых действий;
- демонстрировать и поощрять игры с назначением предметов-заместителей;
- поощрять самостоятельность в игре и подборе игрушек;
- организовывать прослушивание сказок, показ картинок, слайдов, мультфильмов, тематические прогулки, что обогащает содержание игр.
Овладение элементарной трудовой деятельностью
Задачи возраста:
- воспитывать стремление к самостоятельности (при одевании, умывании, во время еды); формировать элементарные умения и навыки самообслуживания;
- побуждать бережно относиться к труду других людей: не бросать на пол мусор, аккуратно обращаться с вещами и предметами, не ломать, не рвать, не мять их, вытирать ноги перед входом в помещение;
развивать интерес к поручениям взрослых, желание их выполнять
Самообслуживание ( ПООП «Мозаика» с. 101)
Хозяйственно-бытовой труд (ПООП «Мозаика» с. 101)
Овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира
Задачи возраста:
- создавать условия, исключающие разные формы детского травматизма;
- учить элементарным правилам поведения, способствующим сохранению своего здоровья;
- не допускать ситуаций, опасных для жизни и здоровья (перегревание, переохлаждение, отравление);
- формировать навыки поведения, позволяющие обратиться в нужный момент за помощью к воспитателю.
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Овладение познавательно-исследовательской деятельностью
Задачи возраста:
- проводить игры-занятия с использованием предметов-орудий (сачки, сачки для выуживания из специальных ёмкостей, плавающие игрушки);
- учить в процессе совместных дидактических игр, а также в быту и на прогулке выделять форму, цвет, величину предметов;
- развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев, сенсомоторные пространственные координации «глаз — рука»;
- формировать умения составлять башенки из трёх одноцветных последовательно уменьшающихся деталей-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры), разбирать и собирать трёхместную матрёшку с совмещением рисунка на её частях;
- учить составлять пирамидки разного цвета (красного, зелёного, синего, жёлтого, оранжевого, фиолетового); из трёх и более последовательно уменьшающихся деталей;
- закреплять понимание слов, обозначающих различные величины предметов, их цвет, форму в ходе подбора деталей по указанным качествам;
- учить собирать пирамидки по принципу простого чередования двух свойств (по цвету и форме, форме и величине, величине и цвету), составлять различные по форме и цвету башенки из 2—3 геометрических форм-вкладышей;
- проводить игры-занятия с игрушками, имитирующими орудия труда;
- поощрять использование предметов-орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения детьми практических задач в ходе своей деятельности; • формировать наглядно-действенное мышление;
- развивать элементарные навыки практического экспериментирования.
Сенсорное развитие
Задачи возраста:
- учить различать четыре цвета спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, пять геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), три фигуры (куб, шар, призма), три градации величины (большой, поменьше, маленький);
- развивать действия по использованию сенсорных эталонов;
- формировать умение выделять в объектах цвет, форму, величину;
- учить пользоваться приёмом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;
- формировать способность группировать однородные предметы по одному из трёх признаков (величина, форма, цвет) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой же), используя опредмеченные слова-названия (предэталоны формы: «кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко»).
Ознакомление с окружающей природой
Познание окружающей малышей природы включает наблюдения за живыми объектами: животными, живущими рядом, растениями на огороде, на участке, природными явлениями. Ознакомление с миром природы направлено на развитие у детей доброжелательного и бережного отношения ко всему живому.
Воспитатель наблюдает вместе с детьми за животными, рассматривает иллюстрации, обращает внимание детей на детёнышей животных, а также их поведение (котята играют, кошка на них смотрит, собака лает и т.д.).
Желательно использовать фольклорные тексты (потешки, песенки, сказки), в которых ярко, эмоционально отражены характерные особенности животных и птиц.
С помощью иллюстраций в книгах, игрушек детей можно вводить в мир экзотических животных (слон, обезьянка, крокодил).
Мир растений раскрывается в связи с сезонными изменениями в природе. В повседневной жизни их внимание обращают на изменения в живой и неживой природе в разные времена года. Воспитатель и дети любуются красотой природы. Ознакомление происходит в процессе наблюдения реальной действительности и отражения её в картинках, а также в художественном слове.
Образовательная область
«Речевое развитие»
Задачи возраста:
- побуждать к общению на близкие ребёнку темы из личного опыта, жизни близких людей, животных;
- подводить к внеситуативному диалогу со взрослым (о том, что сейчас находится в поле зрения);
- побуждать активно включаться в общение всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться;
- поощрять интерес ребёнка к делам сверстников, желание сопровождать речью свои действия;
- вовлекать в инсценирование, проговаривание слов в сказке;
- обогащать словарь названиями профессий людей (врач, водитель, воспитатель), растений, предметов и их частей, одежды, мебели, игрушек, домашних животных и их детёнышей;
- обогащать словарь глаголами, побуждая соотносить словесное обозначение действий с собственными движениями и действиями игрушек;
- помогать изменению слов (по числам, падежам, временам), согласованию их в предложениях разной структуры, образованию уменьшительно-ласкательных наименований, глаголов совершенного и несовершенного вида;
- учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко, развивать речевой слух;
- упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме шипящих и сонорных);
- поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах;
- учить узнавать персонажи по звукоподражанию;
- учить производить выдох через рот плавно и протяжно (дуновением приводить в движение султанчики, лодочки на воде, шарики из ваты).
Обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы и фольклора
Задачи возраста:
- развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к ним;
- вырабатывать умение слушать чтение вместе с группой сверстников, когда воспитатель читает или рассказывает;
- стимулировать ребёнка повторять отдельные слова и выражения из стихов и сказок, испытывать радость от игр со звуками, словами, рифмами;
- учить следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия), а затем и без него;
- побуждать самостоятельно рассматривать книги, узнавать героев литературных произведений и их действия при многократном чтении, рассказывании, рассматривании иллюстраций; • активно выражать свои впечатления, отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций («Кто это?», «Где у зайки ушки?», «Что он делает?»).
Примерный перечень для чтения и рассказывания детям представлен в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мозаика» под ред. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкиной, И.А. Кильдышевой стр. 111.
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи возраста:
- знакомить с предметами и явлениями окружающей действительности, народными игрушками (городецкая лошадка, дымковский петушок);
- учить узнавать образы объёмных предметов в плоскостном изображении; предлагать детям рассматривать созданные ими рисунки, лепку, аппликацию, находить сходство с предметами, явлениями;
- знакомить с видами изобразительной деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией, вызывать и поддерживать интерес к ним;
- поддерживать желание сотворчества со взрослыми, использовать игровые приёмы, помогающие вызвать эмоциональный отклик на создаваемый образ;
- интегрировать рисование, аппликацию и лепку с целью обогащения содержания и средств выразительности;
- поощрять желание экспериментировать с художественными материалами (красками, карандашами, фломастерами, восковыми мелками), поддерживать самостоятельный выбор этих материалов, фона листа бумаги;
- помогать осваивать технические навыки: правильно держать кисточку (карандаш), аккуратно брать краску, промывать кисть, отряхивать её о край баночки, рисовать на всём пространстве листа, учить ориентироваться на листе бумаги, обучать созданию простейших композиций из мазков, пятен, штрихов, линий, форм;
- познакомить с пластическими материалами (глина, пластилин, масса для моделирования) и их свойствами, помогать создавать и видоизменять простые формы, учить сравнивать их с реальными предметами;
- помогать осваивать приёмы лепки, раскатывая комок глины в ладонях, видоизменять комок пальцами, соединять части;
- знакомить с бумагой разных цветов и фактуры, учить приёмам наклеивания заранее вырезанных взрослым готовых форм и создания выразительных аппликационных образов.
Развитие детей в процессе овладения музыкальной деятельностью
Задачи возраста:
- увлекать, удивлять и радовать детей музыкой;
- приучать внимательно её слушать;
- развивать умение прислушиваться к словам песен, воспроизводить звукоподражания и простейшие интонации;
- учить выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки;
- развивать умение вслушиваться в музыку, понимать её образное содержание;
- учить различать контрастные особенности её звучания (громко — тихо, быстро — медленно, высокий — низкий регистр);
- побуждать к подпеванию и пению;
- развивать умение связывать движения с музыкой в сюжетных играх, упражнениях, плясках.
Слушание музыки (ПООП «Мозаика» с.114)
Пение (ПООП «Мозаика» с. 114)
Музыкальное движение ПООП «Мозаика» (с.115)
Музыкальная игра (ПООП «Мозаика» с. 115)
Детские праздничные утренники (ПООП «Мозаика» с. 115)
Примерный музыкальный репертуар представлен в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мозаика» под ред. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкиной, И.А. Кильдышевой стр. 116-117
Образовательная область
«Физическое развитие»
Овладение двигательной деятельностью
Задачи возраста:
- способствовать формированию естественных видов движений (ходьба, ползание, лазанье, попытки бега и подпрыгивания вверх и др.);
- развивать основные движения в играх, упражнениях и самостоятельной двигательной деятельности;
- умеренно стимулировать развитие физических качеств (гибкости, быстроты, силы);
- содействовать улучшению координации движений, повышению ритмичности их выполнения;
- обогащать двигательный опыт выполнением игровых действий с предметами и игрушками, разными по форме, величине, цвету, назначению;
- приучать к согласованным совместным действиям в подвижных играх, при выполнении упражнений и двигательных заданий.
Общеразвивающие упражнения (ПООП «Мозаика» с. 119)
Упражнения в основных движениях (ПООП «Мозаика» с. 119)
Основные движения и другие действия в игровых ситуациях (ПООП «Мозаика» с. 120)
Упражнения в организационных действиях (ПООП «Мозаика» с. 120)
Упражнения в передвижениях с техническими средствами (ПООП «Мозаика» с. 121)
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
Задачи возраста:
- обеспечивать медико-педагогические условия, способствующие своевременному развитию всех физиологических структур и функций организма ребёнка;
- осуществлять целенаправленные мероприятия по охране и укреплению здоровья детей;
- обеспечивать условия для приобщения детей к выполнению гигиенических и закаливающих процедур, формировать культурно-гигиенические навыки;
- создавать атмосферу психологического комфорта и предупреждать утомление;
- обеспечивать выполнение физиологически целесообразного единого для всей группы режима дня.
Интегральные показатели освоения Программы в группе раннего возраста представлены в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мозаика» под ред. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкиной, И.А. Кильдышевой стр. 122-123
4.Особенности организации образовательной деятельности во второй группе раннего возраста №1 «Смешарики»
Режим дня во второй группе раннего возраста №1 "Смешарики"
в холодный период
Группа раннего возраста (3-й год жизни)
Отрезок времени в режиме дня | Время | Режимные моменты | Примерное содержание |
Утро хорошего настроения! | 7.30-8.15 | Утренний прием детей «Здравствуйте, это я!» Минутки игры. Индивидуальная работа с детьми. | Прием детей. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. Индивидуальные и подгрупповые дидактические, самостоятельные игры, «провокаторы» в среде |
8.15- 8.25 | «На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята!» | Утренняя гимнастика, коррегирующая гимнастика | |
8.25- 8.30 | «Моем руки с мылом чисто!» | Подготовка к завтраку, гигиенические процедуры. Формирование культурно-гигиенических навыков. | |
8.30- 8.45 | «Приятного аппетита!» | Завтрак: прием пищи | |
Наш активный день! | 8.45 - 9.00 | «Минутки игры» | Самостоятельная игровая деятельность детей (по инициативе детей) |
9.00- 9.30 | Специально-моделируемая игровая деятельность | Образовательные ситуации на игровой основе, «провокации» в среде | |
9.30- 9.45 | Подготовка к прогулке | Формирование элементарных навыков самообслуживания | |
9.45-11.00 | Прогулка «Это время – для здоровья, закаляйся, детвора!» | Игровая деятельность, наблюдения | |
11.00-11.20 | Возвращение с прогулки. «Умывай- ся, не ленись – чистым за обед садись!» | Подготовка к обеду. Формирование элементарных навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков. | |
11.20-11.40 | «Это время – для обеда, значит нам за стол пора!» | Обед: прием пищи | |
11.40-12.00 | Подготовка ко сну | Гигиенические процедуры | |
12.00-15.00 | «Это время - тишины – все мы крепко спать должны!» | Создание тихой, благоприятной обстановки для сна, прослушивание колыбельных Отдых, релакс | |
Вечер интересных событий! | 15.00-15.10 | «Это время – для здоровья, закаляйся, детвора!» | Гигиенические процедуры, оздоровительные «Минутки пробуждения» |
15.10– 15.30 | «Это время для игры!» | Игровая деятельность детей (под руководством взрослого) – «обучение игре». | |
15.30- 15.40 | «Это время – простокваш, в это время – полдник наш!» | Полдник: гигиенические процедуры, прием пищи | |
15.40-16.10 | Партнерская деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. | Праздники, досуги, развлечения. Познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность в экологической гостиной, комнате детского экспериментирования, арт-студии, музее и т.д. самостоятельная деятельность в центрах активности. Культурно-досуговая деятельность Кружковая работа | |
16.10- 16.30 | Подготовка к прогулке | Формирование элементарных навыков самообслуживания | |
16.30-18.00 | «Ну а вечером опять мы отправимся гулять!» | Игровая деятельность, взаимодействие с родителями |
Режим дня во второй группе раннего возраста №1 "Смешарики"
в тёплый период
Группа раннего возраста (3-й год жизни)
Отрезок времени в режиме дня | Время | Режимные моменты | Содержание |
Утро хорошего настроения! | 7.30-8.15 | Утренний прием детей на свежем воздухе «Здравствуйте, это я!» Минутки игры. | Прием детей. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. «Провокации» в среде |
8.15- 8.25 | «На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята» | Утренняя гимнастика свежем воздухе | |
8.25- 8.30 | «Моем руки с мылом чисто!» | Подготовка к завтраку, гигиенические процедуры. Формирование культурно-гигиенических навыков. | |
8.30- 8.45 | «Приятного аппетита!» | Завтрак: прием пищи | |
Наш активный день! | 8.45 - 9.00 | Специально-моделируемая игровая, творческая деятельность | Совместное планирование дня, «Провокаторы» в среде Реализация проектов, познавательная, творческая деятельность |
9.00- 9.15 | Подготовка к прогулке | Формирование элементарных навыков самообслуживания | |
9.15-11.00 | Прогулка «Это время – для здоровья, закаляйся, детвора!» | Игровая деятельность, наблюдения | |
11.00 - 11.20 | Возвращение с прогулки. «Умывай- ся, не ленись – чистым за обед садись!» | Подготовка к обеду. Формирование элементарных навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков. | |
11.20-11.40 | «Это время – для обеда, значит нам за стол пора!» | Обед: прием пищи | |
11.40-12.00 | Подготовка ко сну | Гигиенические процедуры | |
12.00-15.00 | «Это время - тишины – все мы крепко спать должны!» | Создание тихой, благоприятной обстановки для сна, прослушивание колыбельных Отдых, релакс | |
Вечер интересных событий! | 15.00-15.10 | «Это время – для здоровья, закаляйся, детвора!» | Гигиенические процедуры, оздоровительные «Минутки пробуждения» |
15.10– 15.30 | «Это время для игры!» | Самостоятельная игровая деятельность детей | |
15.30- 15.40 | «Это время – простокваш, в это время – полдник наш!» | Полдник: гигиенические процедуры, прием пищи | |
15.40-16.00 | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции обра- зовательных областей, самостоятель ная деятельность в центрах активности | Интеграция образовательных областей (ситуативная, досуговая, игровая деятельность) Праздники, досуги, развлечения, квест-путешествия | |
16.00- 16.15 | Подготовка к прогулке | Формирование элементарных навыков самообслуживания | |
16.15-18.00 | «Ну а вечером опять мы отправимся гулять!» | Игровая деятельность, взаимодействие с родителями |
Объем максимально допустимой образовательной нагрузки
на 2020-2021 учебный год.
№ | Образовательные области | Образовательные компоненты | Количество специально моделируемой деятельности (занятий) в неделю |
1. | Физическое развитие | «Физическая культура» «Овладение элементарными нормами и правилами ЗОЖ» | 2 в режимных моментах |
2. | Социально-коммуникативное развитие | «Основы собственной безопасности и безопасности окружающего мира» | в режимных моментах |
3. | Познавательное развитие | «Окружающий мир» «Сенсорика», «Сенсорные игры» «Развитие мелкой моторики» | 1 1 1/2 |
4. | Речевое развитие | «Восприятие художественной литературы, фольклора» «Развитие речи», Речевые игры» | в режимных моментах 1 - - |
5. | Художественно-эстетическое развитие | - «Лепка» - «Рисование», «Изобразительные игры» -«Аппликация» - «Конструирование»» - «Музыка», «Музыкальные игры» | 1/2 1 1/2 1/2 2 |
ИТОГО в неделю: | 10 |
Расписание специально моделируемой образовательной деятельности (СМОД)
во второй группе раннего возраста №1 «Смешарики»
День недели | Образовательные компоненты |
Понедельник |
|
Вторник |
2. Художественно-эстетическое развитие: музыка (вторая половина дня) |
Среда | 1.Познавательное развитие: сенсорика
|
Четверг |
|
Пятница | 1. Познавательное развитие: окружающий мир 2. Художественно-эстетическое развитие: музыка (вторая половина дня) |
Модель образовательной деятельности на 2019-2020 учебный год (комплексно-тематическое планирование).
Неделя Месяц | Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя |
Сентябрь | 01-04.09. | 07-11.09. | 14-25.09. | 28.09-02.10. |
ТН «Я и моя группа». Игрушки | ТН «Льется дождик за окошком!» | ТН «Подарки Осени» Овощи и фрукты | ТН «Фольклор для малышей» | |
05-09.10. | 12-16.10. | 19-23.10. | 26.-29.10. | |
Октябрь | ТН «Одежда и обувь для кукол» | ТН «Домашние животные и птицы осенью. Мама и детки» | ТН «Дикие животные и птицы осенью. Мама и детки» | ТН «Лукошко со сказками» |
Ноябрь | 02-06.11. | 09-13.11. | 16-20.11. | 23-27.11. |
ТН «Народные игрушки, весёлые фигурки» | ТН «Необыкновенные ягоды» Клюква, облепиха, рябина | ТН «Дом, в котором я живу!» Моя семья День матери | ТН «Чудеса на дне морском!» | |
Декабрь | 30.11-04.12. | 07-11.12. | 14-18.12. | 21-31.12. |
ТН «Что подарит нам зима, чем она порадует?» | ТН «Наши любимые игры и игрушки!» | ТН «Мои питомцы. Мама и детки» | ТН «Встречай праздник чудес – наряжай лесную гостью!» | |
Январь | 11-15.01. | 18-22.01. | 25-29.01. | |
- | ТН «Зимние забавы» | ТН «Деревья и кустарники» | ТН «Из чего же сделаны эти девчонки и мальчишки?» | |
Февраль | 01-05.02. | 08-12.02. | 15-19.02. | 22-26.02. |
ТН «Какой бывает транспорт?» | ТН «Птицы зимой» | ТН «Папин праздник» | ТН «В гостях у куклы Кати» Посуда и угощения | |
Март | 01-05.03. | 09-12.03. | 15-19.03. | 22-26.03. |
ТН «Мамин праздник» 1 марта – Всемирный день кошек | ТН «Встреча Весны: неживая природа» | ТН «В гости к нам Весна идет! Живая природа» | ТН «Насекомые весной» | |
Апрель | 29.03-02.04. | 05-09.04. | 12-23.04. | 26-30.04. |
ТН «Книжки для малышей» | ТН «Мы – космонавты!» | ТН «Огород на подоконнике» | ТН «Что рассказал нам ручеёк?» | |
Май | 04-07.05. | 11-14.05. | 17-21.05. | 24-31.05. |
ТН «Весенние цветы: одуванчик» | ТН «Солнышко-колоколнышко» | ТН «Скоро лето!» | ТН «В гостях у красавицы-Березки» | |
Летний период | На усмотрение воспитателя (исходя из интересов и возможностей детей) |
5.Особенности традиционных праздников,
событий, мероприятий с воспитанниками
Задача детского сада наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам. Организация традиционных событий в группе раннего возраста №1 «Ромашки» осуществляется на основе комплексно-тематического планирования образовательного процесса. Тематика проведения праздников и развлечений может корректироваться исходя из интересов и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей.
Лента традиционных событий:
- события основные (календарные праздники: Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта и др.);
- значимые события социальной и культурной жизни страны и мира;
- события региональные (праздники — даты республики, тематические мероприятия);
- события муниципальные: районные, поселковые;
- события МАДОУ;
- события личные (дни рождения детей, их близких, мероприятия выходного дня и т.п.).
Примерный перечень общих традиционных праздников, событий, мероприятий
во второй группе раннего возраста №1 «Смешарики»
Традиционные праздники, события, мероприятия | Форма | Ответственный |
Сентябрь | ||
«Дары Осени» | Выставка детского творчества из овощей и природного материала | Воспитатели |
«Это надо видеть!» (осень в моем поселке), составление фотоальбома «Осень в Каменске» | Конкурс семейных фотографий | Воспитатели |
Октябрь | ||
«Мой край у Байкала» | Участие в районном празднике «День бурятского языка» (выставка детского творчества) | Воспитатели |
Ноябрь | ||
«День матери» | Праздник | Воспитатели |
Декабрь | ||
«Новый год у порога детского сада» | Новогодние утренники | Музыкальный руководитель Воспитатели |
«Новогодний серпантин» | Конкурс новогоднего оформления возрастных групп, новогодних поздравительных газет. | Воспитатели |
«Ледяная фантазия» | Конкурс ледяных фигур среди родителей возрастных групп | Воспитатели |
Февраль | ||
«День защитника Отечества» | Спортивный праздник | Инструктор по физической культуре Воспитатели |
Март | ||
«Международный женский день: весенние капели для мамочки запели!» | Праздник | Музыкальный руководитель Воспитатели |
Фотовыставка «Мой любимый питомец» (посвященная всемирному дню кошек) | Фотовыставка | Воспитатели |
Апрель | ||
«Пасхальная палитра» | Выставка детского творчества | Воспитатели |
«Весна идет – Весне дорогу!» | Комплекс открытых тематических образовательных событий с воспитанниками младших и средних групп | Воспитатели |
«Огород на подоконнике» | Конкурс | Воспитатели и воспитанники |
Май | ||
«Сирень Победы» | Выставка детского творчества | Воспитатели |
6. Планируемые результаты освоения Программы
воспитанниками второй группы раннего возраста №1 «Смешарики».
Планируемые результаты освоения Программы осуществляется один раз в год (в конце учебного года) в формате автоматизированного мониторинга образовательных результатов воспитанников по освоению Программы.
ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ) | ||
Образовательные области и разделы программы | Показатели развития ребенка | |
Социально-коммуникативное развитие (СкР) | ||
1) Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме | Общается в диалоге с воспитателем. | |
Имеет потребность в общении со сверстниками. | ||
Умеет обратиться с просьбой к воспитателю, поменяться игрушкой с другим ребенком. | ||
Называет себя в первом лице «Я рисую!» | ||
2) Овладение элементарной трудовой деятельностью | Выполняет простейшие трудовые действия (с помощью педагогов). | |
Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы. | ||
3) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира | Называет и употребляет в общении: свои имя, фамилию; имя родителей, воспитателя; членов семьи, указывая родственные связи и свою социальную роль (мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь). | |
Называет своё имя, фамилию, возраст; название родного города, села; название группы, которую посещает. | ||
4) Овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира | Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, способствующим сохранению своего здоровья. | |
Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными. | ||
5) Овладение элементарными навыками игровой деятельности | Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу. | |
Использует в игре замещение недостающего предмета. | ||
Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника. | ||
Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект. | ||
В самостоятельной игре сопровождает речью свои действия. Следит за действиями героев кукольного театра | ||
Познавательное развитие (ПР) | ||
1) Овладение познавательно-исследовательской деятельностью |
| |
| ||
Подбирает соответствующие детали-вкладыши при выборе из двух, а затем из трёх деталей | ||
Умеет собирать двух- и трёхместные дидактические игрушки. | ||
2) Сенсорное развитие | Узнаёт предметы по форме, цвету, величине. | |
Группирует однородные предметы по одному из трёх признаков. | ||
Различает четыре цвета спектра. | ||
Собирает цилиндрические пирамидки, составляет пирамидки разного цвета. | ||
3) Ознакомление с окружающей природой | Узнаёт и называет некоторых домашних и диких животных, их детёнышей. | |
Различает некоторые овощи, фрукты (1—2 вида). | ||
Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1—2 вида). | ||
Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях | ||
Развитие речи (РР) | ||
1) Овладение речью как средством общения и культуры | Может поделиться информацией («Ворону видел»), пожаловаться на неудобство (замёрз, устал) и действия сверстника (отнимает). | |
Сопровождает речью игровые и бытовые действия. | ||
Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения. | ||
2) Обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы | Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы. | |
Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога и сопровождает речью увиденное. | ||
Узнает персонажей по звукоподражанию. | ||
Художественно-эстетическое развитие (ХР) | ||
1) Развитие детей в процессе овладения изобразительной деятельностью | Знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать. | |
Различает красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный цвета. | ||
Умеет раскатывать комок глины, пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивает их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. | ||
Лепит несложные предметы; аккуратно пользуется глиной, пластилином | ||
Освоены технические навыки (правильно держит кисточку, аккуратно берет краски, промывает кисть и т.д.) | ||
Умеет ориентироваться на листе бумаги, создает простейшие композиции из мазков, пятен, штрихов, линий, форм. | ||
2) Развитие детей в процессе овладения музыкальной деятельностью | Узнаёт знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий — низкий). Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы. | |
Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки. | ||
Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. | ||
Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен | ||
Физическое развитие (ФР) | ||
| Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. | |
Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперёд и т.д. | ||
Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч. | ||
Умеет ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелезать через бревно, лежащее на полу. | ||
| Преобладают уравновешенный эмоциональный тонус, радостное настроение в коллективе сверстников. | |
Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности | ||
Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых). | ||
При небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком). | ||
Умеет самостоятельно есть | ||
Имеет хороший аппетит, глубокий сон, активное бодрствование, регулярный стул. |
7.Взаимодействие с семьями воспитанников
Основной целью работы с семьями воспитанников является создание необходимых условий для эффективного взаимодействия, формирования ответственных взаимоотношений и развития психолого-педагогической компетентности родителей.
Основные задачи взаимодействия воспитателя и родителей:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Перспективный план работы с родителями второй группы раннего возраста№1 "Смешарики " на 2020-2021 учебный год
Месяцы | Название мероприятия |
Сентябрь | 1.Сбор сведений о семье, оформление социального паспорта семей. 2. Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности детей 2-3 лет». 3. Анкетирование родителей на тему: «Что вы знаете о дидактических играх?» с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка. 4. Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» 5. Оформление наглядной информации для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет», 6.Конкурс лучшей семейной фотографии «Маленький огородник». |
Октябрь | 1. Консультация «Дидактические игры – что это такое ?» 4.Консультация «Оздоровление детей в домашних условиях»». |
Ноябрь | 1. Консультации: «Активный отдых в выходные дни», «Профилактика простудных заболеваний», «Двигательная активность – неотъемлемая часть жизни ребёнка в детском саду и дома». 2.Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. 3. Консультация «Методы и приемы руководства детским конструированием в домашних условиях». 4. Консультация «Обучайте ребёнка соблюдению правил безопасности рядом с животным». 5.Праздник, посвященный Дню матери. 6. Изготовление подарков для мам. 7.Фотовыставка «Юные артисты». |
Декабрь | 1.Совместное творчество по созданию атрибутов к новогодним праздникам. Участие в новогодних утренниках. 4. Материал в уголок здоровья: «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания». 6. Памятка для родителей: «Безопасность при проведении новогодних развлечений для детей» |
Январь | 1. Презентация в уголке для любознательных родителей «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет». 2.В уголок для родителей поместить информационный материал: «Здоровье детей в наших руках». 4. Совместное проведение недели зимних игр и забав. 5. Привлечение родителей к оформлению прогулочных участков снежными скульптурами. 6.Конкурс среди родителей на изготовление лучшего костюма или атрибутов к сказке «Теремок». |
Февраль | 1.Консультация «Капризы и упрямство». 2. Памятка «Учить цвета легко и просто». 3.Информационный материал «Как научить ребенка наблюдать за изменениями в природе?» 4. Индивидуальные беседы с папами на тему: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?». 5. Папка - передвижка «Что значит быть хорошим отцом?». 8. Фотовыставка «Делаем зарядку дома вместе с детьми». |
Март | 1.Оформление родительских уголков перед предстоящим праздником. 2.Советы для родителей: «Формирование КГН». 4. Консультация «Поиграй со мной, мама» (дид. игры дома). 5.Консультация «Как помочь ребенку заговорить?». 8. Конкурс среди родителей :«Лучшая дидактическая игра своими руками». |
Апрель | 1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка». 2. Выставка для родителей детской художественной литературы о животных «Что почитать детям о животных». 3. Консультация «Развитие речи детей» 4. Информационный материал: «Чем занять малыша весной на прогулке» 5. Акция добрых дел по благоустройству территории. 6. Рекомендации для родителей: «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома» |
Май | 1. Родительское собрание: «Чему научились наши дети за год» 2. Отчёт «Как мы играли и чему научились в детском саду» 8. Акция «Красивая клумба в подарок садику». |
8.Условия реализации Программы
Психолого-педагогические, здоровьесберегающие условия
Для оптимизации образовательного процесса в группе раннего возраста №1 «Ромашки» и построения его в соответствии с требованиями ФГОС ДО соблюдаются следующие требования:
- максимально уменьшить «бумажное» планирование: использовать электронные документы (с целью сокращения временных затрат на организационные моменты и высвобождения времени для непосредственного взаимодействия и общения педагога с ребёнком);
- организовывать разновозрастное общение детей через посещение детьми разных возрастных групп, гостевые экскурсии и т.д.;
- своевременно реагировать на возникающие проблемы в развитии детей, обеспечивать профилактику и раннюю коррекцию нарушений развития (при необходимости подключать специалистов);
- добиваться соответствия формы одежды воспитателей (соблюдать дресс-код) специфике работы с детьми дошкольного возраста (одежда должна позволять принимать различное положение тела при взаимодействии и играх с детьми: сесть, лечь на ковёр, ползать, прыгать и т.п.);
- соблюдать сопровождающую (тьюторскую) позицию педагога;
- решать образовательные задачи как в специально-моделируемой образовательной деятельности (образовательные события с воспитанниками, игры, экскурсии, наблюдения, эксперименты и т.д.), так и в реальных жизненных ситуациях (режимные моменты, естественное общение с ребёнком и его семьёй и т.п.);
- проводить педагогическую диагностику (диагностические игры и др.), не нарушая комфортного состояния ребёнка (с целью выработки конкретных рекомендаций по дальнейшему образованию ребёнка);
- организовывать деятельность по повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Педагогические требования к организации образовательного процесса:
- создавать для ребёнка ситуации выбора (наличие одновременно нескольких видов деятельности!) и вовлекать в разнообразную продуктивную деятельность с учётом предпочтений;
- расширять осведомлённость и опыт ребёнка (освоение разнообразных способов деятельности) с учётом его интересов и опорой на уже имеющийся опыт;
- осуществлять доброжелательное партнёрство, сотрудничество с ребёнком и его семьёй;
- вовлекать ребёнка в разнообразную продуктивную деятельность;
- создавать благоприятные условия для разнообразной свободной самостоятельной деятельности детей, поощряя детское творчество, обогащая личный опыт детей.
Психологические требования к организации образовательного процесса:
- развивать базовые психические процессы: восприятие (зрительное, слуховое, тактильное), мышление (наглядно-действен ное, логическое, абстрактное, креативное), память (зрительную, слуховую, двигательную), внимание (концентрацию, переключаемость), речь, воображение;
- содействовать эмоционально-образному подкреплению получаемой ребёнком информации.
Здоровьесберегающие требования к организации образовательного процесса:
- уметь распознавать состояние здоровья ребёнка, владеть способами распознавания болезненных состояний и оказания первой медицинской помощи;
- учитывать индивидуальные особенности физического и психического развития детей при выборе педагогических подходов;
- обеспечивать гибкую режимную организацию жизнедеятельности и физиологически необходимую двигательную активность.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
В соответствии со Стандартом развивающая предметно-пространственная среда в возрастной группе обеспечивает и гарантирует:
– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МАДОУ, возрастных групп и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- возможность самовыражения детей.
Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.
В возрастной группе есть игры-самоделки, изготовленные совместно с родителями и воспитателем.
Материалы в возрастной группе могут также воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках, мини-музеях, оформленных совместно с родителями, и продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов (книжках-малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п.).
Для каждой «мастерской» или «островка» располагаются понятные для детского восприятия эмблемы с соответствующим видом деятельности. Кроме того в возрастных группах МАДОУ располагаются «Уголок дежурства», который сопровождается соответствующей символической эмблемой.
Стена "Наша жизнь, наши успехи" используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, краевых и Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов детских работ.
Организованная таким образом личностно ориентированная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
Художественно-эстетическое развитие:
- «Мастерская творчества»
- «Музыкальная мастерская»
- «Театральная мастерская»
Социально-коммуникативное развитие:
- «Мастерская сюжетно-ролевой игры» (дом, больница, салон красоты, магазин)
- «Мое настроение»
- «Здравствуйте, я пришел!»
- «Уголок именинника»
- «Островое уединения»
- «Уголок дежурства»
- уголок «Чем мы занимались, чему научились»
- «Лавочка примирения»
Познавательное развитие:
- «Мастерская настольно-печатных, дидактических игр»
- «Книжная мастерская»
- «Мастерская природы»
- «Мастерская детского экспериментирования» (песок-вода-природный материал)
- «Строительная мастерская»
- «Мини-музей»
- «Огород на подоконнике»
Речевое развитие:
- Книжный уголок
Физическое развитие:
- «Физкультурно-оздоровительная мастерская»
Помимо РППС в возрастной группе, для воспитанников организована современная развивающая предметно-пространственная среда в рамках многомерного пространства детского сада:
Художественно-эстетический комплекс:
- арт-студия (изобразительная и театральная деятельность);
- музыкальный зал;
- музыкальный кабинет.
- Социально-познавательный комплекс:
- «Экологическая гостиная»;
- Музей природы;
- тематические музейные экспозиции;
- комната ОБЖ, ПДД «Островок безопасности»;
- детская лаборатория «Маленькие волшебники»;
- экологическая тропинка в здании МАДОУ;
- уголок бурятской культуры «Бурятская юрта»;
- уголок русской культуры «Русская изба».
- Физкультурно-оздоровительный комплекс
- спортивный зал;
- медицинский кабинет;
- кабинет психолога, логопеда.
- Комплекс «Уличное пространство»:
- игровые площадки возрастных групп;
- спортивная площадка»;
- «Тропа здоровья»;
- «Экологическая тропа»;
- площадка по обучению ПДД;
- «Аллея выпускников».
Информационно-методическое обеспечение Программы
Образовательный компонент (согласно учебному плану) | Перечень основной методической литературы |
Образовательная область «Физическое развитие» | |
Физкультура | - Занятия с детьми 2—3 лет. Первые шаги в математику, развитие движения Автор/составитель: Винникова Г.И. – 2017г. - Померанцева, Вилкова, Семенова: Спортивно-развивающие занятия. Первая младшая группа. ФГОС ДО – 2008г. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | |
Окружающий мир | - Занятия с детьми 2—3 лет: Познавательное и социальное развитие.— 2-е изд., доп. Винникова, Г.И.- 2017г. |
Сенсорика | - Сенсорика для малышей: Планирование и организация специально моделируемой образовательной деятельности с детьми по сенсорному развитию - 2017 г. .(ПМК «Мозаичная палитра»). |
Мелкая моторика | - Мелкая моторика для малышей: Планирование и организация специально моделируемой образовательной деятельности с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей 1-3 л -2017г. .(ПМК «Мозаичная палитра»). |
Конструирование из строительного материала | - Автор-составитель - Егорова М.Е. Конструируем вместе с детьми!: рабочая программа – 2018 г.(ПМК «Мозаичная палитра»). 2018 г. |
Образовательная область «Речевое развитие» | |
«Восприятие художественной литературы» | Хрестоматия для детского сада. Группа раннего возраста. ФГОС ДО С: Печерская А.Н.- 2016г. |
«Развитие речи» | - Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008 |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | |
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) | - И.А. Лыкова, парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М: 2015 г. - Рабочая программа «Рисуем вместе с детьми» - 2016 г. (ПМК «Мозаичная палитра»). - Рабочая программа «Лепим вместе с детьми» - 2017г. (ПМК «Мозаичная палитра»). - Рабочая программа «Создаем аппликации вместе с детьми» - 2017 г. (ПМК «Мозаичная палитра»). |
Музыка | Елена Арсенина: Музыкальные занятия по программе "От рождения до школы". Первая младшая группа. ФГОС ДО Издательство: Учитель, 2017 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа Группы раннего возраста
2015 г....
Рабочая программа группы раннего возраста №1.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский садкомбинированного вида № 13 г Туймазы муниципального района Туймазинскийрайон Республики Башкортостан....
Рабочая программа группы раннего возраста №2.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский садкомбинированного вида № 13 г Туймазы муниципального района Туймазинскийрайон Республики Башкортостан....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы раннего возраста (возраст детей 1,5 - 2 года)
Рабочая программа спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильево...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы раннего возраста (возраст детей 1,5 - 2 года)
Рабочая программа спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильево...
Рабочая программа группа раннего возраста по программе "Радуга"
Пояснительная запискаРабочая программа разработана в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-и ФЗ «Об образовании в Российской Федераци...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группе раннего возраста (от2-х до 3-х лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой Срок реализации программы - 2019-2020 учебный год Воспитатели: Бузня Т. Х.
Рабочая программа группе раннего возраста(от2-х до 3-х лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы»Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой ...