ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
статья
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_v_detskom_sadu.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Краснянский детский сад»
Доклад на тему
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ»
Заведующая – Шилова Н.М.
«… Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но, прежде всего – люди. Из них на первом
месте родители и педагоги …»
А.С. Макаренко
Актуальной задачей дошкольного образования является привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей. Это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностных качеств детей. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.
Как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу. Дети во все времена проявляются одинаковое стремление к активному восприятию миру взрослых, их действиям в предметном окружении и взаимодействию с другими людьми. В XXI веке окружающая ребёнка среда перенасыщена цифровыми источниками информации и техническими приборами для общения. Дети чаще видят, как родители проводят время у экрана компьютера, телефона или планшета. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, время эффективной передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей.
Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача развития позитивного развития детей в этом направлении осуществляется непрерывно с момента поступления в ДОУ. Обсуждение нравственных проблем в сюжетах вымышленных и реальных осуществляется от простого к сложному.
Младшие дошкольники учатся воспринимать и оценивать поступки персонажей по картинкам. В ясельной группе воспитатель использует перчаточные куклы и плюшевые игрушки, чтобы показать малышам сценку, в младшей и средней группе ребята изучают книжные иллюстрации, видеоролики, репродукции картин.
С воспитанниками старшей и подготовительной групп учатся обсуждать абстрактные образы, прогнозировать возможные результаты и последствия поступков. Дети 5–7 лет с интересом участвуют в этических беседах о дружбе, уважении, заботе.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Для большинства дошкольников в нашей стране детский сад становится обязательным этапом воспитания.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру. Требованию образовательного заказа ФГОС подчинена вся система обучения в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, досуги и праздники, выездные мероприятия, самостоятельные занятия дошкольников в условиях специально организованной предметно-пространственной среды. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности. Дошкольники — активные исследователи, и в размышлениях над случаями из жизни и литературы они способны сами нарисовать позитивную картину мира.
Оформление уголка по духовно-нравственному воспитанию
Предметно-пространственная среда группа включает материалы для нравственного развития: книги на тему дружбы и семьи, картинки и сюжетные плакаты о родном городе и стране. Рекомендуется выделить небольшую зону духовно-нравственного развития. Уголок располагается в зоне тихой деятельности (рядом с книжным, речевым, творческим центрами) или может находиться в смежном помещении.
В уголке располагаются разнообразные материалы для изучения: книги, картинки, игрушки
Уголок по нравственному развитию может быть оформлен в нескольких направлениях:
по нравственно-патриотическому воспитанию: акцент на изучение основ семьи, особенностей родного города и страны;
по национальному быту: ребята знакомятся с устройством русской избы и жизнью крестьян;
по православной культуре: знакомство с религиозными атрибутами, символами христианских праздников.
(ПРИМЕР: Православный уголок, Уголок крестьянского быта и др.)
Уголки духовно-нравственного воспитания формируют представления детей о быте русских крестьян, промыслах, устройстве избы.
Средства оформления духовно-нравственного уголка:
- плакаты, картинки, иллюстрации нравственного содержания;
- книги и детские журналы о семье, дружбе, церкви;
- предметы народных промыслов и быта;
- дидактические игры и наборы для предметных игр;
- стенд или стенгазета с рисунками и фотографиями детей на тему добрых поступков;
- атрибуты православной культуры.
Развлечения и мероприятия в нравственном воспитании
Внережимная деятельность по нравственному воспитанию осуществляется через 2 направления — развлекательное и познавательное. Развлечения в детском саду — это разнообразные формы досуга: праздники, спектакли, народные забавы, творческие вечера и мастер-классы. В развлекательных формах соединяются различные виды детской активности: воспитанники танцуют, поют, что-то мастерят, участвуют в ритмических играх и спортивных состязаниях, разгадывают головоломки. К познавательным мероприятиям относятся экскурсии, посещение храма, поход на выставку или производство.
Рассмотрим основные виды мероприятий для дошкольников в рамках духовно-нравственного развития:
Развлечения-вечера по православным и народным традициям: «Святочные гадания», «Зимний вечер на Николу», «Масленичное чаепитие», «Пасхальная беседа».
В рамках тематических развлечений ребята могут познакомиться с традициями колядования на Руси.
Народные гуляния (для всех воспитанников ДОУ): «Широкая Масленица», «Праздник Ивана Купала», «Спасы», «Покров», «Колядки».
Народные гуляния в детском саду по душе всем — детям, родителям, сотрудникам учреждения.
В заключение следует отметить, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности – именно они, окрепнув, станут фундаментом личности ребенка и его надежным ориентиром в сложном человеческом обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду
Консультация...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»
Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша счастливая старость,плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы.Это наша вина перед другими людьми....
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»
Консультация для родителей.«Пасха, светлая Пасха»....
Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду"
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры....
Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»
Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша счастливая старость....
Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»
Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»Уважаемые родители!Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша ...