Проект информационно-познавательный «Синичкин день»
проект (старшая группа)
Дети старшего дошкольного возраста не все знакомы с Всероссийской акции (праздником) «Синичкин день»; не достаточно богатый словарного запаса по теме «Зимующие птицы»; не все дети знают и не умеют заботиться (помогать) зимующим птицам выжить в холодных (голодных), зимних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorova_i.v._proekt_sinichkin_den.docx | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторова И.В., воспитатель
МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок», г. Юрга,
Кемеровской области - Кузбасс
СИНИЧКИН ДЕНЬ
(разработка информационно-познавательного проекта)
Пояснительная записка
Поздняя Осень! Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. Поредели кроны деревьев, облетели ярко - пестрые наряды клена, осины, березы. Зима уже спешит с холодами, морозами и снегом. Похолодало, птицы засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождик да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым птицам улетать в теплые края. Раньше всех в сибирском крае улетают стрижи, ласточки, в сентябре улетают грачи, скворцы, кукушки, а в ноябре все перелетные птицы. Но улетают не все пернатые, с нами остаются те птицы, которые не бояться Зимы. С давних пор на Руси 12 ноября отмечался «Синичкин день», день встречи зимующих птиц. Русские люди к этому дню готовили кормушки, сочиняли (читали) стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Вы спросите, почему именно Синичкин день? Да потому что птичка синичка – на Руси считалась «божья птица». В старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Характеристика группы: старшая возрастная группа (дети 5-6 лет).
Проблема: дети старшего дошкольного возраста не все знакомы с Всероссийской акции (праздником) «Синичкин день»; не достаточно богатый словарного запаса по теме «Зимующие птицы»; не все дети знают и не умеют заботиться (помогать) зимующим птицам выжить в холодных (голодных), зимних условиях.
Цель: формирование экологических знаний о птицах (синицах), ответственного (заботливого) отношения к птицам.
Задачи: расширить представления детей 5-6 лет о русских традициях, кругозор по данной теме «Зимующие птицы»; развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности, заботы о пернатых; активизировать познавательно-исследовательскую и речевую деятельность; вовлекать детей и родителей (законных представителей) к посильной заботе о синицах зимой; способствовать развитию творческих, интеллектуально-познавательных способностях детей 5-6 лет; расширить представления детей 5-6 лет о зимующих птицах родного города, сибирского края под названием - Кузбасс; развивать информационно-познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать выводы (умозаключения); активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи данной теме (взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах развития связной речи.
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно – познавательный.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники: дети старшей возрастной группы «Хрусталик» (5-6 лет), педагоги, родители (законные представители).
Срок реализации: 01.10.– 12.11.2021.
Ожидаемый результат: расширение кругозора детей 5-6 лет о зимующих птицах (синицах); развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков; Активное участие воспитанников и родителей в заботе о птичках - синичках поздней осенью (зимой, изготовление кормушек, подкормка птиц); дети 5-6 лет знают и самостоятельно рассказывают о традициях русского народа «Синичкин день»; имеют начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания; расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой; имеют представление о зимующих и перелетных птицах; умеют рассказывать о помощи человека зимующим птицам; бережно относятся к окружающей природе. Активизировалась коммуникативная функция речи, познавательная деятельность детей5-6 лет; обогатился словарь, улучшилась грамматическая сторона речи по теме.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Обсуждение цели и задач с детьми 5-6 лет, родителями (законными представителями). Создание благоприятных условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Подбор методических материалов по проблеме, составление VIDEO презентации «Синички, нашего края». Создание положительной мотивации детей и родителей (законными представителями). Совместное определение целей, задач и методических приёмов проекта.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о синицах в условиях зимы.
III этап – заключительный
Итоговое мероприятие: викторина «Синичкин день».
Взаимодействие с родителями:
Консультации (групповые, подгрупповые, индивидуальные) для родителей (законных представителей) «Мастерская на дому», «Чем можно и нужно кормить синичек», «Как и из чего можно сделать кормушку».
Участие в конкурсном движении разного уровня по данной теме «Кормушка для птички – синички», «Птичья столовая». Городская Акция «Покормите птиц зимой!». Выставка рисунка (аппликации), декоративно-прикладного творчества «Синичкин день».
Домашнее задание: совместно с детьми сделать кормушку и повесить её около своего дома; беседовать с ребёнком во время подкормки птиц, развивая и обогащая тем самым словарный запас ребенка; заучить стихотворение о зимующих птицах
Структура проекта
Содержание образовательной деятельности
Познавательное развитие
Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой»; «Меню синички»; «Кто заботится о птицах?»; «Какую пользу приносят синицы людям». Наблюдение за синичками на кормушке. Просмотр презентации «Наши синички». Дидактические игры: «Кто как поёт?», Разрезные картинки»; «Назови ласково»; «Чей хвост?»; «Кто что ест»; Загадка-описание о синице.
Конструирование синички из бумаги; «Кормушка для пернатых» из бросового материала. Наблюдение за поведением синичек во время прогулки; Подкормка птиц.
Социально-коммуникативное развитие
Настольно-печатные игры: «Лото»; «Домино «Птицы»
Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая», «Птичий двор»; “Лесная школа”
Театрализованная игра «Столовая для птичек-синичек»
Трудовая деятельность: очистка кормушек; ежедневная подкормка птиц.
Изготовление атрибутики к подвижной игре «Перелёт птиц»
Речевое развитие
Чтение рассказов: В.А. Сухомлинский «О чём плачет синичка», Г. Скребицкий, В. Чаплина. «Появились синички», В.Бианки «Синичкин календарь», Н.Сладков «Синичкина кладовая», В.Воронкова «Птичьи кормушки», Г. Скребицкий «Рассказы о птицах».
Чтение, заучивание (обсуждение) стихов, пословиц и поговорок о птицах О. Ушакова «Под окнами с утра», Г. Косаревский «То на дереве сидит, То в окно моё глядит», И. Мазнин «Потенькай, синица», «Синица» Н. Масловой
Рассматривание и обсуждение картины (иллюстраций)
«Птичья столовая», «Птичий переполох». Составление рассказа – описания птици-синицы. Придумывание слов-действий, слов-признаков о синице. Пальчиковое упражнение «Дятел».
Дидактические игры: «Поломанные слова», «Что за птица?»
Развивающие игры «Летает, не летает», «Прилетели птицы»,
«Кто как голос подает» «Узнай птицу по силуэту». «Сдуй пёрышко»,
«Закончи предложения», "Назови ласково" «Угадай птицу по описанию».
Художественно-эстетическое развитие
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
VIDIO запись «Флора и Фауна», «Удивительный мир природы»
Творческая мастерская: раскрашивание готовых силуэтов синиц; рисование ладошкой «Синичка птичка невеличка»; лепка «Синичкина семья».
Рисование гуашевыми красками «Синички на ветке»
Физическое развитие
Подвижные игры: «Синички и кот»; «Синички и автомобиль»; «Птички на дереве».
IV этап - Результат проекта
Проведение открытого мероприятия с участием родителей и детей.
Организация на территории дошкольного учреждения участка группы природоохранной зоны для птиц.
Повышение экологического сознания у всех участников проекта.
Список используемой литературы
Николаева С.Н. «Экология в детском саду». М., 2003.
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» М., 2016
Маханева М.Д. «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста». М., 2004.
«Птицы и звери». Энциклопедия для детей. Аванта, 2008 г.
Джонсон Д. «Всё обо всём. Птицы» Астрель, 2012 г.
Рекомендация для родителей
«Наблюдаем с детьми 5-6 лет за окружающим его миром. Тема «Зимующие птицы»» Многие из вас, родителей, из детства, наверное, помнят, как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в парке ребёнка ожидает множество открытий. Он сталкивается с неизвестной для него природой. И если вы прислушаетесь, как ваш ребёнок, то заметите, что вас окружают множество звуков, издаваемых птицами. А если будете внимательными, то у вас есть шанс увидеть и самих птиц. Зимой самое время познакомить ребёнка с зимующими птицами, которых он не сможет увидеть в другое время года.
Дети 5-6 лет должны: Знать и называть не менее 7-10 зимующих птиц. Уметь называть части птиц: голова, клюв, глаза, туловище, лапы, хвост, перья. Знать, чем питаются птицы зимой.
Составлять описательный рассказ. Отгадывать загадки.
Рекомендовать родителям. Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдайте за птицами, а дома рассмотрите с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их; обратить внимание на характерные внешние признаки (величина, окраска перьев, спинка, грудка, головка, крылья, лапки, клюв, хвост ) покажите зимующих птиц: снегиря, синицу, клест, кедровка. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка - единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала. Помочь запомнить информацию. Рассказать, где они живут, чем питаются, почему называются зимующими; во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц. Обращать внимание ребёнка на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица) на кормушку. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на городской улице по дороге в детский сад. Беседовать с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой. Проявлять желание покормить птиц вместе с ребенком. Вопросы для обсуждения: Каких зимующих птиц ты знаешь? Почему они называются зимующими? Чем птицы питаются зимой? Что для птицы страшнее зимой: холод или голод? Как можно помочь птицам?
Загадывать загадки о зимующих птицах
Плотник с острым долотом строит дом с одним окном… (дятел)
Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке? (синичка)
Это маленькая птичка, а зовут её …(синичка)
Эта птица так болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её (сорока)
Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Чернокрылый, красногрудый зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это … (снегири)
На ветвях украшенных снежной бахромой, яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на яблоне весело снуют, гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)
В тёплый край не улетают, на морозе распевают, эти птички-невелички называются … (синички)
В серой шубке перовой и в морозы он герой, зимовать не улетает, под карнизом обитает. (Воробей)
Что за стол среди берез под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом (Кормушка)
Пословицы о синицах:
Не много зинька, ест и пьет, весело живет. Не велика птичка - синичка, а и та свой праздник помнит. Синичка – воробью сестричка. Хвалилась синица хвостом море зажечь. Невелика синица, голосок востёр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект сюжетно-ролевой игры "День рождения".
Развитие сюжетной игры на разных этапах. Средний возраст....
Приложение к проекту " Наше деревце-Кленок" День рождения нашего Кленка
Пожелания Своему любимому дереву Кленок на день рождения....
Проект на тему «Всемирный день рыболовства»
Краткосрочный информационно-исследовательский проект "Всемирный день рыболовства". Цель проекта: Познакомить детей с профессией «рыболов», с многообразием рыб, дать более глубокие представления по тем...
Образовательный проект на тему "Этот день победы"
Проект направлен на воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через музыкальную культуру....
НОД для детей второй младшей группы в рамках недельного проекта "Малые Олимпийские Игры" день 1й
Конспект НОД...
Проект в подготовительной группе «День космонавтики». проект (подготовительная группа)
Актуальность проекта: Космос всегда привлекал внимание детей. Еще в недавнем прошлом, все дети хотели быть космонавтами, с раннего детства знали кто такие Ю. Гагарин и В. Терешкова. Быть космонав...
- Мне нравится (4)
Комментарии
Спасибо, что делитесь своим
Спасибо, что делитесь своим опытом.