«Эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники в изодеятельности»
консультация
Предварительный просмотр:
«Эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники в изодеятельности»
Одним из основных принципов ФГОС является осуществление воспитательно –образовательного процесса в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка.
Согласно новой образовательной концепции условием становления эстетического отношения дошкольников к окружающему миру является, прежде всего, ценностное отношение к самобытному миру детства как важнейшему периоду в жизни ребенка; его развитию, обоснованному индивидуальной природой.
Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут разбираться детские художественные и творческие способности.
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста и имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику рук, учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Существует много приёмов с помощью которых можно создавать оригинальные работы не имея художественных навыков.
В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Цели:
- творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
- развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников,
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества
Задачи:
- раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков;
- рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе;
- рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
Формы организации работы с детьми
• Беседа.
• Рассматривание иллюстраций, рисунков и работ, выполненных воспитателем.
• Знакомство с различными художественными материалами.
• Чтение стихов, загадок.
• Прослушивание музыкальных произведений.
• Подвижные, дидактические игры.
• Дыхательная, пальчиковая гимнастика.
• Занятия по изобразительной деятельности.
Таким образом знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования можно начинать с группы раннего возраста.
Задачами работы на данном этапе это знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию. Принцип интеграции образовательных областей, позволяет сделать жизнь ребенка в дошкольном учреждении интересной и содержательной, так как дети многогранно проживают тему работы, и эта многогранность приводит к тому, что ребенок развивается, обогащает свои представления и, следовательно, охотно рисует то, что ему хорошо знакомо. Поэтому, чем насыщеннее по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество. Благодаря такому подходу, дети приобретают уверенность, становятся более раскрепощенными в творчестве.
Формы образовательного процесса:
Совместная деятельность педагога с детьми: с использованием информационно-рецептивных методов (Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми,(индивидуальная работа с детьми, слабо усвоившими материал и с детьми, проявляющими особый интерес или одаренность в данном виде деятельности). рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)
Самостоятельная деятельность детей. Создана предметно – развивающая среда по художественному творчеству. В самостоятельной деятельности с использованием эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, альбомов, самостоятельное экспериментирование, иллюстраций о природе.
Взаимодействие с семьей: Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
Этапы:
1.Дать детям информацию о том, как называется данный вид техники, материал и как им надо пользоваться, используя информационно – рецептивный метод. На данном этапе ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.
В течение года в группе раннего возраста знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:
Техника рисование пальчиками.
Возраст: от двух лет. Это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Рисование пальчиковыми красками будет очень полезно для развития мелкой моторики и подготовит ручку ребенка к "настоящему" рисованию - с помощью карандаша или кисточки.
Раскрашивая пальчиками, ребенок быстрее научится чувствовать границы изображения.
Пальчиковые краски научат малыша получать нужный оттенок - они легко смешиваются на бумаге.
С помощью пальчиковых красок также можно получить цвет нужной яркости - окунуть пальчик в краску и нажать на бумагу несколько раз подряд. Каждый последующий отпечаток будет бледнее предыдущего.
Способствует развитию: восприятия, формированию сенсорных эталонов цвета, величины и формы, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции).
Техника рисование ладошкой.
Возраст: от двух лет. Очень нравится детям рисовать ладошкой. На первом этапе работа ведется индивидуально с каждым ребенком. Дети с удовольствием оставляли отпечатки своих ладошек, с радостью рассматривали их, и показывали своим товарищам.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии нужно использовать: художественное слово, различные игровые приемы, игры с пальчиками, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное сопровождение. В игре детям показывают разнообразные приемы рисования пальчиками: дорисовать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Можно разнообразить занятие, придумывая различные истории и сказки.
Техника - оттиск печатками из пробки, картофеля
Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия нужно сделать тампон из поролона. Штемпельная подушка послужила палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.
Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Потребуются следующие материалы: коробочка с тонкой поролоновой штемпельной подушкой, пропитанной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Это могут быть овощи, листья деревьев, цветы, прямоугольники или квадраты для рисования окон и дверей в доме и др. Для получения изображения ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности,
поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить
его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими
стимулами могут быть:
∙ игра, которая является основным видом деятельности детей;
∙ сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма
приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в
путешествие;
∙ просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь
слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
∙ музыкальное сопровождение. И т.д.
∙ Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам
способы действий и показывать приемы изображения.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется
использовать:
∙ рисование пальчиками;
∙ оттиск печатками из картофеля;
∙ рисование ладошками.
Конспект занятия для детей младшего возраста
В технике рисования пальчиками.
Тема: «Это дерево – рябина»
Программное содержание:
Цель занятия:
Обучать детей понимать простые словесные инструкции.
Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство, учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности, закрепить прием примакивания, учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.
Задачи.
Воспитательные:
Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы. Формировать навыки умение работать сообща.
Развивающие:
Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление.
Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.
Образовательные:
Закреплять знания детей о растительности.
Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя.
Познавательное развитие:
1. Познакомить детей с деревом - рябиной
2. Развивать словесно-логическое мышление.
Речевое развитие:
1. Формировать умение детей отвечать на вопрос полными предложениями.
2. Формировать умения детей четко, ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение (для чего это нужно).
Социально-коммуникативное развитие:
1. Закреплять знания детей о пользе рябины для птиц, которые остаются зимовать.
2. Развивать умения двигаться друг за другом, не наталкиваясь друг на друга.
3. Развивать координацию и умение действовать по сигналу воспитателя.
Методы и приемы:
Наглядный (обследование, образец, показ способов действия); словесный (объяснение, указания, индивидуальная помощь); игровой (сюрпризный момент, физминутка); практический (работа с кистью, карандашом).
Материал для занятия:
Альбомный лист бумаги, с изображением дерева рябины без листьев и ягод,; дополнительный лист (размер 1/2 А4); набор красок гуашь (желтая, зеленая, красная); кисти 3 размеров; стаканчик с водой; влажная салфетка, фартук; гроздь рябины — натура или фотоиллюстрация, наглядные пособия – картинки с изображением осеннего леса, дерева рябины.
Предварительная работа:
наблюдения за рябиной во время прогулок, рассматривание иллюстраций, прочтение стихов.
Ход занятия:
1. Организационная часть
Воспитатель: Наступила поздняя осень: чаще идут дожди, ночью случаются заморозки, последние перелетные птицы покинули наши края. Листья с деревьев практически все опали, и лес уже не радует нас разноцветным нарядом. Но все не так печально, как кажется. Если внимательно оглядеться, можно еще увидеть яркие краски. Отгадайте загадку:
Много ягодок – огней
Будет осенью на ней.
И подарит для Марины
Бусы красная ...(Рябина)
Воспитатель: Про какое дерево эта загадка, помните, мы рассматривали это дерево на прогулке. Словно девушка-молодушка, тонкоствольная и стройная, стоит рябина в осеннем одеянии. Накинула на плечи шаль из разноцветных резных листиков, надела алые бусы из ягод. Рябина — не только украшение осеннего пейзажа, без нее никак не обойтись зимующим птицам. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но, стоит только ударить первым морозам, они становятся приятными на вкус, и нет лучшего угощения птицам, чем ягоды рябины.
Я по парку погуляла,
Где заря растёт узнала.
Поглядела вверх - она
Сразу стала мне видна!
Ярко ягодки горят,
На меня они глядят!
Что за чудная картина?-
Это дерево - рябина!
Загадка
Я смотрю в свое окно,
Вижу дерево одно.
Гроздья красные висят,
Птички скушать их хотят.
(Рябина)
Птицы стаей садятся на дерево и склевывают ягоды, часть ягод падает в снег. Пролежат они под снегом всю зиму, а весной, только снег начинает таять, птицы вновь находят для себя вкусную еду. И хорошие хозяйки время даром не теряют: из рябины варят варенье и джемы, делают лекарственные настои, которые спасают от ряда недугов. Детям ягоды рябинки тоже нравятся, из них они с удовольствием делают себе украшения: бусы и браслеты.
2. Практическая часть
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть ветку рябины и украсить группу красивыми рисунками с ее изображением).
Воспитатель: Ягоды у рябины собраны в красивую гроздь, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягоды-кружочки. Они практически одного размера, как сестры-близнецы. Кисточкой, пожалуй, сложно будет их сделать такими похожими. Но я знаю один способ, который поможет нам с вами успешно справиться с этой задачей. Мы попробуем напечатать ровные и одинаковые кружочки при помощи своих пальчиков. Для этого нужно кончик (подушечку) пальчика окунуть в красную краску, а затем примакнуть его к поверхности листа. Атак как ягоды у рябинки собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу. (Дети упражняются в приеме примакивания пальчиков на дополнительном листе, затем вытирают палец влажной салфеткой).
Воспитатель: Листики у рябины сложные, на одном черенке их несколько: все они парные, а один на конце пары не имеет. Осень раскрасила листики самыми разными красками, цвета как бы вливаются один в другой, и границ перехода одной краски в другую увидеть практически невозможно, как ни приглядывайся. Чтобы изобразить листочки, мы воспользуемся кисточкой и вспомним приём примакивания кистью. Берём кисть, обмакиваем её, например, в желтую краску и прикладываем к листу бумаги. Получаем одноцветный мазок. Можно использовать и приём двухцветного мазка – всю кисть обмакнуть в жёлтый цвет, а её кончик в оранжевый и приложим к бумаге. Сначала печатаем листики с одной стороны черенка, а затем с другой добавляем им парные и один непарный – наверху черенка. (Дети упражняются в приеме примакивания кисти на дополнительном листе, затем моют кисть).
Физкультминутка
«Рябинка»
На холме стоит рябинка, Потягивания — руки вверх.
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете - Вращение туловищем вправо-влево.
Ветер крутит, крутит ветер.
Но рябинка только гнется, - Наклоны в стороны.
Не печалится — смеется.
Вольный ветер грозно дует - Дети машут руками, изображая ветер.
На рябинку молодую.
(Отработка приема выполнения ягод и листочков. Далее дети выстраивают композицию на подготовленном листе, первоначально кистью нарисовав веточки-черенки, затем приемом примакивания кисти изображают листики, пальчиками – ягоды. В процессе работы воспитатель следит за тем, как рисуют дети. Напоминает, чтобы они аккуратно рисовали, и правильно использовали краски, своевременно вытирали пальцы влажной салфеткой).
3. Итог занятия
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с работой. Кажется, будто сама Осень побывала у нас в гостях и оставила свой разноцветный след. Да и рябинка у вас получилась как настоящая!
(Устраивается мини-выставка детских работ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники в изодеятельности"
методическая разработка для воспитателей...
«Эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники в изодеятельности»
Материал предназначен педагогам ДОУ....
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастачерез нетрадиционные техники рисования«Рука – это вышедший наружу мозг человека”Н. Кант«Истоки способностей и дарования детей - на кончи...
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)...
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...
"Эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники в изодеятельности"
методическая разработка для воспитателей...
Мастер-класс для родителей«Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Существует много техник нетрадиционного рисования – восковыми мелками и акварелью, шаблонография, пальчиковое рисование, рисование на мокром листе, печать растений, рисование штрихом, граттаж, р...