Материнский фольклор - колыбельные песни, пестушки, потешки
консультация
Построение картины мира ребенка начиналось уже в младенчестве через обращенный к нему материнский фольклор – колыбельные песни, пестушки, потешки и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materinskiy_folklor.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Материнский фольклор.
Построение картины мира ребенка начиналось уже в младенчестве через обращенный к нему материнский фольклор – колыбельные песни, пестушки, потешки и т.п. Они должны были задать ребенку некую систему основных координат, помогающих ему самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Для народной культуры всегда было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир практически осваивать сам.
Главным воспитателем человека в детстве всегда была мама. И воспитание она начинала с колыбельной песни.
Особенность колыбельных песен в том, что они создаются и исполняются взрослыми без какого бы то ни было участия детей. Ребенок для колыбельной песни – лишь объект словесно-мелодического воздействия. Слово «колыбель» обнаруживает на себе следы двух национальных языков: украинского «колыхать», «колыска» и русского «колебать», «колыбель». Музыкальность, мелодичность, напевность звучания колыбельных песен позволяют уловить светлый, радостный тон. В них часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: деточка, солнышко, травушка, пташечка, березонька, долинушка. Размеренный ритм, монотонность колыбельных песен вызывает положительные эмоции у детей.
Колыбельные песни пелись для того, чтобы «ребенок мог уснуть хорошим, здоровым сном и чтобы, засыпая, он чувствовал себя в безопасности, под защитой сидящей рядом матери или бабушки». Большинство колыбельных песен раскрывают огромную силу прежде всего материнской любви и демонстрируют всеобщую любовь к детям. Колыбельная песня первая влияла на будущее восприятие человеком мира, возбуждала в ребенке первую мысль. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной жизни, где, он обретет семью, будет работать, кормить и содержать своих собственных детей и родителей. Мать, напевая колыбельную песню, представляет ребенка будущим мужчиной – трудолюбивым, физически крепким, честным или женщиной – доброй, скромной, трудолюбивой.
Спи-ко, Таня, здорово,
Вставай весело.
Спи камешком,
Вставай, перышком.
Наша доченька в дому,
Что оладушек в меду,
Сладко яблочко в саду:
Матке – радость,
Бабке – сладость,
Батьку – аленький цветочек.
Спи да усни,
Золотиночка моя,
Золотиночка моя,
Жемчужиночка моя.
Вырастешь большая,
Будешь в гости ходить,
Тата приедет,
Калачей привезет,
Мама приедет,
Конфетки даст.
Второе название колыбельных песен – байки – произошло от древнерусского глагола «баять», что значило «говорить», «сказывать», «шептать». Байкой уговаривали ребенка скорее уснуть, давали нравственные наставления.
«Баю, баюшки, бай, бай,
Глазки, Маша, закрывай
Я тебя качаю, тебя величаю.
Будь счастлива, будь умна,
При народе будь скромна».
Баюшки – баю!
Спи по ночам,
Расти по часам!
Вырастешь велик,
Будешь в золоте ходить.
Нянюшкам, мамушкам
Обновки дарить,
Красным девушкам –
По ленточке.
Баю–бай, баю–бай,
Рыбка-семга, приплывай,
Рыбка-семга, приплывай,
Олексейку поджидай.
Олексейка подрастет,
С татой на море пойдет.
Станет рыбку он ловить,
Станет маму он кормить.
К сожалению, нужно отметить, что народная колыбельная песня уходит из нашей жизни. Многие сегодня забывают и том, что колыбельный фольклор – это часть народной памяти.
Некоторые из колыбельных песен нянчащие детей матери охотно соединяют с пестушками, потешками и прибаутками.
Пестушка (от слова пестовать – нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках) – краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни, которые вызывают у ребенка положительные, радостные, бодрые эмоции.
Ребенок просыпается и потягивается – его гладят по животику со словами:
Потягушки, потягушки!
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головушку разумок.
Некоторые пестушки сопровождаются движения ребенка. Медленно разводя ручки в такт, говорят:
Батюшке – сажень! 2,5метра
Матушке - сажень!
Братцу – сажень!
Сестрице – сажень!
А мне – долга, долга, долга!
Движения, сопровождающие материнские приговоры: поглаживания, разведение и складывание ручек, переваливание головки с руки на руку, возложение речек на голову, помахивание кистями рук – простейшие, крайне необходимые ребенку физические упражнения доставляют много удовольствия. Пестушка становится настоящей игрой, изображающую конскую скачку, катание с горы, пляску. Так пестушка незаметно переходит в потешку – пляску-приговор, сопутствующий игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.
Когда ребенок начинал делать первые шаги, использовались потешки – стихи с элементами игр «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В ходе них происходит не только словесное но и физическое общение ребенка с матерью ли другими родственниками. Для ребенка очень важен физический контакт с родителями. Во время потешек они чувствуют теплоту маминых рук, ее нежные прикосновения.
Когда подросший ребенок уже начинает понимать многие слова, речь, обращенную к нему, заключает в себе и наставления, ориентирующие ребенка на выполнение определенных общественно направленных действий и дающие ему в тоже время примеры нравственного поведения: коза бодает тех, кто не пьет молока. В «Ладушках» упоминается кошка Машка, которую наказали за то, что кашку съела, а в «Сороке» каша достается всем пальчикам, кроме ленивца – мизинца.
Это целый «урок» ребенку. Очень важно, чтобы первые четверостишья давали малышу начальные представления о добре, красоте, трудолюбии, гуманном отношении к окружающему миру.
Надо сказать, что мамы и бабушки знали множество колыбельных песен, прибауток, потешек, пестушек. Эти знания передавались из поколения в поколение. Знакомство с ними начиналось с раннего детства.
Трогательность пестушек, колыбельных песен, потешек, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор дразнилок и считалок расширяет представления ребенка, обогащает его знания о действительности, вводит его в особый мир чувств, переживаний, эмоциональных открытий, помогают воспитать в детях нравственные качества.
Н.Е. Татаринцева Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий. Тема: «Наша Маша маленька»
Приобщение детей раннего возраста к народной культуре через игровую деятельность...
Консультация "Фольклор.Колыбельные песни"
Цель: приобщение учащихся к фольклору через бережное отношение и сохранение народных традиций во взаимосвязи с современностью.Задачи: Воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки ч...
ФОЛЬКЛОР РУССКОГО НАРОДА: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.Детский фольклор ру...
Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая»
Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая&ra...
Лучшие образцы фольклора: пестушки, потешки, прибаутки... Консультация для родителей
Лучшие образцы фольклора - небылицы, потешки, прибаутки, пестушки, помогают родителям сделать своё общение с ребёнком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Чтение ...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и сказки.»
До сих пор в некоторых деревнях и сѐлах непременной принадлежностью избы, где есть малыш, является старинная крестьянская колыбель – люлька или зыбка....
«Баю-башки-баю! Баю куколку мою …» Знакомство с русской народной куклой и русским народным фольклором (колыбельные песни)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 146»Вечер развлечений «Баю-башки-баю! Баю куколку мою …»Знакомство с русской народной куклой...