Консультация "Фольклор.Колыбельные песни"
консультация на тему
Цель: приобщение учащихся к фольклору через бережное отношение и сохранение народных традиций во взаимосвязи с современностью.
Задачи:
Воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения, выраженных в фольклоре. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
Дать понятие о фольклоре, истории и значении колыбельных песен – баек, научить детей видеть в нем жизнь, внутренний мир человека и красоту природы, познакомить с героями колыбельных песен и особенностями их интонации.
Развивать художественно-образное мышление при восприятии колыбельных песен, фантазию, творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3136_folklor.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор. Колыбельные песни
Цель: приобщение учащихся к фольклору через бережное отношение и сохранение народных традиций во взаимосвязи с современностью.
Задачи:
- Воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения, выраженных в фольклоре. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
- Дать понятие о фольклоре, истории и значении колыбельных песен – баек, научить детей видеть в нем жизнь, внутренний мир человека и красоту природы, познакомить с героями колыбельных песен и особенностями их интонации.
- Развивать художественно-образное мышление при восприятии колыбельных песен, фантазию, творчество.
Оборудование:
Название темы, иллюстрации с героям колыбельных песен (кот, Дрема, мама). Карточки с колыбельными песнями, кроссворд на плакате. Фонотека. Видеоаппаратура.
Тема семестра: Музыка моего народа.
Тема урока: Фольклор. Колыбельные песни
Художественное название урока: Детских снов чудесная страна…
Эпиграф: Спокойной ночи, сладких снов,
Закрой глаза, под стук часов,
Усни, уйди от суеты
Пусть ангел охраняет сны…
Доска: у.н.п. «Ой ходить сон», муз. М.Блантера сл. М.Исаковского «Колыбельная»
Ход урока:
Приветствие, сообщение темы.
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкой нашего народа, познакомимся с новыми обрядами и традициями нашего народа. В конце урока постараемся ответить на вопросы : Какой жанр украинского народного песенного творчества был главным на уроке?
-Ребята, скажите, какие два вида музыки мы знаем?
-(народная и композиторская)
-Какую музыку мы называем композиторской? (ответ)
-Какую народной? (ответ)
-В народном творчестве глубоко и правдиво отражена жизнь украинского народа с древнейших времен до наших дней. Сочиненные произведения неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. В них вложен талант и ум многих поколений. А как же называется народное творчество? Внимание на экран!
-(ответ) Фольклор.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с детским фольклором- это творчество самих детей и произведения которые исполняются для детей.
- Слово фольклор– это английское слово, сложенное из двух слов “фольк”--народ, “лор”-- учение. Итак, фольклор – это народная мудрость. Слушая музыку, читая книги, мы хотим знать, кто их сочинил. Кто создал эти произведения? Фольклор не имеет автора. Это особое искусство – народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей.
-Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность. Появление ребенка на свет по-народному называется – родины.
-. При рождении ребенка совершается обряд крещения. Совершая его, матери как бы оберегали своих детей от недугов и нечистой силы. Как вы знаете, этот обряд сохранился до наших дней. Может быть, среди вас есть крещенные? Расскажите, что вы знаете об этом обряде? (Ответы учащихся)
- Ребята, вы знаете, что первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках – это своего рода обряд, успокаивание.
- Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола “баять”, “баить” – говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: “шептать”, “заговаривать”.
-Колыбельные песни начинают петь ребенку с первых дней его жизни. В давние времена пению над колыбелью придавалось значение оберега: считалось, что определенные интонации и слова могут уберечь младенца от болезней и других несчастий. Люди видели, что материнская песня действовала успокоительно. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, сон, дрема, приносят ребёнку покой и сон.
- Одну из лучших украинских народных колыбельных песен мы послушаем. Она называется : у.н.п. «Ой ходить сон». Чтобы лучше понять песню, проникнуться мы прочитаем содержание в учебнике (читает ученик).Послушайте и попробуйте почувствовать настроение этого произведения. С помощью каких средств музыкальной выразительности передается содержание.(Слушание)
-Какое настроение передалось вам? Какие чувства выражены в песне? Темп, лад, инструментальное произведение или вокальное, динамика.
-А сейчас представьте, что вы качаете маленького братика или сестричку, а может просто свою любимую куклу.( качают)
- Существуют такие колыбельные песни, в которых к детям приходят животные и убаюкивают их. Много колыбельных песен связано с житьем домашнего кота. Был обычай в старину- в новую колыбель с начала клали кота, качали его, а после клали в колыбель ребенка и пели ему пока он не заснет.- Для чего это делали? (ответ)
-Ребята, но ведь колыбельные песни бывают не только народные. Многие композиторы на основе фольклора, сохраняя традиции, написали свои колыбельные песни. Какие вы знаете современные композиторские колыбельные песни? ( Спят усталые игрушки, умка).С одной из композиторских песен мы познакомимся. Музыка Матвея Блантера слова Михаила Исаковского « Колыбельная». Слушая песню обратите внимание на сходство и отличия народной и композиторской колыбельных.( Слушание)
-В чем сходство и отличие? ? (ответ) Ощутили ли вы влияние народной песни? (ответ)
-Разминка.
-Пение.
-Итог: Какой жанр украинского народного песенного творчества был главным на уроке? Какие особенности колыбельной песни?
-Кроссворд.
Домашнее задание. Дома, пожалуйста, поспрашивайте мам и бабушек.
Какие колыбельные песни они вам пели в детстве?
Вопросы кроссворда: (по горизонтали)
- Устное народное творчество. Народная мудрость (фольклор).
- Появление ребенка на свет. Народное слово (родины).
- Обряд, который осуществлялся над детьми после рождения (крещение).
- Кроватка, в которой усыпляли малышей. Старинное слово (люлька).
- Песня, с помощью которой убаюкивают младенца (колыбельная).
- Герой колыбельных песен, усыпляющий детей мурлыканием (кот).
- Герой колыбельных песен, которым пугали детей (волчок).
- Герой колыбельных песен, волшебное существо. (Дрема).
(по вертикали) главное слово урока.
|
|
| ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| р | о | д | и | н | ы |
|
|
|
|
| к | о | л | ы | б | е | л | ь | н | а | я |
л | ю | л | ь | к | а |
|
|
|
|
|
|
|
|
| к | р | е | щ | е | н | и | е |
|
| в | о | л | ч | о | к |
|
|
|
|
|
|
| к | о | т |
|
|
|
|
|
|
|
|
| д | р | ё | м | а |
|
|
|
|
|
-Молодцы! Хорошо усвоили новую тему и быстро, правильно отгадали кроссворд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песня ученых (на мелодию "Песня первоклассника (То ли еще будет)
Эту песню можно использовать для проведения мероприятий, посвященных Году науки....
Сценарий детского фестиваля экологической песни "Песню радости и счастья мы поём тебе, Земля!"
Сценарий детского фестиваля экологической песни "Песню радости и счастья мы поём тебе, Земля!" приурчен к IX международной акции "Спасти и сохранить"....
Авторская песня "Трёхглазый хозяин дорог" на мелодию детской песни "Песенка Мамонтёнка"
Авторская песня о знании Правил Дорожного движения...
ПЕСНИ НЕЖНОСТИ. Колыбельные песни.
ПЕСНИ НЕЖНОСТИВ данной статье рассмотрено на сколько важно влияние музыки на эмоциональное состояние ребенка. Особенно в раннем детстве, когда формируется внутренний мир ребенка....
Авторская песня для детей "Солнечная песня"
Песня отлично подойдет для детского исполнения на праздник семьи, любви и верности, также на 8 марта!...
Сценарий конкурса патриотической песни "Песни, опаленные войной"
Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения...
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...