Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
консультация
Патриотические чувства закладываются в процессе всей жизни, находящиеся в конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, привязанность к своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, находящегося в составе России. Любовь дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, любовь к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dekabr.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Патриотические чувства закладываются в процессе всей жизни, находящиеся в конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, привязанность к своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, находящегося в составе России. Любовь дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, любовь к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.
Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще и в дошкольной в частности. Мнение о том, что процесс воспитания патриотизма и гражданственности необходимо начинать с дошкольного возраста, становится общепринятым. Сложность её связана прежде всего с самим понятием патриотическое воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определённый период времени и которое определяет методы, средства и формы работы с детьми.
Патриотическое воспитание осуществляется с помощью определённых средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, анимационное кино и другие можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Многочисленные исследования (Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А. Елисеева). На ребёнка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Средством нравственного воспитания дошкольников является и собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М.И. Лисина, А.Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живёт ребёнок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребёнка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определённых нравственных качеств.
Средством патриотического воспитания становится и создание развивающей, эвристической среды в детском саду: уголок русского быта, музей ДОУ, музей старинных вещей и пр.
Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста является приобщение их к истокам нации – традициям, обычаям народа, его культуре и искусству. Дети должны не только знать традиции, но и участвовать в них, принимать их и привыкать к ним.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа к его вековым корням. Обращение к народным корням – это один из путей возрождения российской духовности и само ценности русского народа.
Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремление перенести их в будущее, чтобы не потерять исторического национального лица и самобытности.
На протяжении тысячелетий создавалось и накапливалось бесценное богатство русской национальной культуры – достояние великой России. Из эпохи в эпоху передавались идеалы мужества, милосердия, величия души, находящие отражение в творениях древних сказателей, летописцев, замечательных мастеров слова.
Г.Н. Волков указывает, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных из другого народа…»
«Русский народ не должен потерять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойного завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе языка, живописи…» Д.С. Лихачев. Народная культура несет в себе мудрость, истины, дающие сразу отношения к природе, семье, роду, Родине. Эти истины на протяжении многих веков выработаны _, проверены в практике личной жизни людей, теперь уже навсегда бумажными.
Народная культура, как отце и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чем раньше мы начнем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добьемся.
Приобщение людей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Нравственно-духовное формирование личности ребенка происходит путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе деятельности и общечеловеческих взаимоотношений.
Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться владеть им, так, чтобы не «разбазарить», не растратить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения наследования традиционной отечественной культуры.
Традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников с глубокой древности до современности, развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных народами России: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о маленьких, уважение к старшим, терпение, милосердие, гостеприимство, чувство долга, память о предках, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства, красоты, добра и правды.
Сейчас использование потенциала средств русской национальной культуры несет стихийный характер. Педагоги и воспитатели нередко не осознают всю важность такой работы, что и порождает противоречия между богатейшим наследием русской культуры, ее ценностями – с одной стороны и недостаточностью использования в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками – с другой.
Формировать систему патриотического воспитания необходимо на основе российской истории и русской национальной культуры.
В народном творчестве отображаются и сохраняются исторические присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Любовь к Родине зарождается в детстве, в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.
На каждой ступени воспитания есть свой круг обрядов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им и делаются ему близкими.
В образах, звуках, красках, в чувствах предстает перед ним Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем больше влияние они оказывают на него. Богатство красок, звуков, обрядов несет в себе народное творчество.
Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния в языке своего народа. В.А. Сухомлинский считал родное слово наиболее значимым средством воспитания: «Язык – духовное богатство народа». Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания, - является красота и величие, сила и выразительность родного слова. Он постоянно внушал учителям и родителям: «Словом своим деды и прадеды наши передали нам свои заповеди, свою любовь к родному краю и прежде всего любовь к родному языку».
Через устное народное творчество ребенок познает искусство, опыт и особенности своего народа, его язык и характер.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Фольклор – одна из самых ярких словом выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.
Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, нравственного идеала.
Идеал для ребенка далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказки – играют огромную роль в нравственном воспитании подрастающего поколения и имеет свои особенности:
- материалом для сказок служила жизнь народа;
- у героев главные черты характера сближены с национальным характером народа;
- главной целью сказок является подлинность;
- сказка занимается воспитанием не только детей, но и родителей;
- в сказках проводится мысль, что человек – это только тот, кто трудится;
- способствует ориентированию нравственных ценностей и идеалов.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение, их пересказ, обсуждение поведения героев сказки, причины их успехов и неудач, театрализация, конкурсы знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Особым жанром, влияющими на нравственное воспитание детей, является пословицы и поговорки. В них кратко и метко оцениваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.
В.И. Даль говорил, что пословица – это цвет народного ума, но этот ум прежде всего оберегает просвещенность.
Пословица создается всем народом, выражает коллективное мнение народа. Пословица имеет форму благоприятную для запоминания. Л.А. Коменский назвал Пословицу – Мудрость старых.
Концентрированность, емкость образа, в пословицах и поговорках активно воздействуют на нравственно-эмоциональную сферу дошкольника. Противоречие, которое в них заложено, много вариантность возможной интерпретации помогает создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка найти ее решения. Однако в настоящее время этот вид народного творчества недостаточно широко используется в работе с детьми, либо не реализуется его воспитательный потенциал.
Понятным и ценным в понимании всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная».
Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, непрерывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством _ любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Счастья и доброту у матери найду», «Другой матери не будет».
Только народная мудрость просто и доходчиво: может показать взаимоотношение матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становятся более осмысленной.
Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле:
- «Без хозяина земля – круглая сирота»;
- «Земля заботу любит»;
- «По погоде и урожай» и др.
Большое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищением мастерством человеческих рук. Воспитание трудолюбия – главная идея пословицы, рассматривают труд как моральный фактор, народ отмечает, что труд доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение:
- «Без труда нет жизни на земле»;
- «Труд и терпение превращается в золото».
Праздность осуждалось народом, как явление чуждое его образу жизни: «Жизнь, потраченная на сон, пропавшая жизнь».
Развивая патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста, необходимо более широко использовать народные пословицы и поговорки.
Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус, являющийся частью его истории.
Мировую ценность получили и чудесное искусство вологодских кружевниц, и роспись Хохломы, и мастерство Дымковской, Городецкой, _ игрушки. – во всем этом проявляется одаренность русского народа, его исторических сил и талантов. Каждое изделие народного искусства – это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое несет и сегодняшнюю культуру, искусство, образование.
Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность: «самое главное - открывать глаза на дорогое и родное».
В современных условиях активного внедрения в жизнь, быт, мировоззрения детей образов массовой культуры других стран следует говорить о предъявлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Восстановление органической связи с историей и духом своего народа, вхождение в его культуру не означает ни национальной изоляции от содержания всемирной истории, ни отлучение от достижений современной цивилизации, ни прекращения общения с иной культурой. Значение народного искусства в его традиционности, которая имеет корни, уходящие в глубину веков.
Окружающие предметы, пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Основная задача педагога заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него.
Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей находит все более широкое применение в воспитательно-образовательном процессе. ДОО рассматривается как средство патриотического воспитания.
Успешность этой деятельности обуславливается определенным интересом детей дошкольного возраста к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям. В данный период возможно непосредственное участие детей в различных видах декоративно-прикладного творчества, знакомство с фактурными качествами материалов, способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла, вызывающими желание творить, организовывать, создавать своими руками вещи, способные преображать окружающую среду.
Формирование чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствует разнообразию форм работы по освоению культурных национальных традиций. Она начинается на местном материале, с ознакомления прикладным искусством малой Родины. Ребенку можно показать в подлинниках различные виды искусства.
В каждом доме сохранились вязание, вышивка ткани, вырезание, сплетенные изделия разных эпох, доставшиеся по наследству от предков.
Детям можно показать мужскую и женскую одежду, украшенную национальной вышивкой, различные изделия народного прикладного искусства, в которых нашли отражение местные природные, историко-культурные и этнографические особенности, в доступной форме разъяснить детям технологии художественной ремесленной деятельности, организовывать встречи с мастерами.
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая наполняет душу гармонией и ритмом позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством.
Декоративно-прикладное искусство разных народов России является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств. Дошкольники узнают, что мастер сохраняет наследие, дошедшее до нашего времени ремесла: он вносит свое личное, индивидуальное, с учетом созданного ранее; сознает, что труд является продолжением традиции отцов; он – творческая личность, связанная духовно со своим краем; он образец уважение к художественным традициям, а уважение это называется патриотизмом.
Сегодня, как никогда актуальны слова академика Д.С. Лихачева: «Забота о народном искусстве всех народов нашей страны – это долг, счастливая обязанность каждого гражданина нашей великой Родины».
Большое место в приобщении детей к передовой культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями поведения птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целости и многообразии.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традиции. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Именно на них строится культур своеобразность. Чем богаче традиции, тем богаче духовно народ, и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство.
Семейные традиции всегда были крепки среди народа.
В традициях народной культуры концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, народов, людей, так как человечество – единый космический этнос.
Народные праздники (Масленица, Пасха, Троица и т.д.) – средства возрождения народной культуры и приобщение к ней через обычаи, традиции, обряды. Сам праздник неотделим от жизни общества. Он вобрал в себя все представления и нравственные ориентиры народа, дающие человеку силы и энергию в трудный период жизни. Поэтому, наряду с другими формами самовыражения народа, народные приемы оказывают большое влияние на рост самосознания и развития патриотических чувств у членов общества.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа в развитии нравственного качества.
Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приёмами воспитания: беседой, рассказом воспитателя, созданием воспитывающих ситуаций, примером детей, взрослых, поручением, поощрением (наказанием), «путешествием» (в историю семьи, города, страны).
Методы и приёмы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольников (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обострённость первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории» понимания социальных явлений). Педагоги должны учесть, что воспитывать любовь к своей семье, дому, родному городу, Родине (как начал патриотизма и гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка. При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемых качеств. Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребёнка. Применения методов нравственного воспитания требует терпения.
Когда дело касается ребенка дошкольника, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат.
Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимания значимости положительного поведения и не обучать способом такого поведения, желаемых результатов не будет.
Методы применяются в комплексе. Основаниями для выбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. Формой организации работы с детьми по патриотическому воспитанию является занятие, экскурсия, беседа, игра.
Таким образом, использование разнообразных средств, методов и приемов в работе с детьми способствует формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относится к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным произведениям, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Приобщение детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до _ является приоритетным направлением развития личностной культуры ребенка как основы его патриотического чувств и любви к Родине.
Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Одним из важных условий проведения патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, доставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В работе ДОУ с семьёй используются следующие формы работы:
наглядные (стенды, уголки для родителей, выставки, книжки-ширмы);
коллективные (родительские собрания, конференции, лекторий);
индивидуальные (беседы, консультации, анкетирование).
Так же, кроме проведения родительских собраний, конференций, консультаций, хорошо использовать такие формы работы как:
встречи за «круглым столом»;
вечера вопросов и ответов;
устные журналы.
С целью воспитания патриотизма у дошкольников родительское собрание может быть посвящено таким темам:
Наш альбом «Моя родословная»;
Подари нам свою колыбельную;
Вечер бабушкиной песни;
В старину, бывало, деды…,
где старшие представители семей могли бы поделиться секретами воспитания, поучаствовать в конкурсе песен. Доброе общение родителей способствует укреплению (сплочению) детского коллектива.
Можно порекомендовать родителям сходить в выходной день с детьми на прогулку в парк, в музей, на площадь к памятнику героям и т.д.
Использование разнообразных форм работы с родителями обязательно даст положительный результат. Они станут активными участниками всех дел группы и детского сада, непременными помощниками педагогов в деле воспитания будущих граждан своей Родины.
Старший воспитатель
М.А. Кузнецова
Декабрь 2021 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Сенсорное воспитание дошкольников"
В статье говорится о том, как влияет сенсорное воспитание на развитие дошкольников....
Консультация для родителей "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Консультация для родителей "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"...
Консультация на тему: "Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе".
Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные ...
Консультация для родителей"Экологическое воспитание дошкольников"
Визитная карточка учрежденияНегосударственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №229 открытого акционерного общества "Российские железные дороги"Тип — Дошкольное образо...
Консультация для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов«Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Цель: углубить знания педагогов о формировании у детей гендерной принадлежности в условиях ДОУ....
Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора"
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народно...
Консультация для родителей Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе
Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные по...