Познавательно – исследовательский проект «Все по полочкам!»
проект (старшая группа)

Людмила Витальевна Долженкова

Проект «Все по полочкам!» поможет понять проблемы связанные с экологией родного края, и оказать влияние на улучшение экологической ситуации в поселке, городском округе, стране, мире. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Новоселковский детский сад»

Познавательно – исследовательский проект

«Все по полочкам!»

2021

Пояснительная записка

Жизнь планеты Земля во многом зависит от состояния окружающей среды. С каждым годом все сильнее ощущаются существующие экологические проблемы. Когда вырастут наши дети и внуки, экологические проблемы придется решать им. Важно уже сегодня научить детей ценить окружающий мир, поступать с ним разумно.

В нашем детском саду постоянно ведётся работа по формированию экологических представлений. Важно научить ребенка заботиться о чистоте в доме, в родном посёлке, в природе, формировать представления об экологии нашей планеты — это одна из важных задач воспитания. Надо донести до каждого малыша, что мусор наносит вред природе, научить их правильному обращению с мусором.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект. Проект «Все по полочкам!» поможет понять проблемы связанные с экологией родного края, и оказать влияние на улучшение экологической ситуации в поселке, городском округе, стране, мире.

Информационная карта проекта Вид проекта:

Групповой

Долгосрочный

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Участники        проекта:        дети        средней и старшей         групп,  педагоги, родители (законные представители) воспитанников

Возраст детей: 4-7 лет

Место реализации: МБДОУ «Новоселковский детский сад»

Продолжительность проекта: Долгосрочный

Срок реализации: октябрь – май

Актуальность проекта

Проблема отходов является, несомненно, одной из важнейших проблем современного общества. И одним из эффективных методов ее решений является организация раздельного сбора отходов с их дальнейшим вторичным использованием.

Прививать культуру раздельного сбора мусора необходимо с малых лет.

Одной из глобальных экологических проблем является загрязнение окружающей среды. Мусора накопилось так много, что если его не перерабатывать, он покроет всю планету. Какой будет планета через некоторое время, зависит от нас взрослых, от подрастающего поколения.

Именно с дошкольного возраста необходимо формировать осознание значимости охраны природы и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Необходимо помочь детям понять, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека может. Надо донести до каждого ребенка, что мусор наносит вред природе, научить их правильному обращению с мусором.

Научить детей правильно сортировать мусор решили через проектную деятельность. Не лишней информация о разделении мусора будет и для родителей воспитанников.

Гипотеза: Если каждому человеку не бросать мусор, где попало, а сортировать и выбрасывать в отведенных местах, то можно избежать экологического загрязнения планеты Земля.

Цель проекта: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы

Задачи проекта:

  • расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;
  • формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
  • формировать умение сортировать мусор при его сборе;
  • стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
  • развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

Задачи работы с родителями:

  • Ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта.
  • Предоставить консультативный        материал        для        проведения        бесед        с детьми.
  • Побуждать к совместной деятельности с детьми по теме проекта.
  • Формирование        активной        заинтересованности        родителей        в экологическом образовании детей.

Ожидаемые результаты

Для детей: привитие детям экологической культуры; ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.                                

Для педагогов:  повышение профессионализма;   внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.                                                                                              

Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; самореализация.

Продукты проекта:

Педагоги:        экологические буклеты         для        родителей        «Мусор        раздели сегодня, сделай чище Подмосковье!»

Дети (коллективная работа): плакат  «Мусор разделяем, планету сберегаем

Родители: Совместная с детьми акция «Разделяем дома мусор»

Формы работы:

  • словесные (беседы, рассуждения);
  • наглядные (иллюстрации, картинки, презентация, просмотр м/ф);
  • метод проблемного изложения (проблемная ситуация и ее решение);
  • практические (раскраски, рисунки, поделки).

Форма        проведения        итогового        мероприятия        проекта:        

экологический досуг «Защитим природу от мусора».

Значение проекта для всех его участников:

Дети: получают и закрепляют на практике полученные знания.

Педагоги: продолжает осваивать метод проектирования.

Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми и воспитателем, подготавливают материал для обучения своих детей.

Этапы реализации проекта:

  1.  Этап – подготовительный.
  • Определение темы проекта, постановка цели и задач.
  • Определение и формулировка ожидаемых результатов.
  • Подбор литературы и демонстрационного материала по теме проекта.
  • Разработка конспектов бесед и занятий.
  • Изготовление дидактической игры «Сортируем мусор»
  • Подготовка        презентации:        «Мусор:        как        появился        и        куда        делся?»
  1. Э тап - основной (практический)
  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников
  1.  Этап – заключительный
  • Оформление выставки из бросового материала «Мусорные фантазии»
  • Экологический досуг «Защитим природу от мусора».
  • Обобщение педагогического опыта, создание презентации по проекту.

План мероприятий

Образовательная

область

Виды детской

деятельности

Осуществляемая        совместная

деятельность

Речевое развитие

Развитие речи

Рассматривание        серии сюжетных картинок «Береги природу», «Уборка мусора»

Беседа по картинам.

Экологические сказки о мусоре:

«Сказка про хламище- окаянище», «Зайчик и Медвежонок», «Маша и Медведь», «Нет места мусору»

Познавательное развитие

Экспериментальная

ООД   «Сортируем  мусор  –

спасаем планету»

Беседы:  «Чем  опасен  мусор»,

«Можно ли мусорить дома и на улице?», «Куда выбросить фантик».        Просмотр презентации «Мусор: как появился и куда делся?»

ООД   «Сортируем  мусор  –

спасаем планету»

Беседы:  «Чем  опасен  мусор»,

«Можно ли мусорить дома и на улице?», «Куда выбросить фантик».        Просмотр презентации «Мусор: как появился и куда делся?»

«Рассортируем мусор», «Как ветер разносит мусор».

Ознакомление со свойствами бумаги, стекла, резины, пластмассы.

Социально- коммуникативное развитие

Коммуникативная

Игровая

Трудовая

Свободное        общение:        «Как поступить», «Что такое хорошо –        что        такое        плохо». Ситуативный                разговор:

«Соблюдаем чистоту в группе». Решение проблемной ситуации:

«Что произойдет, если мы не будем убирать мусор»?

Тематической прогулка:

«Чистый участок нашего детского сада».

Наблюдение на прогулке за мусоровозом. Наблюдение во время прогулки за работой дворника

Сюжетно-ролевые        игры:

«Помощники», «Научим ребят и зверят чистоте»

Дидактические игры: «Собери мусор правильно», «Сортируем мусор»,        «Что   лишнее?»,

«Хорошо-плохо»,        «Собери картинку»

Трудовые поручения: «Помощь малышам в уборке участка от мусора», «Уборка группового участка», «Уборка в групповом помещении»

Художественно- эстетическое развитие

Продуктивная

Совместное        творчество плаката «Мусор разделяй – природу охраняй» Рисование комочками бумаги «Воздушные шары» Раскраски «Мир природы»

Физическое развитие

Двигательная

ОБЖ

Подвижные        игры:        «Поможем Кате        собрать фантики», «Добеги до бака», Соревнование: «Кто быстрее соберет мусор в ведра» Физкультминутка «Мы        по городу шагаем

Опасные ситуации в природе.

«Почему нельзя мусорить»

Работа с родителями:

  • Консультация        для        родителей        «Экологическое        воспитание        детей        в семье»
  • Консультация для родителей «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен
  • Экологические памятки для родителей
  • Советы родителям: «Что можно сделать в домашних условиях из старой бумаги/макулатуры»

Участие родителей в реализации проекта

  • Предложить родителям прочитать        детям книги об охране природы, посмотреть мультфильмы по данной теме
  • Привлечение родителей к изготовлению совместно с детьми поделок из бросового материала «Мусорные фантазии»
  • Экологическая газета для родителей «Мусор раздели сегодня, сделай чище Подмосковье!»
  • Домашняя акция «Сделай сам, и научи другого»

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

иллюстрированный материал;

дидактические игры;

настольно – печатные игры;

мультимедийное оборудование, фотоаппарат;

Данный проект – это ещё одна попытка расширить кругозор не только детей, но и взрослых. Совместная работа педагогов, родителей и детей  окажет большое влияние к проявлению заботы об окружающей среде и желанию защитить свою планету от гибели, дети и взрослые поймут, что нельзя бездумно выбрасывать мусор. Его нужно сортировать дома и складывать в специальные контейнеры. А еще бросовый материал можно использовать для изготовления разных поделок.

Литература:

  • Дыбина        О.        В.        Неизведанное        рядом.        Занимательные        опыты        и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Малофеева        Н.        Н.        Большая        энциклопедия        природы        для        детей.
  • /Межкнига, 1994г
  • Рыжова Н. А. Экологическая тропинка в детском саду.- М: Линка –
  • Пресс, 200
  • Интернет ресуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Познавательно-исследовательский проект: «Что за чудо эти перья?» Исследовательские свойства пера

Актуальность: Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и  представления   детей о птицах;  о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.Цель...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ "Развитие познавательных способностей детей путём создания мини-музея: «Моя лошадка» (познавательно-исследовательский проект)"

         Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа ...

Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...