Сказкотерапия в помощь родителям и малышам
консультация (младшая группа)
В данной работе мы предлагаем сказки , сочиненные для детей и вместе с детьми. Каждая сказка помогает решить определенную проблему, чему-то учит детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_sochinennye_v_pomoshch_detyam_i_vmeste_s_detmi.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия в помощь родителям и детям.
Сказки могут сопровождать малыша везде: дома, на улице, в садике, за приемом пищи —и всегда, когда взрослый захочет и сможет добавить в свое общение с ребенком немного творчества и фантазии. У сказки практически безграничные возможности. С ее помощью можно дать совет, помочь увидеть проблему с другой стороны, помочь ребенку самостоятельно ответить на свои вопросы, дат информацию, которую ребенку было бы трудно воспринятьбез сказочной обертки. Мы с радостью поможем и родителям, и коллегам в этом вопросе-придумывании сказок совместно с ребенком. Ведь придумать сказку очень просто —попробуйте, начните, скажите первые слова, и сказка подхватит вас и малыша и унесет в страну детства,где возможны любые чудеса.
Ребенок от двух до трех лет.
Постепенно, по мере развития ребенка, происходит переход действия от совместного к самостоятельному. За взрослым сохраняются контроль и оценка выполняемого ребенком действия, они и составляют содержания общения ребенка и взрослого.
В этот период ребенку очень важно , чтобы мама разделила его восторг от того, например, что брызги в ванной разлетаются во все стороны. Или руки, перепачканные краской, оставляют необыкновенно красивые следы на обоях. То есть действия с предметами интересны не только сами по себе, но и как способ привлечения внимания взрослых.
В этом возрасте ребенок уже может проводить параллели между собой и сказочным героем, корректировать действия героя, вносить свои дополненияв развитие сюжетной линии. Поэтому сказка, сочиненная совместными усилиями, помогает поддерживать эмоциональный контакт между мамой и ребенком, выполняет развивающую, воспитательную, обучающую функции,
а также решает профилактические и подготовительные задачи. При помощи такой сказки ребенка можно подготовить к какой —либо неприятной, но неизбежной процедуре, например, к маминой командировке или визиту к стоматологу.
В процессе подготовки и сочинению сказки можно выделить несколько этапов.
Первый этап—выбор сложной ситуации, предположим, это поход в поликлинику на прививку. Ребенок знает о предстоящей процедуре, беспокоится, переживает, говорит, что останется дома. Маме хотелось бы избежать «предварительных капризов», иметь возможность сказать ребенку правду: «будет больно», спокойно пережить саму процедуру прививки и сохранить при этом хорошие взаимоотношения.
Следующий этап—выбор героев сказки. Как слушают дети искусного рассказчика? Они буквально «входят» в сказку, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость,горе, страх и триумф победы. Дети одновременно слышат голос рассказчика, перед их глазами проходят образы и картины сюжетной линии рассказа и они физически и эмоционально «проживают» все сюжетные перепитии. Это очень ответственный этап. Ребенок должен ассоциировать себя с главным героем , и в то же время иметь возможность дистанцироваться от него при желании: «...это ведь не со мной происходит, а с ним...».
Желательно, чтобы мамы и других значимых людей из окружения ребенка тоженашлись роли в сказке. Это важно в том случае, если есть желание регулярно использовать сказку в качестве терапевтического приема. Оптимально в такой ситуации подходит семья каких-либо забавных существ, известных по игрушкам, книжкам, мультфильмам: зайчиков, колобков, грузовичков-выбор зависит исключительно из симпатий ребенка.
Вовлечение ребенка в сказку достигается тем, что в ключевых моментах рассказа мама может задавать ребенку вопросы, на которые необходимо ответить герою, или выполнить соответствующее действие, как это показано в приведенной ниже
Мы предлагаем вашему вниманию несколько сказок, которые мы сочинили для детей и вместе с детьми 3 лет. Они помогут детей подвести к мысли, что нельзя обижать друзей, нужно обязательно чистить зубки, чтобы они никогда не болели и другие.Длязакреплениярезультаталучшеиспользоватьсразунесколькометодов: чтение вслух, разыгрывание в лицах или игрушках, рисование по мотивам сказки.
Приключения Топтыжки
История 1.
Давайте познакомимся!
Приветик! Я — медвежонок. Мне 2 года и я, хоть еще и маленький, но очень веселый и общительный. И имя у меня красивое и веселое — Топтыжка. Приятно познакомится!
Я ищу новых друзей. И мама мне посоветовала поискать их в детском саду. Вот я и пришёл в садик к маленьким ребяткам.
Они такие милые и забавные. Малыши пригласили меня почаще приходить к ним в гости. Я так рад! Я спросил у мамы и она мне разрешила.
Малыши показали мне свои игрушки, научили,как ими играть. А еще я побывал на музыкальном занятии. Красота! Столько музыки, песен, игр.
А как ребятки танцевали, у меня самого лапки просились в пляс. Я попробовал, но у меня пока ничего не получилось.
А ещё в группе есть и взрослые тёти -воспитатели и их помощницы. Они очень любят своих малышей и ,я надеюсь, полюбят меня и разрешат мне почаще играть с детьми
Моя мама — медведица говорит, что со мной постоянно приключаются разные истории. Говорит, это потому, что у меня неусидчивый характер. Я всегда хочу все знать и мне все интересно. Вот я подумал и решил, что буду рассказывать малышам самые главные свои истории. А тёти воспитатели мне помогут. Я очень надеюсь, что мои истории многому научат моих новых друзей — малышей.
Приключения Топтыжки.
История 2.
Ребята, давайте жить дружно!
Однажды со мной такое приключилось... Я даже испугался!
Я очень люблю своих друзей и знаю, что их нельзя обижать. Но в этот день со мной что — то произошло. К нам в гости пришли знакомые со своим медвежонком. Он был старше меня, и был шумным, много кричал. Он много кричал, бегал по лесной полянке, гонялся за моими друзьями-ежиками, кидался шишками в сестричек — белочек, даже дразнил волчонка Петю.
Мама сказала, что дурной пример заразителен, вот он и заразил меня своим настроением. Я тоже начал делать так же. Медвежонок с родителями уехал,а я и не думал останавливаться. И даже начал задирать и обижать своего лучшего друга — медвежонка Жору. Он испугался, залез на дерево, но не удержался и упал, повредив при этом лапку. Мама пожалела его, а меня строго сказала: -Как тебе не стыдно, Топтыжка! Разве можно обижать друзей?
Она взяла меня за руку и отвела в мою комнату в берлоге. Я успокоился и незаметно для себя уснул.
А проснулся на ветке дерева. А под деревом стоят все мои друзья. Они дразнят меня, обижают. Я так сильно испугался, что не удержался и упал. У меня сильно заболела лапка,а рядом стоял медвежонок Жора и смеялся надо мной. Мне было больно, но больше всего мне было обидно, что меня обижали мои друзья. Стало так грустно и захотелось домой.
К маме! Я побежал искать свою берлогу... и проснулся — оказывается, я лежал на на своей кроватке. Это был очень страшный сон!
На следующий день я сбегал к другу Жоре и попросил у него прощения за то, что обидел его. Мама похвалила меня и сказала, что я все правильно сделал.
Мы весь день играли с Жорой.
И я понял для себя,что никогда не надо обижать других и уметь вовремя попросить прощения, если чем — то обидели.
Приключения Топтыжки.
История 3.
Королева Зубных щёток.
Когда я был еще совсем маленьким — ну, совсем давно, я очень не любил чистить зубы. А это надо было делать и утром, и вечером.
И вот однажды, когда я чистил зубы, то случайно уронил зубную щётку. Тут меня позвала мама кушать . И я вместо того, чтобы поднять щётку, пнул её ногой под ванну. И забыл пронеё. А утром не стал искать щётку и зубы не почистил. И вечером не почистил, просто лёг спать.
И вот когда я спал, слышу, кто-то зовёт меня:
-Топтыжка, проснись! Тебя зовёт Королева зубных щёток.
Я открыл глаза и увидел маленького человечка. Он был похож на мой зубик. Такой зубик с маленькими ручками и ножками.
- Топтыжка, здравствуй! Я — Дентик, зубной человечек. Тебя хочет видеть наша королева. Я отведу тебя к ней.
Дентик был очень печален и рукой держался за щёчку. Он взял меня за руку, и мы оказались в большой и очень красивой комнате. Я увидел самую красивую тётушку, похожую на зубную щётку, и понял, что это Королева.
Она спросила у других зубных щёток:
-Все ли вы заняты делом? У всех ли есть работа — помогать всем следить за своими зубами?
-Да, мы все работаем не покладая рук, чистим зубы тщательно и боремся с микробами во рту — пропели зубные щетки. И только самая маленькая щетка промолчала , и из её глаз полились слёзы.
-Что с тобой, дорогая? Почему ты плачешь?-спросила Королева.
- я чистила зубки одному медвежонку, а он меня не любил и , в конце концов, бросил меня под ванну. Я ему теперь не нужна. А у медвежонка ещё такие некрепкие зубки, ему нужна моя помощь. Боюсь, что скоро с его зубками случится несчастье.
- Хорошо, не переживай. Я тебя сейчас познакомлю с этим медвежонком. Медвежонок Топтыжка, подойди ко мне,-сказала Королева.
Как же мне стало стыдно! Мне кажется, я весь покраснел. Дентик подвел меня к Королеве.
- -Здравствуй, Топтыжка. Мы тебя очень ждали,-сказала Королева зубных щёток.-Познакомься, это твоя зубная щётка, её зовут Жемчужинка. Она очень переживает за твои зубки.
- Я Топтыжка,-сказал я Жемчужинке.- Давай с тобой дружить. Я теперь всегда буду чистить зубы и никогда не буду плохо поступать со
своей зуюной щёткой.
- ну, вот и хорошо, я рада, что ты всё понял. Чистить зубки и утром, и вечером-очень важно, тогда они будут крепкие и здоровые. И Дентик всегда будет здоров и не заболеет,-сказала Королева зубных щёток.
Она взмахнула рукой, и я снова оказался в своей кровати.Я тут же побежал в ванную и стал искать на полу свою зубную щётку. Но щётка уже стояла в своем стеклянном стаканчике. И мне показалось, что она мне подмигнула. Я взял её и хорошенько почистил зубки. Вот я и познакомился с Королевой зубных щёток и теперь всегда дружу со своими зубными щётками.
Ведь я так хочу, чтобы зубки были крепкими и здоровыми, а для этого надо зубы чистить по утрам и вечерам.
Приключения Топтыжка
История 5.
Сказочные сновидения Топтыжки.
Привет, ребятишки! Сегодня я хочу вам рассказать, как мама научила меня спокойно укладываться в кроватку на ночь и засыпать.
Раньше, когда мама меня ложила спать, я не хотел засыпать. Я кричал, пищал, топал ножками. Мне хотелось ещё бегать, играть, а мама укладывала меня в постель.
Как-то раз мама мне сказала:
-Ложись, закрывай глазки и к тебе придет в гости волшебная сказка. Ты ведь мне её потом расскажешь.
Мне стало интересно. Я лёг, закрыл глаза, а открыл их на большой поляне. Вокруг меня друзья водили хоровод и пели песню:
Как на Топтыжкин день рожденья
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой низины.
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай.
Кого хочешь выбирай.
Мы любим, конечно, всех,
А Топтыжка лучше всех.
Они радовались, смеялись. Начали меня обнимать, качать.
И я, наконец, понял- это моё день рождения.
А мне уже начали дарить подарки. Подарили мне мяч, воздушный шар, много интересных вешей. А друг Жорик подарил целый горшочек мёда.
До вечера мы пели, играли, веселились. А потом все разошлись по домам. Ах, какой же хороший праздник-день рождения!
Я проснулся и сразу спросил у мамы:
-А где мой горшочек мёда, который мне подарил Жорик?
Мама удивилась:
-Так,так,так! Что тебе такое интересное тебе приснилось?
Я маме рассказал свой волшебный сон.
И знаете, я понял: спать совсем не скучно, а очень даже весело. Ведь даже во сне можно веселиться с друзьями и даже получать подарки!
Я решил: больше не буду капризничать, когда мама укладывает меня спать. Ведь меня ждут такие волшебные сны.
Все эти истории мы сделали и оформили отдельными книжками с иллюстрациями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безопасность малыша дома!!! В помощь родителям!
Безопасность малыша до 3 лет — это полностью зона ответственности его родителей и остальных взрослых, находящихся рядом с ним. Около 3 лет у ребенка наступает возраст «Я сам!» — он начинает прини...
В помощь родителям малышей 2-3 лет.Развиваем мелкую моторику рук!
В данной публикации мне бы хотелось расказать родителям малышей как можно с пользой для них играть со своими детишками,а заодно и развивать их мелкую моторику рук!Не для кого не секрет,что именно чере...
Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада
Примерный план проведения беседы с родителями в рамках первой встречи. Причины определения ребенка в детский сад и родительские ожидания, связанные с этим; вероятность реализации ожиданий родите...
Про шлепки. Оказание помощи родителям в определении следует наказывать малыша,используя физическую силу.
Как помочь малышу правильно себя вести....
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....
Программа оказания психолого-педагогической помощи родителям и их детям в возрасте от 1 до 1,5 лет, неохваченных дошкольным образованием. (группа кратковременного пребывания) «Ясли для малыша-школа для мамы»
Программа нацелена на оказание психологической и педагогической поддержки родителям и детям, не охваченным дошкольным образованием на укрепление здоровья ребенка, поддержание у не...
Консультация для родителей "Сказкотерапия в помощь родителям."
Рекомендации родителям для проведению сказкотерапии...