Семинар - практикум "Учимся играя"
методическая разработка

Окотэтто Венера Николаевна

Семинар - практикум "Учимся играя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_uchimsya_igraya.docx379.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новопортовский детский сад «Теремок»

                                                             Семинар-практикум для педагогов

             «Учимся играя»

C:\Users\Маша\Desktop\Журнал работы 2021-2022 подготов гр\Статьи\Роботы помощники ОВН сентябрь\Статья\DSC_0646.JPG

                                                2019 год

Цель: Ознакомление педагогов с методами и приемами работы по расширению словаря у дошкольников в ДОУ.

Задачи: Уточнить и закрепить знания педагогов о компонентах речи.

Познакомить с методом расширения словаря детей с помощью «семантического поля».

Преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.

                                             Ход семинара:

Педагог: Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Кто как не мы знаем, что у детей нашего сада не достаточно развита речь. По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

  • короткие связные высказывания;
  • непоследовательность при передаче содержания знакомого текста;
  • уровень информативности высказывания очень низкий и т.д.

Это все следствие бедного словаря.

Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, в чем заключается ее волшебная сила. она является и игровым методом обучения детей и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 Только в игре развивается речь детей и пополняется словарный запас слов

 и сегодня хочу познакомить вас с интересными приемами накопления словаря.

А начнем мы с вами с мозгового штурма: «На вопросы -не зевай, очень быстро отвечай!»

  • Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (предложение).
  • Непостоянный морфологический признак глагола (лицо)
  • Должностное лицо, руководящее детским садом (заведующая)
  • Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения (антонимы)
  • Слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектные)
  • Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов (суффикс) 
  • Все слова языка (лексика)
  • Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова (семантическое поле)
  • Группа живущих вместе близких родственников (семья)
  • Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)
  • Часть слова без окончания (основа)

Теперь попробуем перевести пословицы на русский язык.

 Как в русском языке звучат пословицы:

  1. Сын леопарда -тоже леопард (яблоко от яблони недалеко падает).
  2. Верблюда под мостом не спрячешь (шило в мешке не утаишь).
  3. Молчаливый рот -золотой рот (слова -серебро, а молчание золото).
  4. Ошпаренный петух от дождя убегает (обжегшись на молоке, дует на воду).

Семантическое поле - это совокупность слов, составляющих тематический ряд, вокруг слова.

В процессе высказывания для ребенка очень сложным является подбор

слов, т. е. «выбор ближайшего значения слова».

 С помощью семантического поля мы можем пополнить словарь ребенка, т.к. любое слово обладает пучком прямых и переносных значений. 

Послушайте стихотворение, и скажите, какое слово стало разрастаться?

Вот из сада вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет,

Очень интересно гулять в саду словесном.

Построим «семантическое поле» слова сад. 

На макет дерева вывешиваются картинки - листья.

Слово сад - корень дерева.

Молодые растения, которые выращивают в защищенном грунте - рассада. 

Высаженные в землю молодые деревья, растения, овощи - посадки.

Человек, занимающийся разведением сада- садовод.

Человек, который следит за порядком в саду- садовник.

Отдельное поселение, комплекс жилых и хозяйственных построек -усадьба. 

Вот сколько слов - листьев выросло на нашем дереве от одного слова сад.

А теперь попробуем расширить свой словарный запас слов с помощью «семантического поля» вокруг слова ЗАЯЦ.

Подумайте, какими словами можно сказать о зайце?

  1. Подбираем слова синонимы: косой, трусище, трусишка, хваста, длинноух и другие.

Когда мы говорим эти слова, мы представляем себе зайца.

  1. Расскажите, кто живет в его избушке подбираем слова родственники:

зайчиха, зайчата, зайчонок, заинька, заюшка, зайчишка

  1. Какой он? (боязливый, резвый, разумный. заботливый.

незаметный, трусливый, храбрый, смелый, забавный, быстрый, чуткий, музыкальный, осторожный, ловкий)

  1.  Что умеет делать «заяц» (кувыркаться, спасаться, удирать, петлять, затаиться, разогнаться, замереть, запутать, прыгать, залечь, барабанить (по пеньку), визжать, скакать)

Данный метод позволяет детям научиться:

• выделять общий понятийный признак;

• осуществлять классификацию на основе существенных свойств;

• проявлять четкие представления о родовидовых отношениях;

• дифференцировать понятия;

• точно понимать значения слов;

• подбирать синонимы и антонимы.

Сейчас проведем игровое упражнение «Давай познакомимся?

 Упражнение выполняется в кругу, каждый участник получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: скажите, пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке. В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. После этого по цепочке все знакомятся.

Шушаника Минична

Глориоза Провна

Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична

Маркелина Ермилинична

Феосиния Патрикеевна

Геновефа Иркниевна

Беата Нифонтовна

Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна

Препидивна Аристидовна

Вестита Евменьевна

Ермиония Питиримовна

Поиграем в игры дидактические игры с которыми вы играете с детьми старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Продолжи предложение» - уточнение представлений о зиме и других временах года, активизация словарного запаса, развитие связной речи.
Ход игры: 

Воспитатель начинает предложения, ребенок заканчивает и поясняет свой ответ
Если зимой день короче чем весной, то весной…
Если дерево выше скамейки, то скамейка…
Если к кормушке прилетело больше синичек, чем воробьев, то синичек…

Если деревянная горка выше ледяной, то ледяная…
Если летом теплее чем осенью, то осенью…

Дидактическая игра «Закончи пословицу о зиме»

 Цельзнание пословиц и поговорок о зиме, развитие памяти и внимания.
Ход игры:
Воспитатель начинает пословицу о зиме, дети заканчивают. Играть можно двумя командами детей. Выигрывает та команда, которая лучше запомнила пословицы и поговорки.
Примеры пословиц и поговорок о зиме:

Береги нос в большой           мороз.
Год кончается, а зима            начинается.
Декабрь год кончает, а зиму        начинает.
Мороз невелик, да стоять            не велит.
Январь - году начало, зиме         середина.
Не тот снег, что метет, а тот, что              сверху идет.
В зимний холод -  всякий           молод.
В одну ночь зима       становится.

Воспитатель постоянно находится в поле зрения ребенка, является важным источником из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи.  В какие бы игры не играли наши воспитанники, будьте не рядом, а вместе с ними.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Дидактические игры детей дошкольного возраста"

Теоретический семинар для воспитателей ДОУ...

Семинар – практикум «Игра для подготовки к школе»

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе. Форма проведения; семинар-практикум. Основная мысль - социально-личностная готовность к школе через игры на самостоятельность и произ...

Семинар – практикум «Игра для подготовки к школе»

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе. Форма проведения; семинар-практикум. Основная мысль - социально-личностная готовность к школе через игры на самостоятельность и произ...

Семинар-практикум «Играем в подвижные игры»

семинар- практикум для педагогов...

Семинар – практикум «Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)

Семинар – практикум «Игра как средство развития речи  у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)1 слайдПроблема развития речи детей ...

Семинар - практикум: "Играем в подвижные игры вместе"

Семинар - практикум для родителей на тему: "Играем в подвижные игры вместе"...

Семинар - практикум "«Играем дома. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук»

Предоставить родителям практические рекомендации по применению игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук....