Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Елисеева Елена Валерьевна

Воспитание патриотизма в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного развития.

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной. Способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решения?

 Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ начинается уже с младшего возраста, но т.к. дошкольники первой младшей группы не способны воспринять понятие «город» или «страна». На этом этапе воспитатель в форме беседы подводит ребят к пониманию смысла подобных слов, а уже в 3-4 года у ребёнка происходит формирование духовно-нравственной основы, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Работа по теме идет во время проведения праздников, когда педагог обращает внимание ребят на красиво украшенные улицы, красоту городского пейзажа. На занятиях с группой обсуждается, что произвело наибольшее впечатление. Культура народа доносится через сказки, потешки, игры, изучение предметов народно-прикладного творчества. С детьми самого младшего возраста на базе ДОУ реализуется программа по духовно-нравственному воспитанию, лежащему в основе патриотизма. Ребенок постепенно приходит к выводу, что для того, чтобы реализовать себя как личность, необходимо много учиться, потом работать. Именно так можно помочь любимому городу и стране стать процветающими. От него зависит, насколько благополучной будет жизнь родных, всех друзей, знакомых. В свою очередь, стабильность страны делает жизнь каждого радостной и интересной.

Во второй младшей группе формируются:

·        представления о добрых поступках;

·        благожелательные взаимоотношения в группе;

·        представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.

 Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.

Цель и задачи нравственно-патриотического воспитания, следующие:

· формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

· воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

· формирование бережного отношения к природе и всему живому;

· развитие интереса к русским традициям и промыслам;

· формирование элементарных знаний о правах человека;

· знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Блок «Мой детский сад»

Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят и заботятся о них. Вместе с детьми необходимо осмотреть группу и её помещения, познакомить с помещениями детского сада и их назначением. Детей необходимо учить называть работников детского сада по имени и отчеству. Знакомить с трудом взрослых. В дни праздников вместе с детьми рассматривать красочное оформление детского сада, формировать у них чувства сопричастности к жизни дошкольного учреждения. Целесообразно подключать детей к оформлению своей группы и других помещений детского сада.

Блок «Моя малая Родина»

Формировать представления детей о родном крае, о малой Родине, рассказывать о самых красивых местах края. Во время прогулок экскурсий учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Подбирать познавательный материал, содержание которого, в наибольшей мере будет способствовать воспитанию нравственно – патриотических чувств. Развивать познавательный интерес к истории культуры малой Родины.

Блок «Культура и традиции»

Знакомить детей с бытом и традициями родной страны. Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимство, почитание родителей. Знакомить с видами устного народного творчества: считалочки, пословицы и поговорки, загадки, потешки. Знакомить с историей возникновения народных игрушек.

Блок «Будем Родине служить»

Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск. Рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Прививать детям такие важные понятия, как «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д.

Предлагаю вашему вниманию материал, который  систематизирован и представлен в виде перспективного планирования. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, игры-беседы, игры-инсценировки, интерактивные игры и т.д.

Планирование игровой деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Месяц

Тема, цель, задачи

Блок

Сентябрь

Дидактическая игра «Кто главный?»

Учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Подвижная игра «Сбор урожая»

Развитие быстроты, внимания; продолжать обогащать знаниями о традициях празднования народных праздников; вызвать положительные, радостные эмоции у детей.

Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?»

Уточнить и закрепить знания детей о родном городе.

Интерактивная игра «Что нам осень принесла?»  

Воспитывать любовь к прекрасному, к природе, Родине. Развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться.      

Семья

Культура и традиции

Моя малая родина

Культура и традиции

Октябрь

Дидактическая игра «Как зовут членов семьи»

Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Игра-беседа «Маленький капитан»

Обогащать знания детей о моряках; формировать патриотические чувства.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Интерактивная игра «Экскурсия по детскому саду»

Знакомить детей с трудом работников детского сада; воспитывать уважение к труду взрослых.

Моя семья

Будем Родине служить

Моя семья

Мой детский сад

Ноябрь

Игровая ситуация «Маленькие помощники»

Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада»

Знакомить детей с трудом работников детского сада; вызвать интерес к работникам различных профессий. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Игра – путешествие «Мой город»

Формировать понятие «город», воспитывать любовь к городу, в котором ты живешь.

Интерактивная игра «У каждой вещи свое место»

Познакомить детей с правилом "Каждой вещи - свое место"; выяснить, знают ли дети расположение игрушек и вещей в группе, необходимых для самостоятельной деятельности.

Моя семья

Мой детский сад

Моя малая родина

Мой детский сад

Декабрь

Подвижная игра «Мы повесим шарики»

Развитие быстроты, внимания; формирование у детей понятие о русских народных традициях.

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Учить детей принимать на себя роль мамы и папы; учить играть небольшими группами, объединив их в один сюжет; воспитывать у детей активность в игре, творческую инициативу, умению правильно распределять роли

Словесная игра «Где это находится?»

Формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться в районах города, продолжать формировать знания о достопримечательностях родного города.

Интерактивная игра «Рождество»

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; раскрыть смысл праздника Рождества Христова и важность этого события в жизни каждого человека.                    

Культура    

и традиции

Моя семья

Моя малая родина

Культура                 и традиции

Январь

Дидактическая игра «Моя мамочка»

Находить свою маму среди других людей; понимать и употреблять в активной речи имя существительное «мама»; имена прилагательные «красивая» «хорошая».

Игра-беседа на тему «Всё ли у нас в порядке в группе»

Стимулирование желания поддерживать порядок в группе; формирование стремления беречь труд взрослых и бережного отношения к игрушкам, книгам, вещам.

Игра — развлечение «Кот Васька»

Знакомить детей с русским народным фольклором: песнями, играми; знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми. Развивать речь, память, познавательную и двигательную активность. Воспитывать любовь к животным.

Интерактивная игра «Цыпленок и его семья, или как цыпленок семью искал» 

Формировать представления о семье на примере семей диких и домашних животных, о том, что, никто не должен разлучать ребенка с родными; вызывать желание говорить о своих близких.                                                            

Моя семья

Мой детский сад

Культура

и традиции

Моя семья

Февраль

Дидактическая игра «Моя семья»

Формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова.

Игра-беседа «Летят самолёты»

Дать понятие о празднике День защитников Отечества, воспитывать чувство гордости за наших славных лётчиков; учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал воспитателя и начинать движение только после словесного сигнала; учить детей ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.

Дидактическая игра «Ты расскажи, а мы отгадаем»

Закрепление представлений о профессиях сотрудников детского сада, знания их имён; развитие умения составлять небольшие описательные рассказы, сообразительности.

Игровая деятельность «Сильные и смелые»

Цель: способствовать формированию мужских качеств: силы, ловкости, быстроты.

Моя семья

Будем Родине служить

Мой детский сад

Будем Родине служить

Март

Сюжетно-ролевая игра «Ждем бабушку в гости»

Закрепление знаний о культуре поведения в случае, когда приходят гости; воспитывать дружеские отношения, вежливость, гостеприимство; учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью.

Словесная игра «Если бы не было…»

Закрепление представлений детей о роли людей разных профессий, работающих в детском саду.

Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»

Воспитывать любовь к устному народному творчеству; формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках. Развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.

Интерактивная игра «Широкая Масленица»

Формировать у детей понятие о русских народных традициях и обычаях, о праздновании Масленицы; знакомить с русским народным фольклором; воспитывать и пробуждать интерес к истории и культуре Росси.          

Моя семья

Мой детский сад

Культура

и традиции

Культура

и традиции

Апрель

Игра-драматизация «Петушок и его семья»

Формировать представления о семье на примере семьи Петушка; показать заботу родителей о своих детях; воспитывать любовь к родному языку, знакомить детей с фольклорными произведениями.

Дидактическая игра «Дверная скважина»

Формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе, развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста, воспитывать интерес к родному городу.

Подвижная игра «Снайпер»

Выработка меткости, четкости и координации движений.

Интерактивная игра «Путешествие по разноцветной земле»

Познакомить детей с природой нашей страны, дать представление о хвойном лесе, его обитателях; воспитывать интерес к природе родной страны, любовь и бережное отношение к природе.                                              

Моя семья

Моя малая родина

Будем Родине служить

Моя семья

Май

Подвижная игра «Курица и цыплята»

Показать заботливое отношение мамы к своим детям, создать положительное эмоциональное отношение к своим детям.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»

Уточнение представлений детей о профессиях сотрудников детского сада, об инструментах, принадлежащих людям данной профессии; развитие речи.

Подвижная игра «Перестрелка»

Развитие умения взаимодействовать в команде, меткости и ловкости.

Моя семья

Мой детский сад

Будем Родине служить

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Культурно - досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста».

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перем...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»

    Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». « Моя семья – это маленькое государство»

Семья – любви великой царство,В ней вера, праведность и сила.Семья  - опора государства,Страны моей, моей России!( И.Резник)Актуальность:  В младшем дошкольном возрасте у детей н...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна больша...

Картотека нравственно патриотических игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека нравственно –патриотических игр для детей младшего дошкольного возраста          Дидактическая игра «Кто главный?»...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством

В данном материале можно узнать с чего начать воспитание нравственно -патриотических чувств.Что относится к устному народному творчеству....