Методическая копилка
методическая разработка
Представление опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher_u_kamina.docx | 20.47 КБ |
igry.pdf | 289.14 КБ |
nosov_2.docx | 34.05 КБ |
opyt.docx | 18.74 КБ |
skazkoterapiya_-_odin_iz_vidov_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_1.ppt | 248 КБ |
razvivayushchaya_predmetno-prostranstvennaya_sreda_v_rechevoy_gruppe_a_1.pdf | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературно – музыкальный вернисаж
«Вечер у камина».
Цель: Содействовать обогащению знаний детей о творчестве русских и современных поэтов. Создать условия совершенствования сценической речи, актерского мастерства, творческих способностей детей.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Назначение: данный сценарий может быть полезен педагогам, музыкальным руководителям, педагогам дошкольного образования.
Ход мероприятия.
1 вед. Мне кажется, сегодня будет какой – то необыкновенный вечер!
2 вед. С чего вы это взяли?
1 вед. Предчувствие! Обязательно будет много гостей, музыки, свечи…
2 вед. Вы кого- то пригласили?
1 вед. Да! Талантливых и одаренных любителей поэзии!
2 вед. Сколько в этом ожидания, волнения…
1 вед. Музыканты, вы здесь? (музыкальная увертюра).Андрей Повилайтес.
Дворецкий. Все успеем, поверьте! (Зажигает свечи, подходит к окну).
Едут! Едут! Встречайте гостей! (уходит)
2 вед. Ворота открывайте скорей! Не пропали бы наши старания! (парами входят дети).
1вед. Гости, дорогие, не стесняйтесь! Поудобнее, располагайтесь! Я приглашаю вас в удивительный мир поэзии и музыки. В нашей гостиной мы услышим стихи, музыку великих композиторов, прикоснемся к творчеству гениального художника – В. И Сурикова.
Ребенок. Подождите! А у меня есть предложение! Давайте сегодня мы поговорим о прекрасном времени года – зиме!
2 вед. Хорошо! Сегодня наша литературно – музыкальная гостиная посвящена - Зимушке – зиме. Мы с вами попробуем расслышать, вместе с поэтами «язык» природы, увидеть с художником красоту зимнего пейзажа, услышать с композитором музыку зимы.
П. И. Чайковский «У комелька».
1 вед. И так заглянем же на странички современных и русских поэтов.
Александр Островский «Зима – портниха». Габбасова О. А.
2 вед. Белым покрывалом укутана от морозов и метелей земля. В белых шубах великаны не подвижно стоят. А нашей матушке – земле под снегом спать так сладко и тепло.
1 вед. Сколько снега намело! Все вокруг белым бело! Кто же щиплет щеки, нос. Ну, конечно же… А об это мы узнаем послушав стихотворение.
Ирина Осипова. «Сколько снега намело». Реч. «Б». Панов Егор.
2 вед. Удивительный художник у окошка побывал! Удивительный художник нам окно разрисовал… И о нем, друзья, узнаем, когда стихотворение прочитаем…
Нина Найденова. «Удивительный художник». Реч «Б». Андрела Валя.
1 вед. Зима – это всегда событие для души поэта, хотя для каждого свое…
И если поэты посвящают ей свои стихи, то художники стараются передать все великолепие зимней красоты в своих картинах. Сегодня мы увидим репродукции великого русского художника, нашего земляка – сибиряка В. И. Сурикова. 24 января ему бы исполнилось 170 лет (репродукции картин).
2 вед. О, сколько радости и удовольствия доставляет детям зима. Она по- своему прекрасна и нежна.
Лариса Касимова. «Любимая зима». Реч «Б». Филиппов Миша.
1 вед. Невозможно без восхищения смотреть на бескрайние синие просторы, на искрящийся снег на белоствольных березах.
Сергей. Есенин. «Белая береза». Реч. «Б». Володина Ксения.
2 вед. Не только поэты и художники, но и композиторы посвящали свои музыкальные произведения времени года – зиме. Давайте послушаем произведение Впадимира Шаинского «Вальс снежинок» и посмотрим танец снежинок. За окном метет метель, а в нашей гостиной тепло, уютно и ощущение душевного комфорта.
Владимир Шаинский «Вальс снежинок», танец снежинок.
1 вед. Среди заснеженных деревьев черной точкой виден одинокий возок. Трусит лошадка… Монотонно поют полозья.
Николай Некрасов. «Мужичок с ноготок». Реч. «Б».
Беспалов Александр и Берятко Степан.
2 вед. Вези меня, ледянка в детство, где мне еще не больно падать, где мандарины пахнут елкой, где счастье – если мама рядом!
Пиония Вишняк. «Ледянка». Филиппова Н. В.
1 вед. А какие замечательные стихи написаны про зимние забавы, праздники, игры…И так
Николай Фет. «Мама глянь – кА из окошка». Терская Н. А. и Терский Артем.
2 вед. Юрий Кушак. «Снежная баба». Реч. «Б». Арсений Линдсаар.
1 вед. А. Л. Барто. «Дело было в январе». А прочитают это стихотворение Поскотин Кирилл и его мама Ирина Анатольевна. Реч. «А».
2 вед. Ирина Токмакова. «Куда в машинах снег везут?» Реч. «А» Мирошин Артем.
1 вед. Л. Дьяконов. «Щенок и снег». Реч. «А». Хохлов Матвей.
2 вед. Зима прекрасна и нежна, но бывает, сурова она. Особенно тяжело птицам зимой, покормите их, обогрейте теплом и душой.
А. Яшин. «Покормите птиц» Тесленко Арсения.
1 вед. На нашу встречу, мы пригласили, нашего друга и единомышленника, заведующую детской библиотеки имени Булгакова Гридину Веру Васильевну, ей слово.
2 вед. Вот и подошла к концу наша встреча. Хочется вам сказать, любите природу, а вместе с ней и поэзию.
1 вед. До новых встреч в нашей гостиной!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Литературный калейдоскоп
« Мы любим рассказы Николая Носова».
Цель – знакомство детей с творчеством Николая Николаевича Носова, воспитание интереса к его рассказам, которые учат читателей добру.
Оборудование. Выставка книг, портрет Н.Н. Носова, детские рисунки книжки - малышки, ДВД, стол находок.
Цитата. «Все герои Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру» (С.В. Михалков)
Ход праздника.
Хорошая книга –
Мой спутник, мой друг,
С тобой интересней,
Бывает досуг!
Мы время отлично,
Проводим вдвоём,
И наш разговор,
Потихоньку ведем.
Ты учишь правдивым,
И доблестным быть.
Природу, людей,
Понимать и любить.
Тобой дорожу я,
Тебя берегу.
Без книги хорошей,
Я жить не могу.
Ведущий. Добрый день, ребята! Надеюсь, день будет не только добрым, но и весёлым, потому что мы соприкоснемся с творчеством замечательного детского писателя. А кто это? Вы надеюсь, скажите сами.
Он детских книг творец! Ну, какой он молодец! Сколько книг смешных, чудесных - Написать он нам успел. Доброту и смех, и юмор - Показать он нам хотел. (портрет Н.Н. Носова)
Дети. Николай Николаевич Носов.
Ведущий. Николай Носов – один из самых известных детских писателей, рассказы его читали в детстве ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. В этом 2018 году ему исполнилось бы 110 лет. Он родился 23 ноября, в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте кинематографии. Он работал режиссёром, поставил немало мультипликационных фильмов. О том, чтобы стать писателем он не думал. Подрастал его сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили, которые могли приключиться с каждым из нас. Сегодня мы познакомимся со многими из них. Истории эти произошли с такими же ребятами, как вы.
А от вас требуется активное участие. В конце праздника мы определим самого активного ребенка.
Ведущий. Рассказы Носова весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные, забавные, поучительные.
Что появилось на ваших лицах, когда вы их читали?
Дети. Улыбка.
Ведущий. Весёлые рассказы вызывают у детей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Важно научиться видеть по - настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком – либо забавном случае. Вот послушайте, как Мишутка и Стасик придумывали забавные истории. Постарайтесь узнать, из какого рассказа этот отрывок?
- Я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я её, бац, кулаком, а она меня, цап, за голову – и откусила.
- Врёшь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шёл без головы?
- Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя!
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла.
Дети. “Фантазёры”
Ведущий. Неделю назад каждая семья получила задание подготовить сценку и нарисовать рисунки по рассказам Н.Н. Носова. Давайте его проверим.
1 задание.
1 семья. Мы приготовили сценку, а какую - посмотрите и назовите, из какого она произведения.
(Дети разыгрывают сценку по рассказу «Живая шляпа»)
- Ай-ай-ай!
- Чего ты?
- Она жи-жи-живая!
- Кто живая?
- Шля-шля-шля-па.
- Что ты! Разве шляпы бывают живые?
- По- посмотри сам!
- Ой! Ай!
- Я у-у-хо-хожу!
- Куда?
- Пойду к себе домой.
- Почему?
- Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
- А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?
- Ну, пойди посмотри.
- Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну.
- Постой, я тоже кочергу возьму.
- Да у нас другой кочерги нет.
- Ну, я возьму лыжную палку.
- Где она?
- Вон, возле стола.
- Сейчас я её как тресну кочергой! Пусть только подлезет ближе.
- Ага, испугалась! Боится лезть к нам.
- Сейчас я её спугну. Эй ты, шляпа!
- Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять.
- Мяу!
- Васька!
- Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала.
- Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
2 семья. Мы приготовили сценку, а какую посмотрите и попробуйте узнать.
(Разыгрывается сценка по рассказу «Огурцы»)
— Мама, я тебе огурцов принёс!
Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках ещё два больших огурца.
— Где ты их взял? — говорит мама.
— На огороде.
— На каком огороде?
— Там, у реки, на колхозном.
— Кто ж тебе позволил?
— Никто, я сам нарвал.
— Значит, украл?
— Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.
Котька начал вынимать огурцы из карманов.
— Постой, постой! Не выгружай! говорит мама.
— Почему?
— Сейчас же неси их обратно!
— Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Всё равно они теперь уже расти не будут.
— Ничего, отнесёшь и положишь на той же грядке, где сорвал.
— Ну, я их выброшу.
— Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.
Котька стал плакать:
— Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
— Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
— Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
— Ну как тебе не стыдно! говорит мама.— Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?
Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:
— Не пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня.
— И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.
— Ну, пойдём со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.
— А брать не боялся?
Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.
— Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!
3 семья. Самую интересную сценку подготовили мы. А какую сценку, узнайте сами.
(Разыгрывается сценка по рассказу «Ступеньки»)
— А я уже считать умею! — похвастался Петя. — В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.
Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:
— Одна, две, три, четыре, пять…
— Ну, чего ж ты остановился? — спрашивает Валя.
— Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню,
— Ну, вспоминай, — говорит Валя. Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:
— Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнем сначала.
Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.
— Одна, — говорит Петя, — две, три, четыре, пять…
И снова остановился.
— Опять забыл? — спрашивает Валя.
— Забыл! Как же это! Только, что помнил я вдруг забыл! Ну-ка, еще попробуем.
Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:
— Одна, две, три, четыре, пять…
— Может быть, двадцать пять? — спрашивает Валя.
— Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придется опять сначала.
— Не хочу я сначала! — говорит Валя. — Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.
— Не хочешь — не надо, — ответил Петя. — А я не пойду дальше, пока не вспомню.
Валя пошла домой и говорит маме:
— Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.
— А дальше шесть, — сказала мама.
Валя побежала обратно к лестнице, а Петя все ступеньки считает:
— Одна, две, три, четыре, пять…
— Шесть! — шепчет Валя. — Шесть! Шесть!
— Шесть! — обрадовался Петя и пошел дальше. — Семь, восемь, девять, десять.
Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошел до дому, потому что научился только до десяти считать.
4 семья. Наша команда подготовила сценку. Из какого она рассказа?
(Разыгрывается сценка по рассказу «Заплатка»)
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
— Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
— Я больше не буду! Зашей, мама!
— Сам зашей.
— Так я же ведь не умею!
— Сумел порвать, сумей и зашить.
— Ну, я так буду ходить, — проворчал Бобка и пошел во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
— Какой же ты солдат, — говорят, — если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
— Я просил маму зашить, а она не хочет.
— Разве солдатам мамы штаны зашивают? — говорят ребята. — Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.
Бобке стало стыдно.
- семья. А мы приготовили вот такую сценку. Угадайте?
(Разыгрывается сценка «Карасик»)
- А! Пришел наконец, разбойник!
-Иди-ка сюда, иди! Ишь ты, хитрец какой! Чувствует, что виноват. Ну-ка, поймай его.
- Что ты такой шум поднял? Разве его так поймаешь! сказала мама.
- Вот я тебя проучу как следует!
- Мамочка, миленькая, не бей Мурзика! заплакал Виталик.
- Нечего его жалеть, Он ведь не пожалел рыбку.
- Мамочка, он не виноват!
- Как же "не виноват"? А кто карася съел?
- Это не он.
- А кто же?
- Это я...
- Ты съел?
- Нет, я не съел. Я его на свисток променял.
- На какой свисток? Вот на этот.
- Как же тебе не стыдно? - сказала мама.
- Я нечаянно. Сережа сказал: "Давай меняться", я и поменялся.
- Я не о том говорю! Я говорю, почему ты не сказал правду? Я ведь на Мурзика подумала. Разве честно на других сваливать?
- Я боялся, что ты станешь бранить меня.
- Это только трусы боятся говорить правду! Хорошо было бы, если б я наказала Мурзика?
- Я больше не буду.
- Ну смотри! Только потому прощаю, что ты все-таки сам признался, - сказала мама.
6 семья. Из какого рассказа наша сценка?
(Разыгрывается сценка «Бобик в гостях у Барбоса»)
— А что это у вас за пила?
— Какая пила! Это гребешок.
— А для чего он?
— Эх ты! — сказал Барбос. — Сразу видно, что весь век в конуре прожил. Не знаешь, для чего гребешок? Причёсываться.
— Как это — причёсываться?
Барбос взял гребешок и стал причёсывать у себя на голове шерсть:
— Вот смотри, как надо причёсываться. Подойди к зеркалу и причешись.
Бобик взял гребешок, подошёл к зеркалу и увидел в нём своё отражение.
— Послушай, — закричал он, показывая на зеркало, — там собака какая-то!
— Да это ведь ты сам в зеркале! — засмеялся Барбос.
— Как — я?.. Я ведь здесь, а там другая собака.
Барбос тоже подошёл к зеркалу. Бобик увидел его отражение и закричал:
— Ну вот, теперь их уже двое!
— Да нет! — сказал Барбос. — Это не их двое, а нас двое. Они там, в зеркале, неживые.
— Как — неживые? — закричал Бобик. — Они же ведь двигаются!
— Вот чудак! — ответил Барбос. — Это мы двигаемся. Видишь, там одна собака на меня похожа!
— Верно, похожа! — обрадовался Бобик. — Точь-в-точь как ты!
— А другая собака похожа на тебя.
— Что ты! — ответил Бобик. — Там какая-то противная собака, и лапы у неё кривые.
— Такие же лапы, как у тебя.
— Нет, это ты меня обманываешь! Посадил туда каких-то двух собак и думаешь, я тебе поверю, —сказал Бобик.
Он принялся причёсываться перед зеркалом, потом вдруг как засмеётся:
— Глянь-ка, а этот чудак в зеркале тоже причёсывается! Вот умора!
2 задание.\
Дети выходят и показывают рисунки, которые сами нарисовали по прочитанным рассказам Н.Н. Носова на стенке – выставке «Кто они и откуда?». Остальные ребята определяют, к какому произведению относятся рисунки.
Ведущий. Молодцы ребята! Очень хорошо подготовились.
Звучит песенка “Бюро находок”
Ведущий. Ребята, мы с вами попали в бюро находок.
- Кто здесь был и что оставил?
Дети рассматривают предметы, определяют произведение и называют героев.
- Шляпа («Живая шляпа»; «Вова и Вадик)
- Игрушечная машина («Автомобиль», «Миша и Стасик)
- Пистолет («Саша» Саша)
- Нитка и иголка («Заплатка»; Бобка)
- Кастрюля («Мишкина каша»; Миша)
- Огурец («Огурцы»; Котька)
- Игрушечные лопатки («На горке» Ребята)
- Калоша («Шурик у дедушки» Шурик)
Раздаётся стук в дверь. Приносят телеграммы.
Ведущий. Ребята! Помогите, пожалуйста, узнать, от кого телеграммы.
Ведущий. «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю»
Дети. Мишка из рассказа «Дружок».
Ведущий. «Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?»
Дети. Вадик из рассказа «Живая шляпа»
Ведущий. «Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть вы записали номер правильно, только неправильно, что шофёр виноват. Шофёр не виноват, виноваты мы с Мишкой: мы прицепились, а он не знал. Шофёр хороший и ездит правильно».
Дети. Мишка и Стасик из рассказа «Автомобиль»
Ведущий. «Горка получилась хорошая. Скользкая!»
Дети. Котька из рассказа «На горке»
Ведущий. «Дедушка, я обратно огурцы принес!»
Дети. Котька из рассказа «Огурцы»
Ведущий. А теперь, мы с вами поиграем, героев Носова мы еще раз угадаем
Вопросы для «знатоков»
- Герои, какого произведения нарушали правило дорожного движения? («Автомобиль»)
- Определите, к какому произведению иллюстрация. («Заплатка»)
- Почему Мишкино письмо из рассказа «Дружок» так долго не могла получить его мама? (вместо «Песчаная» улица Мишка написал «Печная»)
- Герою, какого рассказа пришлось спрятаться от милиционера? («Саша»)
- Чёрный ящик. В чёрном ящике находится предмет. Внимание вопрос. Чем доставили воду из колодца герои рассказа «Мишкина каша»? (кружкой)
- Как могло случиться, что герой рассказа Мишутка съел ведро мороженого? Назовите этот рассказ. («Фантазёры»)
- Почему Федя из рассказа «Федина задача» не смог решить задачу? (он включил радио и, слушая, концерт решал задачу)
Ведущий - Определяем самого активного ребенка.
Ведущий. - Ребята! Понравились ли вам рассказы Николая Николаевича Носова
- О ком произведения Н.Н. Носова?
- Какими вы видите героев рассказов?
Ведущий читает высказывание С.В. Михалкова: «Все герои Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру…»
Ведущий. К нам сегодня в гости пришла заведующий библиотекой имени М. Булгакова Градина В.В. – наш добрый друг и единомышленник. Ей слово.
Библиотекарь. Хотите познакомиться с другими его рассказами?
Приходите в библиотеку, и берите те рассказы, с которыми вы ещё не знакомы.
Вывешивается таблица непрочитанных рассказов Н.Н. Носова
Рассказы Н.Н. Носова:
Ведущий. Всем большое спасибо! До новых встреч!
| |
| |
Предварительный просмотр:
Опыт работы: «Сказка в жизни ребенка».
воспитатель Габбасова Ольга Андреевна
«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)
В.А. Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. . И не только познает, и выражает своё собственное отношение к добру развития ребёнка, которое во все времена использовали Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем.
Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Зная возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, а именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Исходя из темы опыта работы, мной написаны сказки для детей дошкольного возраста. (Приложение 1).
С помощью сказки мы воспитываем у детей:
Волю — сложное и многогранное качество личности.
Веру в себя — умение противостоять неудачам.
Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
Обязательность — уС помощью сказки мы воспитываем у детей:
Волю — сложное и многогранное качество личности.
Веру в себя — умение противостоять неудачам.
Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
Обязательность — умение держать слово.
Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.
Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.
Доброту и честность умение держать слово.
Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.
Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.
Доброту и честность.
Доброту и честность.
Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не, по совести.
С помощью сказки мы развиваем у ребёнка: умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять; умение мыслить словами; связную речь; интерес к учебе; мышление; внимание; память; воображение; мимику лица и жесты; эстетические чувства; чувство юмора.
Исходя из этого я поставила перед собой цель:
Раскрыть сущность нравственного воспитания через сказки. Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброта, гуманность, патриотизм, готовность помогать близким и нуждающимся в помощи.
Для достижения цели я определила, следующие задачи:
Побуждать у детей интерес к сказкам.
Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (К. Чуковского).
Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.
Существует много методов по ознакомлению дошкольников со сказкой. Самый распространенный метод ознакомления, который я использую – чтение, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод, который используется мной – это рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений, т. к. главное в передаче сказки – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний сказок использую дидактические игры на материале знакомых сказок. Мною были сделаны дидактические игры «Из какой сказки герой», настольно — печатная игра «Разрезные картинки».
Существует много приемов формирования восприятия сказки. Один из приемов, которые я использую - это выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность я достигаю разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. Если после первого чтения сказка уже понята детьми, я использую ряд дополнительных приемов, которые усиливают эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценировки, движения пальцами, руками. Еще один прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес у детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать наиболее значимые и яркие отрывки. Повторное чтение и рассказывание сочетаю с рисованием и лепкой. Художественное слово также помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Этапы моей работы со сказкой
• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
• Эмоциональное восприятие сказки детьми –настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.
Таким образом, я стараюсь проявлять интерес к сказкам, помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость.
Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки, провожу совместно с родителями: информирую родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей младшего дошкольного возраста; всю информацию представляю в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения. Также в уголке для родителей помещаю советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Провожу индивидуальные консультации и беседы. Совместно с родителями пополняю библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания. Пополняю театральный уголок различными видами театра к русским народным сказкам по нашему возрасту.
Исходя из этого считаю, что цели и задачи, поставленные мною достигнуты:
- Дети учатся понимать смысл сказок;
- Отличают добро от зла, хорошее от плохого, можно или нельзя;
- Дети стали менее застенчивы;
- Происходит взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются приходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Делая вывод из всего вышесказанного, хотелось бы сказать, чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства, так как сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей раннего дошкольного возраста, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать и моя задача – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальные задачи педагогики. Ухудшение здоровья детей. Рождение здорового ребенка в наше время стало редкостью. «здоровьесберегающие технологии» - комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленныых на сохранение и укрепление здоровья воспитанников
Приоритетные задачи в программе модернизации российского образования. Оздоровление ребенка -дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Дошкольный возраст - период интенсивного развития органов и становление функциональных систем организма
Здоровьесберегающие педагогические технологии Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнасика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика). Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, точечный массаж). Технологии коррекционные (артикуляционная гимнасика, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия , арттерапия, сказкотерапия).
Сказкотерапия - «лечение сказкой» . Сказка – любимый детьми жанр, понятный и доступный их пониманию Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.
Функции сказок: диагностическая ( выявление существующей проблемы ребенка) прогностическая (выявление ранних детских переживаний) терапевтическая (коррекционная) ( ребенку предлагается положительный пример поведения)
Виды сказок: По задаче: Дидактические (в форме учебного задания также учебные задания и инструкции. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения). Похожи на путешествие. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка) Художественные (знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества) Диагностические (герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)
Виды сказок: По содержанию: народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему) сказки о животных ( Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них бытовые сказки (рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций) волшебные сказки (дети 5- 7 лет начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями).
Решение дополнительных задач. отработка произвольного внимания сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций работа с детьми, имеющими речевые нарушения (задача логопеда).
Формы работы в сказкотерапии: Рассказывание сказок Сочинение сказок Постановка (разыгрывание) сказки Сказочная имидж-терапия . Сказочное рисование Медитации на сказку
Условия пространства и времени 1 раз в неделю. В младшей и средней группах - 15-20 минут В старшей и подготовительной до 25-30 минут. Наличие хорошо освещенного помещения, без лишней мебели и предметов, отвлекающих внимание
Сказкотерапия Легкость восприятия «сказочных законов» - норм и правил поведения Возможность ненавязчиво слушать других и выражать свои мысли Включение всех компонентов здоровья детей
Счастливого сказочного путешествия!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями
Представленные мною разработки заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...
Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"
В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...
Методическая копилка
Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...
Моя методическая копилка
Из моего портфолио...
Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»
laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...