«Буллинг в дошкольном возрасте»
консультация
Актуальность выбранной темы в том, что детская жестокость в наше время становится пугающе частой проблемой во многих семьях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bulling_v_doshkolnom_vozraste.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Буллинг в дошкольном возрасте»
Баранова Юлия Игоревна
Воспитатель, ГБДОУ детский сад № 21
Калининского района, г. Санкт-Петербург.
Актуальность выбранной темы в том, что детская жестокость в наше время становится пугающе частой проблемой во многих семьях.
С самого раннего возраста дети проявляют агрессивное поведение, начиная с отстаивания возможности поиграть в определенную игрушку. В детском образовательном учреждении в течение дня дети находятся под постоянным присмотром, но агрессия между детьми даже при высокой занятости все равно проявляется часто. Воспитатель и помощник воспитателя чаще всего могут остановить, проговорить и привести к перемирию, но это лишь временно, до следующего инцидента.
«Английское слово «буллинг» (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Применяются и другие термины, например притеснение, дискриминация, моббинг (что предполагает групповые формы преследования человека), а также травля». [2]
«В возрасте 5-7 лет дети уже умело практикуют стратегии агрессии,
примирения, вмешательства в агрессию на стороне агрессора или жертвы, а также манипулируют поведением сверстников. Связано это с формированием социальной иерархии в детском саду в процессе конкуренции за лучшие игрушки, игровое место и выгодную роль в игре.
В целом, определенная степень ситуативных ударов рукой, щипания, и других агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста «считается» нормальной и может служить проявлением самоутверждения. Однако, если детям нравится наблюдать, как другому человеку плохо, они могут сознательно и систематически находить способы, чтобы причинить вред или ущерб своим «жертвам», вплоть до того, что станут смеяться над ними, когда совершают свой злой поступок»[3].
«Дети дошкольного возраста не понимают до конца своих поступков. Ребенок не осознает последствий и не испытывает чувства вины. Оправданием насилия является небольшой проступок. Жестокое поведение дошкольников расходится с их словами.
Жертвой травли может стать любой ребенок, достаточно отличаться среди ровесников. Это может быть различия во внешности, так и в поведении.[4]
«Типы жертв:
Пассивные
Чтобы пассивной жертве спровоцировать агрессора, ей достаточно
просто существовать. Пассивным людям трудно выражать мысли, чувства и
желания. А когда они пытаются это сделать, то используют всегда непрямую самоуничижительную форму. Они не борцы (ни на словах, ни на кулаках), а потому позволяют другим себя унижать.
Проактивные
Проактивным жертвам обычно недостает социальных навыков: это
раздражает других и привлекает агрессоров. Как и пассивные жертвы, эти
люди не любят бороться, а если вступают в противодействие, то чаще
безуспешно. К сожалению, они обычно сами провоцируют столкновения,
вследствие чего направленная на них агрессия кажется обоснованной.
Проактивные жертвы нередко испытывают трудности в обучении – из-за дефицита внимания или гиперактивности, которые раздражают других.»[5]
«Необходимо знать: можно с детства носить очки или быть обладателем веснушек, но могут постоять за себя. Дети подсознательно видят того, кто не способен за себя постоять и не окажет сопротивления.
Основные черты ребёнка, которого легко подавлять:
- низкая самооценка,
- застенчивость,
- пугливость,
- мрачность,
- апатичность,
- незаинтересованность в том, что происходит вокруг, отсутствие хотя бы одного близкого друга среди сверстников, смиренное принятие всего происходящего.
Дошкольники, совершающие буллинг, не умеют сочувствовать и сопереживать, гиперактивные, агрессивные, физически превосходящие своих сверстников. Ребёнок, который является лидером или хочет им стать, чувствует вседозволенность из-за нехватки воспитания или высокого социального статуса родителей.» [4]
«4 общих категории буллинга:
• физические действия (удары, плевки, пинки, порча вещей, избиение);
• вербальные издевательства (дразнилки, клички, шутки, «приколы»);
• моральное подавление (насмешки, розыгрыши, издевательства,
критика);
• запреты и игнорирование (бойкотирование, запрещение общаться с
собой и другими, исключение из игр).»[5]
«Современное поколение наших детей, цифровое поколение «зет», не привыкло к сочувствию и состраданию, милосердие для них загадка.
Отдавая предпочтение, как выразился бы Платон, воспитанию «мнимомудрых» детей, мы забываем о возрастных возможностях развития у дошкольника такого качества как эмпатия.
К сожалению, на сегодняшний день, многие родители и педагоги, заботясь о развитии коэффициента интеллекта, ничего не знают о коэффициенте эмоциональности, одним из показателей которого и является эмпатия - психологический феномен, позволяющий «как бы» почувствовать то, что творится в душе другого, отражая всё это и в собственной душе». [1]
Развитие эмпатии у детей в раннем возрасте способно научить пониманию и сочувствию, ребенок будет подсознательно чувствовать, что нужно и чего не нужно говорить. Эмпатия поможет формированию у детей коллективизма в детском саду, и в дальнейшем поможет избежать буллинга в школе.
Литература:
- А. И. Баркан, «Детсадовский буллинг как показатель отсутствия эмпатического воспитания ребёнка», статья.
- Н. Цымбаленко, «Буллинг. Как остановить травлю ребенка», Издательство: Питер, 2019 г.
- https://xn--282-5cdu8a4ankw.xn--p1ai/images/19-20/doc/bulling.pdf
- https://kssovushka.ru/zhurnal/24/2573-bulling-v-detskom-sadu-prichiny-i-profilaktika/
- https://xn--282-5cdu8a4ankw.xn--p1ai/images/19-20/doc/bulling.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»
Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...
Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).
laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...
Статья "ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ И БУЛЛИНГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
В статье кратко излагается проблема жестокости и агрессивности в дошкольном возрасте, которые негативно влияют на межличностные отношения, психологический климат в коллективе и гармоничное развитие ли...
Сообщение: «Профилактика буллинга в дошкольном образовательном учреждении»
Профилактика буллинга в дошкольном образовательном учреждении.Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики буллинга в дет...
Семинар – практикум для педагогов: «Профилактика буллинга в дошкольном учреждении».
laquo;Что такое притеснение (буллинг) и что делать, если ты стал его участником....
Конспект ООД по профилактике буллинга в коллективе детей дошкольного возраста «Никто не лишний»
Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях воспитанников.Задачи:Развитие чувствительности и уважения к культурным и психологическим различиям.Воспитание до...