Презентация "ТРИЗ в детском саду"
презентация к уроку (младшая группа)

Колдина Анна Вячеславовна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_v_detskom_sadu.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология ТРИЗ в детском саду.

Слайд 2

«Малые умы интересуются необычным, а великие – самым обычным» Эльберт Хаббард .

Слайд 3

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального Государственного стандарта дошкольного образования является – Развитие творческих способностей ребёнка. Использование ТРИЗ – это один из лучших способов развить творческую личность!

Слайд 4

Теория - Решения - Изобретательских - Задач Т Р И З

Слайд 5

ТРИЗ Эта теория была придумана советским изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером , Михаилом Наумовичем Шустерман . Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Слайд 6

Основные методы ТРИЗ Метод проб и ошибок. Метод фокальных объектов. Морфологический анализ. Мозговой штурм. Метод контрольных и наводящих вопросов. Синектика . Системный анализ. Метод противоречий. Метод борьбы с психологической инерцией. Оператор РВС. Метод моделирования маленькими человечками. Вепольный анализ. Ресурсы. Функционально-стоимостный анализ(ФСА)

Слайд 7

Что нам дает использование технологии ТРИЗ? Развитие творческого мышления. Развитие логического мышления. Развитие воображения. Развитие внимания. Развитие речи.

Слайд 8

В каких образовательных областях можно использовать элементы ТРИЗ. Познавательно-речевом развитии. Коммуникативно-личностном развитии. Художественно-эстетическом развитии. Физическом развитии.

Слайд 9

Цель ТРИЗ Не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Слайд 10

ТРИЗ для дошкольников Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями. Все занятия и игры предлагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Слайд 11

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Слайд 12

Основные функции ТРИЗ Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. Прогнозирование развития технических систем и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых) Развитие качеств творческой личности.

Слайд 13

Принципы построения занятий по ТРИЗ Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Оптимальная формула организации обсуждения проблемных ситуаций « мозговой штурм». Системный подход (все в мире взаимосвязано, и в любое явление должно рассматриваться в развитии). Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, системно-схематичной наглядности). Обязательная активизация творческого воображения.

Слайд 14

Что дает творчество ребенку? Возможность проявить себя. Стремление получать новую информацию об окружающем. Развиваем потребность в познавательной деятельности. Дает возможность созидать, творить. Способствует развитию аналитических способностей. Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.

Слайд 15

Основные этапы методики ТРИЗ «Поиск сути» Перед детьми становится проблема(вопрос), который надо решить и все ищут разные варианты решения, то, что является истиной. «Тайна двойного» выявление противоречий «Хорошо-плохо». Например: солнце-это хорошо и плохо. Хорошо-греет, плохо-может сжечь.

Слайд 16

Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок) Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия - складной зонтик.

Слайд 17

ТРИЗ и развитие речи детей. Дидактические принципы. Принцип свободы выбора – в любом обучающем ими управляющем действии предоставить ребенку право выбора. Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами(не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо разные варианты решения. Принцип обратной связи – воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Слайд 18

Принцип идеальности - творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, чтобы позволять максимально использовать возможности, знания и интересы детей. Принцип деятельности - в любое творческое задание включать практическую деятельность. Принцип приросообразности обучения – обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребенка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учет возрастного и индивидуального подхода.

Слайд 19

Игры и упражнения «Поиск аналогов» – необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных по различным существенным признакам. Например: мяч-яблоко(форма), заяц(скачет)… «Поиск противоположного объекта» - необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных Например: снег-шерсть ( холодный-теплый ), уголь( белый-черный ), металл( легкий-тяжелый ), камень ( мягкий-твердый ). «Хорошо-плохо» – берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных его сторон. «Выбери троих» – из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать для чего они нужны и как могут взаимодействовать.

Слайд 20

«Поиск общих признаков» – берется два объекта, далеко стоящих друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них, как можно больше общих признаков. «Да - Нет» - игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить «ДА» или «НЕТ». «Что умеет делать?» – Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или , что делается с его помощью. « Складушки – вычиталки » Белка + осень = запасы Дерево – лист = осеннее дерево Небо + вода = дождь Огород + тепло = урожай


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"

В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...