Презентация. Консультация: «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр детей»
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской самостоятельности, творчества, инициативы в разных видах деятельности, в том числе и игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного детства.
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок учится не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей. В играх происходит становление ребенка как личность. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу. Из года в год общение детей становится более продолжительными, а игры разнообразны.
В игре как и во всей деятельности детей воспитателю принадлежит ведущая роль. Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет , а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того , что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. К сожалению многие педагоги, особенно начинающие, затрудняются при планировании и руководстве сюжетно-ролевыми играми детей , относятся к этому формально (указывают при планировании только название игры, не планируют подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного опыта дошкольников ).
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: • развивать игру как деятельности (расширять тематики игр, углублять их содержания); • использовать игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей. Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Принципы организации сюжетной игры: 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми, заняв позицию «играющего партнера, который умеет интересно играть». 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует разворачивать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. 3. При формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику. 4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.
Приемы руководства сюжетно ролевыми играми дошкольников традиционно делятся на косвенное и прямое. Косвенное руководство игрой осуществляется без непосредственного вмешательства воспитателя в игру, оно направлено на обогащение знаний детей об окружающей жизни. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры. Знания о структуре конкретной трудовой деятельности дети получают: на занятиях; во время наблюдений на прогулках; в беседах; при чтении книг ; на экскурсиях; при рассматривании картин, иллюстраций ; при просмотре кино, видеофильмов; при «выполнении домашних заданий», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирается», «Как мама накрывает на стол», «Как ведут себя покупатели в магазине») и т.д. Следующий прием косвенного руководства – это создание игровой обстановки до начала игры, с целью вызвать интерес к новой теме или обогатить содержание уже бытующей.
Важным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры. При подборе игрушек и организации игрового пространства воспитателю следует принимать во внимание возраст детей. В младших группах наиболее целесообразно располагать игрушки в групповом помещении так, чтобы они находились в поле зрения ребёнка - в игровых уголках: ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша , поэтому она должна быть видна и доступна. В старших группах такой необходимости нет, так как дети в подборе игрушек идут от замысла игры . При этом дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок
Приемы руководства сюжетно ролевыми играми дошкольников традиционно делятся на косвенное и прямое . Прямое руководство игрой связано в влиянием педагога на детей через участие в игре, как равного партнёра. К нему относится: ролевое участие в игре; участие в сговоре детей; разъяснение, помощь, совет по ходу игры; предложение новой темы игры и т.д. Данные приемы целенаправленно влияют на содержание игры, на взаимоотношения детей в игре, на поведение играющих. Основное условие их использования – сохранить и развить самостоятельность детей в игре. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
В ходе комплексного руководства сюжетно – ролевой игрой выделяют 4 группы задач ( "Методика комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой» Е.В. Зворыгина и Н.Ф. Комарова). 1 - задачи , направленные на развитие сюжета игры. 2 - задачи , направленные на развитие игры как деятельности (цель, мотив, средства, способы, результат). 3 - задачи формирования взаимоотношений. 4 - задачи формирования самостоятельности и творчества.
Эти задачи решаются 4 компонентами комплексного руководства: 1 компонент - Ознакомление с окружающим (планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей) 2 компонент - Обогащение игрового опыта (совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры) 3 компонент - Обогащение предметно-игровой среды (своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта) 4 компонент - Активизирующее общение взрослого с детьми (активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире).
Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. Главное условие успешного руководства играми- умение наблюдать за детьми, понять их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребёнок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться о взрослыми своими намерениями. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети очень чувствительны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков. Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра, затем уже, после окончания ребенком школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.
Литература: Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. СПб. Детство – Пресс, 2004г. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Игровые ситуации, игры, этюды. СПб. Детство – Пресс, 2012г. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М. Просвещение, 1986г. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение, 1981г. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1988г. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб. Речь, 2010г. Гуторова Т.Г. Савельева О.А. Методические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр детей четвёртого года жизни»
Сюжетно — ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни....
Роль воспитателей в развитии сюжетно- ролевых игр детей дошкольного возраста
Этот материал поможет воспитателям дошкольных учереждений проавильно организовать сюжетно-ролевые игры дошкольников всех возрастов....
Консультация "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр детей"
Руководство сюжетно-ролевыми играми требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее. Данная презентация в помощь воспитателям...
Выступление на педсовете на тему: «Роль воспитателя в развитии сюжетно – ролевой игры детей младшего дошкольного возраста».
Выступление на педсовете на тему: «Роль воспитателя в развитии сюжетно – ролевой игры детей младшего дошкольного возраста».Дошкольное детство - это отрезок жизни реб...
Статья на тему "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста"
СтатьяТема «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста»Автор: воспитатель Родионова Наталия АлександровнаГБДОУ Детский сад №100 Невского района С...
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры"
Сюжетно - ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно — ролевой игры является то, что её создают ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...