Самообразование по развитию речи
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_rogozhina_a.a.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
План по саморазвитию воспитателя
Тема : «Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей».
Воспитатель:А.А.Рогожина
«Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей»
Цель:
- Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
- Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений народного фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества;
Задачи:
- Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству
- Посредством живого обрезного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
- Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.
- Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.
- Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.
- Развивать интерес к народным играм, учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.
Актуальность выбранной темы:
Данная тема имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, методику и ритм родного языка.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Формы работы по самообразованию
№ | Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Знакомство с произведениями А.Барто Из цикла «Игрушки» | Беседа на тему : «Как познакомить детей с народным фольклором»? (Подбор методических, дидактических и игровых материалов) | Консультация на тему: «Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка» | |
Октябрь | Инсценирование русской народной сказки «Теремок». | Подготовить материалы для инсценировки русской народной сказки «Теремок» | ||
Ноябрь | Открытие уголка «Народное творчество» (знакомство детей с уголком УНТ) | Консультация : «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества» | ||
Декабрь | День творчества Аппликация ( разновидности Новогодних игрушек) | Организовать совместно с родителями выставку поделок на Новый год | ||
Январь | Творческий вечер с участием родителей «Посиделки» | Подбор материала для проведения рождественских посиделок с участием родителей | ||
Февраль | Знакомство с произведениями К.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит» | Приобщение родителей к фольклорным праздникам «Широкая Масленица» (Изучение методических материалов, (хороводов, потешек, песенки, подвижные, народные игры | Показ с детьми сказки К.Чуковского «Мойдодыр» | |
Март | Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». | Консультация : «Развитие творческих способностей детей с помощью устного народного творчества» | Викторина по устному народному творчеству | |
Апрель | Разучивание загадок. | Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» (Подготовить материалы для проведения детско-родительского конкурса «Отгадай загадку – нарисуй отгадку») | ||
Май | Показ детьми знакомых потешек | Изучить и обобщить методические материалы по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 года». | Открытое ОД по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки» |
Использованная литература
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003
2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011.
3. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.
5. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004.
6. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
7. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
8. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
9. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (младшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11.
11. Интернет-ресурсы:
Maam.ru; http://domprio.ru; adme.ru; http://sbiecm6; и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка по самообразованию полная "Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром"
Папка содержит, план работы с детьми, план работы и литературой. консультации, род. собрания, папки передвижки. Но без оформления. Только вставить фон....
План по самообразованию по развитию речи для старшей группы
Развитие компонентов устной речи и практическое овладение нормами речи через различные формы деятельности с детьми.Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по ...
Самообразование. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....
Отчет по самообразованию Тема: «Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в семье и детском саду».
Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.Ребёнок ...
План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
План самообразования воспитателя 2 младшей группы "Развитие речи детей с использованием пальсиковых игр и упражнений"...
Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром.»
Развитие речи является одним из важнейших разделов направленных на умственное развитие ребенка....
Самообразование. Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» на 2015-2016 учебный год.
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее...