«Инклюзия в дошкольной образовательной организации»
статья
В настоящее время в образовании большое внимание уделяется изучению эффективных условий, при которых дети с ограниченными возможностями здоровья смогут успешно воспитываться и обучаться вместе со здоровыми детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuziya_v_doshkolnoy_obrazovatelnoy_organizatsii.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инклюзия в дошкольной образовательной организации»
В настоящее время в образовании большое внимание уделяется изучению эффективных условий, при которых дети с ограниченными возможностями здоровья смогут успешно воспитываться и обучаться вместе со здоровыми детьми.
Стремление к инклюзивному образованию поддерживается федеральными нормативными документами (ФГОС ДО, СанПин от 2015 г [4], Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППк) [5].
В соответствии с данными нормативными документами в каждой образовательной организации должны быть созданы специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые бы учитывали их особые образовательные потребности.
В современных дошкольных образовательных организациях комбинированного вида имеются необходимые условия для оказания специальной помощи детям с ОВЗ: комплектование групп, предметно-развивающая среда, занятия со специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, дефектологом, сурдопедагогом и др), которые в полной мере соответствуют особым потребностям детей с ОВЗ.
Но педагоги ДОО не готовы воспитывать и обучать наравне здоровых и «проблемных» детей. Совместное обучение нормально развивающихся детей и детей с нарушениями является одним из отрицательных факторов инклюзивного образования. Педагоги не знакомы с различными видами нарушений развития детей с ОВЗ, не знают специфики дефектов, особенностей их образовательных потребностей, что может негативно сказаться на развитии воспитанников. [2]
Многолетние исследования в сфере инклюзивного образования показывают, что нахождение детей с ОВЗ в группе здоровых сверстников не всегда положительно сказывается на состоянии особых детей. Случается, что дети с ОВЗ, попадая в группу нормально развивающихся сверстников, испытывают множество стрессов, трудности в общении с детьми и взрослыми, теряют навыки бытового самообслуживания. Это может быть связано с распорядком дня, ходом образовательной деятельности, большим количеством детей в группе. [1]
В связи с этим включение ребенка с ОВЗ в группу здоровых сверстников должно проходить некоторые этапы.
Во-первых, должна быть комплексная, системная работа всех специалистов ДОО (педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) с родителями ребенка с ОВЗ. Важно помнить, что родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ, тоже испытывают стресс, волнуются о его нахождении в детском саду.
В первые дни зачисления ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу с родителями малыша проводится тщательная беседа, направленная на выявление особенностей развития ребенка, его коммуникативных способностях, бытовом самообслуживании, специфики игровой деятельности, интересе к определенному виду игр, характеристике детско-родительских отношений.
Во-вторых, специалистами детского сада должны быть подробно изучены история развития ребенка, его коллегиальное заключение с рекомендациями о его дальнейшем сопровождении. Также обязательным является проведение психолого-педагогического обследования, которое направлено на подробное изучение уровня сформированности познавательной, речевой, социально-коммуникативной, художественно-эстетической и физической областей развития.
В-третьих, на основе вышеизложенного делается общий вывод о дальнейшей коррекционно-развивающей работе каждого специалиста и вместе с тем разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) с предположительным прогнозом дальнейшего развития.
В-четвертых, коррекционно-развивающие занятия должны начинаться с индивидуальной формы, а затем постепенно организовываются занятия с участием 2-3 детей, малой подгруппы (5 человек), группы сверстников (8 человек).
Одновременно с коррекционно-развивающими мероприятиями происходит постепенный ввод ребенка в группу сверстников на музыкальных занятиях, для того, чтобы активизировать коммуникативные возможности, интерес к взаимодействию с другими детьми. Контакт с другими детьми дает ребенку с ОВЗ почувствовать новые впечатления от общения, разнообразить свой эмоциональный мир, лучше узнать свое «Я».
Кроме музыкальных, ребенка с ОВЗ можно включать в занятия по развитию физических способностей. [3]
При осуществлении данных видов деятельности педагоги и специалисты должны соблюдать следующие правила взаимодействия с детьми с ОВЗ:
- Учитывать особые потребности ребенка с ОВЗ, его коммуникативные, возрастные и индивидуальные способности;
- Организовывать специальное пространство для ребенка с ОВЗ в предметно-развивающей среде;
- Ставить перед ребенком с ОВЗ воспитательные и образовательные задачи, соответствующие уровню его актуального развития;
- Четко соблюдать режим дня и активно использовать в своей деятельности здоровьсберегающие технологии (дыхательная, зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики).
Соблюдение данных правил помогут ребенку с ОВЗ безболезненно находиться в среде здоровых сверстников, а специалистам и педагогам занять активную позицию по отношению к данному воспитаннику.
Приобретая опыт взаимодействия со сверстниками, у ребенка с ОВЗ формируются предпосылки к образовательной деятельности и активного межличностного общения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что инклюзивное образование - это шанс для ребенка с ОВЗ стать полноценным человеком общества, только при условиях его специального обучения и учета индивидуальных особенностей.
Список литературы:
1.Дмитриева Т. П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. – М.: Школьная книга» 2010. – С. 5–7. Серия «Инклюзивное образование».
2.Кутепова Е. Н. Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивной практики / Е. Н. Кутепова, Ж. Н. Черенкова // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: С. В. Алехина. – М., 2013. – С. 588–592.
3.Семаго Н. Я. Инклюзивное образование как первый этап пути к включающему обществу / Н. Я. Семаго [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 51–58.
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 13 «Санитарно ‐ эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями и дополнениями от 20 июля 2015 г.).
5. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019г № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса
Сан Пин 11 пункт...
Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации (ДОО)
Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации ...
Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"
ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»
Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...
Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования
Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...