Детско-взрослый проект по теме: "Моя семья"
проект
Годовой детско-взрослый проект для группы детей раннего возраста по теме: "Моя семья". В рамках федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernova._detsko-vzroslyy_proekt_moya_semya.docx | 43.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Институт развития образования
Кафедра педагогики семьи
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
по курсу дополнительной профессиональной программы
повышения квалификации
«Основы семьеведения»
Детско-взрослый проект по теме: «Моя семья».
Сдал:
Чернова Мария Олеговна
Воспитатель ГБОУ № 62
Калининского района Санкт-Петербурга
Проверил:
Цыганкова Наталия Игоревна,
к. психол.н.,
доцент
кафедры педагогики семьи
СПб АППО
Санкт-Петербург
2021
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л. Н. Толстой
Актуальность проекта:
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Работая с детьми 2-3 лет, появилась идея выделить одно из основных прав ребенка «Право на воспитание ребенка в семье» и реализовать это право в проекте. В рамках Федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" Национального проекта «Образование» (приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07 декабря 2018 г. № 3), определены цель и направления информационно-просветительской поддержки родителей в современном образовательном пространстве. Целью данного проекта является создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет, путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей…, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьёй в реальных социально –экономических условиях. Родители стали не только более образованными, мобильными, но и за частую более требовательными к услугам дошкольного учреждения. В настоящее время дошкольные учреждения становятся теми центрами, которые реально могут помочь родителям в вопросах воспитания ребёнка.
Приняв во внимание вышеизложенное, мы пришли к мнению, что необходимо создать в детском саду условия для общения детей и родителей в совместной деятельности, интересной и тем и другим. Первое, с чем сталкивается семья-это адаптация. Проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье. Адаптация определяется, прежде всего, как медико- педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина, А.И. Мышкис).
Детский сад или дом, проект – это замечательный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому. Конечно, каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность проблемы адаптации ребенка (к детскому саду), но вряд ли каждый знаком с методами и средствами её решения.
Необходимость создания и реализации детско-взрослого проекта по теме: «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Участники проекта: воспитанники группы, родители (законные представители), старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, педагоги.
Цель проекта: осуществление психолого-педагогической поддержки семьи и формирование семейных ценностей в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Мы и поставили задачи проекта соответствии с основными задачами государственной семейной политики, где говорится в том числе и о:
- Развитии жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов,
- Повышении ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании.
- Содействии в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи,
Задачи проекта:
- Способствовать формированию представлений о семье, названиях членов семьи, их именах и профессии.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
- Прививать трудолюбие, интерес к здоровому образу жизни, навык активного участия в домашних делах.
- Развивать интерес к истории своей семьи.
- Формировать доверительные и доброжелательные отношения между всеми участниками образовательного процесса.
- Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
Тип проекта: социальный, познавательно- творческий.
Вид проекта: групповой, долгосрочный (в течении учебного года).
Учебно-тематический план:
- «Я знакомство», август-сентябрь.
- «Моя семья», фотоальбом - сентябрь.
- «Профессии родителей», альбом рисунков – январь.
- «Вместе с папой», литературная фотогазета - февраль.
- «Мама-солнышко моё» - март.
- «Мы-помощники», фотогазета- апрель.
- «Герой моей семьи» - май.
Организационно-педагогические условия реализации проекта: правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.
Форма организации проекта: детско-взрослое коллективно-творческое дело(КТД).
Используемые педагогические технологии: проектная, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве (групповая работа), информационно-коммуникационные технологии(ИКТ), игровая технология, технология мастерских.
Планируемые результаты:
-сформировать у родителей представление о семейных ценностях; у детей- о семье, названиях членов семьи, их именах и профессиях.
- повысить компетентность родителей в области организации совместной деятельности с детьми, установления партнерского взаимодействия, учета интересов детей;
-развить у родителей интерес к истории своей семьи;
- обратить внимание на важность приобщения детей к здоровому образу жизни, на взаимосвязь развития речи и социализации дошкольников;
-сформировать доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса.
Структура проекта:
Проект включал три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе проинформировали родителей воспитанников о проекте, изучили литературу и интернет- ресурсы по теме проекта, исходя из имеющихся данных, наметили план работы с детьми и родителями. Для реализации занятий с детьми подобрали дидактический инструментарий: иллюстрации по теме проекта, игры, песни, стихи, подготовили презентации по темам.
Основной этап предполагал кроме проведения тематических занятий, мастер-классов, организацию бесед, дидактических и подвижных игр, интеграцию данной тематики с разными образовательными областями в организации работы с детьми; консультации, выставки книг, создание синквейнов, литературные гостиные, детско-взрослые мастер классы, совместные с детьми утренние зарядки и другие совместные детско- взрослые КТД.
Месяц | Работа с родителями |
август-сентябрь | -онлайн консультации «Адаптация в детском саду»; - заочное групповое родительское собрание, КТД «Я знакомство»; -создание фотоальбома «Моя семья»; |
октябрь | - консультация «Практические советы по воспитанию у детей навыков самообслуживания»; -онлайн выставка книг о лепке из солёного теста; |
ноябрь | -фотоотчёт о проведении утренних зарядок; -выпуск литературной фотогазеты «Мы за ЗОЖ»; - консультации «Алгоритм одевания. Знакомимся со своей одеждой»; |
декабрь | -мастер-класс «Морозные узоры»; |
январь | -создание альбома рисунков «Все работы хороши. Мама и папа на работе»; -мастер-класс «Изготовление льдинок-кормушек для птиц на участке»; |
февраль | -составление сборника синквейнов «Здоровый образ жизни», «Правила дорожного движения»; - создание литературной фотогазеты «Вместе с папой»; |
март | - фотоотчёт по проведению образовательного мероприятия «Концерт для мамочки»; -презентация проекта «Мама-солнышко моё»; - «Мамина буква» детско-взрослый мастер-класс по лепке из солёного теста; |
апрель | -создание фотогазеты «Мы-помощники»; -составление сборника синквейнов «Детский сад»; |
май | -заочная литературная гостиная. Папы и мамы читают. Анни Шмидт «Саша и Маша»; -презентация сборника синквейнов родителей группы; - презентация блога Анюты Н. в группе WhatsApp. |
Месяц | Работа с детьми |
сентябрь |
|
октябрь |
|
ноябрь |
|
декабрь |
|
январь |
|
февраль |
|
март |
|
апрель |
|
май |
|
Основной этап предполагал интеграцию данной тематики с разными образовательными областями.
Образовательные области | Работа с детьми |
Социально–коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми. Выработать нужное поведение у ребёнка, развить его речь, научить общаться можно, прежде всего примером самих родителей и педагогов. И лучше всего это получается в совместной, интересной для всех деятельности, в КТД.
КТД «Я знакомство».
Практика работы в группе раннего возраста показала, что детско-взрослое КТД «Я знакомство» приносит положительный результат в процессе адаптации детей в детском саду. Еще на первом собрании семьям воспитанников предлагаем создать группу для удалённого взаимодействия всех участников образовательных отношений. В группе размещаем свои фото, фото групповых помещений, приёмной. Родители т. о. имеют возможность увидеть материально-техническое оснащение группы, что для них является, безусловно, важным. Дети получают своё первое дело, необходимо выбрать шкафчик. Родители- составить рассказ о своём малыше (фото, видео; в тексте они сообщают всё, что, на их взгляд, необходимо знать воспитателю о ребёнке). Первого же сентября малыши сами находят свой шкафчик и встречаются с уже немного знакомыми взрослыми и ровесниками.
КТД «Моя семья».
По истечении определенного времени мы можем говорить об адаптации детей к детскому саду. По результатам анализа адаптационного периода и по наблюдениям можно говорить о лёгкой и средней степени адаптации для большинства детей в группе. Выработался утренний ритуал приветствия для каждого ребёнка. Кому-то достаточно улыбнуться, пока он еще с одним из родителей в приёмной. Кто-то сам заглянет в открытую дверь и, помахав рукой, с улыбкой проходит к своему шкафчику. Обязательно крепко обнять нужно одного, встретить у порога и, официально поприветствовав, за руку проводить в группу другого. Есть и те, кто хочет поплакать у тебя на коленях, посетить уголок или островок уединения прежде чем прийти к детям и(или)взрослым.
Для таких, пожалуй, в первую очередь, случаев мы создаём фотоальбом «Моя семья». Тут можно увидеть и назвать, рассказать, где сейчас и какими делами заняты. Теперь припомнить, какие дела нас ждут в детском саду, прейти к делам.
КТД «Профессии моих родителей».
Семьям воспитанников было предложено рассказать о работе родителей, создав продукт (рисунок, коллаж, аппликацию…). Результатом КТД стало создание альбома рисунков. Данный альбом планируем передать воспитателям второй младшей группы, которые будут работать с нашими малышами в следующем учебном году. Выражаем надежду на то, что продукт будет взят за основу при составлении рассказов о профессии родителей и, возможно, иных КТД или индивидуальных проектов.
Мы, в свою очередь, рассматривали рисунки, догадывались о профессии изображённого человека (по знакомым атрибутам), называли имена родителей и, конечно, говорили, чьи же это папа или мама!
КТД «Мама-солнышко моё».
В марте, конечно, говорим о маме. Дети подросли и даже для детей со средней степенью адаптации слово «мама» перестало быть «запретным», т. е. мы не плачем, его услышав, а играем в д\и «Ласковое слово». Мамам такое же задание. Ласково назвать свой цветочек и записать ласковые словечки на лучиках. И вот уже у нас альбом аппликаций, и фотография мамы-солнышка, и лучики с ласковыми словами греют на аппликации цветочек с фотографией маминого малыша. Лучиков много на всех аппликациях. У кого-то заполнены все лучики, у кого-то один-два. Оставляем работы на выставке. Дети подходят к выставке, находят маму, с мамой читают ласковые слова. У нас тут их много: «радость моя», «любимка», «бусинка», «роднулька», «неболейка», «рахат-лукум». Мамы подходят и без детей, с удивлением и задумчивостью читают, на следующий день у кого-то из них на аппликации появятся еще несколько ласковых слов.
КТД «Вместе с папой». «Мы- помощники».
Ещё 6-7 лет назад, по просьбе семей воспитанников, мы готовили консультации по теме «Досуг папы и ребёнка». На сегодняшний день ситуация изменилась и папы самым активным образом участвуют в жизни группы, в жизни своего ребёнка, в жизни своей семьи.
Сегодня мы проводим детско-взрослое КТД и создаём литературную фотогазету или альбом «Вместе с папой», фотогазету «Мы- помощники». Семьи делятся архивными и свежими фото, и мы с детьми, конечно, рассматриваем фотографии, узнаём, называем и уже рассказываем о том, что и кто изображён, что происходит на фото. Вот с папой в Летней саду, вот на заливном лугу. Тут с папой готовим здоровый завтрак, здесь-играем на морском берегу и катаемся по озеру на лодке. Воспитанники наши –настоящие помощники. Они поливают с мамой комнатные растения и с бабушкой-растения на дачных грядках. Они пылесосят и моют посуду, с дедушкой сажают деревья и пилят дрова, с папой наклеивают обои в квартире и чистят ковёр на даче.
КТД «Герой моей семьи».
Говоря о семье, говорим и о традициях. В нашем детском саду традиционно отмечается День Победы. Эта традиция стала поводом для детско-взрослого КТД. Признаюсь, получив предложение старшего воспитателя, усомнилась в такой возможности по причине возраста предполагаемых участников (и детей, и взрослых), и напрасно. Начали с героев своей семьи воспитатели, продолжили семьи воспитанников. Взрослые припомнили истории из прошлого героев своей семьи, говорили с детьми об их профессии, рассматривали семейные фотоальбомы. Поделились своими впечатлениями от участия в акции «Бессмертный полк» онлайн и в парке «Сосновка», где похоронены лётчики, защищавшие ленинградское небо. В результате-небольшой, но бессмертный полк героев семей наших воспитанников и педагогов.
В процессе совместной с родителями деятельности опираемся на развивающуюся у них способность к самоанализу, к оценке результатов развития ребёнка, умению замечать, как изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту личностных достижений ребёнка. Родители постепенно усваивают важные принципы общения с ребёнком: принятие и понимание личности ребёнка, основанное на способности взрослого становиться на позицию ребёнка, учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции. Ребёнок в КТД ведёт себя как полноправный партнёр взрослых, готовый к сотрудничеству. Он положительно относится к тому, что говорит, просит педагог или родитель. У ребёнка рождается желание достичь результата, и он спокойно может обратиться за помощью к взрослому.
Заключительный этап включал
Обработку результатов по реализации проекта. Организацию выставки продуктов детско-взрослых КТД, созданных в течении проекта. Составление сборника синквейнов (в сборник вошли синквейны, созданные родителями по темам: «Семья», «Ребёнок», «Правила дорожного движения», «Здоровый образ жизни»; «Детский сад», «Воспитатель», «Прогулка», «Тихий час»). Презентацию детско-взрослого проекта «Моя семья».
Заключение:
Конечно, совместная деятельность детей, родителей и педагогов – это лишь одна из форм развивающего обучения, помогающая взрослым ориентироваться на зону ближайшего развития ребёнка, актуализировать полученные малышом представления и навыки, ставить новые цели в развитии.
Проект способствовал формированию у детей представлений о семье, воспитанию трудолюбия, уважительного отношения и любови к родным и близким. Выяснилось, что дети могут назвать имена не только своих родителей, но и бабушек и дедушек, могут сказать, чем они любят заниматься.
Реализация проекта обогатила детско-родительские отношения. Родители повысили свою компетентность в области организации совместной деятельности с детьми, установления партнерского взаимодействия, учета интересов детей. Родители стали чаще играть с детьми, заниматься рисованием, совместным конструированием, привлекать детей к совместной посильной трудовой деятельности, т.е. выступать в качестве равноправных партнеров с детьми. Мамы и бабушки чаще стали готовить с детьми выпечку и другие блюда. Папы и дедушки стали больше внимания уделять мальчикам, учить оказывать посильную помощь в бытовой деятельности. Родители стали уделять больше внимания семейным ценностям, знакомить детей с традициями, листать семейные фотоальбомы.
Таким образом, проект способствовал формированию у родителей представления о семейных ценностях. Повысил их компетентность в области организации совместной деятельности с детьми, установления партнерского взаимодействия, учета интересов детей. Развил у родителей интерес к истории своей семьи. Сформировал доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, детскому саду. Обратил внимание на важность приобщения детей к здоровому образу жизни, на взаимосвязь развития речи и социализации дошкольников. Проект вызвал интерес всех членов семьи к здоровому образу жизни, навыку активного участия в домашних делах, истории своей семьи.
Кроме этого, КТД, фотоотчеты утренних зарядок, видео с праздников позволили родителям убедиться в информационной открытости детского сада, исчезли многие стереотипы и предубеждения родителей по отношению к системе дошкольного образования.
Большинство родителей осознали важность совместной деятельности с ребёнком, как фактора развивающего обучения, фактора успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада.
В перспективе, на этапе перехода воспитанников раннего возраста в детский сад предполагаем так же самореализацию родителей, как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
«Детский сад — наш общий дом!» - такие слова встречают всех посетителей сайта нашего детского сада.
P.S.
Идём на прогулку. 27 мая. Выпускной праздник. Педагогический совет. Голова кругом. Вдруг вижу флаг! Получается такой диалог с Артёмом Г. (Артёму скоро три года).
- Ой…День рождения у города сегодня!
- День рождения?
-Да. У тебя ведь есть день рождения?
-Да!
-Вот и у города есть.
-У города?
-Да. Мы живём в стране с названием Россия, в городе Санкт-Петербурге.
-Хм… Я в доме живу!
Список использованной литературы.
- Алямовская В.Г. "Как воспитать здорового ребенка".
- Калмыкова Л.Н. «Здравствуй, пальчик! Как живешь?»: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель, 2014-247 с.
- Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т.А.- М.: ООО «Издательство ГНОМ иД»,2007-64 с.
- Нестерюк Т.Е. "Гимнастика маленьких волшебников".
- Сайкина Е.Г "Физкультпривет минуткам и паузам!".
- «Великая книга о Зайке, или полезные истории и беседы по картинкам для тех, кому еще не исполнилось 5». Автор: Громова Ольга Евгеньевна, Колдина Дарья Николаевна, Гербова В.В. Издательство: Карапуз, 2018 г.
- https://nsportal.ru/
- http://sdo.spbappo.ru/course_view/target_view.php?target_id=73001574&type=target&
- https://infourok.ru/webinar
- https://www.youtube.com/watch?v=-SNuEYSuOH0
- https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/categories/zhizn-semi-rannee-detstvo
- https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/articles/vyhodnye-s-malyshom-otdyhaem-vsej-semej
- «Проектная деятельность взрослых и детей в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения». Институт детства. Кафедра дошкольного образования. Санкт-Петербург.2011-19 с.
- Технологии образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / под общ. ред. О. В. Агаповой, С. Г. Вершловского, Н. А. Тоскиной. – СПб: КАРО, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместный детско-взрослый творческий проект "волшебный мир театра
Совместный детско-взрослый творческий проект "волшебный мир театра...
Детско-взрослый дизайн-проект "Поговорим о любви" в старшей группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад...
Детско-взрослый исследовательский проект "Лесной барабанщик"
Детско – взрослый исследовательскийпроект «Лесной барабанщик»Участники проекта: воспитанники подготовительной группы №6, родители, воспитатели.Руководитель: Карелина Е. И. Тип проекта...
Проект - презентация: Совместный детско-взрослый творческий проект "Маленькая страна"
Цель проекта: Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой , познавательной, двигательной сферы, речи, развития позитивных качеств личности каждого ребенка....
Детско-взрослый творческий проект "Осень в искусстве". Авторы проекта музыкальный руководитель Бурчиева Э.П. и дети подготовительной к школе группы №1
Вашему вниманию представлена моя методическая разработка Детско - взрослого творческого проекта "Осень в искусстве". Образовательного события "Осень в творчестве!" Детско - в...
Детско - взрослый образовательный проект "Живая книга моей семьи"
Детско - взрослый образовательный проект "Живая книга моей семьи"...
Детско-взрослый информационный проект на тему «Путешествие в страну денег»
Авторы методической разработки: Сафонова Алевтина Валентиновна, воспитатель высшей квалификационной категории; Запевалова Екатерина Константиновна, воспитатель. Название работы: Информационный детско-...