Игры народов Поволжья
учебно-методический материал
Игры народов Поволжья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Башкирские народные игры | 20.85 КБ |
Марийские народные игры | 20.22 КБ |
Русские народные игры | 21.74 КБ |
Татарские народные игры | 22.88 КБ |
Чувашские народные игры | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Башкирские народные игры
Есть у башкир пословица: «Уйын – тормоштынбашы» (Игра – начало
жизни»). И действительно, уже с первых дней после появления на свет
башкирский ребенок включался в своеобразное игровое пространство, так как
на каждый его шаг у старших находилась смешная присказка или прибаутка.
Играя, малыш учился всему, что должен знать и уметь взрослый человек. Игра
помогала ему понимать окружающий мир, а потом найти и свое место в нем.
«Кашка варится, варится…»
Вероятно, самой первой игрой у башкирских малышей, а заодно и
способом научить их считать, запоминать имена родственников, названия
предметов и животных была «Кашка». Водя пальцем по ладошке ребенка, как
бы помешивая варящуюся кашу, мама или бабушка приговаривала: «Кашка,
варится, варится. Ворона кашку варит» и, потягивая пальчики, продолжала:
«Большой пальчик говорит: «Давай кашку сварим». А указательный
спрашивает: «Где дрова возьмем?» Средний отвечает: «У соседей попросим»
и т.д. Такого рода «кашных» присказок с разными сюжетами существовало
очень много, популярны они и до сих пор.
Кто быстрее?
Игры подростков отличались разнообразием, это и бег наперегонки, и
прыжки, и прятки. Большинство их носило соревновательный характер: кто из
ребят окажется быстрее, сильнее, ловчее и смекалистее? Сначала, как правило,
проводилась жеребьевка, чтобы определить, кому начинать или вести игру:
пометив камешек, его подбрасывали вверх, чьей стороной он падал, тот и
первый. Или же брали прутик (шыбык) и по очереди обхватывали его руками,
начиная с самого низа, чей кулачок оставался наверху, тот и начинал игру. Для
определения первенства использовали также рифмованные считалки:
«Сыйырсык, кошсок! Син – кол, син – сок» («Скворец, птенец! Ты – оставайся,
ты – выходи!»).
Мальчики и девочки до 12 лет играли вместе. Однако у них были свои
предпочтения в развлечениях. Мальчикам больше нравились энергичные
состязательные игры, а девочкам спокойные. Например, образовав пару и
взявшись за руки, они перепрыгивали через ноги подружек, которые в это
время сидели на земле в два ряда и упирались друг в друга пятками. Игравшие
девочки должны были преодолеть расстояние, не задев чужих ног. В этом
случае они усаживались в конце ряда, продлевая его, а игру продолжала
следующая пара. Если во время прыжков девочки задевали ноги подруг, они
выбывали из состязания.
«Мухи» («Чижи»)
Башкиры жили в лесостепной зоне и занимались кочевым скотоводством.
Большую роль в их жизни играла охота. Меткость, сила и точность удара
проверялись во многих играх. Самой популярной их них считалась «Себен»
(«Муха»), или, как еще ее называли, «Усет» («Чиж»). Небольшую палку
(«муху» или «чижа») с помощью ударов по ней битой поднимали и
продолжали подбрасывать, чтобы она не упала на землю. Похожий принцип –
длительное удержание в воздухе – соблюдался и в других играх с битой или
войлочным мячом.
«Камешки»
Еще одной любимой игрой башкирской детворы были пять
«Камушков». В ней использовались мелкие камни или овечьи косточки.
Отсюда и второе название – хакташ (косточки). Игроки состязались в
ловкости, подбрасывая камушки разными способами, от простых к сложным.
Допустивший ошибку передавал ход следующему участнику. Победителем
становился тот, кто набирал большее число очков.
Эта игра требовала терпения, внимательности и развивала гибкость
пальцев.
Она особенно нравилась девочкам. Один из наиболее сложных ее
вариантов назывался «сорок камешков». В этом случае в игре использовали 40
плоских, примерно одинакового размера камешков. Только три из них
отличались от остальных: самый большой – «хан», средний – «визирь» и
меньший – «конь». Они считались ценнее остальных: «хан» равнялся десяти
очкам, «визирь» - восьми, «конь» - пяти, остальные камешки стоили по одному
очку. В игре участвовали 5-6 девочек. Они заранее договаривались, до
скольких очков играть (обычно до 100). Затем среди участников проводилась
жеребьевка. Первая в очереди подбрасывала все 40 камушков в воздух и
ловила их тыльной стороной ладони. Те, что оставались на ее руке, она
подкидывала и ловила еще раз, и только после этого подсчитывали очки.
Задача усложнялась тем, что «хана», «визиря» и «коня» запрещалось ловить
вместе с остальными камушками, если это происходило или девочке и вовсе
ничего не удавалось поймать, в игру вступала следующая участница. Та из
них, кто первая набирала сто очков, становилась победительницей.
Настоящему стрелку ветер – не помеха
Из башкирского эпоса можно узнать о джигитах, чьи стрелы разили
врагов через леса и горы. Меткая стрельба из лука – важнейший навык
башкирского охотника и воина, прививавшийся мальчикам со времен детских
игр. Подростки часто устраивали соревнования в стрельбе. В них оценивались
меткость, сила и дальность выстрела. Даже девочки умели управляться с
луком, правда, на соревнования их обычно не допускали.
Из далекой древности дошла до наших дней детская игра «Охотники и
утки». Сейчас вместо лука в ней используется мячик. Играют в нее следующим
образом. Разделившись по жребию на две команды, ребята чертят на земле
большой круг. Внутри него находится команда «уток», а снаружи –
«охотников», задача которых мячом попасть в «утку» так, чтобы она его не
поймала. Если «утка» ловит мяч, то получает право «отстреляться» или
вернуть в игру выбывших участников. «Охота» продолжается до полной
победы одной из команд.
«Сбереги гнездо»
Во все времена любимой игрой детей всех возрастов были прятки. В
Башкирии она имела свои варианты, например, «сесреткес»
(«разбрызгивание»). Водящий (его называли «пастух») должен был не только
найти всех спрятавшихся, но и сохранить «гнездо» - сложенные горькой
палочки. Остальные же игроки норовили обмануть водящего, незаметно
подкравшись, разбросать палочки – «разорить гнездо». Только очень ловкому
и осторожному игроку удавалось найти всех спрятавшихся, не выпуская
«гнезда» из поля видимости.
Еще один вариант пряток назывался «хызгармыш»
(«пересвистывание»). В него играли по вечерам, когда начинало темнеть.
Участники делились на команды и заранее обговаривали территорию игры,
чтобы не выходить за ее границы. Одна группа пряталась, а другая ее искала.
Свое местонахождение участники первой команды должны были время от
времени обнаруживать свистом. В игре допускались разные хитрости,
например, возможность перебегать с места на место, чтобы усложнить поиски
водящей команды. Пойманного приводили к месту, которое, по общему
уговору, также называлось «гнездо». Игра нередко затягивалась, и ее
продолжение переносили на следующий вечер.
Золотая гора
Зимой башкирские дети катались на лыжах и санках. Игр было не так много,
самая любимая – «Алтын тау» («Золотая гора») или «Тау батшахы» («Хозяин
горы»). Взобравшись на снежную горку, нужно было удержаться на ней как
можно дольше, сталкивая штурмующих. Оставаться «хозяином» удавалось
обычно не долго, но сама возня в снегу доставляла всем участникам игры
огромное удовольствие.
Одной рукой в ладоши не хлопают
Башкирские молодежные игры были направлены прежде всего на поиск
второй половинки. Ведь, как говорится в местной пословице, «одной рукой в
ладоши не хлопают». В таких играх участники, как правило, делились на
команды, и каждый выбирал себе партнера из другой группы. При этом
молодые люди перебрасывались рифмованными фразами. Одни кричали:
«Белый тополь, синий тополь? Кто вам нужен из нас?», другие тут же
отвечали: «Белый тополь, синий тополь. Нам нужна Айгуль».
Весной и летом рядом с деревней на специальном месте для молодежных
гуляний обычно ставили большие качели. Чтобы покататься на них,
распределялись по парам. И опять на помощь приходила игра, она помогала
проявить симпатии, не нарушив приличий, или, наоборот, необидно дать
претенденту на взаимное чувство понять, что сердце уже занято другим
Предварительный просмотр:
Марийские игры
Бой петухов
В Марийском крае эта известная игра. У многих народов игра начала культивироваться в начале 20-х годов нашего века. В 1925 г. она была включена в программу праздника «Неделя физической культуры». С тех пор стала одним из популярных комических состязаний, у которого появляются все новые разновидности. Довольно часто применяется командный вариант игры.
Играют дети школьного возраста (на улице в теплое время года или в помещении), от 4 до 20 человек. Для игры требуется ровная площадка шириной 5 м, длиной, соответствующей числу участников.
Описание. Игроки сговариваются, подбирая себе в пару соперника по силам и росту, и таким образом делятся на две команды. Команды выстраиваются в две шеренги одна против другой на расстоянии 1 м, причем соперники из каждой пары стоят друг перед другом. Каждый захватывает ногу, согнутую в колене, за спиной двумя руками. По сигналу руководителя соперники из каждой пары сближаются и начинают толкать друг друга плечом, прыгая на одной ноге. Кому удастся вывести своего соперника из равновесия (соперник стал на обе ноги), тот получает очко, и эта пара выходит из игры. Побеждает команд получившая наибольшее количество очков. Правила.
Толкать можно соперника только своей пары.
Толкать разрешается только плечом в плечо. За толкание головой и за другие непредусмотренные приемы участник объявляется потерпевшим поражение.
Когда один из соперников побежден, оба напарника сразу покидают место «сражения» и подходят к судье или руководителю для начисления очков.
Гнилая картошка
Дети встают парами лицом друг к другу, зажимают между лбами одну картофелину и пляшут под марийскую музыку. Картофелину нельзя трогать руками. Тот, у кого она падает, выходит из игры. Побеждает пара, которая танцует дольше всех.
Катание мяча (Мече дене модмаш)
Мяч у марийцев прежде изготовлялся из коровьей шерсти, которую для этого долго надо было скатывать в клубок, все время смачивая. Теперь чаще пользуются резиновым мячом, но для катания лучше подходит шерстяной мяч. Игры с катанием мяча, вероятно, древнего происхождения (напоминают обрядовое катание яиц). Игра «Катание мяча» бытует до сих пор в некоторых местах. Марийской АССР. Играют чаще весной, когда подсохнет земля. Выбирается ровная площадка или участок тропинки, деревенской улицы, где можно катить мяч на расстояние 3-7 м. Вырывается в земле ямка диаметром и глубиной чуть больше мяча. Играют теперь в основном младшие школьники, а прежде играли также подростки и молодежь. Количество участников - от 2 до 7 человек.
Описание. Участники договариваются, кто за кем будет катить мяч. Первый игрок катит по земле с отмеченного чертой расстояния (3-7 м) мяч в ямку. Если попадет, ему начисляется 1 очко и он катит мяч еще раз. Промахнется - катит следующий по очереди. Побеждает тот, кто первым наберет условное количество очков. Но иногда сами играющие устанавливают другие условия (например, играть до трех призовых мест).
Правила
Нельзя заступать за исходную черту, но разрешается игроку (если он хочет показать свое умение) отойти от ямки дальше, чем остальные играющие.
Не полагается кидать мяч сразу в ямку. Хотя бы половину пути он должен катиться по земле
Игра «Клубочек» («мундыраш чумырген»)
Цель: игра для развития коммуникативных умений. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т. д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.
Правила игры. Мяч надо катить, а не бросать в ямку. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.
«Базар лаптей» («Йыдал пазар»)
В праздник Уярня у марийцев была игра в рыбу, которая состоит в том, что собравшиеся мальчики набирают изношенные лапти, рубят пополам для большего количества, складывают в одну кучу, а в середину втыкают палку с привязанной к ней веревочкой. Один берется за веревочку и бежит вокруг, а прочие мальчики в это время выхватывают руками или выталкивают ногами сложенные лапти, подразумевая под ними рыбу.
Бегающий мальчик должен охранять свое имущество и ловить воришек.
Пойманный мальчик сменяет того, кто бегал, держась за веревочку. Ловкий мальчик ловит скоро, тихому же достается бегать до усталости.
Катание мяча через лунки(Мечым лакыла гоч перен-модмаш)
В этой игре обычно участвуют младшие школьники и подростки, в основном мальчики, от 2 до 12 человек (можно и больше, но тогда каждому долго ждать своей очереди). Для игры требуется ровное утоптанное место, например ровный участок тропинки длиной 2-3 м. Играющим нужен мяч (лучше размером с теннисный).
Описание. Играют каждый за себя или делятся на две команды. В земле делается в ряд - 10 лунок такого размера, чтобы в них мог закатиться и остаться там мяч. Расстояние между лунками - 5-6 см. Линия кона находится в 1-1,5 м от первой лунки. Края у лунок нужно сделать покатыми, - чтобы мячу легче было выкатиться из лунки. Игрок катит мяч с линии кона, стараясь, чтобы он прокатился через все 10 лунок. Если мяч остановится в одной из лунок, подсчитывают, сколько лунок еще осталось (такое же число штрафных очков приписывается игроку или его команде). Вторым катит игрок другой команды, и так участники все время чередуются. Когда все прокатят мяч по одному разу, подсчитывают очки. Побеждает тот игрок или та команда, у кого меньше штрафных очков.
Колышки (Панга)
Среди марийцев эта игра бытует издавна: ее описал как черемисскую еще Е. А. Покровский (1887 г.). Для игры нужна площадка, на которой можно начертить круг диаметром примерно 6 м. Требуются колышки высотой 50-100 см. Участвуют в этой игре мальчики и девочки, в основном младшего школьного, а также среднего школьного возраста, от 10 до 40 человек.
Описание. По желанию выбирается водящий. Каждый из игроков, кроме водящего, втыкает свой колышек по линии круга и становится около колышка. Водящий ходит по кругу и просит каждого: «Кума, кума, продай кола!» Игрок может согласиться, тогда он меняется местом с водящим. Но так бывает редко. Обычно водящий слышит в ответ: «Пойди за реку» - и переходит к следующему игроку. Но если никто из играющих не хочет «продать» кол, водящий вызывает любого игрока на состязание. Он подходит к какому-нибудь игроку и кладет ладонь на верхушку его колышка, а тот тоже притрагивается к колышку. Затем владелец кола и водящий одновременно (например, сосчитав вместе громко: «Раз, два, три») бегут по линии круга в противоположные стороны. Кто из них быстрее обежит круг и дотронется до колышка, тот становится его владельцем, а другой из бежавших водит.
Правила
Игроки должны начинать бег от колышка одновременно, иначе им придется бежать снова.
Нельзя при беге срезать путь, заступая за черту круга.
Катание по шестам (Вара умбач мунчалтымаш)
Эта игра была широко распространена во многих районах марийского края в 1920-1950 гг., что подтверждается постановлением Краснококшайского исполкома (1919 г.), в котором указывалось: «Ввиду важности проведения в жизнь зимнего спорта среди населения, и главным образом среди молодежи... сделать обязательным для каждого селения, уезда... устройство гор для катания, а также сделать шесты для катания, часто - применяемые местным населением». Длинные, гладко обструганные жерди (бревнышки) укладывали на расстоянии 1 м параллельно друг другу и обливали водой. Протяженность таких «рельсов» - от 50 до 200 м. Если жерди укладывались на крутом склоне, то их водой не обливали. Проводят эту игру зимой, участвуют в ней подростки, молодежь и взрослые, от 2 до 30-40 и более катающихся; особенно много во время праздников.
Описание. Участники распределяются по парам примерно равного роста и веса. Двое игроков становятся на лежащие параллельно скользкие шесты, взявшись за руки (за плечи, за талию), и катятся по ним под уклон (рис.). Задача - проехать донизу, не упав. Для этого требуется не только умение сохранять равновесие, но и согласованность действий напарников. Наиболее умелые в этой игре изобретают новые способы поддерживать друг друга, комичные позы. Все это делает катание по шестам веселым народным зрелищем.
Предварительный просмотр:
Русские народные игры и их правила
Бирюльки
Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков.
Золотые ворота
Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».
Поймай рыбку
Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников — подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, выбывает из игры.
Горячее место
Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.
Слон
Эта игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят мальчишки. Смысл игра заключается в том, что участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон», а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды подходит к стене и нагибается, упираясь в нее руками. Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон». Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким образом, чтобы осталось место для других членов команды. После того, как вся команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, она должна продержаться так в течение 10 секунд. После этого, команды могут поменяться местами.
Краски
Это очень подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам, нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого, происходит следующий диалог:
Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:
- Я монах в синих штанах, пришел за краской. - За какой?
Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет, продавец отвечает:
- Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!
При этом, монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть, то продавец отвечает:
- Есть такая! - Сколько стоит? - Пять рублей
После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз). Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место.
Гуси-лебеди
Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:
- Гуси-лебеди, домой!
- Зачем?
- Бегите, летите домой, стоят волки за горой!
- А чего волкам надо?
- Серых гусей щипать да косточки глодать!
Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.
Репа
Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.
Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:
«Расти ре-понь-ка!
Расти кре-понь-ка!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!»
Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.
Существует еще одна вариация этой игры.
Игроки становятся друг за другом и обхватывают руками талию предыдущего участника. Первый из игроков должен крепко держаться за ствол дерева. Игра начинается тогда, когда «дед» пытается отцепить крайнего участника от остальной команды и так, пока «репка» не будет полностью «вытянута».
Салки
Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участника расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза. Руки участников при этом остаются за спиной. То игрок, у которого оказывается предмет говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать, прыгая на одной ноге. Тот, кого коснулся «салка» сам становится «водой». Важным условием является то, что и «салка» тоже должен прыгать на одной ноге.
Удар по веревке
Эта нехитрая игра поможет развить скорость реакции и хорошо повеселиться. Смысл ее заключается в том, что берется плотная веревка, которая связывается в кольцо. Все игроки становятся снаружи и берутся за него одной рукой. В центре кольца стоит «вода». Он должен успеть «засалить» одного из игроков, который затем становится на его место.
Казаки-разбойники
Эта старая русская забава, правила которой назубок знают наши родители, бабушки и дедушки. Ее смысл заключается в том, что все участники делятся на две команды «казаки» и «разбойники». Казаки выбирают себе место, в котором будут обустраивать «темницу» и выбирают сторожа. Разбойники в этом время разбегаются и прячутся, оставляя на своем пути стрелочки и другие подсказки. Казаки должны найти каждого разбойника и привести в темницу. С каждым пойманным игроком остается сторож, однако, другие разбойники могут помочь партнеру по команде и, схватив сторожа, освободить пленника. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники будут пойманы.
Разбойники для того, чтобы их как можно дольше их не могли найти, вначале убегают все вместе, а затем разделяются.
По одной из версий этой игры, разбойники загадывают секретное слово-пароль, а казаки должны его узнать. Поэтому игра длится даже после поимки всех разбойников, пока не узнан пароль.
«Тише едешь»
Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости. Перед началом необходимо нарисовать на земле две линии на расстоянии 5 метров друг от друга. Перед одной из линий стоит «вода», перед другой — остальные игроки. Задача участников добежать до «воды». Кто первым это сделает становится на его место. Сложность заключается в том, что «вода» периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После этой фразы все игроки должны замереть, а цель ведущего — постараться рассмешить каждого из участников, не дотрагиваясь до него. Можно строить гримасы, пристально глядеть в глаза, рассказывать смешные истории. Если кто-то из игроков рассмеялся или улыбнулся, он возвращается обратно к линии.
Медвежонок
Это очень подвижная и веселая игра. Вначале необходимо нарисовать на земле два круга. В одном из них будет находиться «берлога» с «медвежонком», а в другой — дом для остальных участников. Игроки выходят из «домика» и напевают: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того, как они допели, медвежонок с рычанием выбегает из своей берлоги и старается догнать остальных игроков. Тот, кого поймают, сам становится медвежонком.
Горелки
Эта игра была очень популярной в старину. Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия.
Участники напевают следующую песню:
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»
После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».
Эта игра отличается тем, что в нее можно играть очень долго, пока участники не устанут.
Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии.
Современные дети считают старинными и игры, в которые с удовольствием играли мы - современные взрослые, в своем детстве. Это "Колечко", "Море волнуется", "Вышибалы", "Классики", "Резиночка" и другие.
Предварительный просмотр:
Татарские народные подвижные игры.
«Угадай и догони» (Читанме, бузме)
Цель игры: развитие внимательности, ловкости.
Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.
Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.
Правила игры:
· если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать;
· как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.
«Продаём горшки» (Чулмак уены)
Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата
Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— «Эй, дружок, продай горшок!»
— Покупай!
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры:
· бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;
· бегущие не имеют права задевать других игроков;
· водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
«Бег по следу» (Эздэн йегеру)
Играют подростки и старшие школьники, 20-30 человек.
Бег по следу
Описание. Играющие разбиваются на; две команды и выстраиваются в две колонны за линией старта. Для каждой команды чертятся от линии старта непрерывные прямые линии, большие круги, спирали и другие фигуры (рис.). Первые игроки команд начинают бег по нарисованным линиям. Вернувшись, они касаются руками вторых игроков своих команд, а сами становятся в конец колонны. Остальные пробегают это же расстояние. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Правила.
1. Не разрешается начинать бег, пока возвратившийся игрок не коснется рукой следующего.
2. При беге надо строго придерживаться линий дистанции.
«Серый волк» (Сары буре)
Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20--30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):
- Вы, друзья, куда спешите?
- В лес дремучий мы идем.
- Что вы делать там хотите?
- Там малины наберем.
- Вам зачем малина, дети?
- Мы варенье приготовим.
- Если волк в лесу вас встретит?
- Серый волк нас не догонит!
После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
Соберу я ягоды и сварю варенье,
Милой моей бабушке будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков, медведей вовсе не видать!
После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово - туда, где прятался сам.
Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.
«Займи место» (Буш урын)
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу -
Беги!
Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
«Жмурки» (Кузбайлау уены)
Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямках-норках. Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!»- и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.
Правила игры. Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.
«Тимербай»
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
«Скок-перескок» (Кучтем-куч)
На земле чертят большой круг диаметром 15—25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30—35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.
Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
«Хлопушки» (Абакле)
На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.
Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
Хлоп да хлоп - сигнал такой
Я бегу, а ты за мной!
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
«Займи место» (Буш урын)
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока стрекочу
Никого в дом не пущу!
Как гусыня, гогочу,
Тебя хлопну по плечу-
Беги!
Сказав, беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
«Ловишки» (Тотыш уены)
По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.
Правила игры. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.
«Перехватчики» (Куышу уены)
На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:
Мы имеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать
Раз, два, три, четыре, пять
Ни за что нас не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.
«Лисички и курочки» (Тельки хам тавыклар)
На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном — стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.
Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.
«Кто дальше бросит?» (Ыргыту уены?)
Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8—10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка.
Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.
«Мяч по кругу» (Теенчек уены)
Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.
Правила игры. Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.
«Спутанные кони» (Тышаулы атлар)
Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, оббегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Правила игры. Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).
Предварительный просмотр:
Чувашские народные подвижные игры.
Хищник в море (Сёткан кайак тинэсрэ)
В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2- 3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.
Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.
Рыбки (Пула)
На площадке чертят или вытаптывают в снегу две линии на расстоянии 10 - 15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий - акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды.
Правила игры. Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например пять. Осаленные не выбывают из игры.
Луна или солнце (Уйохпа хэвель)
Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.
Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.
Кого вам? (Тили-рам?)
В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10 - 15 м. Первая команда говорит хором: «Тили-рам , тили-рам?» («Кого вам, кого вам?») Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.
Правила игры. Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.
Расходитесь! (Сирелер!)
Играющие становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» - и после этого бежит ловить разбегающихся игроков.
Правила игры. Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три - пять шагов). Осаленный становится водящим. Бежать можно только после слова расходитесь.
Лесничий (Вăрман хуралçиллĕ) .
Один из игроков выбирается лесничим. Остальные ходят по площадке и говорят: Славно мы гуляем, Да и травку собираем, Для козленка, для ягненка , И для бурого теленка. Лесничий выбегает на площадку и ловит игроков. Правила игры. Осаленный игрок отдает лесничему свою вещь и остается в игре. Когда вещей накопится много, лесничий их разыгрывает. Он показывает вещь, а остальные придумывают задание ее хозяину ( спеть, отжиматься, прыгать на месте, приседать, обежать игроков и т.д.).
Ручейки (Юхан шывсем)
Игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за другом в разных частях площадки. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Большая Волга!» игроки соединяются в одну колонну.
Правила игры. Игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс. Игроки бегут друг за другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну колонну только после сигнала «Большая Волга!»
Голова и хвост.
Игроки встают друг за другом. Первый в колонне игрок – голова, последний – хвост. Голова ловит хвост.
Правила игры. Голова ловит хвост за условленное время, например, за три минуты. Если голова поймает хвост, то последний игрок становится первым. Если голова не поймает хвост, то выбывает из игры. Водящим становится игрок, стоящий в колонне вслед за головой. Игроки в цепочке должны крепко держать друг друга за пояс .
Пустая изба (Пушă пуртлĕ)
Игроки становятся в круг на расстоянии 3-4 м друг от друга. Один из игроков выбирается водящим. Он выходит в середину круга. Игроки чертят на земле круги (избы) и встают в них. Водящий громко говорит: «В путь!» Игроки меняются избами. Водящий старается занять свободную избу. Правила игры. Игроки меняются избами только после сигнала «В путь!» Водящим становится игрок, оставшийся без избы.
Сбивают или связывают накрест две тонкие планочки или щепочки. Получается вертушка - летучая мышь. Игроки делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны становятся в центре большой площадки, остальные - вокруг них. Один из капитанов первым кидает летучую мышь высоко вверх. Все остальные стараются поймать ее при падении еще в воздухе или схватить уже на земле.
Правила игры. Отнимать уже пойманную летучую мышь не разрешается. Поймавший летучую мышь отдает ее капитану своей команды, который получает право на новый бросок. Повторный бросок капитана дает команде очко. Играют до тех пор, пока не получат определенное количество очков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры народов Поволжья
Цели:Расширить знания детей о народах Поволжья.Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского, удмуртского и чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с му...
Подвижные игры народов Поволжья
конспект занятия по народам Поволжья...
Спортивное мероприятие “Подвижные игры народов Поволжья.”для старшей и подготовительной группы.
Цели:1. Закрепить знания детей о народах Поволжья.2. Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского, удмуртского ,марийского на...
Подвижные игры народов Поволжья
Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют его дети....
"Подвижные игры народов Поволжья".
Подвижные игры народов Поволжья....
"Игры народов Поволжья"
Нет ни одного взрослого, чье детство прошло бы без игр – обычных, и всем хорошо знакомых: бегалок, салочек, пряталок. Подобные игры, как и сказки, потешки, песенки, предаются из поко...
Игры народов Поволжья
Описание игр "Элчи-бэлчи", "Горшки", "Селезень и утка", "Юрта"....