Доклад к пед.совету "Музейная педагогика"
план-конспект занятия (старшая группа)
доклад о необходимости приобщения дошкольников к истокам культуры через музейное воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_muzeynaya_pedagogika.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Рябинушка» Зеленодольского муниципального района
Республики Татарстан
Доклад на педагогический совет
На тему
Особенности музейной педагогики для поликультурного образования дошкольников.
Подготовила: Воспитатель
Хисамова Э.И.
Зеленодольск 2020
Особенности музейной педагогики для поликультурного образования дошкольников.
В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники, появились новые, наша жизнь движется вперёд. В молодёжной среде всё чаще происходят события, связанные с национальным противостоянием, СМИ пропагандируют иностранный уклад жизни. Люди меняются, у молодого поколения наблюдается спад интереса и уважения к своей национальной культуре. Взрослые не интересуются своей историей, не знают историю своей семьи, не знакомят детей с традициями своего рода. Между тем в любой стране гордятся и чтят историю своей страны, бережно относятся к традициям. Поэтому так актуальна проблема ознакомления дошкольников с русской народной культурой и культурой других народов.
Приобщение детей к народной культуре не только своей страны, является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности, толерантности. Многие исследователи отмечали, что народная культура близка детям своей эмоциональностью, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером. Во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре не только родной, но и других народов – вот ведущая идея создания музея «Татарского быта».
В Большом энциклопедическом словаре говорится: «Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества».
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе.
Музей в ДОУ – это специально организованное, особое пространство, способствующее расширению кругозора дошкольника и педагога, приобщению к ценностям культуры, привитию чувства патриотизма, повышению образованности.
Задачи нашей работы заключались в следующем:
обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы, создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний;
способствовать формированию у дошкольников представления о музее;
способствовать формированию совместной деятельности, требующей координации действий отдельных участников, приобретению опыта общения;
способствовать расширению представлений о традициях, национальных особенностях, костюмах разных народов;
способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
способствовать развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Мы с детьми определили правила поведения в нашем музее. Экспонаты в нашем музее можно трогать руками, но необходимо вернуть их на место, их нельзя ломать и уносить домой.
Мы организовывали коллективный или индивидуальный осмотры мини-музея по намеченной теме, демонстрировали экспонаты с комментариями. Экскурсии с младшими дошкольниками дети подготовительной группы проводят самостоятельно, тем самым учатся более осознанно усваивать информацию, высказывать своё отношение к экспонату.
Первым экспонатом в нашем музее стали картины в технике витражная роспись акриловыми красками сюжетов из сказок Г. Тукая. Дети с удовольствием их рассматривали, задавали много вопросов, восхищались техникой исполнения, разнообразностью красок, и на сколько все это выглядело живым и ярким. Мы поделили наш музей на две части: 1 Быт старой деревенской избы, со всеми нюансами и мелочами. 2. Современный татарский музей с красочными экспонатами и картинами. Есть экспонаты с глубокой историей, семейные ценности и реликвии, старинный сундук и ручная роспись. Мы даже создали мини сценки из жизни старинной эпохи, как мальчик и девочка играют с игрушками сидя на сундуке, в национальных костюмах. Экспозиция выставки знакомит посетителей с характерными узорами и орнаментами костюмов. В музее проводятся тематические занятия, познакомившие детей с особенностями татарского прикладного исскуства, узорами, национальной одеждой и традициями. Дети знакомятся с трудовыми буднями и народными праздниками, которые создают неповторимые условия для развития личности, знакомят ребёнка с национальным характером, с природными особенностями, с семейным укладом.
В рамках нашего музея действует постоянная выставка – «Быт и традиции татарского народа». Выставка «Картины известного татарского поэта и писателя Г. Тукая» на которых изображены сюжеты из сказок. Дети увидели и узнали, как раньше были устроены старинные деревенские избы, какая была национальная одежда, разновидности татарских блюд, и какие разнообразные и изысканные украшения были у красавиц прошлых веков. На выставке представлены украшения которые мы создавали вместе с педагогами соблюдая все традиции и элементы татарского-прикладного искусства.
Создание музея очень интересное и увлекательное занятие, важное средство воспитания и обучения детей. Соприкосновение с историческим прошлым духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость, поддерживает интерес к его культуре. Постепенно нам удаётся приобщать детей к культурным, историческим истокам, раскрывать в детях отзывчивость, чуткость, толерантность, восприимчивость к прошлому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "«Принцип свободы в воспитании в истории зарубежной и русской педагогики»
Интерес к проблеме развития идеи свободного воспитания определяется современной социокультурной ситуацией, ориентированной на общечеловеческие идеалы и идею свободного развития каждого члена общества....
Доклад-выступление по теме "Музейная педагогика"
Данный материал включает в себя информацию по созданию мини музеев в группах детского сада. Доклад свидетельствует о том какое влияние оказывает мини музей на всестороннее развитие детей дошкольного в...
«Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых» презентация для доклада на Фестивале педагогических идей
Презентация опыта работы педагогов дошкольного учреждения по созданию и функционированию мини-музеев в детском саду на фестивале педагогических идей...
Доклад на тему «Музейная педагогика в работе с детьми»
Доклад на тему «Музейная педагогика в работе с детьми» (с показом презентации)на районном методическом объединении для воспитателей групп старшего возраста Егорьевского муниципального ...
Доклад «Использование традиций народной педагогики в воспитании детей»
Народная педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т. д....
Доклад на тему "Музейная педагогика"
Нравственно-патриотическое воспитание....
Доклад на тему: «Музейная педагогика в экологическом воспитании дошкольников»
Музейная педагогика в экологическом воспитании дошкольников...