Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактические игры
презентация к уроку (старшая группа)
Лепбук "Речевичок"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: активизация и развитие речи детей старшего дошкольного возраста Задачи проекта: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха; расширение представлений детей об окружающем, обучение умению наблюдать и выделять характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать их по этим признакам, объединять предметы по группе признаков.
Дидактические игры
Лепбук « Речевичок »
Игра «Варим суп и компот» Карточки-алгоритмы «Расскажи-ка» Игра «Найди слова»
Игра «Назови одним словом» Карточки для составления рассказа Лото « Он,она , оно, они»
Игра «Речевой аквариум» Слоговой круг Артикуляционные гимнастики
Чистоговорки Звуковые ромашки Загадки
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛ К МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ
Тема: «Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактические игры»
Составила воспитатель:
Рузанова Евгения Никитьевна
МБДОУ ДС КВ №39
1 слайд (титул)
Речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти и информации.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, к предметам и явлениям окружающей действительности, на умении наблюдать и анализировать их, устанавливать взаимосвязи и отношения, обобщать имеющиеся знания о них.
2 слайд
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речевых процессов говорения и понимания, является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Из-за недостаточно правильно сформированной речи в дошкольном возрасте, ребенок плохо адаптируется в школе.
3 слайд
Я хочу рассказать о тех методах и приемах, которые использую в своей работе. Это различные дидактические игры, которые способствуют успешной подготовке детей к школе.
Дидактические игры, направленные на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Игры на развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуру речи, фонематического слуха. Игры, направленные на умение классифицировать и обобщать понятия. Игры, направленные на формирование звуковой аналитико- синтетической активности. Дидактические игры, развивающие мелкую моторику, память, мышление, логику, развитие своего речевого аппарата.
Детям свойственна большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам. Дидактические игры являются отличным развивающим пособием для детей.
4-9 слайд
Хочу представить дидактическое пособие Лепбук «Речевичок». Цель: активизация и развитие речи детей старшего дошкольного возраста; закрепление и систематизация знаний и умений детей, через дидактические игры. Данное дидактическое пособие предназначено для детей 5-7 лет, прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
В работе с пособием используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Дидактические игры с использованием Лепбука «Речевичок».
1.Игра «Варим суп и компот». Данная игра способствует обогащению словарного запаса, развивает устную речь, мелкую моторику рук, память, мышление, внимание. Закрепляет у детей знания об овощах и фруктах и ягодах, правильно их называть, классифицировать их и пользоваться обобщающими понятиями «овощи», «фрукты» или «ягоды». Формирует представление об особенностях внешнего вида, о том где они растут.
2. Игра «Найди слова». Дидактическая игра для старшего дошкольного возраста, ориентированная на закрепление знаний букв русского алфавита; развитие умения подбирать слова на нужную букву, а так же исключать слова не соответствующие заявленной букве.
3.Карточки-алгоритмы «Расскажи-ка». Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем (карточки-алгоритмы). Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, дошкольник может строить по ним свой рассказ.
4.Карточки для составления рассказа. Могут быть использованы как в непосредственной образовательной деятельности, так и в индивидуальной деятельности детей 4-7 лет. Способствуют не только развитию речи, но и целостному развитию логики, воображения и мышления. Воспитатель помещает перед ребенком четыре карточки. Ребенок должен расположить их в хронологической последовательности, придумав по каждой из них предложение. В результате должен получиться связный текст. Со временем дети могут самостоятельно, без помощи взрослого, играть в данную игру.
5. «Назови одним словом». Дидактическая игра предназначена для дошкольников старшей возрастной группы. Она помогает закрепить термины, являющиеся обобщающими для нескольких объектов, по нескольким темам: «Животный мир», «Растительный мир», «Транспорт», «Одежда», «Жилище» и прочим. Посредством игры ребенок учится размышлять, строить логические цепочки, объяснять мнение, классифицировать, у него расширяются кругозор и личный словарь.
Играть можно с одним ребенком или группой воспитанников.
6.Лото «Он,она, оно, они». Игра обучает ребенка использовать в речи личные местоимения, а так же являются отличным помощником в замене имен существительных местоимениями.
7.Игра «Речевой аквариум». Игра на закрепление умения определять место звука в слове. Воспитатель подбирает 10 слов на определенный звук и произносит их. Если звук в начале слова, нужно опустить рыбку в первый аквариум, если в середине-во- второй, если в конце - в третий .Так мы узнаем в каком аквариуме больше рыбок.
8.Слоговой круг. С помощью этого круга можно составлять и отрабатывать все слоги, придумывать слова на каждую букву, слог, можно использовать данный круг, как ритмический круг, выкладывать последовательности.
9.Картотека артикуляционных гимнастик. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития.
10.Картотека чистоговорок. Чистоговорки – простые и эффективные игры-упражнения. Для начала проговаривайте их в медленном темпе. Чистоговорки помогают не только улучшить дикцию ребенка, но и совершенствуют звуковую сторону речи
11.Картотека загадок . Загадки являются благодатным средством, способствующим развитию речи детей, образного и логического мышления, умственных реакций. Главная же особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадывая загадку, ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции: сравнивает признаки различных предметов, находит общее, отсекает несущественное, анализирует предметное и явления окружающей действительности, классифицирует их.
12.Звуковые ромашки. Игра направлена на формирование звуковой культуры речи, умение чётко и правильно произносить определённый звук в словах, различать на слух твёрдые и мягкие звуки. Карточки можно использовать во время образовательной деятельности по развитию речи, а так же в индивидуальной работе с детьми.
Таким образом, значение дидактических игр является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактические игры.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого разв...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактические игры
Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактические игры...
Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактические игры.
Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактические игры....
Развитие разговорной речи у детей раннего возраста через дидактические игры
Игра – ведущая деятельность ребёнка. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности....
Развитие связной речи и мелкой моторики рук через дидактические игры
Моторика рук через дидактические игры в развитии связной речи...