"Конвенция о правах ребёнка"
материал (подготовительная группа)
Выступление на педагогическом совете "Конвенция о правах ребёнка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Конвенция о правах ребёнка" | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете по теме «Конвенция о правах ребёнка».
Подготовила: воспитатель Агапова Е.В.
Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989г., стало предметом пристального внимания педагогов в последние несколько лет.
В 2002 году Московский Комитет образования опубликовал пособие, созданное группой исследователей под руководством Т.Н. Дороновой «Защита прав и достоинства маленького ребенка», в котором подробно изложены различные аспекты работы ДОУ с семьей по обеспечению реализации положений Конвенции.
Наше дошкольное учреждение строит свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции по правам ребенка усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой общения.
Реализация Конвенции предполагает прежде всего работу с педагогическим коллективом.
Цель работы - изучить формы работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений по изучению Конвенции о правах ребенка.
Формы работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений по изучению Конвенции о правах ребенка
1.1 Особенности работы по изучению Конвенции о правах ребенка
Существует опыт организации работы по изучению Конвенции о правах ребенка (С. Шабельник, С. Усачев). Учитывая особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста, они начали экспериментальную работу по разработке программы, знакомящей детей с основными правами ребенка.
В результате нескольких пробных попыток они выбрали сказку А. Толстого «Приключения Буратино», составив на ее основе «сказку на новый лад» - продолжение истории о Буратино, который пришел на помощь детям и куклам из Страны Дураков, в которой никто не имеет представления о правах человека, а тем более - о правах детей. Чтение этой сказки и стало первым этапом знакомства детей с проблемой прав человека, прав ребенка.
Кроме того, авторами разработана серия демонстрационных плакатов, с помощью которых можно было бы закрепить представления о каждом положении Конвенции. На плакатах было решено изображать сказочных антропоморфных животных, которые соблюдают (а не нарушают!) права своих детенышей.
После того, как дети поняли основные положения Конвенции, авторы перешли к разработке проблемных занятий-размышлений. Цель этих занятий в том, чтобы каждый ребенок усвоил и проиграл возможные варианты поиска помощи и самозащиты.
В завершение цикла занятий авторы спланировали интерактивную ролевую игру с детьми.
В основу данной программы легли следующие статьи Конвенции:
. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или на попечение тех, кто обеспечит им наилучший уход.
. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
. Дети имеют право на медицинский уход.
. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
. Дети имеют право на отдых.
. Дети имеют право на бесплатное образование.
. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
Главная цель программы: дать детям старшего дошкольного возраста элементарные знания и представления о Конвенции о правах ребенка, познакомить с основными правами ребенка.
Структура программы представлена блоками, органично связанными друг с другом:
. Билль о правах ребенка.
. Ребенок в мире взрослых.
. Быть здоровым - мое право.
. Ребенок и культура.
. Первые шаги в социальном мире.
Каждая тема программы должна преподноситься ребенку в игровой деятельности.
Воспитатель проводит кропотливую работу с родителями. Эта работа может включать в себя чтение литературных произведений, раскрывающих смысл некоторых статей, постановку спектаклей, экскурсии и т.п. А последующая работа - подготовка и презентация межгрупповых проектов, оформление своей презентации о Конвенции о защите прав ребенка и т.п.
В нашем ДОУ проводятся семинар-практикум по вопросам Конвенции ООН о правах ребенка, круглый стол «Защита прав ребенка в условиях семьи», деловая игра и т.д.
1.2 Формы работы с педагогами по изучению Конвенции о правах ребенка
Дошкольное учреждение должно строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции по правам ребенка усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой общения.
Формирование правового сознания у детей только силами дошкольного учреждения невозможны. Решение этих задач предполагает тесное сотрудничество ДОУ и семьи.
Старший воспитатель
Способствует формированию у воспитателей педагогических установок, направленных на предупреждение любых форм жестокого обращения с детьми.
Организует и проводит работу с воспитателями по повышению эффективности взаимодействия с родителями по охране прав и достоинства ребенка в семье.
Осуществляет подбор методической литературы по самообразованию родителей и педагогов. Оказывает помощь воспитателям в изучении нормативно-правовых документов.
Обучает педагогов методам и приемам оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Организует обсуждение возможной стратегии поведения взрослых.
Создает условия для распространения успешного опыта воспитателей и родителей по охране прав ребенка.
Участвует в работе методических объединений района и города по данной проблематике и создании банка данных о жестоком обращении с детьми.
Педагог-психолог.
Организует и непосредственно участвует в работе по охране прав ребенка в детском саду и семье.
Проводит наблюдение за поведением детей в группе; анкетирование воспитателей; беседы с родителями; обрабатывает и анализирует полученные данные.
Осуществляет психотерапевтическую и коррекционную работу с родителями, воспитателями и детьми:
психокоррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности при адаптации;
психотерапевтические занятия с родителями по выявлению проблем семейного воспитания и изменению установок по отношению к ребенку.
Организует тренинги по эффективному взаимодействию родителей, воспитателей и детей (во всех возрастных группах).
Проводит совместные дискуссии с родителями и воспитателями (анализ педагогических ситуаций, направленный на предотвращение возможных случаев жестокого обращения с детьми).
Воспитатель.
Соблюдает права и свободы своих воспитанников.
Своевременно выявляет нарушения прав детей и принимает соответствующие меры. Осуществляет профилактику жестокого обращения с детьми.
Проводит правовое просвещение родителей по темам:
трансляция положительного образа ребенка;
Практика.
коррекция детско-родительских отношений.
Выявляет "группы риска" - семьи, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.
Осознает личностную и социальную значимость своей профессии при проведении работы по охране прав ребенка в детском саду и семье и в связи с этим необходимость постоянного самообразования.
Дискуссия "Как работать с Конвенцией?"
. Воспитатель должен знать взгляды отечественных педагогов на вопросы защиты прав и достоинства ребенка, пути претворения в жизнь основных положений Конвенции (по программам "Из детства - в отрочество" и "Радуга").
. Иметь своё мнение: как реализовать Конвенцию о правах ребенка.
. Важно учитывать, какие статьи Конвенции доступны пониманию дошкольников, использовать в работе с детьми те формы информации и разъяснения этих статей Конвенции, которые воспитатель считает возможным использовать в этом возрасте.
Важно учитывать то, какие права и свободы детей, декларированные Конституцией РФ, ущемляются в настоящее время.
Советы воспитателям.
Одобрение даст ребенку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе одобрения можно обойтись минимумом запретов. Но при этом все, что хорошо получается, отмечать, а что пока не удается, не замечать.
Если не испытываете радости от общения с ребенком, но при этом пытаетесь его чему-то научить, знайте - это дело бесполезное.
Замечено, что заурядный, но смелый, решительный человек может соперничать с любым талантом, если талант робок.
Пик раскрытия способностей очень индивидуален. Он может быть и в 5, и в 15, и в 20, и в 40, и даже в 60 лет. (Примеров как раннего, так и позднего раскрытия способностей не счесть.) Жизнь, то есть среда, условия, может способствовать или не способствовать их появлению и проявлению.
Самая большая хитрость в воспитании - отойти на второй план, но так организовать условия (среду), обстоятельства, чтобы ребенок сам проявлял инициативу. Не учить напрямую, не воспитывать "в лоб". Все, как в искусстве: мысль будить через чувство.
Древние китайцы считали: "Если ты недоволен собой - совершенствуй себя, а если ты недоволен другими - совершенствуй себя, а не других".
Для развития ребёнка и становления его характера гораздо важнее научить его заботиться о других. Посоветуйте родителям : "хитренько" перенесите некоторые заботы о себе и членах семьи на ребёнка. Вспомните "мужичка-с-ноготок", на седьмом году серьезно заявлявшего: "Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я". Отец этого мальчика явно был замечательным педагогом.
Каждый ребенок имеет право на здоровье.
Предлагаю занятие - детско-родительская гостиная "Поговорим о ваших правах".
Существуют различные формы ознакомления с правами человека:
-использование литературных произведений, например сказки "Красная Шапочка" - статья 3 (неприкосновенность); сказки "Летучий корабль" - статья 16 (право человека создавать семью); сказки "Что дороже соли?" - статья 19 (право на убеждения); сказки "Кощей Бессмертный" - статья 17 (право на имущество);
-театрализованное обыгрывание ситуаций с помощью вымышленных персонажей;
-дискуссионный клуб (переговоры, публичные выступления, поиск ком- промиссов, голосование, выражение протеста, взаимодействие с официальными лицами);
"Декларация прав человека" в картинках. На занятии воспитатели смогли проанализировать стиль общения с родителями и детьми. Родители получили интересующую их информацию о правах ребенка, все участники гостиной почувствовали единение, радость от совместной деятельности.
Воспитатель должен убедить родителей в преимуществе ненасильственных методов семейного воспитания. Обсудить средства и приемы построения гуманных
Важно разобраться, за что и почему родители оскорбляют и бьют детей? Каковы последствия физического и психического насилия над детьми? Как обойтись без унижающих наказаний? Если наказывать, то как? Совместная деятельность участников при обсуждении каждого вопроса осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом: а) проблемная постановка вопроса; б) выявление мнений; в) презентация мнений; г) комментарии психолога и воспитателя; д) принятие решения.
В нашем ДОУ выбрана модель реализации статей Конвенции: интеграция правового материала через ведущие для дошкольников виды деятельности - игровую (ролевые, театрализованные и дидактические игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений) и художественно-продуктивную (изготовление эмблем, альбома, плаката и их презентация), а также через проблемно-поисковую деятельность детей (решение различных ситуаций, разработка совместных с воспитателем проектов и т.п.).
Синтез всех этих видов деятельности находит отражение в такой форме работы, как создание индивидуальных альбомов "Кто я?", "Моя семья".
Раскрытию содержания статей Конвенции во многом помогает художественная литература. Анализ произведений позволяет детям оценить поступки персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими в реальной жизни правами, увидеть торжество закона или его нарушение.
О необходимости знакомить детей со своими правами говорят все родители, однако возраст, с которого начинать это делать разный. Большинство педагогов считают, что необходимо начинать знакомить ребенка с его правами с дошкольного возраста.
Почти все опрошенные ранее анкетированием родители отметили, что ребенок должен знать свои права, а также кроме прав - обязанности . Один родитель ответил: «Не знаю».
Список литературы.
1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2001.
2. Дошкольное учреждение и семья. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. и др. М., 2001
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2000.
4. Материалы научно-практической конференции «О совершенствовании нравственно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения». Магадан, 2002.
5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита прав ребёнка....или Что мы должны знать о Конвенции о правах ребёнка.
Маленький ребёнок, в силу своей физической и умственной незрелости, не в состоянии защитить себя. За помощью он,как правило, обращается к нам, взрослым, чтобы мы разъяснили ему кто прав? кто вин...
20 ноября -всемирный день прав ребёнка.Знакомство детей с Конвенцией о правах ребёнка(занятие в подготовительной группе)
Цель: воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним . Закрепить знание детей о Декларации прав ребёнка.Материал: персонажи и декорации к сказ...
Доклад на тему: "Конвенция по правам ребёнка. Права ребёнка. Соблюдение их в семье"
В докладе содержится описание основных прав ребёнка и каки образом регламентируется их соблюдение в семье и обществе в целом....
Родительское собрание на тему: " Конвенция о правах ребёнка" и презентация «Я имею право!»
Конвенция связывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту. Поэтому так важно, чтобы родители знали свои прав...
Конспект занятия в подготовительной группе «О «Всеобщей декларации прав человека» и о «Конвенции о правах ребёнка»
Цель: дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе, защищающем их....
Консультация для родителей на тему: "Права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка"
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20039264","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Консультация для родителей: «Права ребенка и Конвенция о правах ребёнка»
Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях,...