Хромова И.П. Сказка в помощь родителям ребенка с ОВЗ.
статья
Статья о роли сказки в жизни ребенка с ОВЗ, о ее грамотном использовании родителями и воспитателями для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_v_pomoshch_roditelyam_rebenka_s_ovz_hromovaip.docx | 36.73 КБ |
skazka_v_pomoshch_roditelyam_rebenka_s_ovz_hromova_ip.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Сказка в помощь родителям ребенка с ОВЗ.
Хромова И.П.
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 40 «Русалочка»
г. Тамбов
Детство невозможно без наивности, непосредственности и впечатлительности наших детей, так же как невозможно без игры, без сказки.
Сухомлинский В. А.
Сказка – замечательный жанр, который активно используют в работе с дошкольниками и родители, и воспитатели. Сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, — часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности [5].
Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.
Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители применяют магическое воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания.
Этот метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром[3],как нельзя лучше подходит для детей дошкольного возраста. Сказка позволяет в легкой ненавязчивой форме решить серьезные проблемы психики малышей. Ведь этот небольшой по объему текст учит правильно относиться к злу и добру, на примере персонажей выяснять, к чему ведут те или иные поступки.
Тексты сказок вызывают интерес, как у детей, так и у взрослых, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Слушая или читая сказки, человек накапливает в своем бессознательном символический «банк жизненных ситуаций» [3]. В процессе консультирования психолог обращается как к жизненному опыту человека, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций», и именно это часто позволяет найти нужное решение.
Основная цель – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.
Задачи можно выделить следующие: формирование эмоционального опыта; преодоление внутренних противоречий; получение образца поведения в различных ситуациях. Нередко сказка становится средством развития личности, воображения, памяти.
Принято выделять несколько направлений работы со сказкой:
1. Помощь в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть альтернативные варианты поведения, поразмышлять, к каким последствиям приводит каждый из них. Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой и доступной форме.
2. Передача опыта. Родитель не поучает ребенка, а делится с ним своим жизненным опытом и знаниями через сказочный сюжет.
3. Развитие мышления, воображения, памяти. Форма работы применяется с детьми от 3 лет, родители предлагают не просто послушать текст, а ответить на ряд вопросов, что-то домыслить, объяснить поступки и характеры героев.
4. Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит собственные негативные качества, а также пример того, как можно исправить их.
5. Психопрофилактика. Всегда лучше избежать проблемы, чем устранять ее, а сказка – очень удобный для этого способ. Преимущество метода состоит в том, что он помогает решить широкий комплекс проблем, как у детей, так и у взрослых.
Основные методы
Рассказывание и сочинение сказки
Любой сказочный рассказ уже сам по себе обладает терапевтическими свойствами. Причем рекомендуется именно рассказывание сказки, а не ее прочтение. Так как именно во время рассказа у взрослого есть уникальная возможность наблюдать за переживаниями ребенка в процессе занятий с ним.
Сказку можно рассказывать не только взрослому – он может подключить к этому процессу и самого ребенка или даже предложить ему самостоятельно рассказать сказочную историю. Это поможет взрослому узнать о всех спонтанных эмоциональных проявлениях, которые бушуют внутри ребенка и при этом могут совершенно никак не проявляться в его поведении.
Рисование
После прочтения рекомендуется нарисовать сказку, слепить ее при помощи пластилина или глины, представить в виде аппликации. Во время работы с цветным пластилином, картоном, бумагой ребенок сможет выразить все свои эмоции, волнения, мысли и чувства. Так он сможет избавиться от беспокойств и тревог.
Изготовление кукол
Этот метод требует особого внимания. При этом невероятно большую роль играет сам процесс изготовления кукол.
Многие специалисты сходятся во мнении, что любое, даже самое банальное изготовление куклы приравнивается к процессу медитации, потому что в процессе производства (шитья) изделия случается изменение личности. Кроме того, в ходе процесса у детей существенно возрастают способности к концентрации, развивается воображение и мелкая моторика рук.
Во время изготовления куклы у ребенка включается механизм проекции, замещения или идентификации, а это значит, что только сам процесс помогает ребенку добиться невероятных результатов. Еще Фрейд говорил о том, что поведение человека на уменьшение бессознательного напряжения. Поклонники Юнга связывают изготовление куклы с возможностью реализации такой возможности психики, как самоисцеление.
Не только процесс изготовления куклы, но и процесс управления, манипулирования ею позволяет осознать проблему, глубоко подумать над ней, а также найти оптимальное решение. Создание куклы помогает снять нервное перенапряжение.
Песочная терапия
Работа со сказкой предоставляет огромную свободу для творчества. В ней можно применять техники множества направлений психологии: арт-терапии, гештальт-терапии, психодрамы.
Песочная терапия помогает эффективно влиять на психологическое развитие ребенка, а также корректировать отдельные его поведенческие реакции. Этот метод сказкотерапии подходит для работы с детьми любого возраста.
Сказка-массаж
Помимо известного всем массажа “Рельсы-рельсы” существуют и другие. Серебрякова М.Л. [7] создала "массажики-сказки". Такие сказки, проговариваемые ребенку при массаже, вызывают положительные эмоции, снимают напряжение, агрессивность. Они стимулирует воображение, будит фантазию и приятные психологические и физические ощущения. Такие минуты покоя и близости настраивают на спокойный сон и радостную жизнь.
Сказка для детей с ОВЗ
У детей с ОВЗ чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Через сказку ребенок знакомится с окружающим миром, учится переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Таким образом, ее значение расширяется до понятия "социальная адаптация", а значит, сказка играет важную роль во всемерной коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с "ограниченными возможностями здоровья" к жизни и труду.
Сказка, по мнению Соколова Д.М., расширяет возможности взрослого.
- Сказки дают великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком.
- Сказка более информативна, чем обычная речь.
- Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте.
- Сказка несет свободу.
Алгоритм психо-коррекционной сказки [6]:
1. Зачин. Выбираем героя похожего на ребенка (по полу, возрасту и характеру).
2. Проблемная ситуация. Герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на ситуацию ребенка. Описываем все переживания героя.
3. Пути решения. Герой разбирается в данной проблемной ситуации, ищет выход из создавшегося положения, анализирует, что получится, если он поступит тем или иным образом.
4. Кульминация. Герой сказки справляется с трудностями.
5. Развязка. Хорошие герои побеждают, плохие наказываются.
6. Мораль сказки. Герой делает выводы из происходящего, возможно, понимает свою неправоту и меняется в лучшую сторону.
Особенности восприятия сказки детьми с ОВЗ [5]:
По эмоциональным проявлениям детей с ОВЗ психолог-сказкотерапевт Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. условно делит на 2 группы: "гиперактивные" и "пассивные". Она отмечает, что восприятие сказок у "гиперактивных" и "пассивных" детей различно. Так как поведение "гиперактивных" детей отличается импульсивностью, двигательным беспокойством, крайней отвлекаемостью, то на первых занятиях рекомендуется не требовать от детей выполнения четко сложенных организационных моментов, а лучше заинтересовать их наглядными образами сказки, стихотворной формой изложения материала. У таких детей бывают ярко выраженные неадекватные реакции на сказку, например, смех вместо грусти, печали и наоборот. Неадекватные реакции детей должны быть обязательно проанализированы педагогом с детьми сразу же после их появления. Игнорирование подобных явлений может привести к их четкому закреплению в дальнейшем на каждую последующую сказку.
Поведение "пассивных" детей характеризуется "замедленными" реакциями. Именно поэтому подготовительный этап введения в мир сказки более длительный по сравнению с этапом возбудимых детей. Детей с РДА необходимо осторожно (таинственно) вводить в мир сказки. Эти дети — пассивные слушатели, они могут быстро "уйти в себя", если их не заинтересовать. Использование метода шепотной речи дает положительный результат при работе со сказкой с детьми с РДА. Дети с РДА с эхолаличной речью обычно начинают повторять отдельные слова. Педагог должен обязательно поощрять ребенка и указывать на те предметы (образы), которые называл "особый ребенок".
"Гиперактивные" дети не понимают тонких оттенков переживаний. Они не испытывают чувства сострадания, милосердия, жалости, сочувствия к попавшим в беду персонажам. Им более "понятны" и близки негативные чувства: агрессивность, раздражительность, вспыльчивость, крикливость. Поэтому необходимо в процессе рассказывания сказки делать акцент на положительные персонажи сказки. "Пассивные" дети, наоборот, испытывают чувства жалости, сострадания даже в большей степени, нежели требуется, и это может вызвать у них плаксивость, угнетенность, зажатость. Необходимо тщательно обдумывать каждый этап проведения занятия в подготовительный период с заторможенными детьми, чтобы в дальнейшем не выработать у них ассоциацию сказки с плачем, переживаниями, слезами. Дети с РДА на время могут "зациклиться" на каком-то "интересном", новом слове и постоянно повторять его. В данном случае рекомендуется прекратить занятие, т.к. ребенок "ушел". Состояние "особых" детей, их настроение может определить сиюминутный поступок, неосторожно сказанное слово педагога, другого ребенка. Состояние детей может улучшиться и перейти в состояние "неадекватной радости", а может, наоборот, ухудшиться и перейти в состояние крикливости, раздражительности и закончиться истерикой. Причем предугадать этот исход невозможно, так как он может быть и "наилучший", и "наихудший". В данном случае рекомендуется прекратить занятие и возобновить его в период более спокойного состояния ребенка.
Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы "особых" детей. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки — все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает "отражать" на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.
Таким образом, в сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. А использование родителями этого самого древнего психологического и педагогического метода передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека позволит найти новые возможности для развития ребенка с ОВЗ и оптимизировать детско-родительские отношения.
Список использованных источников:
- Беттельхейм Б. О пользе волшебства. Смысл и значение волшебных сказок. - М.: В. Секачев, 2019 - 464с.
- Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. М., Независимая фирма "Класс" 1997. - 212с.
- Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом... М.: Генезис, 2011. —288 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. - 310с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: Златоуст, 1998. — 352 с.
- Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. СПб.: Речь, 2008. — 221 с.
- Серебрякова Мария Леопольдовна Массажики-сказки и веселые раскраски. Генезис, 2012 г.- 128с
- Соколов Д. М. Сказки и сказкотерапия. М.: Эксмо-Пресс, 2001 – 304с.
- Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. — СПб.: Речь, 2006. — 144 с.
- Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000.
- Хромова И.П. Играем в сказку. - Режим доступа: https://vk.com/video306800476_456239017. Дата: 22.01.2021г.
- Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2002. —168 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детство невозможно без наивности, непосредственности и впечатлительности наших детей, так же как невозможно без игры, без сказки. Сухомлинский В. А.
Сказка - это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений - это проекция нашей бессознательной жизни - это мечта о прекрасном [ 5 ]
Сказка Сказка ̴ Используется в коррекции и развитии не только детей, но и взрослых. ̴ Помогая развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем сказка способствует развитию творческих способностей, адаптивных навыков и совершенствованию способов взаимодействия с окружающим миром [ 6,10 ] .
формирование эмоционального опыта; 1 получение образца поведения в различных ситуациях 2 преодоление внутренних противоречий; 3 3 развитие личности, воображения, памяти 4 4 Помощь в сложной жизненной ситуации 5 Цель - помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир Задачи:
Сказки Сказки [ 7 ] Методы работы [ 11 ]
[ 5,с.294 ]
Алгоритм психо-коррекционной сказки [ 6 ] :
ребенок бессознательно начинает "отражать" на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки. Не всегда возможна обратная связь с ребенком По эмоциональным проявлениям выделяются дети "гиперактивные" и "пассивные". Они могут реагировать по-разному на действия сказки. Это следует учитывать. Особенности восприятия сказки детьми с ОВЗ Учет этих особенностей приводит к тому, что [ 5 ]
Список использованных источников: Беттельхейм Б. О пользе волшебства. Смысл и значение волшебных сказок. - М.: В. Секачев, 2019 - 464с. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. М., Независимая фирма "Класс" 1997. - 212с. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом... М.: Генезис, 2011. —288 с. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. - 310с. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: Златоуст, 1998. — 352 с. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. СПб.: Речь, 2008. — 221 с. Серебрякова Мария Леопольдовна Массажики-сказки и веселые раскраски. Генезис, 2012 г.- 128с Соколов Д. М. Сказки и сказкотерапия. М.: Эксмо-Пресс , 2001 – 304с. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. — СПб.: Речь, 2006. — 144 с. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000. Хромова И.П. Играем в сказку. - Режим доступа: https://vk.com/video306800476_456239017. Дата: 22.01.2021г. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2002. —168 с.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ваш ребенок в 5-7 летнем возрасте (помощь родителям в воспитании ребенка)
С пяти лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст. К этому времени у него уже сформирована способность, воображать и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Он может предст...
Сказки в помощь родителям. Тревожность. Трудности в общении со сверстниками.
Ольга Владимировна Хухлаева несолько лет назад выпустила книгу "Лабиринт души. Терапевтические сказки". Работая с этими материалами, мне захотелось дополнить каждую сказку информацией, которая зн...
Сказка о Веселом язычке в помощь родителям
Сказка о Веселом язычке...
"Такие разные сказки!" в помощь родителям и на радость детям.
"Такие разные сказки!" в помощь родителям и на радость детям. Здравствуйте дорогие родители. Хочу предложить Вашему вниманию интересную информацию, где сказка будет сама воспитывать в детях интерес...
Консультация для родителей. «В помощь родителям, воспитывающим ребенка в неполной семье»
Памятка для родителей!Говорите с ребенком и слушайте его! Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная...
Многие дети испытывают в детском саду различные трудности. Педагог-психолог сопровождая таким детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту, чтобы его помощь была оптимальной и эффективной
Многие дети испытывают с детском саду различный трудности. Педагог-психолог сопровождая таких детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту оказа...
В помощь родителям воспитывающих ребенка с синдромом Дауна. (Руководство для родителей и специалистов)
спсиок литературы с аннотациями...