Доклад на родительское собрание «Первый раз в детский сад - адаптация»
методическая разработка (младшая группа)
Цель: знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.
План проведения:
1. Вступительная часть. Знакомство с родителями;
2. Адаптация детей к ДОУ;
3. Задачи стоящие перед нами в новом учебном году.
4. Выбор родительского комитета;
5. Общие вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на родительское собрание «Первый раз в детский сад - адаптация» | 41.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Малиновский детский сад»
Доклад
на родительское собрание
«Первый раз в детский сад - адаптация»
Воспитатели:
Абрахимова Р.М.
Кукузова Е.С.
Ачинский район
п Малиновка
2021г.
Цель: знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.
Задачи:
- создать условия для знакомства родителей друг с другом,
- познакомить родителей с понятиями "адаптация”, "адаптационный период”;
- помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;
- помочь родителям и детям уметь понимать друг друга;
- создание благоприятной атмосферы общения в семье;
- установление контакта между родителями и педагогами.
Форма проведения – беседа за круглым столом.
План проведения:
1. Вступительная часть. Знакомство с родителями;
2. Адаптация детей к ДОУ;
3. Задачи стоящие перед нами в новом учебном году.
4. Выбор родительского комитета;
5. Общие вопросы.
Подготовительная работа к собранию:
• приглашение родителей на собрание;
- Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей первой встрече. Сегодня у нас с вами первое родительское собрание.
Мы расскажем вам о том, чему мы уже успели научиться за период адаптации к детскому саду и что нам еще предстоит узнать.
Сегодня мы выберем родительский комитет для решения важных вопросов в группе.
В детском саду вашим детям и вам вместе с ними предстоит прожить ещё долгих, пять лет. Станут ли эти годы для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы.
Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения».
Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому предлагаю познакомиться.
Я возьму вот этот волшебный клубок. Он поможет нам узнать друг друга, и представлюсь еще раз. Я передаю клубочек Вам, обмотайте вокруг пальчика ниточку, представьтесь и скажите одно слово о своем ребенке, например: «Меня зовут …, я мама Таисьи Шестаковой», а затем передайте клубочек следующему.
Посмотрите, каждый из нас соединен ниточкой, не простой ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении нескольких лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья ваших детей! Думаю, что вы с нами согласитесь!
- Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.
Какое счастье!
Ваш малыш подрос!
И многое уже умеет сам:
Играет, ходит, говорит и размышляет.
Пришла пора ребёнка в сад отправить.
Тревожно маме, папе, всей семье,
Переживает даже серый кот-
Малыш сегодня в детский сад идёт!
Вздыхает мама - как он там один?
Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?
Играет ли с детьми? Нашёл ли друга?
А если плачет – как же быть?
Не хочет больше в сад - но почему?
И что всё это значит!
Что делать? Как же все исправить?
Всех адаптация переживать заставит!
И ваши опасения не случайны. Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий - сильный стресс. Ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.
Всем известно, что начало учебного года – трудный период для детей раннего возраста, так как это время привыкания к новым для них условиям. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия детской среды. Поэтому вполне понятно, почему дети с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.
Итак, вы привели своих детей в детский сад и у нас с вами одна общая цель сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, познавательным. Следовательно, нам с вами нужно объединить усилия и очень важно наличие взаимопонимания и поддержки.
Сейчас я Вас познакомлю с особенностями адаптации.
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться. Вот изменения, с которыми сталкивается ребенок в детском саду и к которым ему нужно приспособиться:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения
По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на 4 группы.
Первая группа. Большинство детей отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются и т. п. они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты.
Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.
Вторая группа – немногочисленная, 2-3 ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к еде, ни к игрушкам. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает очень сложно.
Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.
В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел в гости к детям, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, какой у него брат и т. д. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более 2-3 дней, на большего у него не хватает информации. Теперь же, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.
В четвёртую группу выделяются дети, которые адаптировались с первого дня и посещают сад с большим удовольствием и посей день.
Проходит время (у каждого свое, и адаптационный период заканчивается).
Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и в ночное время.
Дорогие родители! Хотелось бы заострить Ваше внимание не нескольких моментах.
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку.
Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность, и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.
В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.
Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать.
- А сейчас мне хочется познакомить вас с задачами стоящими перед нами в новом учебном году.
Прежде всего:
-формирование навыков общения - активация и обогащение словарного запаса,
-развитие моторики, внимания и мышления,
-совершенствование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
Игра является ведущей деятельностью на данный период.
Мы помогаем формировать умение доброжелательного общения, воспитываем культуру поведения (хорошие манеры, помогаем сформировать чувство сопереживания, сотрудничества)
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
В нашей группе будет 10 занятий в неделю. Это: рисование, лепка, музыкальное, физкультурное, ознакомление с окружающим миром, художественное чтение, развитие речи. Все занятия будут проходить в игровой форме. Каждый день по 2 занятия по 10 мин. каждое. В течении дня проводятся различные подвижные игры, разучиваются пальчиковые игры и потешки, проводятся индивидуальные беседы с детьми.
Чему мы уже успели научиться.
- За время адаптации дети стали более общительными,
- начинают учиться играть вместе, но делиться игрушками не желают.
- Не все дети знают, где находится их шкафчик, полотенце, горшок, кроватка.
- Усвоили некоторые правила поведения в группе.
- Еще не знают, что после того как помыли руки нужно отжать водичку и только потом пойти к своему полотенцу.
- Практически все дети едят самостоятельно, с небольшой помощью взрослых.
- Самостоятельно одеваться раздеваться не умеем, учимся.
- Научились выполнять элементарные поручения, стараются убирать игрушки на определённые места.
Самое главное научить детей самообслуживанию. И в этом процессе Вы должны принять самое активное участие. Часто бывает так, что ребенок в саду самостоятельно кушает, раздевается и частично одевается, но после некоторого пребывания дома приходит в детский сад и мы снова учим его кушать, одеваться и т.д. А при общении с Вами выясняется, что дома Вы все делали за него потому что так быстрее, удобнее, аккуратнее и т.д
Дайте детям возможность быть самостоятельными, разумеется, соответственно их возрасту.
4.А сейчас перейдем к следующему вопросу - это выбор родительского комитета.
5.Следующий вопрос «О разном».
1. Срок оплаты квитанций, покажите их.
2. О средствах личной гигиены - запасное бельё, расчёски, носовые платки, ничего лишнего в шкафах; вовремя обстриженные ногти.
Нагрудники, пожалуйста, приносите три нагрудника, не забывайте каждый день забирать стирать;
Перчатки - не удобно одевать, носите рукавицы.
3. Звоните и предупреждайте о болезни или опозданиях.
Чтобы поставить детей на питание (после болезни) звоните до обеда предшествующего дня.
5. Игры, игрушки, канцтовары на учебный год.
Рекомендации родителям
Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад.
- Установите тесный контакт с работниками детского сада.
- Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
- Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.
- Сообщайте воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
- С 4 по 10 день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
- Поддерживайте дома спокойную обстановку.
- Не перегружайте ребенка новой информацией.
- Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями.
- Рассказывайте ребенку , что ждет его в саду.
- Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
- Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
- Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спине).
- Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
- После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
- Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу. Будьте терпеливы!
Я желаю вам здоровья, мудрости, любви
и мира в доме, в сердцах и, в наших семьях!
Родители всегда переживают сильную тревогу и волнение, когда собираются отдавать ребенка в детский сад. Период адаптации малыша это нелегкое время, как для малыша, так и для его мамы с папой. Но благодаря совместным усилиям родителей и детского сада можно сделать этот процесс легким и менее трав матичным.
Эта страничка - своеобразная памятка-помощь, вам, мамы и папы, соблюдения которой позволит ребенку быстрее привыкнуть к новым условиям, воспитателям и стать членом коллектива.
- Режим дня. Постарайтесь заранее (хотя бы за месяц) приблизить режим дня малыша дома к будущим требованиям детского сада. Это касается питания, прогулок, времени сна. Тогда ребенку не нужно будет кардинально перестраиваться с первых дней пребывания в «Солнышке». Приводите в детский сад детей всегда в одно и то же время.
- Обращайтесь к воспитателю по имени-отчеству, чтоб ребенок брал с вас пример и быстрее запомнил имя педагога.
- Помните о том, что адаптация требует затрат психологической энергии, и даже является стрессом. Поэтому дома постарайтесь создать малышу спокойную обстановку, будьте к нему внимательны. Наберитесь терпения, не ругайте, если он капризничает, не желая идти в сад.
- Укладывайте спать детей вечером строго по режиму, чтоб утром ему было легче подниматься.
- Одевайте ребенка так, чтоб одежда была удобной, не сковывала движений. Так малыш сможет свободно ходить и бегать, будет меньше уставать. Покупайте только легкую, комфортную обувь, которую просто снять и одеть.
- Проверяйте ежедневно содержимое карманов у ребенка, удаляйте из них лишние предметы, чтобы избежать возможного травматизма. Не разрешается приносить в детский сад стеклянные и острые предметы, мелкие детали, таблетки, жевательные резинки.
- Надевать на детей ювелирные украшения не рекомендуется, так как ответственности за их потерю детский сад не несет.
- Вечером интересуйтесь у ребенка, как прошел его день, что он узнал нового и интересного, чем занимался в детском саду.
- Взаимодействие родителей и воспитателей – залог быстрого и беспроблемного привыкания малыша к новым условиям. Обязательно делитесь своими опасениями и претензиями с сотрудниками детского сада. Не боитесь задавать вопросов. Дайте воспитателю максимальную информацию об особенностях и привычках вашего малыша.
- Создайте положительный настрой и постоянно подбадривайте его, не показывайте свое волнение и тревогу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания «Первый раз в детский сад».
Целью которого является, создание условия для знакомства родителей друг с другом , знакомство родителей с программой развития детей, задачами развития и воспитания детей....
Конспект родительского собрания "Первые дни в детском саду"
Расширение контакта между педагогами и родителями, повышение педагогической культуры родителей в воспитании детей....
Родительское собрание "Первый раз в детский сад"
18 октября 2017г во 2-й группе раннего возраста прошло первое в учебном году родительское собрание....
Конспект инновационной формы проведения родительского собрания «Первый раз в детский сад» в первой младшей группе
Очень важно дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформиро...
Родительское собрание "Первый раз в детский сад"
Конспект родительского собрания в 1 группе раннего возраста «Первый раз в детский сад»Задачи:Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1, 5 ...
Родительское собрание "Добро пожаловать в детский сад! Адаптация."
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ...