«Быт русского народа
презентация к уроку (подготовительная группа)
Конспект
Презентация для детей дошкольного возраста «Быт русского народа» Подготовила: Воспитатель Осипова Е.А
Слайд 2: Очень давно на Руси жили в деревянных домах. Строили их из бревен и называли избами.Русская изба Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Избы строились на берегах рек, озёр, ведь рыболовство считалось одним из важных промыслов. Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Ориентиром для выбора места для избы служили домашние животные. Где животное ляжет отдыхать, там самое благоприятное место для постройки. Жилище делали из дерева ,и говорили: не построить избу, а «срубить дом». Делали это при помощи одного топора, а позднее- пилы. Главным украшением избы были окна, поэтому ставни на окнах делали резными, расписными. Они служили не только украшением, но и защитой от солнца, ветра и воров.
Слайд 3: Люди верили, что в каждой избе жил свой домовой – покровитель дома. Если в избе происходило что-то плохое, например пропадали вещи, то это списывали на проделки домового. Старались его удобрить, в тёмном уголке ставили мисочку с молоком. Если молоко исчезало, то домовой принял дар и больше не шалил, а вещи, что удивительно, находились.
Слайд 4: Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. В избе была одна комната – горница. Она была и кухней и спальней. Стены и потолки в русской избе не красили.
Слайд 5 Мебель в русской избе. В обстановке избы нет ни одного лишнего предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и место. В горнице стояли сундуки, которые служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья. Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое, которое складывалось в сундук. Девушка, выходящая замуж, забирала его с собой в дом мужа.Существовало большое количество любопытных традиций, связанных с сундуком. Девушкам нельзя было свой сундук кому-то дарить, иначе замуж не выйдет. Во время Масленицы открывать сундук было нельзя. Считалось, что так можно выпустить на волю своё богатство и удачу.
Слайд 6: В избе находились деревянные предметы быта – стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки.
Слайд 7 В «красном углу» отводилось место для икон (изображения святых).Красный, святой угол – самое важное и почетное место в русском доме. Красный – значит красивый, торжественный, а святым угол называется оттого, что здесь находится божница (киот). Красным был дальний угол избы по диагонали от печки. Дом строился так, чтобы святой угол был на востоке. При закладке под нижний венец сруба клали деньги, во все углы, при этом под красный угол клали самую крупную монету. Угол с божницей и столом под ней считался чистой, парадной половиной избы. В этой части, и освещение было лучше, так как обе прилегающие стены имели окна. Иконы были первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Гость снимал шапку и трижды крестился на иконы в красном углу, а затем здоровался с хозяевами. Пройти в красный угол он мог только по особому приглашению.
Слайд 8: Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Топили печь дровами. Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит.
Слайд 9: В печи готовили еду в чугунах.
Слайд 10: Кочерга – это предмет народного быта, имеющий непосредственное отношение к печи. Когда дрова прогорали кочергой сдвигали угли, чтобы не было недогоревших поленьев.
Слайд 11: Ухват или рогач использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок. Это приспособление крепилось к длинной палке- ручке. Чугун можно поставить глубже в печь и не обжечься.
Слайд 12: Стол занимал главное место в доме. Угол, где он стоял назывался «красным», то есть самым важным, почётным. Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом своё место. Центральное занимал глава дома – хозяин.
Слайд 13: Воду для чаепития кипятили в самоваре. Самовар берегли и передавали по наследству. Воду для самовара приносили вёдрами, используя коромысло.
Слайд 14: Ношение воды на коромысле - целый ритуал. На Руси был настоящий свод правил, который рассказывал, как правильно носить воду. Когда только идешь за водой, оба ведра следовало обязательно нести в левой руке, а коромысло – в правой.
Слайд 15: Столовые приборы значительно отличались от привычных нам. Раньше ложки были деревянными, а вилок и вовсе не было. Самой востребованной на Руси являлась точёная деревянная посуда – таким методом производили тарелки, кружки, ступки и стаканы, а также столовые приборы (пестики, ложки, черпаки).
Слайд 16: Для глажки белья использовали рубель. Рубель- это деревянная доска с поперечными желобками. Его использовали для глажки так: наматывали бельё на валик и колотили по нему. А уже позже в обиход пришли чугунные утюги. Чугунный утюг от привычного нам отличался тем, что работал без электричества. Его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи. Такой утюг весил более 10 кг.
Слайд 17: Рядом с печкой был закут или бабий угол, для рукоделия и приготовления пищи. Обязательным занятием крестьянской женщины было прядение. Девушка должна была прясть с 6-8 лет, чтобы приготовить себе приданое. Прялки делали из дерева (берёза, липа, осина). Отец дарил прялку дочери на свадьбу. Прялки принято было украшать и расписывать, поэтому ни одна прялка не похожа на другую.
Слайд 18: Мужчины на Руси плели корзины, да лапти из лыка и бересты.
Слайд 19: Излюбленной одеждой на Руси были рубахи, да сарафаны.
Слайд 20: А после трудов праведных развлекал русский народ себя хороводами, песнями, да частушками.
Слайд 21: Дворище (дворовище) – задний двор, это то место где находился скот. Навес для скота называли – задворье, расположен он в задней части крестьянского двора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.
ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...
Консультация для родителей на тему: «Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Традиции русского народа...
«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...