Технология театрализованой деятельности
методическая разработка (старшая группа)
Развитие диалогической речи, навыков коммуникации в дошкольном возрасте составляет одну из актуальных проблем теории и практики дошкольного образования. Основы культуры общения, речи закладываются и формируются в детстве. В дошкольном возрасте закладываются такие качества как умение вступать в диалог, устанавливать контакты, общительность, умение договариваться.
По мнению ряда специалистов (О.П. Дегтярева, Е.А. Смирнова), именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления диалогической речи.
Развитие диалогической речи обеспечивает необходимую адаптацию ребенка в мире, в обществе. Умения вести беседу, вступать в контакты, устанавливать взаимоотношения оказывают влияние на позитивную совместную деятельность, на будущий статус ребенка в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология | 2.46 МБ |
Диагностика | 58.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Результаты диагностики развития диалогической речи дошкольников в театрализованной деятельности в старшей и подготовительной группе
Для определения уровней развития диалогической речи дошкольников использовался комплекс методов и методик: включенное наблюдение, беседа для выявления у дошкольников навыков диалога, методики для диагностики развития диалогической речи.
Для диагностики развития диалогической речи дошкольников в театрально-игровой деятельности использовались следующие методики:
1. Методика В.И. Лалаевой «Диагностика диалогической речи с опорой на сюжетную картинку».
2. Методика Н.И. Левшиной «Наблюдение за общением воспитателя и детей».
3. Методика Н.И. Левшиной «Диагностика диалогических умений дошкольников».
Дадим описание используемых методик.
Методика В.И. Лалаевой «Диагностика диалогической речи с опорой на сюжетную картинку».
Детям предлагалась сюжетная картинка «В лесу» и следующая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Скажи…». Далее могут задаваться вопросы по содержанию картинки типа:
- Что изображено на картинке?
- Как ты думаешь, какое время года изображено на картинке?
- Что делают дети в лесу?
- С кем пришли дети?
5. Кто сидит в дупле?
6. А ты был когда-нибудь в лесу? и т.д.
Ответы детей оцениваются по балльной системе по следующим критериям:
- соответствие ответа изображенной на картинке ситуации;
- характер языкового оформления (предложением, словосочетанием, словом).
3 балла – ответ соответствует ситуации, дан предложением (например, «Дети пришли с мамой в лес»;
2 балла – ответ соответствует ситуации, дан одним словом (например, «грибы», «ягоды»);
1 балла – в ответе неточное отражение изображенной на картинке ситуации, дается формой слова (например, «Куда пришли ребята? – на прогулку»);
0 балл – ребенок молчит, или дает случайные ответы, не относящиеся к рисунку.
2. Методика Н.И. Левшиной «Наблюдение за общением воспитателя и детей».
Цель: изучить особенности диалогической речи детей в ситуациях общения с воспитателем, со сверстниками.
В ходе наблюдения фиксировались:
- содержание бесед с воспитателем и детьми;
- поводы для вступления в диалог;
- умение поддержать разговор;
- умение вступить в беседу;
- активность во время беседы;
- собственная речь ребенка (богатство словарного запаса, правильность, точность, развернутость высказывания);
- содержание бесед ребенка со сверстником во время игры;
- умение закончить разговор;
Оценка результатов:
3 балла - ребенок с легкостью вступает в разговор, поддерживает беседы, активен, использует развернутые ответы на вопросы, интересуется собеседником, способен к игровому взаимодействию со сверстниками, ведет ролевой диалог от имени героев.
2 балла – ребенок не всегда активен в разговоре, но отвечает на вопросы, участвует в беседе по инициативе других.
1 балл – ребенок пассивен, в общении участвует редко, говорит тихо, на вопросы отвечает односложно.
0 баллов – ребенок замкнут, играет один, с просьбами к воспитателю не обращается, стимуляция, приобщение к беседе со стороны взрослых, детей не помогает.
3. Методика Н.И. Левшиной «Диагностика диалогических умений дошкольников».
Диагностика представляет индивидуально организованную беседу с детьми.
Цель: выявление диалогических умений, навыков диалога, необходимых для игры, интереса к театрализованной деятельности, к театру.
Дошкольникам мы задавали следующие вопросы:
- Нравится тебе ходить в детский сад?
- Что тебе особенно здесь нравится?
- С кем ты дружишь?
- Во что ты любишь играть?
- Ты был когда-нибудь в театре?
- Какой спектакль тебе понравился?
- Ты бы хотел быть артистом в театре? Почему?
- Если бы тебе предложили участвовать в спектакле, ты бы согласился?
- С кем из детей ты бы хотел показать сказку «Теремок»?
- Что нужно, чтобы показать сказку?
Оценка результатов:
3 балла - ребенок с легкостью вступает в разговор, рассказывает о своих друзьях, играх, интересуется театром, желает участвовать в театрализованных играх, обладает необходимыми диалогическими навыками для театрализованной деятельности.
2 балла – ребенок не активен в разговоре, но отвечает на вопросы, участвует в беседе, в театрализованных играх по инициативе других.
1 балл – ребенок пассивен, не владеет навыками диалога, в театрализованных играх не принимает участия, стеснителен, не интересуется театром.
0 баллов – ребенок замкнут, диалогическими навыками не владеет, на вопросы отвечал неохотно, тихо, отказывался принимать участие в театрализованных играх.
В результате диагностики были выявлены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем развития диалогических умений – 6 человек (25%). Эти дети с легкостью вступают в разговор, рассказывают о своих друзьях, играх, интересуются театром, желают участвовать в театрализованных играх, обладают необходимыми диалогическими навыками для театрализованной деятельности;
- дети со средним уровнем развития диалогических умений – 10 человек (42%). Эти дети не активны в разговоре, но отвечают на вопросы, участвуют в беседе, в театрализованных играх по инициативе других;
- дети с низким уровнем развития диалогических умений дошкольников – 8 человек (33%). Эти дети пассивны, не владеют навыками диалога, в театрализованных играх не принимают участия, стеснительны, не интересуется театром.
На рисунке 2.1 представлены результаты диагностики уровня диалогических умений дошкольников.
Рис. 2.1. Результаты диагностики уровня диалогических умений у старших дошкольников
Таким образом, в ходе диагностики было выявлено, что количество детей с высоким уровнем диалогических умений в группе составило 25 %, со средним – 42%, с низким - 33%.
На заключительном этапе проводилась повторная диагностика диалогических умений дошкольников с использованием тех же методик.
В результате диагностики были выявлены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем диалогических умений – 12 человек (50%). Эти дети стали с легкостью вступать в разговор, более активно общаться со взрослыми и сверстниками, умеют поддержать разговор, рассказывают о своих друзьях, играх, интересуются театром, желают участвовать в театрализованных играх, обладают необходимыми диалогическими навыками для театрализованной деятельности;
- дети со средним уровнем диалогических умений – 10 человек (42%). Эти дети недостаточно активны в разговоре, но отвечают на вопросы, умеют поддержать разговор, участвуют в беседе, стали проявлять интерес к театрализованной деятельности.
- дети с низким уровнем диалогических умений – 2 человек (8%). Эти дети еще не достаточно хорошо усвоили навыки диалогического общения. Требуется дальнейшее обогащение и развитие диалогических умений с помощью воспитателя и сотрудничества с родителями.
На рисунке 2 представлены сравнительные результаты диагностики уровня развития диалогических умений у дошкольников группы.
Рис. 2. Сравнительные результаты диагностики уровня развития диалогических умений дошкольников
Таким образом, в ходе диагностики на завершающем этапе (в подготовительной группе) было выявлено, что в группе детей, с которыми проводились занятия театрализованной деятельностью, количество детей с высоким уровнем диалогических умений дошкольников увеличилось на 25% и составило 50 %, со средним осталось без изменений – 42%, с низким – снизилось на 25% и составило 8%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект современной деятельности с детьми старшей группы "Ярмарка" с использованием технологии: "Театрализованная деятельность"
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с народными промыслами, с малыми формами фольклорного жанра, с традициями русского народа в проведении русскиих праздников...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Заюшкина избушка" (с использованием технологии театрализованной деятельности)
Непрерывная образовательная деятельностьпо речевому развитию в средней группе "Заюшкина избушка" (с использованием технологии театрализованной деятельности) ...
Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях по технологии театрализованной деятельности
Вашему вниманию предлагается подборка диагностик для диагностики изучения игровых интересов и предпочтенийстарших дошкольников по технологии теарализованная деят-ть...
План мероприятий по внедрению инновационной технологии "Театрализованная деятельность"
План мероприятий по внедрению инновационной технологии "Театрализованная деятельность"...
Презентация "Технология театрализованной деятельности в ДОУ"
Главная цель использования театрально - игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционировани...
Технология театрализованной деятельности
Технология театрализованной деятельности....