Всероссийская неделя родительской компетенции. Консультации для родителей от психологов.
консультация (средняя, старшая группа)

Тюрина Екатерина Владимировна

Всероссийская неделя родительской компетенции. Консультации для родителей от психологов. Как организовать жизнь семьи в ситуации изоляции в период пандемии?  Как помочь гиперактивному ребенку? Что делать, если ребенок много времени проводит с гаджетом или за компьютерными играми? Как быть, если ребенок проявляет нежелательное поведение в детском саду, дома? Рекомендации психологов  - Вашему вниманию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультации психолога157.84 КБ

Предварительный просмотр:

Как организовать жизнь семьи в ситуации изоляции в период пандемии?

  1. Займитесь вместе с ребенком какой-нибудь конкретной содержательной деятельностью. Вместе сделайте игрушку, совместный рисунок, приготовьте какое-нибудь блюдо. Когда ребенок рядом с родителями и что-то делает вместе с ним – это снимает тревогу.

Постарайтесь использовать это время, чтобы Вам с ребенком лучше узнать друг друга.

  1. Можно вместе сделать спортивные упражнения.
  2. Важно сохранить привычный режим жизни, в противном случае ребенку трудно будет вернуться к прежнему порядку.
  3. Сохраняйте обычный режим дня (устраивайте занятия как в школе или детском саду, устраивайте «перемены»).
  4. Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы,  -  то говорить нужно, примерно, следующее: «Если выполнять все правила  мыть руки, лицо, когда это нужно -  после того как пришли с улицы, после туалета, перед едой; проветривать комнату; на улице надевать перчатки; выполнять режим дня - вовремя ложиться спать, пить витамины, нормально есть, и т.д., - то все будет здоровы!!!» 

 Важно переводить ответы в плоскость конкретных рекомендаций. 

  1. Не нужно все время заставлять мыть руки, а только, когда это необходимо, иначе это может привести к навязчивости.
  2. Если ребенок очень боится заболеть, то можно сказать  ему: «Микробы есть всегда. Но если мы поддерживаем нормальный образ жизни: проветриваем комнату, делаем зарядку, пьем витамины, то есть, соблюдаем все правила, то все будут здоровы! Конечно, человек может заболеть, но потом он выздоравливает. Ты же помнишь, как ты болел,  был простужен (или я болел(а)? Потом ты выздоровел, я выздоровил(а). Важно соблюдать правила».
  3. Если ребенок очень волнуется из-за бабушек и дедушек, говорите ему, что если выполнять все правила, бабушки и дедушки будут здоровы.

Консультация предоставлена  Ермолаевой Анной

(психолог Горячей линии для родителей, руководитель сектора дистанционного консультирования МГППУ).

Если у Вас возникли вопросы или нужна помощь и поддержка по вопросам воспитания и развития Вашего ребенка, Вы можете обратиться на  Линию помощи родителям напрямую, позвонив по телефону 8-800-600-31-14, или задать Ваш вопрос на  сайте https://psychologmgppu.ru/. Будем рады Вам помочь!

Как помочь гиперактивному ребенку?

     Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, общем заключении специалистов. Родители могут заметить особенности поведения, определенные симптомы и обратиться к врачу – невропатологу, психологу - за консультацией, а затем вместе с ними начать помогать ребенку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребенок уже посещает школу и, начались проблемы с учебой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребенка, теряется интерес к учебе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

     К счастью, развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно предотвратить. Для этого следует придерживаться обычных правил здорового образа жизни: соблюдать режим сна, много гулять на свежем воздухе, употреблять простую здоровую пищу, придерживаясь рациона, в котором преобладают овощи, фрукты и ягоды, отказаться от добавленного сахара. Все это снижает нагрузку на нервную и  эндокринную системы ребенка и дает им возможность полноценно развиваться.

     Остановить развитие СДВГ также поможет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, а скандалы и конфликты между значимыми для ребенка людьми могут стать спусковым крючком для прогрессирования синдрома.

Три направления работы с гиперактивными детьми.

     Реабилитационная практика показывает, что работать с дошкольниками и школьниками, которым был поставлен диагноз СДВГ, нужно в трех направлениях:

  • формирование правильной функции психики;
  • отработка коммуникативных способностей;
  • работа с гневом.

     Учитывая индивидуальные особенности ребенка, данные цели должны достигаться с помощью нестандартных решений, а занятия проходить в виде простых игровых заданий. Начинать лучше с выработки усидчивости и внимательности, чего в первую очередь не хватает таким детям.

     Большое значение в коррекции поведения малышей с неустойчивой психикой имеет работа с детским психологом. На первом этапе это будут индивидуальные занятия, в которые со временем должны включаться и другие дети. Такой тренинг должен строиться в форме игры с эмоциональным фоном, приемлемым для ребенка. Игры, организованные психологом, снимают эмоциональное напряжение и агрессию, повышают концентрацию внимания, учат самостоятельно разрешать спорные ситуации.

     Вокруг ребенка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.

     Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.

Рекомендации родителям гиперактивных детей:

1. Четко определите ритм жизни ребенка, когда у него обед, когда прогулка. Формируйте одинаковые ритуалы перед сном, это дает ощущение уверенности. У многих мам присутствует «синдром отличницы», когда они боятся установить какие-либо правила ребенку, от чего тот «стоит на голове».

2. Как минимум до 7-летнего возраста сделайте крен на подвижные игры, прогулки, где ребенок может делать то, что ему хочется. Не подменяйте эти возможности занятиями в спортивных секциях. Дайте ребенку двигаться, сколько ему нужно и как он хочет. Не обязательно учить их каким-то играм. Если помните, в советское время дети проводили на улице 5-6 часов в день.

3.Дайте ребенку как можно больше телесного контакта: обнимайте, качайте. Если больше времени проводите с младшими детьми, ежедневно выделите хотя бы 15 минут на то, чтобы побыть только со старшим, сделайте так, чтобы он тоже ощутил себя ребёнком, с которым нянчатся. Говорите ласковые слова, пойте колыбельную и т.д.

4. Уберите из своей речи объяснения, дайте ребенку получить личный опыт. Если он бежит на дорогу или играет с запрещенными предметами, не читайте ему лекций, просто подойдите и разверните в обратном направлении, взяв за руку или плечо. Заменяя слова действиями. Мы даем ребенку телесный опыт, ему он более понятен.

5. Строим четкие границы в отношениях с ребенком. Если маме больно, когда малыш дергает ее за волосы, убираем его руку, не терпим.

6. Не торопим ребенка, даем ему почувствовать свои эмоции. Часто в суете родители не дают этого сделать. Пришли забирать из садика и «быстрей одеваться», не дав даже слова сказать о том, что сегодня он пережил. В ответ ребенок начинает еще больше скакать и тянуть время.

7. Посмотрите на своего ребенка с его позиции, восхититесь тем, сколько в нем энергии, наполненности, энтузиазма. Впустите это в свою жизнь, возможно, у вас будет больше точек соприкосновения. Примите его как некое благословение, которое пришло в семью через его личность.

8. Не забывайте: если все члены семьи чересчур сдержанные, то ребенок просто входит в свободную роль и проявляет чувства, в которых все ограничены. Так он неосознанно сохраняет баланс в семье

9. Обратите внимание на личность педагога, который находится с ребенком в садике. Некоторые считают, что малыш должен выполнять его приказ только потому, что взрослый так хочет. С современными детьми такое не прокатывает, здесь работает принцип действия из внутреннего побуждения. Нужно увидеть, что движет ребёнком, и направить этот познавательный интерес в мирное русло. Только так можно договориться с ребенком, даже самым активным.

10. Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога, спокойная музыка.

11.Если врач- невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

12. Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

13.Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т.д.).

Консультация предоставлена  Татьяной Кузьминой

( психолог Горячей линии для родителей, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ).

Если у Вас возникли вопросы или нужна помощь и поддержка по вопросам воспитания и развития Вашего ребенка, Вы можете обратиться  Линию помощи родителям напрямую, позвонив по телефону 8-800-600-31-14, или задать Ваш вопрос на  сайте https://psychologmgppu.ru/. Будем рады Вам помочь!

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/118779/pub_5d29aa49e3062c00aefac3e6_5d29ac60e854a900ac3de91c/scale_1200

Как организовать жизнь семьи в ситуации изоляции в период пандемии?

  1. Займитесь вместе с ребенком какой-нибудь конкретной содержательной деятельностью. Вместе сделайте игрушку, совместный рисунок, приготовьте какое-нибудь блюдо. Когда ребенок рядом с родителями и что-то делает вместе с ним – это снимает тревогу.

Постарайтесь использовать это время, чтобы Вам с ребенком лучше узнать друг друга.

  1. Можно вместе сделать спортивные упражнения.
  2. Важно сохранить привычный режим жизни, в противном случае ребенку трудно будет вернуться к прежнему порядку.
  3. Сохраняйте обычный режим дня (устраивайте занятия как в школе или детском саду, устраивайте «перемены»).
  4. Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы,  -  то говорить нужно, примерно, следующее: «Если выполнять все правила  мыть руки, лицо, когда это нужно -  после того как пришли с улицы, после туалета, перед едой; проветривать комнату; на улице надевать перчатки; выполнять режим дня - вовремя ложиться спать, пить витамины, нормально есть, и т.д., - то все будет здоровы!!!» 

 Важно переводить ответы в плоскость конкретных рекомендаций. 

  1. Не нужно все время заставлять мыть руки, а только, когда это необходимо, иначе это может привести к навязчивости.
  2. Если ребенок очень боится заболеть, то можно сказать  ему: «Микробы есть всегда. Но если мы поддерживаем нормальный образ жизни: проветриваем комнату, делаем зарядку, пьем витамины, то есть, соблюдаем все правила, то все будут здоровы! Конечно, человек может заболеть, но потом он выздоравливает. Ты же помнишь, как ты болел,  был простужен (или я болел(а)? Потом ты выздоровел, я выздоровил(а). Важно соблюдать правила».
  3. Если ребенок очень волнуется из-за бабушек и дедушек, говорите ему, что если выполнять все правила, бабушки и дедушки будут здоровы.

Консультация предоставлена  Ермолаевой Анной

(психологом Горячей линии для родителей, руководитель сектора дистанционного консультирования МГППУ).

Если у Вас возникли вопросы или нужна помощь и поддержка по вопросам воспитания и развития Вашего ребенка, Вы можете обратиться на  Линию помощи родителям напрямую, позвонив по телефону 8-800-600-31-14, или задать Ваш вопрос на  сайте https://psychologmgppu.ru/. Будем рады Вам помочь!

Что делать, если ребенок много времени проводит с гаджетом в социальных сетях?

На сегодняшний день этим с этим вопросом сталкивается большинство родителей. Важно понимать причины, по которым ребенок проводит много времени с гаджетами или в социальных сетях. Чаще всего, эти причины связаны с дефицитом общения  с друзьями и знакомыми в реальном мире, а также комфортным для детей способом взаимодействия. 

Что можно сделать?

  • Предупредите ребенка об опасностях. Откровенно проговорите с ребенком проблемы, с которыми он может столкнуться — мошенничество, интернет-травля, ненадлежащий контент, общение со злоумышленниками и прочее. В данном случае, работает принцип «Предупрежден — значит вооружен». 
  • Подпишитесь на аккаунт ребенка в социальных сетях. Так Вы сможете узнавать о друзьях своего ребёнка, подписках на сообщества, интересах и так далее. Старайтесь ненавязчиво присутствовать в его социальных аккаунтах, избегая нравоучений или насмешливых комментариев. Важно ценить личное пространство ребенка.
  • Поддерживайте с ребенком доверительные отношения. Ребенок должен знать, что в случае возникновения ситуации, с которой он не может справиться самостоятельно, он может обратиться к Вам. Постарайтесь избегать осуждения и негативного отношения. Цените, что ребенок Вам доверился и постарайтесь вместе найти решение.
  • Придумайте семейные правила. Например, можно обозначить пространства, свободные от гаджетов — кухню, гостиную или машину.  Договоритесь с ребенком, что в этих местах телефон не используется. Правила могут касаться не только пространственных, но и временных рамок. Например, после 8 часов вечера, доступ к гаджетам или социальным сетям  будет ограничен. Эти решения будут более эффективными, если Вы тоже будете соблюдать введенные правила.
  • Помогите ребенку найти хобби. Ограничивая время ребенка, которое он может проводить с гаджетами или в социальных сетях, важно понимать, что возникший пробел необходимо чем-то заполнить. Это может быть любимое дело вне сети Интернет дома, а также в рамках дополнительного образования — секции или кружка.

Ребенок станет уважать и придерживаться Ваших правил, если Вы будете уважать его потребности и права.

Консультация предоставлена Рубцовой Ольгой

(Психолог Горячей линии для родителей, руководитель Центра междисциплинарных исследований детства МГППУ)

Если у Вас возникли вопросы или нужна помощь и поддержка по вопросам воспитания и развития Вашего ребенка, Вы можете обратиться на нашу Линию помощи родителям напрямую, позвонив по телефону 8-800-600-31-14, или задать Ваш вопрос на нашем сайте https://psychologmgppu.ru/. Будем рады Вам помочь!

Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютерными играми?

На сегодняшний день этим с этим вопросом сталкивается большинство родителей. Важно понимать причины, по которым ребенок проводит много времени за компьютерными играми. Чаще всего, эти причины связаны с неудовлетворенностью реальной жизнью — отсутствием серьезных увлечений, недостатком общения со сверстниками или неумением налаживать контакты с окружающими. 

Что можно сделать?

  • Предупредите ребенка о возможных последствиях. Откровенно проговорите с ребенком проблемы, с которыми он может столкнуться — проблемы со сном, нарушение зрения, сужение круга интересов и т.д.
  • Составьте расписание дня. Расписание, в котором будут обозначены временные рамки для компьютерных игр, поможет ребенку грамотно распределять и рассчитывать свое время. Кроме того, введение расписания способствует развитию дисциплинированности ребенка, ведь он не будет предоставлен сам себе.
  • Приобщайте ребенка к домашним обязанностям. Распределение домашних обязанностей  поможет ребенку осознать свою значимость как члена семьи, задействованного в ее жизни.
  • Помогите ребенку найти хобби. Ограничивая время ребенка, которое он может проводить за компьютерными играми, важно понимать, что возникший пробел необходимо чем-то заполнить. Это может быть любимое дело вне сети Интернет дома, а также в рамках дополнительного образования — секции или кружка.
  • Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Предложите ребенку пригласить друзей домой, помогите им организовать совместную деятельность, например, игру. Детей младшего школьного возраста можно увлечь настольными играми, которые способствуют развитию навыков общения и непосредственного взаимодействия. К тому же, настольные игры могут быть очень эмоционально насыщенными. Ребенку очень важно увидеть живой эмоциональный отклик партнера, который невозможен в рамках компьютерной игры.
  • Помогите ребенку обрести уверенность в себе. Поощряйте стремление ребенка к самовыражению, это очень важно для детей в этом возрасте. Активной формой самовыражения может стать творчество. Поддерживайте стремления к самостоятельным решениям,  проявлениям инициативы, это способствует повышению самооценки и уверенности в себе.

Консультация предоставлена  Рубцовой Ольгой

(Психолог Горячей линии для родителей, руководитель Центра междисциплинарных исследований детства МГППУ)

Что делать, если ребенок проявляет нежелательное поведение в детском саду, школе и дома?

Поведение ребенка во многом зависит от поведения родителей. То, что говорят и делают родители — это почва как для желательного, так и для нежелательного поведения. Очень часто родители говорят: «Мой ребенок так себя ведет, потому что он устал», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него отцовский характер» и так далее. У всех нас есть склонность объяснять поведение какими-то внутренними причинами, с которыми мы ничего не можем поделать. Однако в реальности очень многие виды поведения в значительной степени контролируются факторами внешней среды. Так что в большинстве случаев можно изменить поведение, если изменить контекст, в котором оно происходит. Итак, есть несколько стратегий, с помощью которых родители могут изменить контекст поведения, и могут создать «условия успеха» для ребенка.

1. Отслеживайте хорошее поведение

Родителям нужно внимательно следить за ребенком и стараться «поймать» его за тем, что он сделал хорошо. Слишком уж просто родителям, когда ребенок хорошо себя ведет, сказать себе: «Отлично, ребенок хорошо играет, я могу переключиться на свои дела». Поэтому получается, что когда происходит желательное поведение, на него никто не обращает внимания. Хвалите ребенка за хорошее поведение, обращайте на него внимание. Убедитесь, что когда ребенок ведет себя хорошо, он что-то за это получает, что такое поведение выгодно для него.

В противном случае, очень часто получается, что когда ребенок ведет себя хорошо, его все игнорируют, но когда он начинает баловаться и делать что-то неправильное, родители тут же подбегают к нему: «Что ты делаешь?» И получается, что для того, чтобы получить родительское внимание, заставить маму вернуться в комнату, ребенку нужно опять вести себя плохо. И это ловушка, в которую можно угодить.

2. В случае проблемного поведения подумайте о его причинах.

Если нежелательное поведение все-таки происходит, подумайте, что именно получает ребенок в результате. Обязательно есть что-то, что делает это поведение выгодным для ребенка. Это может быть ваше внимание. Это может быть специфическая реакция взрослого или другого ребенка, которую он хочет вызвать. Или он кричит, потому что вы попросили его сделать то, что он не хочет делать? Попробуйте определить, что он пытается получить таким образом.

Если же вам это удалось, то, по возможности, старайтесь сделать так, чтобы это поведение не приводило к нужным ребенку последствиям. И если у вас получится, вы увидите, что ребенок переходит на желательное поведение, потому что оно работает, а от проблемного поведения больше нет никакой пользы.

3. Специально планируйте ситуации, в которых ребенок сможет потренироваться в желательном поведении.

Как можно чаще создавайте ситуации, в которых ребенок сможет проявлять желательные навыки. Подсказывайте ему, учите его. В каких-то ситуациях можно подсказать ребенку использовать уже имеющийся навык, в других нужно учить ребенка новому. Например, во время приготовления домашнего задания, попросите его контролировать время, объяснив, сколько его нужно на то или иное задание, и помогая на первых порах. В результате это поможет ребенку не потратить полдня на уроки, и сэкономленное время будет своеобразной наградой. Предоставьте ему инструмент для контроля над внешним миром.

4. Сделайте свои ожидания предельно конкретными и понятными.

Еще одна очень важная стратегия — делить каждую задачу ребенка на маленькие и четкие шаги. Неясные и абстрактные требования – это ошибка.

Например, если Вы говорите дочери: «Уберись в своей комнате», для Вас эта фраза может значить одно, а для нее нечто совершенно другое. Ваши критерии чистой комнаты, и ее критерии совсем не обязательно будут совпадать. Более конкретная инструкция, в данном случае, прозвучит примерно так: «Собери всю одежду, которая валяется в комнате, повесь ее в шкаф на вешалки или сложи и убери в ящик для белья». Таким образом, Ваши ожидания становятся гораздо более понятными.

Другой момент - задачу нужно делить на простые и конкретные шаги, с каждым из которых можно легко справиться. Можете сказать: «Сначала повесь на вешалки то, что должно висеть». После того, как это будет сделано, нужно похвалить ее (мы помним — важно акцентировать хорошее поведение): «Просто замечательно, огромное тебе спасибо!» Потом можете сказать: «Часть работы сделана, теперь давай поднимем вот эту одежду и уберем ее в ящик».

Если Вы скажете: «Прекрати бегать!», Вы вряд ли добьетесь желаемого. Но если Вы скажете: «Иди рядом со мной», то вероятность, что послушают, будет гораздо выше. Так что важно сделать свои инструкции конкретными, избегать частицы «не», делить задачи на простые шаги и регулярно хвалить за их выполнение.

5. Создайте для ребенка расписание, где любимые и нелюбимые занятия будут чередоваться.

Если у Вас будет распорядок дня, когда желательные для ребенка занятия будут естественным образом следовать за не очень желательными, это может значительно улучшить его поведение.

Так что, если Вы измените распорядок дня так, чтобы предпочитаемые ребенком события шли после каких-то сложных задач, его мотивация выполнить поставленные задачи станет выше, и вероятность успеха тоже повысится. Лучше растянуть дела во времени, включая что-то приятное между ними.

6. Никогда не забывайте, что вы здесь взрослый.

Идея в том, что дети будут плохо себя вести, обязательно будут. Они будут ругаться, будут пытаться вывести вас из себя. Их действия будут вызывать у вас страх, беспокойство и злость, они будут вас расстраивать. Важно напоминать себе: «Это я здесь взрослый». Если ребенок плохо себя ведет, Вы не должны быть вторым маленьким ребенком, обижаться и расстраиваться.

Ребенок не пытается расстроить и «довести» вас. Ребенок пытается сообщить вам о какой-то проблеме, которая требует решения. Ребенок пытается показать, что он не знает, как это делается. Или ребенок показывает, что он не хочет этого делать. Так что Ваша задача как родителя, либо научить его это делать, либо гарантировать, что он получит что-то в результате, так что в следующий раз он будет мотивирован вести себя хорошо.

Консультация предоставлена  Филипповой Еленой

(Психолог Горячей линии для родителей, заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии МГППУ).

Если у Вас возникли вопросы или нужна помощь и поддержка по вопросам воспитания и развития Вашего ребенка, Вы можете обратиться на нашу Линию помощи родителям напрямую, позвонив по телефону 8-800-600-31-14, или задать Ваш вопрос на нашем сайте https://psychologmgppu.ru/. Будем рады Вам помочь!

https://montessori-kostroma.ru/wp-content/uploads/profilaktika-i-korrekciya-agressivnogo-povedeniya-u-detej.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей педагога- психолога. Родительское программирование на неудачу

Любые родители, находясь в здравом уме и твердой памяти, желают своему ребенку добра. Исходя из самых лучших побуждений, стараясь предостеречь любимое чадо от жизненных невзгод, они периодически...

Консультация для родителей "Особенности психологии дошкольников ".

Дошкольное детство -короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет ....

Консультация для родителей педагога - психолога Катютиной Людмилы Александровны на тему: "Психологическая характеристика детей пятого года жизни"

В материале раскрываются психологические особенности детей пятого года жизни. Раскрывается социальная ситуация развития ребенка среднего дошкольного возраста, особенности игровой деятельности. Развити...

Консультация для родителей «Особенности психологии дошкольников»

Консультация для родителей «Особенности психологии дошкольников»...

Родительское собрание в рамках Всероссийской недели родительской компетенции: «Детские ахи-страхи и как их победить»

  Сегодня речь пойдет не о том, как сделать ребенка бесстрашным супергероем, а о том, что предпринять, чтобы он как можно реже плакал, отчаивался и был способен чувствовать себя счастливым...