Статья на тему: «Индивидуальные беседы «формирование навыков самообслуживания»
статья
Индивидуальные беседы «формирование навыков самообслуживания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_statya.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детский сад «Сказочная планета»
Статья на тему:
«Индивидуальные беседы «формирование навыков самообслуживания»
Выполнила : Филиппова Яна Андреевна
Санкт- Петербург
Индивидуальные беседы «формирование навыков самообслуживания»
Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые умеют делать, у которых все удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими.
А.с.макаренко
Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а воспитываются в нём. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.
Приобщению детей к труду в дошкольные годы большое значение придавала н. К. Крупская. Она указывала, что детский труд с самых ранних лет может послужить при целесообразном его применении важным условием нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее.
Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания жизненно необходимо для полноценного развития ребенка.
Формирование полезных привычек - это кропотливый труд, который требует от взрослого много времени и терпения. Но от результата этого труда зависит здоровье ребенка. Его успешная социальная адаптация (сначала в детском саду, а потом и в школе), а также эмоциональное благополучия взрослых.
Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.
Самообслуживание формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.
Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.
Базовые навыки самообслуживания
Навыки опрятности:
1. При небольшой помощи взрослых пользоваться: носовым платком; полотенцем; горшком; расчёской; салфеткой.
2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.
Навыки приёма пищи:
1. Жевать с закрытым ртом.
2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).
3. Пить из чашки, держа её двумя руками.
4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.
Навыки одевания и раздевания:
1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.
2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.
Учимся умываться
Завернуть рукава одежды
Взять мыло и намылить руки – сделать белые перчатки
Смыть мыло под струей воды
Вымыть лицо (взрослый называет каждую его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.
Еще раз обмыть руки водой
Снять полотенце
Насухо вытереть лицо и руки (взрослый называет части тела и лица, которые вытираются)
Предложить посмотреть в зеркало: «вот какой я чистенький»
Учимся пользоваться полотенцем
Предложить ребенку
Снять полотенце с крючка
Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку
Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица
Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем
Поменять руки местами
Все действия сопровождаются оживленным разговором с малышом и, при необходимости, показом.
Учимся пользоваться носовым платком
Знать назначение носового платка
Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
Находить носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п.
Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать его по назначению
Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман
Обращать внимание на чистоту носового платка
Учимся пользоваться расческой
Знать свою расческу и место, где она лежит
Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования
Исключить возможность пользования чужой расческой
Учимся пользоваться зеркалом
Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду)
Подводить малыша к зеркалу, обращать внимание на чистоту одежды и лица.
К методам формирования навыков самообслуживания можно отнести:
Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов гигиенических процедур;
Пример взрослого (нужно постоянно помнить о том, что дети раннего возраста очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание));
Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков);
Показ и объяснение (показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное);
Упражнение и контроль (упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. Только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы; контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков; следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом; отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.);
Игровые приемы (позволяют более активно воздействовать на малыша; игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей; помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра «в ошибки»);
Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок (все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык);
!!!Важно!!! Чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Таким образом, воспитание навыков самообслуживания – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания давала в спокойном тоне, вызывающее у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель сможет достичь положительного результата, учитывая задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья о формировании навыков самообслуживания
Материал, содержащий игровые методы и приемы для формирования навыков самообслуживания детей раннего возраста в ДОУ...
Статья "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"
"Мы не поможем людям , делая за них то, что они могли бы сделать сами"...
Конспект образовательной деятельности образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» по формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков на тему: «Быть опрятным - хорошо!» (2 младшая группа)
Цель: совершенствовать культурно - гигиенические навыки детей, приучать следить за своим внешним видом, воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ «Формирование навыков самообслуживания»
Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания жизненно необходимо для полноценного развития ребенка....
Беседа с родителями Тема: " Формирование навыков самообслуживания".
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» г.ЧадаанаДзун-Хемчикского кожууна Республика Тыва УтверждаюЗав. д/с «Малышок» г....
Статья: «Формирование навыков самообслуживания и социально – бытовой ориентации для детей с нарушением интеллекта».
. Дети с нарушением интеллекта испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, нарушены овладение гигиеническ...
Индивидуальные беседы. «Воспитание навыков самообслуживания детей 4-го, 5-го года жизни ребенка»
Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия,...