Современные подходы к организации конструктивно-модельной деятельности дошкольников
презентация
В презентации представлены основные моменты по организации конструктивно- модельной деятельности в детском саду. Выделены цели, задачи, виды, формы организации детской деятельности по конструированию. Для проверки знаний педагогов в заключении презентации предлагается блиц-опрос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация конструирование | 573.29 КБ |
консультация конструирование | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конструирование-занятие из детства
Цель и задачи конструирования Ц ель : Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении через конструирование из разных материалов . Задачи: Приобщение к конструированию ; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться.
Конструирование в младшем дошкольном возрасте Группа раннего возраста (1-2г) . Знакомство с деталями конструктора, игры со строительным материалом . Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет ) В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно . Способствовать пониманию пространственных соотношений. Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.
Конструирование во 2 младшей группе Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета . Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд ). Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома—улица; стол, стул, диван—мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Конструирование в средней группе Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга Обучать конструированию из бумаги ; Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала.
Конструирование в старшей группе Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование). Учить выделять основные части и характерные детали конструкций . Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие. Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Учить заменять одни детали другими. Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал . Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Конструирование в подготовительной к школе группе Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. Конструирование из строительного материала. Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением Конструирование из деталей конструкторов. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. Учить создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Учить создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.). Продолжать развивать навыки конструирования из природного и бросового материала.
Виды конструирования Техническое Художественное
Формы обучения конструированию По образцу По чертежу По условиям По замыслу
Моделирование - это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета Модельно-конструктивная деятельность создает условия для организации детского коллектива и может быть использована воспитателем в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия, служить основой для формирования предметных форм кооперации и сотрудничества.
Особый акцент на: полезность прочность красота
Польза конструирования Познавательная активность Анализ и синтез Пространственное мышление Навыки сотрудничества Творчество Самостоятельность
Источники: infourok.ru nsportal.ru multiurok.ru novoedrevo.ru Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. З.В.Лиштван «Конструирование». Л.В. Куцакова "Конструирование и художественный труд в детском саду.
Блиц - опрос С каким видом детской деятельности тесно связано конструирование? К какой образовательной области относится конструирование? Назовите типы детского конструирования? Назовите детали, входящие в деревянные строительные наборы. Назовите формы организации КМД? Педагогам необходимо составить как можно больше слов из слова " конструирование ".
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Сказка»
Консультация для педагогов на тему:
«Современные подходы к организации конструктивно-модельной деятельности дошкольников»
Подготовил: ст. воспитатель Фролова Е.С.
г. о. г. Выкса.
2021г
- Тема нашей консультации: Современные подходы к организации конструктивно-модельной деятельности дошкольников
- Вспомните, как в детстве вы строили домик из стульев и накрывали его одеялом…А ведь это и есть конструирование, занятие, полезное в любом возрасте!
Конструирование – вид продуктивной деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
В соответствии с ФГОС ДО «конструктивно-модельная» деятельность относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.
- Главная цель конструирования: Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении через конструирование из разных материалов.
- Задачи по возрастам в соответствии с образовательной программой ДОУ:
Группа раннего возраста (1-2г.) Знакомство с деталями конструктора, игры со строительным материалом.
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных соотношений. Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.). По окончании игры приучать убирать все на место. Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).
- Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке. Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд). Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома—улица; стол, стул, диван—мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.
- Средняя группа (от 4 до 5 лет) Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части. Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах —стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.). Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек. Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому—окна, двери, трубу; к автобусу—колеса; к стулу—спинку). Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.
- Старшая группа (от 5 до 6 лет) Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.). Учить выделять основные части и характерные детали конструкций. Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие. Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки. Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Учить заменять одни детали другими. Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
- Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности. Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. Конструирование из строительного материала. Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома). Конструирование из деталей конструкторов. Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Учить создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Учить создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).
- Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.
К техническому относятся:
конструирование из строительного материала (детали которого имеют геометрические формы);
конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;
конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
Существует множество видов конструкторов: «Лего», деревянные, пластмассовые, металлические, магнитные и др.
Сейчас для детей создано множество различных конструкторов, имеющих разнообразную форму и виды крепления. Ребёнок может выбрать любой для своего творчества.
Но нельзя забывать о правилах безопасности! Конструкторы, содержащие мелкие детали можно давать со средней группы только под присмотром взрослых (такие как магнитные и различного рода мозаику)!!!!
К художественному конструированию относятся:
конструирование из бумаги
конструирование из природного и бросового материала.
Художественное конструирование: из бумаги
Путём комбинирования разных бумажных форм создаётся огромное разнообразие поделок
Несмотря на привлекательность, это сложный вид деятельности.. Поэтому традиционная методика строится на наглядном и подробном пошаговом объяснении.
При конструировании из бумаги можно использовать разную по фактуре бумагу (в зависимости от поставленных задач).
Дети учатся:
делать разметку с помощью шаблона;
создавать игрушки-забавы.
и объемные игрушки в технике оригами.
Из природного материала
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, с помощью форм (песочниц) – пирожки, куличики
В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок.
Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками
Образцы поделок начинающие педагоги сейчас могут брать не только из пособий, но и из интернет ресурсов.
Художественное конструирование из бросового материала
Можно использовать материалы, главное требование к которым – безопасность: коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласт, поролон, пробки и т. д. Фактически они представляют собой полуфабрикаты.
Соединяя которые с помощью пластилина, клея или проволоки и дополняя разнообразными деталями можно получить интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.
- Формы обучения конструированию:
Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения.
Можно предложить детям виды работ по образцу:
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Обучение детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.
Конструирование по модели – Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
Конструирование по условиям – принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим).
Конструирование по замыслу – самостоятельное создание образа будущего сооружения и воплощение его в материале, который имеется в распоряжении ребёнка.
Здесь мы видим сюжетное конструирование по замыслу самостоятельное и коллективное (которое могут выполнять 2 и более человек)
- Моделирование - это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета. Моделирование приносит большую пользу будущим школьникам, ибо изготовление моделей способствует в дальнейшем более глубокому усвоению школьного курса математики и того материала, который изучается. Моделируя, ребенок приобретает полезные навыки практического характера, учится строить, клеить, делать чертеж. Ведь любая модель делается по определенному чертежу. Чертеж - своеобразный графический язык, такой язык интернационален. Он понятен любому. Модельно-конструктивная деятельность создает условия для организации детского коллектива и может быть использована воспитателем в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия, служить основой для формирования предметных форм кооперации и сотрудничества
- Модельно-конструктивная деятельность создает условия для организации детского коллектива и может быть использована воспитателем в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия, служить основой для формирования предметных форм кооперации и сотрудничества.
В художественно-эстетическом развитии акцент делается на развитие у детей понимания пользы и красоты постройки (т.е. что представляет собой эта постройка и ее место в пространстве)!
Детей нужно учить строить, соблюдая основные законы архитектуры:
- полезность - постройки могут быть разного назначения: для человека (жилые дома, дворцы, служебные здания, гаражи, мосты, парки и т.д.), для животных (конура, сарай и т.д.);
- прочность - конструкция будет прочной, если ее строить, соблюдая следующие правила: все детали надо укладывать ровно, плотно прижимая друг к другу; основание конструкции (фундамент, 1-й этаж, опоры), нужно делать прочным, а каждый следующий этаж должен быть чуть меньше предыдущего, как в пирамиде; все вертикально стоящие детали, надо укрепить с обеих сторон другими детали (кубиками, кирпичиками, призмами), образно говоря «завалинками»); пластину (перекрытие, потолок) нужно выбрать чуть большого размера, чем расстояние между деталями и придавить ее сверху какой-нибудь деталью; 2-й ряд деталей укладывается поперек; стык деталей нужно укрепить, придавив другой деталью; недостающие детали можно заменить другими формами из другого конструктора (поэтому так важно показать детям способы замещения деталей);
- красота – постройка должна быть гармоничной по формам и цвету. Покажите, как можно украсить постройку цветом, строительными деталями. Хорошо если ребенок будет проговаривать процесс и результат строительства.
Важно научить детей процессу строительства: замысел (что задумали строить? О ком позаботимся?); материал (из чего будем строить?); средства деятельности (чем будем строить?); последовательность возведения конструкции (что сначала положим, что потом?); результат (доволен ли ты постройкой? Почему? Получилась ли она удобной, прочной, красивой?). Поиграв с постройкой, ребенок должен разобрать конструкцию с верху, не уронив ни одной детали. Быстро и аккуратно сложить в коробку. Постройка нужна не сама по себе, а как средство для развития, сюжетной игры, в которой проявляется забота о ком– то.
- Польза конструирования:
Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы.
А еще конструирование — чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития.
Через конструирование ребенок познает окружающий мир, а итогом освоения линии познания становиться способность ребенка к самостоятельности, умению осознанно использовать разные способы и приемы познания, такие как анализ, синтез, построение и использование наглядных моделей и пр. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления .
- Источники.
-Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду».
- З.В.Лиштван «Конструирование».
- Л.В. Куцакова"Конструирование и художественный труд в детском саду.
-nsportal.ru
-multiurok.ru
-novoedrevo.ru
15. Блиц – опрос
1. С каким видом детской деятельности тесно связано конструирование?(Игровой деятельностью).
- К какой образовательной области относится конструирование?
( Художественно - эстетическое развитие).
- Назовите типы детского конструирования? (Техническое, художественное).
- Назовите детали, входящие в деревянные строительные наборы: (кирпичики, кубы, полукубы, призмы трехгранные, пластины, цилиндры, бруски, арки).
- Назовите формы организации КМД?
(Конструирование по образцу, по схеме или чертежу, по условиям, по замыслу)
- Педагогам необходимо составить как можно больше слов из слова "конструирование".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования
В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...
«Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификации по программе «Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста» (модуль вари...
«Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»
laquo;Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»...
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации по программе «Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста» (модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)
Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельности детей.В Федеральных государственных требованиях...
ПРОЕКТ: «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Конспект совместной деятельности педагога и детей по теме: «Студия арт-дизайн упаковки»...
Доклад "Современные подходы к организации разных видов деятельности дошкольников в процессе физического воспитания
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯЧехонадских С.А. В настоящее время в связи с переходом н...