Как устроить огород
консультация
Предварительный просмотр:
Как устроить огород
Площадь под огород для младших групп отводится из расчета 1 кв.м на каждого ребенка (включая дорожки). Для детей средней группы норма увеличивается до 1,5 кв. м, а для старших дошкольников — от 1,5 до 2 кв. м. Размеры огорода могут быть и другие, что зависит от местных условий.
На участке, отведенном под огород, делают грядки шириной 60 см и междурядья шириной 50 —60 см. Кроме того, прокладывается центральная дорожка шириной до 1,5 м. На нее выносится стойка с инструментами для работы. Для отдыха детей, проведения занятий и наблюдений ставятся стол и скамейки.
Огород окаймляют бордюром из низкорослых растений. Это могут быть примулы, маргаритки, анютины глазки, низкие астры, а также земляника, особенно безусая. Оформленный бордюром огород имеет привлекательный вид, кроме того, создается естественная изоляция групп.
Огород для младших групп устраивается рядом с игровой площадкой. Так воспитателю легче организовать работу с детьми, сочетая ее с игрой. У детей средней и старших групп огород общий. Такая планировка дает возможность выращивать и вести наблюдения за большим числом растений и избежать повторов.
Из овощных растений на участке выращивают: салат, шпинат, редис, лук, петрушку, горох, капусту (кочанную, цветную, кольраби), морковь, репу, свеклу, огурцы, помидоры, кабачки, тыкву, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп, из многолетних культур — ревень. Овощные растения имеют много сортов. На участке выращивают те культуры, которые являются районированными для данной области и района.
Для огорода младших групп следует использовать быстрорастущие овощи, и прежде всего такие, которые можно есть в сыром виде. Это лук, горох, бобы, редис. Старшие дети могут посеять для них семена салата, моркови, репы.
На огороде для средней группы высаживают те же культуры, но при этом желательно иметь по возможности не один, а два сорта (например, салат кочанный и листовой, редис розовый с белым кончиком и белый). Кроме того, можно выращивать и шпинат. Сравнивая овощи, дети могут находить общие признаки и различия.
На огороде старших групп дается весь набор овощных растений, рекомендуемых для участка детского сада. При этом выращивают овощи, которые размножаются семенами и рассадой. Это несколько видов капусты (кочанная, цветная, кольраби, брюссельская, хибинская), помидоры, огурцы, кабачки. Сажают также тыкву, подсолнечник, несколько лунок картофеля.
Посев и посадка овощей
Семена для посева должны быть чистосортными, иметь хорошие посевные свойства. Основные показатели посевных качеств семян — это всхожесть, чистота и низкая влажность. Для ускорения появления всходов семена намачивают и проращивают. Семена моркови, лука, свеклы стоят 1—2 сут., огурцов, капусты, редиса, салата, кабачков — 8—12 ч, гороха — 2—6 ч.
Сроки посева (для северо-западной зоны).
Сроки посева для растений различны. Морозостойкие культуры (морковь, петрушка, салат, редис, укроп) высевают с самого начала полевых работ — с первой половины мая, так как всходы этих растений могут выдерживать небольшие весенние заморозки. Семена зонтичных (морковь, петрушка, укроп) и лук долго не прорастают, поэтому их сеют раньше большинства культур, чтобы они успели прорасти до просыхания верхнего слоя почвы.
При температуре +5, +8° производят посев и посадку лука-севка, картофеля, репы, редьки, брюквы, а также высаживают в грунт рассаду капусты.
Культуры, требовательные к теплу (огурцы, тыква, кабачки, помидоры, фасоль), сеют и сажают рассадой тогда, когда температура почвы поднимается до +10° и минует опасность весенних заморозков.
Для получения более раннего урожая овощей применяют подзимние посевы. Их проводят с таким расчетом, чтобы семена не проросли до замерзания почвы, так как осенние всходы погибают от зимних морозов. Обычно сеют их во второй половине октября. Под зиму можно сеять редис, петрушку, морковь, салат, укроп, шпинат, сажать лук-севок, чеснок.
Глубина заделки семян. Глубина заделки семян зависит от их размеров, времени посева и влажности почвы. Чем мельче семена, тем меньше должна быть глубина их заделки. Мелкие, но быстро прорастающие семена салата, репы, брюквы заделывают на глубину 1—1,5 см, семена редиса и редьки — на 1,5—2 см.
Проростки средних по величине семян огурцов и свеклы могут пробиться и сквозь более толстый слой почвы: их заделывают на глубину 2—3 см. Крупные семена гороха, фасоли, бобов заделывают на глубину 3—5 см.
Семена моркови, петрушки, лука из-за медленного прорастания при мелкой заделке не всходят, так как поверхностный слой почвы быстро подсыхает, а при глубокой — всходы не могут пробиться к поверхности почвы и тоже погибают. Поэтому семена их заделывают на глубину 0,5—1 см, а затем засыпают перегноем толщиной до 2 см.
Уход за растениями. Овощные растения дают урожай при условии постоянного ухода за ними.
После дождя или искусственного полива почва уплотняется и часто образуется корка. Особенно страдают от этого всходы зонтичных, лука и свеклы. Корку разрушают рыхлением. Сорняки приносят вред растениям. Они более приспособлены к борьбе за свет, влагу и пищу, чем культурные растения.
Прополка, прореживание и правильная агротехника — основные условия борьбы с сорняками. Большое значение имеет и удаление сорняков на прилегающих дорогах и канавах до их цветения. Мульчирование, т. е. покрытие поверхности почвы навозом, торфом, перегноем, предохраняет посевы от сорняков и улучшает физико-химические свойства верхнего слоя почвы.
При выращивании овощных растений очень важной является борьба с вредителями и болезнями. Первое место среди вредителей занимают насекомые, затем млекопитающие (грызуны), паукообразные (паутинный клещ), мягкотелые (слизни), некоторые черви (свекловичная нематода). Многие бактерии и грибы вызывают заболевания растений.
Для борьбы с вредителями на участке можно применять профилактические методы, механические и биологические. Профилактические методы имеют большое значение, особенно соблюдение севооборотов — правильное чередование культур с учетом их биологических особенностей. Важное значение имеет предпосевная обработка почвы, а также соблюдение сроков посева семян.
Крестоцветные, особенно капуста, сильно повреждаются гусеницами капустной белянки. Гусениц собирают с растений и затем уничтожают (механический метод).
Биологические методы борьбы с вредителями должны занять ведущее место. Это прежде всего охрана и привлечение насекомоядных птиц (развешивание на участке искусственных гнездовий и зимняя подкормка птиц). Хорошие результаты дает привлечение на участок жаб, истребляющих голых слизней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Как устроить праздник" (старшая группа)
Цель: Развитие познавательного интереса старших дошкольников к социальному окружению через интеграцию детских видов деятельности.Задачи:- Познакомить детей с тем, как можно самим подготовить праздник...
Занятие по развитию речи в первой младшей группе "Устроим кукле Маше комнату"
Занятие позволяет уточнить и закрепить в пассивном и активном словаре детей названия и назначение предметов мебели, формирует умение использовать в речи предлоги "в" , "на", "под", способствует развит...
Творческая встреча с родителями "Устроим детям праздник"
Конспект развлечения с родителями, который поможет сплотить родителей и детей, устроить детям настоящий праздник....
"Как устроить овощной огород"
Материал по теме "Экологическое воспитание" - обустройство огорода в младшей группе....
Консультация для педагогов ДОУ "Как устроить огород в детском саду"
В консультации коротко рассказывается о том, как правильно выбрать овощи для посадки в соответствии с возрастом детей, размер грядок, правила и сроки посева и пересадки, глубина заделки, о правилах ух...
Консультация для педагогов ДОУ: «Как устроить огород в детском саду».
Площадь под огород для младших групп отводится из расчета 1 кв.м на каждого ребенка (включая дорожки). Для детей средней группы норма увеличивается до 1,5 кв. м, а для старших дошкольников - от 1,5 до...
Как устроить огород в детском саду
Консультация для воспитателей "Как устроить огород в детском саду"...